Программа "Одаренные дети-дети будущего"
материал по теме
Программа расчитана для начальной школы. Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. В рамках программного материала ребёнок не может развить свои способности до высокого уровня, ему необходимо больше знаний. а программа "Одаренные дети-дети будущего" предполагает развитие одаренных детей вне урока.Материал в доступной форме объясняет работу с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по работе с одаренными детьми | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ –
ДЕТИ БУДУЩЕГО»
Составила: учитель начальных классов
Ищенко Ирина Николаевна
Черногорск 2012
Цель программы:
Создание на уровне образовательного учреждения условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.
2. Осуществление поддержки одаренных детей.
3. Создание системы адресного мониторинга и сопровождения одаренных учащихся.
4. Выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к научной, проектной, исследовательской деятельности.
5. Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.
Обоснование программы
«Любой человек, сколько бы гениальным
он ни был, в течение жизни использует
не более одной миллиардной доли тех
возможностей, которые представляет ему мозг»
/Н.Дубинин/
Одарённость, талант, гениальность – это высокий уровень развития каких-либо способностей человека.
Общим для одарённых детей является потребность в знаниях. В связи с тем, что одарённые дети (выявлено Всемирной организацией здравоохранения) относятся к группе риска, им необходимо особое внимание: воспитание, отношение, специальные и индивидуальные учебные программы, подготовленные и ответственные педагоги. Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства.
Необходимость формировать конкурентоспособного выпускника школы составляет новую задачу совершенствования системы образования и все больше зависит от достижений в области внедрения и использования передовых педагогических технологий.
Разработка программы работы с одаренными детьми важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала учащегося в целом.
В МБОУ «Лицей» г. Черногорка РХ в рамках реализации программы развития была разработана программа «Одаренные дети-дети будущего», которая предусматривает целенаправленную работу по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка: интеллектуально-познавательные игры, смотры-конкурсы проектных работ, научно-практические конференции, выставки, олимпиады, пропедевтические и элективные курсы по различным предметам, интеллектуальные марафоны, фестиваль «Ученик года»(1 ступень), выстраивается система работы с учащимися, ведущими учебно-исследовательскую деятельность, выставки детского творчества, конкурсы.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Функции МО:
- Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные комиссии,
- Разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы,
- Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей через предметные комиссии,
- Обобщение и систематизация результатов деятельности через предметные комиссии,
- Обобщение результатов научно – исследовательской деятельности учащихся.
Функции учителей – предметников:
- Организация и проведение занятий с одарёнными детьми,
- Разработка, корректировка и усовершенствование программ для работы с одарёнными детьми.
- Мониторинг результативности занятий с одарёнными детьми.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам.
- Организация контроля знаний одарённых детей, выполнения программ.
- Контроль выполнения ИОП одарёнными детьми.
- Организация творческих отчётов.
- Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми.
- Подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми.
Кадровое обеспечение программы
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Анализ ситуации и внесение корректив. | Руководство деятельностью коллектива. |
Директор школы. | ||
Консультативно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. | Заместитель директора по ВР, Заместитель директора по УВР.
Педагоги школы |
Осуществление программы в системе внеклассной работы Использование новых педагогических технологий Организация исследовательской работы учащихся | Классные руководители, Учителя Педагоги дополнительного образования. |
Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе
Направление деятельности | Содержание |
Нормативно-правовое обеспечение: | Положения:
|
|
|
|
|
Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- спецкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- интеллектуальные марафоны
- Факультатив
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
- Ученическая конференция
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся.
- Предметная неделя (декада)
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.
- Исследовательская деятельность учащихся
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
- Кружки, студии, объединения
Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.
- Организация исследовательской работы учащихся в школе
Подготовительный этап:
Формирование навыков научной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных учащихся
Этапы реализации программы:
Этап | Мероприятия программы |
2012-2013 учебный год – проектировочный этап Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе. Задачи: Изучение нормативной базы. Разработка программы работы с одаренными учащимися. Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей. Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы. |
|
2013-2014 учебный год – экспериментальный Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися. Задачи: Диагностика склонностей учащихся. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников. Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися. Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов. Повышение квалификации педагогов. Диагностика склонностей учащихся. |
|
2014-2015 учебный год– переход в режим функционирования Цель: Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования. Задачи: Анализ итогов реализации программы. Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе. Коррекция затруднений педагогов в реализации программы. Обобщение результатов работы школы. Диагностика склонностей учащихся. |
|
План работы с одарёнными детьми 1 ступени в 2012-2013 учебном году. | ||||||
№ | Месяц | Организационная работа | Методическая работа | Работа с одарёнными детьми | Работа с родителями | Ответственные |
1 | Сентябрь | Сбор первичной информации о направленности интересов младших школьников по направлениям: 1. филология 2. математика 3. естествознание | Составление списков одарённых детей 1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми. 2.Обсуждение на МО начальных классов проблемы, связанной с диагностикой учащихся. | Диагностика учащихся | Опрос родителей с целью получения объективной информации. Тематическое родительское собрание. | Кл. руководители Меланич Л.А. |
2 | Октябрь | 1.Составление карты интересов. 2. Нормативно-правовое обеспечение: Положение о НОУ О проведении школьного тура предметных олимпиад О проведении предметной недели (декады) О районной и школьной конференции О конкурсах, викторинах и т.п. 3.Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.) 4.Организация изучения научно-популярной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме работы с одарёнными детьми. 1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров 2. Проведение семинара по вопросу «Одарённые дети в школе. Возможности одарённых детей. | Универсальная олимпиада.
