Программа коррекционной работы "Учись управлять эмоциями"
рабочая программа (3 класс) на тему

Таранец Юлия Евгеньевна

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ. Игровые технологии обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_upravlyat_emotsiyami.docx60.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа – интернат № 67

Пушкинского района Санкт – Петербурга

                                                                                                   УТВЕРЖДЕНА

                                                                               приказом от _20 июня_ 2015 г. № _21 §2_

                                                                               Директор _________________ Азацкая Т.В.

Рабочая программа

_________внеурочной   деятельности  «Учимся  управлять  эмоциями»_________

                                                                            (учебный предмет)

____________социальное____________________класс ___________________

                                      (направление)

2015 – 2016 учебный год

(срок реализации)

Рабочая программа составлена на основе работ Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Чистяковой М.Н. и  программы Стрельниковой «Войди в тридесятое царство»

Разработчик программы:

______________________________Таранец_ Юлия _Евгеньевна____________________________

(Ф.И.О. учителя,

__________________учитель начальных классов, нет квалификационной категории_____________

(занимаемая должность, квалификационная категория)

РАССМОТРЕНА:                                                               СОГЛАСОВАНА:

На заседании ШМО                                                              Зам. директора по УР

Протокол № __6__ от  «  17  » июня 2015 г.                        ____________/Чернелевская М.А./

Руководитель____________/Осмаченко Е.В./                          (подпись,    расшифровка)  

                              (подпись,     расшифровка)                        « 17 » ____июня____ 2015 г


Пояснительная записка

   Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. За последние 10 лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Если рост тревожности по поводу взаимоотношений со сверстниками наблюдался в подростковом возрасте, то в настоящее время многих учащихся младших классов начинает волновать их характер взаимодействия с другими детьми.

   Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности  младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

   Тревожность также возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство младших школьников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями. Особенно большое влияние оказывают взаимоотношения со сверстниками, положение ребенка в группе сверстников.

   Тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта, который может быть вызван негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение, неадекватными, завышенными требованиями, противоречивыми требованиями педагогов и родителей.

Необходимо корректировать тревожность как можно раньше, уже в младшем школьном возрасте. Очевидно, что коррекционную работу с детьми нужно проводить в трех основных направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка, во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения,  в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

   Цель групповых коррекционно-развивающих занятий: снижение тревожности учащихся младшего школьного возраста, коррекция эмоционально – волевой  сферы ребенка.

   Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

  • повышение социального статуса в группе сверстников,
  • улучшение межличностных отношений;
  • образование группы как целого;
  • развитие  положительной мотивации к обучению;
  • обучение навыкам саморегуляции в психотравмирующих ситуациях;
  • обучение навыкам психоэмоциональной релаксации;
  • формирование у детей позитивного представления о собственных возможностях;
  • способствование оптимизации самооценки;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;
  • коррекция  механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.

   Задача педагога  — помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, научить их преодолевать неуверенность в себе в различных ситуациях, научить общаться. Специально организованная групповая работа с детьми  способствует реализации на практике названных задач.

   Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

   Коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными направлениями коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка являются:

  • смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
  • повышение их активности и самостоятельности;
  • устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность;
  • коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В настоящее время разработаны разнообразные методы коррекции эмоционально – волевой сферы у детей:

  • игротерапия: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, групповые подвижные игры;
  • арт-терапия, танцевальная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия;
  • поведенческий тренинг.

Теоретической основой комплекса коррекционно-развивающих занятий являются работы Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Чистяковой М.Н. и  программа Стрельниковой «Войди в тридесятое царство». Различные формы игровой терапии, арт-терапии помогают ребенку пережить свои некогда подавленные чувства. Так, сказкотерапия дает возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их. Дети получают в доступной форме психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживаниями вины, стыда.

Иначе говоря, доброжелательное общение, игры, рисование, прослушивание и обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка – помогают ребенку принять себя и мир, который его окружает.

Исходя из цели и задач, комплекс групповых коррекционно-развивающих занятий состоит из разделов:

РАЗДЕЛ 1. Первичная диагностика. 4 ч.

