Программа для детей с ЗПР "Радуга эмоций"
рабочая программа по музыке (1, 2, 3 класс) на тему
Недостатки развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР поддаются коррекции в условиях специально организованного обучения и воспитания. программа "Радуга эмоций" позволяет создать условия для развития эмоциональной сферы в рамках учебного предмета музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduga_emotsiy_cherdantseva_e.a.docx | 35.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Черданцева Елена Александровна
«РАДУГА ЭМОЦИЙ»
Развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР в процессе музыкально-художественного творчества на уроках музыки
программа по музыке для детей ЗПР 1-4 классов коррекционного специального обучения
Научный руководитель−
кан.пед.наук.,доцент
Яковлева Наталья Фёдоровна
Шушенское
2013
Актуальность.
Эмоциональная сфера является важнейшей формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности. Изучение эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) показало, что эмоциональное развитие детей данной категории характеризуется замедленным темпом формирования, как и другие психические функции и личность ребёнка. Поэтому для этой группы детей характерны следующие черты, являющиеся следствием недоразвитой эмоциональной сферы, а как-то: эмоциональная неустойчивость, колебание настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля, во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения, недостаточный уровень умственного и речевого развития, нарушение поведения, проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Исследования показывают, что на современном этапе развития общества задержки психического развития являются наиболее частыми проявлениями нарушенного развития в младшем школьном возрасте. Недостатки эмоциональной сферы у детей с ЗПР поддаются коррекции в условиях специального организованного обучения и воспитания в процессе музыкально-художественного творчества. Из этого следует, что необходимо разработать коррекционную программу, позволяющую создать условия для развития эмоциональной сферы в рамках учебного предмета в коррекционном классе. Музыкаявляется важным средством развития эмоциональной сферы, это самый эмоциональный вид искусства, она обладает свойствами затрагивать бессознательные слои психики, влиять на чувства человека, проникать сквозь защитные механизмы сознания в глубины бессознательного. Музыкально-художественное творчество является продуктивным видом деятельности, в процессе которого дети поют, танцуют, играют на шумовых инструментах, народных обрядовых праздниках, участвуют в театрализации), в процессе которой у детей с ЗПР происходит развитие эмоционально-волевой сферы.
Данная программа позволяет учителю музыки создать условия на уроках музыки для музыкально-художественного творчества учащихся коррекционного класса.
Цель программы: Развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР в процессе музыкально-художественного творчества на уроках музыки.
В результате реализации программы, дети должны:
Знать:
музыкальные жанры, названия и особенности звучания музыкальных инструментов, основы музыкальной грамоты, средства музыкальной выразительности.
Уметь:
воспринимать музыку различных жанров, эстетически откликаться на искусство, выражать своё отношение к нему в различных видах музыкально - художественного творчества, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, танец, театрализация, игра на шумовых инструментах), общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) , воплощать различные художественные образы.
Владеть:
приёмами выразительного пения, основными танцевальными движениями;
навыками совместной творческой деятельности, навыками игры на 1-2 шумовых инструментах.
Задачи:
- Воспитывать интерес к музыкально-художественному творчеству.
- Формировать приёмы и умения коллективного музыкально-художественного творчества (пение, танец, театрализация, игра на шумовых инструментах, народные обрядовые праздники, музыкальные игры и др).
- Развивать эмоциональную отзывчивость и музыкально-творческие способности.
- Корригировать отклонения эмоционального развития.
Научное обоснование программы.
Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии.Отечественные психологи и врачи
Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др. указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, тем самым подтверждая идею «воспитание посредством искусства»
В процессе занятий музыкой, пением у учащихся с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания (С. М. Миловская, И. В. Евтушенко).
Занятия театрализованной деятельностью детей с задержкой психического развития дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-снмволической функции мышления произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории (Е. А. Медведева).
Особенностью программы является включение детей с ЗПР в различные виды музыкально-художественного творчества, способствующие развитию эмоциональной сферы:
-пение;
-слушание музыки;
-игру на шумовых инструментах;
-музыкальные игры;
-театрализацию (участвуют в постановках музыкальной сказки);
-танец;
-народные обрядовые праздники.
