ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Принцип построения формы «рондо»
методическая разработка по музыке (3 класс) по теме

Саратцева Ольга Ивановна

урок музыки  в 3 классе "Принцип построения формы «рондо»"

УМК «Школа 2100».Музыка Учебник  для 3 класса  общеобразовательных  учреждений.

Авторы: В.О.Усачева, Л.В.Школяр

БАЛАСС Москва,2012год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_forma_rondo_bez_transs_transkripami.doc116 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


   Тема:  Принцип построения формы «рондо»

ФИО (полностью)

Саратцева Ольга Ивановна

Место работы

МБУ лицей №51, г. о. Тольятти

Должность

учитель музыки

Предмет

музыка

Класс

3

Тема и номер урока

Принцип построения формы «рондо»

  № урока 29

Базовый учебник

УМК «Школа 2100».Музыка Учебник  для 3 класса  общеобразовательных  учреждений.

Авторы: В.О.Усачева, Л.В.Школяр

БАЛАСС Москва,2012год

Цель урока

Создание условий для формирования способности к определению характера и настроения музыкальных произведений; передачи их в разных формах исполнения музыки (пения, пластического интонирования, игре на музыкальных  инструментах).

Задачи

Обучающие: познакомить с новой формой «рондо», научить на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения; т.е. накопление музыкальных впечатлений, благодаря реализации (учителем) принципа увлеченности.

Развивающие: развивать  творческое мышление и воображение, музыкально – творческие способности каждого ребенка на основе реализации принципа учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.  воспитания его эстетических чувств и музыкального вкуса.

 Воспитательные:    научить сотрудничеству и взаимопомощи при выполнении музыкально-творческих заданий  

Метапредметные:

Личностные.

 Будут сформированы основные моральные нормы поведения  и внутренняя позиция  школьника на уровне положительного  отношения к школе. Осваивают роль певца.

Регулятивные.

Научатся:  оценивать произведения разных музыкальных жанров ; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; получит возможность научиться: понимать и выполнять задания учителя, осуществлять самопроверку; адекватно воспринимать  оценку своей работы учителем, товарищами; мобилизовывать силы для преодоления препятствий.

Познавательные.

Научатся: понимать заданные вопросы, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; понимать знаки, получить возможность научиться добывать  специальные знания, понятия, термины проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным жизненным опытом;

Коммуникативные.

 Научатся: использовать в общении правила вежливости; получить возможность научиться; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; строить понятные для партнёра высказывания, сотрудничать на уроке со сверстниками.

Тип урока:

изучение нового материала.

Технологии:

Игровые технологии, технологии проблемного сотрудничества и ИКТ

Необходимое техническое оборудование:  ПК,  экран, мультимедийная презентация, музыкальный центр,  синтезатор,  музыкальные инструменты -  колокольчик, треугольник, бубен.

Этапы урока:

1.Организационный момент

2. Повторение изученного материала

3. Изучение нового материала

4. Закрепление пройденного материала.

5. Рефлексия.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название ЭОР

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин)

1

2

3

4

5

6

1

Орг. момент

синтезатор

1.Эмоциональный настрой на урок.

Приветствие «Здравствуйте ребята»

Песня К. Бартеньев « Музыка, здравствуй»

 ( для погружения в тему урока пою припев трижды. Сначала здороваюсь с девочками, они приветствуют меня, потом с мальчиками, и со всем классом)

Входят в класс под музыку  новой песни «Зачем нам выстроили дом» Д. Кабалевского.

 На приветствие «Здравствуйте ребята» - учащиеся отвечают точно повторяя мелодию учителя (игра «Эхо») в мажорном ладу.

2 мин

2

Актуализация знаний

Слайд 1

на экран выведена тема урока

Подводящий диалог

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие музыкальные формы вы уже знаете?

У.: Что представляет собой двухчастная

форма?

У.: А Трёхчастная?

Учащиеся: Одночастная, двухчастная и трехчастная.