РАЗДЕЛ 2. Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция детской гиперактивности, профилактика агрессии в классе, снижение тревожности учащихся. 95 ч.

РАЗДЕЛ 3. Итоговая диагностика. 3 ч.

Результаты

 Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
  • оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
  • описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений  искусства;
  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД 

  • искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации  (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках;
  • добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов ;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.
  • рассказывать об основных источниках информации;

Коммуникативные УУД:

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы.


Психолого-педагогическая характеристика учащихся 3  «А» класса.

В классе  обучаются 11  детей: 8 мальчиков  и 3 девочки.Опекаемые дети – Макаров М., Пирогова А. Неполные семьи – Чапкевич А, Макаров М., Абушов Н. ,Селиванов В., Сахно М . Чувство необходимости учения  в основном сформировано. Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У некоторых наблюдается завышенная самооценка. В классе есть лидеры-организаторы. Адекватно выделяют качества хорошего ученика, но определить причину своих успехов и неуспехов способны лишь некоторые учащиеся. Многим учащимся требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых

Ученики не замкнутые, подвижные, процесс возбуждения часто преобладает над процессом торможения (Николаев М., Ефимов В., Макаров М., Чапкевич А.) . Многие учащиеся агрессивны по отношению к одноклассникам , не всегда могут справиться со своими эмоциями громко кричат и плачут(Николаев М., Малышев Е., Макаров, Селиванов В). Дети не могут слушать  других , не пытаются  принять  другую точку зрения. В процессе совместной деятельности у учащихся часто возникают споры,  как решить поставленную проблему, они  с трудом  могут  договориться друг с другом без криков и ругани. Характерный тип мышления для данного класса  - конкретно-понятийный. Доминирует наглядно-действенное и наглядно- образное мышление.

Основной тип памяти в классе  - кратковременная зрительная память, что затрудняет изучение учебного материала.

Такие учащиеся, как ТаранецГ., Мехтиев ., Пирогова А, ,Николаев М. -  дети со слабым уровнем зрительно-моторной координации, с низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью, низким уровнем самоконтроля и самостоятельности. В работе с этой группой детей, необходимо применять индивидуальный подход, адаптируя учебный материал  к индивидуальным особенностям ребенка.

Дефицит внимания и  его медленная переключаемость наблюдается у следующих учащихся:  Таранец Г., Пирогова А., Николаева М, Мехтиев А.Сохно М.

Воспитанники активно участвуют в жизни школы и класса. Неоднократно становились победителями и призёрами спортивных мероприятий.

Учителя предметники отмечают высокую активность и познавательный интерес таких учащихся , как Чапкевич А., Макаров М., Волкорезова А., Абушов Н. В целом обучающиеся воспитанники находятся на одинаковом уровне развития памяти, мышления и темпа деятельности, что затрудняет восприятие и усвоение учебного материала. Необходима постоянная коррекционно-развивающая работа .Данная программа имеет коррекционную направленность. Содержание программы обеспечит формирование положительный мотивации учебной деятельности, расширение кругозора детей, повысит уровень зрительно-моторной координации, самостоятельности и самоконтроля.

Предлагаемая программа включает дифференцированный и индивидуальный подход.

Система занятий  сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

На первый план выдвигается то содержание, которое обеспечит формирование положительной мотивации учебной деятельности, яркие эмоциональные проявления, расширение кругозора детей. Используем в работе дифференцированный подход, индивидуальную работу, так как дети с ОВЗ испытывают затруднения в процессе обучения. Затруднения обусловлены  недостатками в развитии внимания, мышления, памяти, восприятия, речи, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общеобразовательная школа. У детей с ОВЗ имеется неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию при выполнении объёмных или логических заданий. У детей с ОВЗ наблюдаются нарушения их умственной работоспособности. Это проявляется при длительном сосредоточивании на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время уроков, в излишней суетливости у одних детей и медлительности у других, в замедлении общего темпа деятельности. В программе особое внимание уделено и психофизическому развитию детей. Так как у детей с ОВЗ остается ведущей игровая деятельность,  в систему занятий включаем коррекционно-развивающие игры и упражнения. При построении занятия  делается акцент на неоднократные повторения, частые смены видов деятельности.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Литература для учителя.
  1. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс /сост. Е.В. Языканова. – 8-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  2. Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов / авт. В.Ф.Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. 21 век», 2006.
  4. Развиваем память  / сост. Шквыря Ж. – М.: Мой мир, 2008.
  5. Развиваем внимание /сост. Шагинов И.Ю. – М.: Мой мир, 2008.
  6. Развиваем логическое мышление. – М.: Мой мир, 2007.
  7. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы. / В.Н.Карандышев, А.С.Лиснянская и др. – Волгоград: Учитель, 2013.

