Урок музыки по теме "Музыкальная форма:рондо"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
Представленный материал предназначен для использования на уроках музыки в 3 классе общеобразовательной школы в рамках изучения темы "Формы и жанры музыки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_po_teme_rondo.docx | 288.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки по теме «Музыкальная форма: рондо»
Пояснительная записка
Представленный материал предназначен для использования на уроке музыки в 3-м классе общеобразовательной школы в рамках изучения темы «Формы и жанры музыки».
Урок включает в себя различные виды деятельности: хоровое пение, восприятие и размышление о музыке, танцевальная и ритмическая импровизация. Развитию творческой фантазии способствует сочинение детьми собственной сказки по картинке и «озвучивание» ее голосом, музыкальными инструментами, «звучащими жестами».
Материал урока представлен в большом объёме. Это даёт возможность выбрать учителю нужное количество творческих заданий во всех видах музыкальной работы с детьми.
Цель: Формирование представления о форме рондо.
Задачи:
- Развивать умение определять музыкальную форму рондо; навыки хорового пения; музыкальной творческой активности; способности к восприятию музыки; умения импровизировать, сравнивать и анализировать.
- Воспитывать любовь и интерес к музыке; потребность в общении с музыкальным искусством.
Планируемые результаты
Предметные:
Обучающийся научится:
- слушать, определять характер музыкального произведения;
- выделять особенности музыкальной формы рондо, типов развития (повтор, контраст);
- выполнять задания творческого характера;
- сочинять ритмические рисунки в форме рондо (с повторяющимся рефреном);
- исполнять хоровые произведения в форме рондо;
- импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности.
Метапредметные:
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- использовать знаково-символические средства и схемы для решения задач;
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Музыкальный материал: Романс «Спящая княжна» А. Бородина, «Зачем нам выстроили дом», «Классное рондо» Д.Кабалевского.
Ход урока
Организационный момент
Музыкальная разминка: приветствие, распевание с ритмическим сопровождением.
Актуализация знаний
- На прошлых уроках вы познакомились с различными формами музыки. Какими? (Одночастная, двухчастная, трехчастная, вариационная.)
Знакомство с новым материалом
- Сегодня вы познакомитесь с ещё одной музыкальной формой. Начнём мы это знакомство с исполнения знакомых вам попевок «Мы - третьеклассники», «Мы - девочки», «Мы - мальчики». Но споём их в таком порядке: весь класс, мальчики, весь класс, девочки, весь класс (Исполнение.)
- У нас получилась новая форма – рондо. Одна и та же тема («Мы - третьеклассники») чередуется со звучащими, только по одному разу, эпизодами («Мы-мальчики» и «Мы-девочки».) Вы услышали новые термины. Какие? (Рондо, эпизод.)
- Слово «рондо» - французское. Оно означает «круг», «круговая песня». Рондо - это хороводный танец, в котором главную мелодию (рефрен) исполняют все участники, а эпизоды - группы, выходящие в центр круга. С главной темы (рефрена) обычно начинался и ей же заканчивался танец, образуя как бы замкнутый круг. Давайте попробуем воспроизвести этот танец под песню «Классное рондо». (Дети, взявшись за руки, не спеша, исполняют главную мелодию «Мы - третьеклассники». Затем мальчики выходят в центр круга, исполняют свой эпизод, сопровождая маршевыми движениями. Вновь все встают в общий хоровод и исполняют главную мелодию. Далее девочки импровизируют танцевальные движения, выходя в центр круга и исполняя эпизод «Мы - девочки». И вновь все встают в общий хоровод. Исполнение группами эпизодов можно сопровождать хлопками.)
- Молодцы!
Ритмическая импровизация
- А теперь попробуем исполнить ритмическое рондо. Рефрен исполняет весь класс, далее кто-либо из вас придумывает свой мотив. Затем вновь весь класс исполняет рефрен, а продолжает кто-то один и т.д. (Эпизоды можно прохлопать, а также исполнить на различных ритмических музыкальных инструментах.)
- Итак, мы выяснили, что музыкальная форма рондо произошла от французского хоровода. Музыка в этой форме, как и в хороводе, основана на многократном повторении припева, у которого есть специальное название - рефрен. А запевы называются эпизодами. Приготовьте свой «музыкальный конструктор» и составьте схему рондо (Используя различные геометрические фигуры, дети составляют схему: рефрен – круг, эпизоды – другие фигуры.)