Продолжительность программы 4 года.
Количество занятий в неделю 1 ч. Продолжительность занятия 45минут. Реализуется на уроках музыки в коррекционном классе.
Критерии и показатели:
Реализация данной программы позволит формировать эстетические представления об окружающем мире. Показателями являются способность различать музыкальные жанры; определять на слух звучание музыкальных инструментов народного и симфонического оркестра, способность различать выразительные средства музыкально-художественного творчества: пения, танца, театрализации; способность создавать сценический образ; проявление интереса и стремление заниматься музыкально-художественным творчеством; способность включаться в разные виды музыкально-художественного творчества.
В результате реализации программы у детей с ЗПР наблюдается положительная динамика сформированности эмоционально-волевой сферы. Показателями являются: способность к саморегуляции эмоционального состояния; способность демонстрировать способности и умения; снижение тревожности.
Методы: тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение, психодиагностика.
Методики изучения эмоциональной сферы:
1.Тест Люшера – Дорофеевой навыявление эмоциональной неадекватности и эмоциональных нарушений;
2.Методика «Шкала эмоций К. Изарда» (модификация С.И.Калинина) направлена на исследование сформированнности у детей умения распознавать свои эмоции, овладеть и управлять ими.
3.Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго) предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания.
4. Опросник на выявление страхов Г.А Шалимовой;
5. Тест на выявление школьной тревожности Филипса,
Методика изучения волевой сферы:
6. Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (детский вариант)
Ожидаемые результаты:
- дети эстетически воспринимают окружающий мир;
- эмоционально воспринимают разные виды музыкально-
художественного творчества;
- умеют определять разные жанры, звучание музыкальных инструментов, понимают выразительные средства музыкального, танцевального, театрального искусства, знают основы музыкальной грамоты;
- исполняют музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, танец, театрализация, игра на шумовых инструментах, народные обряды и праздники);
- обладают эмоциональной стабильностью, имеют эмоциональные контакты с близкими взрослыми;
- умеют создавать сценический образ и выступать перед аудиторией, участвуют в концертах;
- на уроке и вне занятий в школе присутствует благоприятная эмоциональная атмосфера.
Ресурсное обеспечение программы:
Программа предназначена для реализации учителем музыки первой и высшей категории, психологом. Для проведения занятий необходим стандартный оборудованный кабинет музыки, мероприятия проводят в большом классе или актовом зале. Рекомендуется наличие костюмов, масок и декораций для театральных постановок и проведения народных обрядовых праздников.
Тематический план занятий 1-ый год обучения (33ч.)
Название разделов | Общее количество часов | Аудиторных часов | Прак- тических часов | Мероприятия | Ожидаемый результат |
Раздел №1 Слушаем музыку | 3 | 1 | 1 | 1 | Слушают небольшие музыкальные произведения с ярко выраженной программой, рисуют музыку,отличаютпесню,танец,марш,определяют эмоциональное содержание |
Раздел №2 С песенкой по лесенке | 6 | 4 | 2 | Знают названия нот. В ансамбле исполняют3-4песни разного характера, выполняют упражнения на артикуляцию, дикцию, упражнения на развитие эмоционального состояния | |
Раздел№3 Игра на шумовых инструментах | 3 | 3 | Владеют приёмами игры на шумовых инструментах Выполняют музыкально-ритмические упражнения. | ||
Раздел№4 Музыкальные игры | 3 | 2 | 1 | Знают и выполняют правила музыкальной игры, в процессе игры умеют слушать изменения в музыкальном сопровождении. | |
Раздел№5 Движение и музыка | 6 | 1 | 4 | 1 | Выполняют 8-10 танцевальных движений, участвуют в парных танцах (полька, русская пляска) |
Раздел№6 В гостях у сказки | 6 | 1 | 4 | 1 | Умеют исполнять небольшую роль в соответствии с возможностями. |
Раздел№7 Народные обрядовые праздники | 6 | 3 | 3 | Участвуют в праздниках «Осенины», «Проводы зимы», обряде «Масленица». |
Тематический план 2-ой год обучения (35 ч.)