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа : http://www.km-school.ru

3. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа : http:www.Nachalka.com

4. Международная ассоциация «Развивающее обучение». – Режим доступа : http://www.maro. newmail.ru

5. Детские песни, мультфильмы, сказки, звуковые сказки. – Режим доступа : http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

6. Интернет-ресурсы учителю начальной школы. – Режим доступа :  http://www.int-edu.ni

3. Технические средства обучения.

1. DVD-плеер (видеомагнитофон).

2. Телевизор.

3. Персональный компьютер (ноутбук).

4. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.

5. Мультимедийный проектор.

6. Мультимедийная доска.

4. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

2. Ящик для хранения таблиц.

3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).

4. Ученические  двухместные столы с комплектом стульев.

5. Стол учительский с тумбой.

Место курса в учебном плане

3 часа в неделю (34 недели), всего: 102 часа

Календарно-тематическое планирование внеурочной   деятельности  «Учимся  управлять  эмоциями» (3 часа в неделю).

Тематика

Функции

Упражнения, занятия

(название, содержание)

Количество часов

Дата

                                                                             РАЗДЕЛ 1. Первичная диагностика.  4 ч.

1

Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся.  

Тестирование, анкетирование, беседы.

1

3.09

2

Исследование когнитивных трудностей обучения учащихся.

Тестирование, анкетирование, беседы.

1

4.09

3

Исследование самооценки.

Методика Дембо-Рубинштейна

1

7.09

4

 Диагностика и мониторинг коррекции нарушений поведения и эмоционально-волевой сферы.

Тест тревожности (Р.Тэммпл, В.Амен, М.Дорки) .  Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

1

10.09

РАЗДЕЛ 2. Коррекция эмоционально – волевой сферы.  

Коррекция детской гиперактивности, профилактика агрессии в классе, снижение тревожности учащихся. 95 ч.

5

Коррекция гиперактивности.

Дыхательные упражнения.

  Игра "Безмолвный крик",
   "Хвасталки".

1

11.09

6

 Снятие чрезмерного напряжения и тревожности детей.

 Развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляции социальных отношений детей.

Релаксационные упражнения для мимики лица. «Измени концовку»,

1

14.09

 7

Развитие и обогащение навыков адекватного, конструктивного поведения. Профилактика нежелательных негативных тенденций в поведении детей.

 Игра "Камушек в ботинке»,

 "Толкалки", "Довольный - сердитый".

1

17.09

8

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме: прямо заявлять о своих чувствах, выражать гнев в косвенной форме с помощью игровых приемов.

Упражнения «Мешочек для криков», «Волшебная труба», «Листок гнева».

1

18.09

9

10

    Развитие навыков распознавания и контроля негативных эмоций.

Тренировка навыков распознавания эмоциональных состояний: рисование  на темы: "Koгдa я сержусь", "Koгдa я радуюсь",  "Koгдa я счастлив" и т.д.

2

21.09

24.09

11

Развивать способность к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Игра "Прогулка с компасом".

1

25.09

12

 Обучение эффективным способам общения. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Ролевые  игры, в процессе которых ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны:

"Связующая нить",  «Новоселье».

1

28.09

13

Коррекция  навыков общения, расширение поведенческого  репертуара.

Разбор ситуаций: «Кто прав?», «Как поступить?», «Выбери вариант».

 1

1.10

14

Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях, учить брать ответственность на себя.

Игры способствующие  снижению вербальной и невербальной агрессии, которые являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: "Обзывалки", "Двa барана", "Толкалки", "Жужа", "Рубка дров".