- Подобный принцип сопоставления разных частей встречается не только в музыке. Вот пример - хорошо знакомая вам сказка А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке». Посмотрите внимательно на эту картинку.
- Какое событие в этой сказке постоянно повторяется? (Встреча старика с рыбкой.). Есть в сказке и события переменчивые. Какие? (Желания старухи.)
Получается, эта сказка строится по принципам той же цепочки, что и музыкальные произведения в форме рондо.
Сочинение сказки
- А теперь попробуйте сочинить свою сказку по следующей картинке.
- Каких персонажей вы видите? (Человек, собака, кошка, заяц, слон.) Какой персонаж появляется несколько раз? (Человек - главный герой.) Все остальные персонажи появляются в сказке только по одному разу. (Дети сочиняют свою сказку и озвучивают ее персонажей голосом, игрой на инструментах, хлопками и т. д.)
- Молодцы! У вас получилась замечательная сказка!
Беседа и слушание романса А.П.Бородина «Спящая княжна»
- Представьте, что вы - композиторы. Я буду читать стихи, а вы подумайте, какую бы вы написали музыку к этому фрагменту?
(Учитель читает спокойной, неторопливой интонацией начальные строки текста романса «Спящая княжна».)
Спит. Спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном,
Спит под кровом тёмной ночи,
Сон сковал ей крепко очи.
Спит, спит.
(Музыка была бы мягкой, спокойной, напевной, как колыбельная.)
- Изменится ли характер музыки в следующей части?
(Учитель читает более твердой интонацией следующие строки текста.)
Вот и лес глухой очнулся,
С диким смехом вдруг проснулся
Ведьм и леших шумный рой
И промчался над княжной.
(Характер музыки будет другой – взволнованный, подвижный и т.д.)
- Продолжим (учитель читает текст: строки о княжне – спокойной, сонной интонацией, о богатырях – более решительной, твёрдой интонацией.)
Лишь княжна в лесу глухом
Спит все тем же мёртвым сном.
Спит, спит.
Слух прошёл, что в лес дремучий
Богатырь придёт могучий,
Чары силой сокрушит,
Сон волшебный победит
И княжну освободит, освободит.
Но проходят дни за днями,
Годы идут за годами...
Ни души живой кругом,
Все объято мёртвым сном.
Так княжна в лесу глухом
Тихо спит глубоким сном;
Сон сковал ей крепко очи,
Спит она и дни, и ночи.
Спит, спит.
- Какую бы форму вы выбрали для сочинения музыки на эти слова? (Рондо.)
- А теперь я предлагаю вам послушать романс А.П.Бородина «Спящая княжна» и проверить, правильно ли мы предположили? (Ответы детей.)
Разучивание песни «Зачем нам выстроили дом» Д.Кабалевского
(Слушание, определение формы произведения, разучивание и исполнение с учителем.)
Итоги урока. Рефлексия.
- Наш урок подошел к концу. Вы довольны своей работой на уроке? (Ответы детей.)
- Что нового вы сегодня узнали? (Форму рондо.)
- Что означает французское слово «рондо»? (Круг.)
- Как строится форма рондо? (Главная тема чередуется с контрастными эпизодами.)
- Какие задания на уроке вам понравилось выполнять больше всего? (Ответы детей.)
- На следующий урок подберите другие сказки, в которых чередование персонажей будет сходно с формой рондо.
- Молодцы! Вы отлично поработали и каждый сегодня достоин похвалы!
Музыкальное прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Урок №5 Тема урока: Добро и зло (урок первый).
Конспект урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Принцип построения формы «рондо»
урок музыки в 3 классе "Принцип построения формы «рондо»"УМК «Школа 2100».Музыка Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений.Авторы: В.О.Усачева, Л.В.ШколярБАЛАСС Москв...
презентация Тема урока: «Форма-рондо» 3 класс
презентаци к открытому уроку по теме "Форма Рондо"...
презентация Тема урока: «Форма-рондо» 3 класс
презентаци к открытому уроку по теме "Форма Рондо"...