Название разделов | Общее количество часов | Аудиторных часов | Практических часов | мероприятия | Ожидаемый результат |
Слушаем музыку | 4 | 1 | 2 | 1 | Слушает музыку П.И. Чайковского,М.П. Мусоргского,С.С.Прокофьева,М.И.Глинки, В.А.Моцарта,И.С. Баха, знает названия музыкальных произведений. Подбирает 2-3 слова-эмоциональной окраски. Рисует музыку. Знает жанры оперы, балета. |
С песенкой по лесенке | 6 | 4 | 2 | Исполняет6-8песен,по желанию поёт сольно, выполняет упражнения на коррекцию речевых деффектов, дыхание, упражнения на развитие ритма, интонации, дикции, артикуляции | |
Теоретические знания | 1 | 0,5 | 0,5 | Знает средства музыкальной выразительности. | |
Игра на шумовых инструментах | 3 | 3 | Исполняет свою партию на шумовом инструменте под музыкальную фонограмму в ансамбле. | ||
Музыкальные игры | 3 | 2 | 1 | Участвует в играх в роли ведущего, массовых играх,умеет вовремя начинать и останавливать игру, слышит динамические оттенки, изменения темпа, регистра, эмоционального содержания музыки. | |
Движение и музыка | 6 | 1 | 4 | 1 | Согласовывает движения с музыкой. Знает выразительные средства танцевального искусства.Умеет танцевать хоровод, выполнять движения народного танца, участвует в массовых танцах. |
В гостях у сказки | 6 | 1 | 4 | 1 | Знает о выразительных средствах театрального искусства. Играет роль в музыкальной сказке . |
Народные обычаи и праздники | 6 | 3 | 3 | Участвует в праздниках «Капустные вечорки», «Рождество», «Встреча весны» |
Тематический план 3-ий год обучения
Название разделов | Общее количество часов | Аудиторные часы | Практи- ческие часы | Мероприятия | Ожидаемый результат |
Слушание музыки | 3 | 1 | 1 | 1 | Слушает музыку П.И. Чайковского,М.П. Мусоргского,С.С.Прокофьева,М.И.Глинки, В.А.Моцарта,И.С. Баха, Л. Бетховена, Н.А. Римского-Корсакова знает названия музыкальных произведений. Подбирает 2-3 слова-эмоциональной окраски. Рисует музыку. Знает музыкальные жанры. Подбирает картины, созвучные музыке по настроению. |
Раз словечко, два словечко-будет песенка | 6 | 4 | 2 | Исполняет6-8песен,поёт сольно, выполняет упражнения на коррекцию речевых деффектов, дыхание,на развитие ритма, интонации, дикции, артикуляции. | |
Теоретические знания | 5 | 5 | Знает выразительные средства искусства музыки, танца, театра, просматривая видеофрагменты,клипы, презентации, отрывки из музыкальных фильмов рассказывает о их эмоциональном содержании. | ||
Игра на шумовых инструментах | 3 | 3 | Ритмично исполняет партию на 1-2 шумовых инструментах по выбору. | ||
Музыкальные игры | 3 | 2 | 1 | Участвует в русских народных играх с пением. | |
Движение и музыка | 4 | 3 | 1 | Исполняет массовые танцы с образным содержанием. | |
В гостях у сказки | 6 | 1 | 4 | 1 | Участвует в постановке музыкальной сказки. Исполняет вокальную партию или танцевальную. |
Народные обычаи и праздники | 6 | 4 | 2 | Исполняет народные песни, танцы, играет на шумовых инструментах, поёт сольно, произносит тексты. Участвует а «Посиделках», «Масленице». |
Тематический план 4-ый год обучения (35ч.)