1

2.10

15

 Развитие внимания ребёнка (концентрация, переключаемость, распределение).

  Упражнения: "Общий ритм",  "Ласковые лапки",  "Дa и Heт", "Тух-тиби-дух".

1

5.10

16

Снятие мышечного напряжения. Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам.

Работа с пластилином.

1

8.10

17

 Развивать способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.

Парные коммуникативные упражнения, способствующие  расширению "открытости" по отношению к партнеру - способности чувствовать, понимать и принимать его: «Чаша доброты», "Двое с одним мелком", «Датский бокс».

1

9.10

18

Развитие навыков взаимодействия со сверстниками.

Групповые коммуникативные упражнения, развивающие навыки взаимодействия в коллективе:

"Групповой портрет", «Скала».

1

12.10

19

   Развитие умения думать о себе в позитивном ключе. АРТ-терапия

«Прогноз погоды» -  выражение настроения  с помощью рисунка.

1

15.10

20

Развитие внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

Упражнения «Волшебный круг», «Кто больше?»

1

16.10

21

Развитие умения концентрировать внимание на деталях. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Упражнения для развития  когнитивной сферы: «Колпак», «Маска», «Руки-ноги».

1

19.10

22

 Развивать умение радоваться вместе с друзьями, адекватно воспринимать и проявлять радость.

Игра «Снежный ком», «Стирка», «Ведомый и ведущий».

1

22.10

23

Развитие адекватной самооценки, осознания собственной уникальности.

Сказкотерапия  

«Мой сказочный герой».

1

23.10

24

Развитие навыков самоанализа, целеполагания, планирования жизни, а также продуктивного решения внутриличностных конфликтов, проблемных ситуации в социуме, снятие эмоционального напряжения.

Сказкотерапия  

«Сочиняем сказку»

1

26.10

25

26

Развитие положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.

Игра «Здравствуй Я, мой любимый»,

 «Разыгрывание ситуации»

2

29.10

30.10

27

Расширение и обогащение словаря.

Очищение словаря от искаженных, жаргонных слов.

«Ругаемся овощами».  Игра «Добавьте словечко», «Измени выражение»

1

9.11

28

Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение детьми сочетаемости слов, осознанное построение предложений

 Составление устных рассказов, используя опорные слова, словосочетания.

1

12.11

29

Развитие воображения.

Развитие чувства принадлежности к группе.

Развитие  адекватных эмоциональных реакций в ходе совместного взаимодействия.

Упражнение «Страшная сказка по кругу», «Мячик ласковых слов».

1

13.11

30

 Развивать интонационную выразительность в ходе работы с художественным произведением

Совершенствовать умение  проигрывать различные эмоциональные состояния.

Игра «Азбука страхов».

1

16.11

31

32

Развитие ассоциативного мышления. Освоение участниками группы техники Я-заявления.

Упражнения «Ассоциации с фруктами», «Ласковый мелок».

2

19.11

20.11

33

 Создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Упражнение «Кино», «Краски».

1

23.11

34

Снятие внутренних зажимов.  

Упражнение «Волшебный стул», «Принц и принцесса».

1

26.11

35

Развитие умения создавать словесный портрет своего друга с помощью речевых инструкций. Развитие речи, обогащение словаря.

Упражнение «Проигрывание ситуаций», «Положительный и отрицательный».

1

27.11

36

Совершенствовать коммуникативные навыки в процессе игровой деятельности.

Упражнение «Кто я в мире взрослых». Игра «Иностранец».

1

30.11

37

Коррекция  произвольных качеств: умения сдерживать свое поведение, настойчивости при одолении трудностей, умений находить выход из трудных ситуаций.

Рисование школьных страхов.

1

3.12

38

 Способствовать выходу тревожных переживаний детей, проявлению чувств.

Упражнение «Спрятанные проблемы».

1

4.12

39

Развивать умение использовать тактильный контакт, как способ выражения симпатии друг к другу.

Упражнение «Неопределённые фигуры», «Волшебники», «Строим цифры».

1

7.12

40

Коррекция  репертуара  телесных ощущений.

Упражнение «Волшебная шкатулка», «Необычные рисунки», «Отгадай, не глядя», «Солнышко».