Ответы учеников.: Это форма состоящая из двух контрастных частей

Ответы учащихся: Форма, состоящая из трех частей где первая и третья части повторяются, а средняя часть на похожа на крайние части

( контрастна)

Дети отвечают полным ответом  на вопросы учителя по правилу поднятой руки, стоя

4 мин

3

Изучение нового материала

А.Слушание музыки. Погружение в новую тему

Объяснение нового материала

Игра на инструментах детского оркестра

Слайд 2 Портрет Композитора В.А.Моцарта

Слайд  3

Слайд  4 

используется анимация

(мышонок -главная тема, а другие изображения – эпизоды, они чередуются с главной темой.

Слайд 5 Портрет Композитора В.А.Моцарта

Сейчас давайте прослушаем  произведение великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

- в какой форме написано это произведение?

  - первое прослушивание фрагмента)

Какая проблема у нас возникла?

Задаю проблемный вопрос: Чем эта форма отличается от ранее изученных?

У.: Сегодня мы с вами познакомимся с новой формой построения музыки - рондо. Это название вам  о чем-нибудь говорит?

У.: А какой формы эти конфеты?

У.: А теперь подумайте и скажите, что означает слово рондо, если связать его с формой этих леденцов?

У. Правильно, ребята. Рондо в переводе с французского языка означает круг. Это такая форма, где главная мелодия чередуется отличающимися друг от друга эпизодами.

А сейчас я загадаю вам загадку. На экране перед вами круг. Определите, где здесь главная тема, а где эпизоды. Изобразите  в своих блокнотах главную тему и эпизоды любыми предметами

Второе  прослушивание

слушаем «Рондо в турецком стиле

У. Что вы можете сказать о строении этого музыкального произведения?

У.Давайте разными инструментами укажем на главную и эпизоды. Услышим главную мелодию будете бить в бубны, а во время эпизодов – звенеть колокольчиками и играть на треугольниках. (« Рондо в турецком стиле» великого австрийского композитора В.А.Моцарта. Третье   прослушивание.

 У. Можно ли сказать, что главная мелодия весьма отличается от эпизодов, контрастна им

Учащиеся высказывают свои точки зрения.  

Кто-то считает сколько  раз  изменялась тема, кто-то следит за  изменением характера звучания.

Высказывания детей

 Учащиеся высказывают различные предположения, среди которых фигурируют конфеты под названием « Рондо»)

Ответы учащихся: Круглые

Ответы учащихся: Круг

Изображают  в своих блокнотах главную тему и эпизоды любыми предметами

Учащиеся слушают второй раз фрагмент

Ответы учащихся. Форма рондо. Главная мелодия несколько раз  повторяется, чередуясь с эпизодами.

У.Давайте разными инструментами укажем на главную и эпизоды. Услышим главную мелодию будете бить в бубны, а во время эпизодов – звенеть колокольчиками и играть на треугольниках. (« Рондо в турецком стиле» великого австрийского композитора В.А.Моцарта. Третье   прослушивание

3 мин

10мин

1 мин

2 мин

2 мин

4

Обобщение и вывод

Знакомство с  новой песней

Разучивание песни

Слайд 6 Ударные инструменты

Слайд 7 текст физминутки.

Слайд 8

Задания физминутки.

Слайд 9

ритм физминутки.

Слайд 10

Текст песни

Синтезатор

слайд 11

слайд12

слайд 13

Слайд 14

У. Можно ли сказать, что главная мелодия весьма отличается от эпизодов, контрастна им

У. Делаем вывод: когда не получится форма рондо? Если не будет контраста между темой и эпизодами. А вы заметили, что в Рондо есть моменты, где фортепиано как бы передает звучание барабана? И почему Моцарт дал такое название своей пьесе?

Более двухсот лет назад, в моцартовское время, в Западной Европе впервые услышали турецкую музыку, дотоле здесь неизвестную. В турецкой музыке большую роль играли ударные инструменты ( Здесь можно спросить учащихся кто был в Турции, так ли это в наши дни) Особенно большой барабан. Этот инструмент был изобретён на Востоке и получил широкое распространение в Турции. Потому его часто называли

« Турецким барабаном» Громкие удары барабана Моцарт очень остроумно воспроизвел в своём

 « Турецком рондо» Барабаны относятся к группе ударных инструментов симфонического оркестра.