Название разделов | Общее количество часов | Аудиторные часы | Практи- ческие часы | Мероприятия | Ожидаемый результат |
Слушание музыки | 3 | 1 | 1 | 1 | Слушает музыку зарубежных, русских и современных композиторов,знает названия музыкальных произведений. Знает музыкальные жанры. Имеет представления о форме музыкального произведения. Подбирает картины, созвучные музыке по настроению. Погружается в процесс слушания (релаксации). |
Раз словечко, два словечко-будет песенка | 6 | 4 | 2 | Исполняет6-8песен,поёт сольно, выполняет упражнения на коррекцию речевых деффектов, дыхание,на развитие ритма, интонации, дикции, артикуляции. Исполняют песни на школьных праздниках. | |
Теоретические знания | 5 | 5 | Знает выразительные средства искусства музыки, танца, театра, просматривая видеофрагменты, клипы,презентации, отрывки из музыкальных фильмов рассказывает об их эмоциональном содержании. | ||
Игра на шумовых инструментах | 3 | 3 | Ритмично исполняет партию на 1-2 шумовых инструментах по выбору. | ||
Музыкальные игры | 3 | 2 | 1 | Участвует в русских народных играх с пением. | |
Движение и музыка | 4 | 3 | 1 | Исполняет массовые танцы с образным содержанием. Выступают на школьных праздниках. | |
В гостях у сказки | 6 | 1 | 4 | 1 | Участвует в постановке музыкальной сказки. Исполняет вокальную партию,танцует, работает над сценическим образом. Выступают на концерте в школе. |
Народные обычаи и праздники | 6 | 4 | 2 | Исполняет народные песни, танцы, играет на шумовых инструментах, поёт сольно, произносит тексты. Участвует в русских обрядовых праздниках в школьных мероприятиях. |
Используемые источники:
- Алмазова И.Г. Формирование эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности: автореф, дис.кан.пед.наук.-Елецкгос.ун-т им. И.А. Бунинаю-2009.-27с.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
- Ветлугина Н.А. и др. Музыкальные занятия в детском салу / Н.А.Ветлугииа, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова. — М., 1984.
- Выготский Л.С. Психология искусства. — М, 1968.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т.- М., 1983.-Т. 5.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольников. — М, 1963.
- Медведева Е. А. Специальное образование детей с трудностями в обу-чении: Задержка психического развития // Специальная педагогика /Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2000.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика:Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2002. —224 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. - М., 1997.
- Пеня Т.Г. Театральное искусство и дети // Искусство в жизни детей. -М., 1991.
- Психология лиц с умственной отсталостью: Уч.- метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с//
http://www.pedlib.ru/Books/6/0360/6_0360-124.shtml
- Турбина Е.Н. Особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной отсталостью//«Специальное образование».- 2011,- №-С.84-91.
- Фалетрова О.М. Развитие эмоциональной сферы учащихся специальных школ в процессе музыкального образования/Фалетрова О.М.: диссертация кан.пед.наук.- Ярослав. гос.пед.институт.-Ярославль,2003.-191с.
- ЯковлеваН.Ф. Разработка индивидуально-ориентированных воспитательных и коррекционно-развивающих программ для социально дезадаптированных детей и подростков/Н.Ф. Яковлева; Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. 2. Астафьева.-Красноярск,2009.-144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Одаренные дети-дети будущего"
Программа расчитана для начальной школы. Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. В рамках программного материала ребёнок не может развить свои способности до высокого уровня, ему нео...
программа обучения детей с ОВЗ"Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ"
Программа рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорной моторике,способствующей коррекции мелкой моторики рук,развитию мышления,памяти,внимания....
Программа коррекционной работы "Учись управлять эмоциями"
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ. Игровые технологии обучения....
Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Оксаной Павловной разработаны адаптированные образовательные программы по чтению и развитию речи, письму и развитию речи, математике для обучающегося по индивидуальной программе (обучение на дому) Тют...
Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
План работы с опекаемыми детьмиФормы работы с опекаемой семьёйПлан индивидуальной работы с ученицей 1 "А" класса Истоминой Н.Характеристика ученицы 1 "А" класса Истоминой Н....
Программа работы детей из социально неблагополучных семей и детей попавших в трудные жизненные ситуации
Цель программы:1. Адаптация учеников из социально неблагополучных семей в социуме.2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Обучение грамоте» для детей 6-7 лет срок реализации программы 7 месяцев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям»по курсу «Обучение грамоте»для детей 6-7 лет...