1

10.12

41

42

Развитие волевой саморегуляции, потребности в деятельности и самосовершенствовании.

Упражнение «Комплименты»,  «Я сильный – я слабый».

2

11.12

14.12

43

Развитие творческой личности ребенка.

Раскрытие индивидуальных способностей эмоционального восприятия мира.

Игра «Пары», «Водопад света». Упражнение «Оживление картины»

1

17.12

44

Развитие фантазии.

Развитие чувства уверенности в своих силах и самоприятии.

Игра «Картинка», «Что было бы, если…», «Необитаемый остров».

1

18.12

45

Развитие коммуникативных навыков; продолжение процесса самораскрытия; формирование умения думать о себе в положительном русле, дифференцируя позитивные и негативные черты своего характера.

Игры «Телефон доверия», «Ты кто?».

1

21.12

46

 Обогащение и активизация словарного запаса, практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи, развитие связной речи, восполнение пробелов в речевом развитии учащихся.

Упражнение «Дополни предложение», «Эмоциональные качели», «Найди общее».

1

24.12

47

Коррекция  культуры эмоций.

Развитие коммуникабельности.

Упражнение «Да-диалог», «Сделай добрым».

1

25.12

48

Коррекция навыков публичного самовыражения. Развитие речи, обогащение словаря.

Игра «Ситуации»

1

11.01

49

Развитие  чувства принадлежности к группе.

Коррекция  адекватных эмоциональных реакций в ходе совместного взаимодействия.

Упражнения «Доброе животное», «Копилка хороших поступков».

1

14.01

50

 Расширять знания детей об основных эмоциях и их экспрессивном выражении.

 Игра «Прогулка с компасом», «Новоселье».

1

15.01

51

52

Повышение социального статуса в группе сверстников,

улучшение межличностных отношений.

Упражнение «Связующая нить». Игра «Найди своё место».

2

18.01

21.01

53

Развивать внимание к эмоциональным состояниям других.

Упражнение «Зеркало», «Тень», «Эхо»

1

22.01

54

Развивать отрицательное отношение к безучастному отношению к проблемам других.

Развивать умение принимать настроение других людей.

Упражнения «Противоречия», «Почта».

1

25.01

55

56

Развитие навыков саморегуляции в психотравмирующих ситуациях.

Упражнение «Клеевой дождик». Игра «Боюсь», «Совершаем подвиг».

2

28.01

29.01

57

Коррекция  навыков психоэмоциональной релаксации.

Упражнение «Цветочный дождь».

1

1.02

58

 Коррекция внимания. Формировать умение доводить начатое задание до конца.

Музыкально – медитативные упражнения: «Недоиная корова», «Танец сидя».

1

4.02

59

60

Развитие у детей позитивного представления о собственных возможностях; способствование оптимизации самооценки. Коррекция внимания.

Игра «Золотая рыбка», «Все – некоторые - только я».

2

5.02

8.02

61

Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.

Упражнение «Я – хороший, ты – хороший».

1

11.02

62

Снятие нервного напряжения.

Игры «Клочки по закоулочкам», «Брэк!», «Необузданное творчество».

1

12.02

63

Развитие навыков самостоятельного нахождения нужных форм эмоционального реагирования.

Театр – экспромт.

1

15.02

64

Коррекция эмоциональной поддержки членов группы.

Театр – экспромт.

1

18.02

65

Коррекция навыков саморегуляции.

Упражнения с элементами сказкотерапии: «Бедный котенок».

1

19.02

66

Развитие творческих способностей и критического мышления.

Упражнения с элементами сказкотерапии:

«Верное средство».

1

22.02

67

Развитие способности концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывая в обычном предмете неожиданные возможности.

Упражнение «Придумай сказку».

1

25.02

68

Коррекция монологической речи и коммуникативных навыков.

Игра  «Быстрые ответы», «Превращение слов».

1

26.02

69

70

Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Упражнение «Разговор с руками», «Назови мои действия», «Канатоходцы».

2

29.02

3.03

71

Снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между взрослым и ребенком.

Упражнение «Ласковые лапки», «Кукловод».

1

4.03

72

Развитие творческих способностей.