Проводит физминутку.

Нос, рот, голова,

Уши, щёки, лоб глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Руки хлоп, хлоп, хлоп,

Ноги топ, топ, топ,

Раз сюда, два сюда,

Это нет, а это да.

У. Ребята посмотрите на экран. Вы видите слова песни «Зачем нам выстроили дом» Прочитайте, пожалуйста, слова песни и определите форму стиха.

Сначала разучиваем главную тему песни, рефрен.

У. А сейчас мы проведем небольшую музыкальную викторину, Внимание на экран

 Дифференцированные задания

Задание первое: найдите схему рондо.

Задание второе: прослушав произведение определить форму.

У. Ребята мы прослушали с вами « Неаполитанский танец» П.И. Чайковского из балета « Лебединое озеро»  Знаете ли вы какой инструмент вел главную мелодию?.

Труба относится к группе медных духовых инструментов.

У. Итак мы ответили на проблемный вопрос урока? Мы с вами познакомились с формой рондо, повторили инструменты группы ударных и группы медных духовых.

Ответы учащихся: Менялась громкость звучания.

Ответы учащихся

Учащиеся делают предположения)

Читают  и рассматривают

Работают в парах,  стоят напротив друг друга

-Исполнение с показом

-Исполнение с простукиванием ритма

-С изменением темпа

-С использованием контрастной динамики

-С использованием постепенно меняющейся динамики

-С изменением тембра голоса

-Речевым каноном

-Ритмическим каноном

Читают текст песни  вслух по правилу поднятой руки, стоя

 

Ответы учащихся.  

Пропевают в ансамбле с учителем

Ответы учащихся первая, вторая или третья)  При неправильном ответе высвечивается слайд 11, при правильном 12.

.

Учащиеся пытаются определить форму

ответы учащихся хотелось бы услышать – труба)

2 мин

2 мин

2 мин

2 мин

3 мин

2 мин

5

Рефлексия.

Итог урока.

Слайд 15

Слайд 16

Рефлексия проводится с применением опоры:

     -Сегодня на уроке я узнал …

     - Работать мне было…, потому что …

      -Помогал мне…

     - Больше всего мне понравилось…

      -Труднее всего было

Рефлексия по опорам

3 мин

Приложение к плану - конспекту урока

Принцип построения формы «рондо»

(Тема урока)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, музыкальный фрагмент, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

http://files.school-collection.edu.ru

информационный

музыкальный фрагмент

http://muzanator.com/tr

http://www.fantasiescometrue.com

http://mnogonot.ucoz.ru/photo

http://www.7not.ru

http://www.market-area.ru

http://telopera.ru.com

http://images.yandex.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%ED%E4%EE

2

http://files.school-collection.edu.ru

информационный

иллюстрации

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1076c9e4-90ed-447e-a51c-33536d52e962/ResFile.SWF

3

http://files.school-collection.edu.ru

информационный

 Иллюстрации, портрет В.А.Моцарт

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstor

http://www.openclass.ru/node/245985

1- 10 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Неопределённая форма глагола"

На уроке ребята совершат увлекательное путешествие на остров Глаголов, где познакомятся с неопределённой формой глагола. Презентацию можно скачать, перейдя по ссылке: http://ya-uchitel.ru/load/prezent...

План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.

Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы  в  определении спряжения глаголов. К уро...

Урок музыки по теме "Музыкальная форма:рондо"

Представленный материал предназначен для использования на уроках музыки в 3 классе общеобразовательной школы в рамках изучения темы "Формы и жанры музыки"...

презентация Тема урока: «Форма-рондо» 3 класс

презентаци к открытому уроку по теме "Форма Рондо"...

презентация Тема урока: «Форма-рондо» 3 класс

презентаци к открытому уроку по теме "Форма Рондо"...