Упражнение «Гравировка восковыми мелками».

1

7.03

73

Снятие вербальной и невербальной агрессии, выплескивание гнева.

Упражнения, основанные на принципе воспроизведения какого-либо образца: «Путешествия», «Спустить пар».

1

10.03

74

 Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.

Игра «Цветная неделя», «Моя жемчужина».

1

11.03

75

76

Коррекция агрессии.

Коммуникативная игра: «Огонь и лёд», «Слушай и делай».

2

14.03

17.03

77

Коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии.

Упражнение «Цветик – семицветик»

1

18.03

78

Коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии.

 «У страха глаза велики».

1

28.03

79

Развитие навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.

Упражнение «Какой я. Выбери», «Хвасталки».

1

31.03

80

Оптимизация межличностных отношений.

Упражнение «Добрые поступки», «Ты кто?»

1

1.04

81

82

Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Упражнение «Мы хорошие», «Шустрики – мямлики», «Ветер дует на…».

2

4.04

7.04

83

Развитие критического мышления.

Ролевая игра «Разыгрывание ситуации».

1

8.04

84

Обсуждение проявлений эмоций в жизни детей и окружающих людей, причины проявления, их значение.

Упражнение «Дружная семья».

1

11.04

85

86

Развитие навыков приобретения  новых реакций ребенком, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения.

«История с продолжением», «Игры со страхом», «Достань звезду».

2

14.04

15.04

87

Развивать интонационную выразительность в ходе работы с художественным произведением.

Игры – драматизации для снятия эмоционального напряжения.

1

18.04

88

Формировать умение выполнять задание по инструкции.

Воспитывать у детей сопереживание к другим людям, героям произведений

Игры – драматизации для снятия эмоционального напряжения.

Упражнение «Встреча эмоций».

1

21.04

89

Гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием в семье.

Упражнение с элементами арт-терапии «Моя семья».

1

22.04

90

Расширение сферы социального взаимодействия ребенка.

Игра «Школа»

1

25.04

91

92

Коррекция неадекватных эмоциональных реакций, вытеснение негативных переживаний.

Сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных ситуаций.

2

28.04

93

Развитие адекватных отношений к себе и окружающим.

 Упражнение «Копилка достижений».

Релаксация «Здравствуй Я, мой любимый».

1

29.04

94

Развитие произвольности поведения.

Упражнение «Кляксы», «Черепаха».

1

2.05

95

Активизация интереса к окружающему.

Игра «Конверты радости и огорчений».

1

5.05

96

Повышение мотивации к процессу обучения и общения. Развитие самостоятельности суждений, активности в открытии новых знаний в процессе коммуникативной деятельности.

Упражнение «Цветные фантазии», «Чаша доброты».

1

6.05

97

Развитие рефлексии (осознания) эмоций, их проявления у себя и окружающих.

Упражнения «Групповой портрет», «Оживление картины».

1

9.05

98

 Развитие навыков сотрудничества детей, групповой сплоченности.

«Рисуем настроение», «Солнышко».

1

12.05

99

Развитие коммуникативной культуры, сплоченности в коллективе.

Упражнение «Я и другие», «Разговор через стекло».

1

13.05

РАЗДЕЛ 3. Итоговая диагностика. 3 ч.

100

Исследование самооценки.

Методика Дембо-Рубинштейн.

1

16.05

101

102

Диагностика и мониторинг коррекции нарушений поведения и эмоционально-волевой сферы.

Тест тревожности (Р.Тэммпл, В.Амен, М.Дорки) .  Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

2

19.05

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы

Коррекционная программа...

Программа коррекционной работы как структурный компонент адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа коррекционной работы (далее Программа) согласно Стандарту является обязательным структурным компонентом содержательного раздела АООП варианта 1 и направлена на создание в школе системы ...

Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.

Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...

Программа коррекционной работы в рамках основной образовательной программы основного общего образования

Одной из важнейших задач основной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития в...

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования"

Образование направлено на то, чтобы каждый ребенок, несмотря на свои индивидуальные особенности, мог самостоятельно обеспечивать свои потребности, стать нужным и полезным обществу, найти свое место в ...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...