Осенний турнир «Что? Где? Когда?» | Кл. руководители Меланич Л.А. МС | ||
3 | Ноябрь | 1. Осуществить педагогический отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов. 2. Обеспечить наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 1. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе. | Интеллектуальный конкурс «Ученик года». 1 этап Представление своего «я». Участие в «Русском медвежонке» Интеллектуальный конкурс «Ученик года». | 1 этап «Мой ребёнок самый лучший» (письменное представление своего ребёнка) | Кл. руководители, Меланич Л.А. МС. | |
4 | Декабрь | 1. Разработка материалов повышенной трудности для проведения запланированных мероприятий. | 1. Мониторинг работы системы. 2. Обсуждение на МО подборки материалов. | «Умники и умницы» Интеллектуальная игра. Интеллектуальный конкурс «Ученик года». 1 этап Представление своего «я» (продолжение) Интеллектуальный конкурс «Ученик года». | 1 этап «Мой ребёнок самый лучший» (письменное представление своего ребёнка) (продолжение) | Кл. руководители, Меланич Л.А. МС. |
5 | Январь | Оформление сайта, иллюстрированных отчетов. Корректировка ИОП. Ознакомление педагогов с планом работы на 2 полугодие. | Интеллектуальный конкурс «Ученик года». 2 этап «Минута славы» Универсальная олимпиада. | Кл. руководители, Меланич Л.А. МС. | ||
6 | февраль | Выпуск школьного информационного вестника по итогам проведённых мероприятий. Работа с портфолио одарённых учащихся. | Интеллектуальный конкурс «Ученик года». 2 этап «Минута славы» (продолжение) | Ознакомление родителей с успехами учащихся | Кл. руководители, Меланич Л.А.МС. | |
7 | Март | Интеллектуальный конкурс «Ученик года». 2 этап «Минута славы» (продолжение) Весенний турнир «Что? Где? Когда?» Участие в «Кенгуру» | Кл. руководители, Меланич Л.А. МС. | |||
8 | Апрель | Подготовка к слёту ВСЕЗНАЕК (в соответствии с положением) | Интеллектуальный конкурс «Ученик года». 3 этап «Мозговой бум» Смотр знаний. | Кл. руковод, Меланич Л.А. МС. | ||
9 | Май | Изучение и обобщение опыта работы педагогов. Выпуск «Школьной панорамы» по итогам работы за год Мониторинг работы системы. На МО подвести итоги работы с одарёнными детьми. Планирование работы с одарёнными детьми на следующий год | Интеллектуальный конкурс «Ученик года». 3 этап «Мозговой бум» (продолжение). Слёт ВСЕЗНАЕК. | Конференция для родителей | Кл. руководители, Меланич Л.А. МС. |
План работы с одарёнными детьми 2 и 3 ступеней в 2013-2014 учебном году. | ||||||
№ | Месяц | Организационная работа | Методическая работа | Работа с одарёнными детьми | Работа с родителями | Ответственные |
1 | Сентябрь | Сбор первичной информации о направленности интересов учащихся 2 ступени по направлениям:
через беседы, анкетирование, диагностирование Составление списков одарённых детей | 1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми. 2.Обсуждение на МО классов среднего звена проблем, связанных с диагностикой учащихся 3.Формирование банка данных на программы для работы с одарёнными детьми. 6. Формирование банка данных одарённых детей. 5. Принятие плана работы с одарёнными детьми. | Диагностика учащихся | Опрос родителей с целью получения объективной информации. Тематическое родительское собрание. | Кл. руководители, Меланич Л.А. МС. |
2 | Октябрь | 1. Определение целей и задач работы с одарёнными детьми. 2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров 3. Проведение семинара по вопросу «Одарённые дети в школе. Возможности одарённых детей. Организация работы педагогов с ними» | 1.Составление карты интересов. 2. Нормативно-правовое обеспечение: Положение о НОУ О проведении школьного тура предметных олимпиад О проведении предметной недели (декады) О школьной конференции О конкурсах, викторинах и т.п. 3.Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.) 4.Организация изучения научно-популярной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме работы с одарёнными детьми. 4.Заполнение карт творческой самореализации учащихся. 5. Утверждение тематики исследования учащихся на текущий учебный год и графика проведения занятий и консультаций. | Организация работы «Клуба знатоков» Проведение утановочного семинара «Что такое учебный проект и как его подготовить?» Выбор тем исследовательских и проектных работ. | Кл. руководители, Меланич Л.А. МС. | |
3 | Ноябрь | 1. Осуществить педагогический отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов. 2. Обеспечить наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). | 1. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе. 2. Проведение диагностических процедур мониторинга одарённых детей | Интеллектуальный конкурс «Ученик года». 1 этап
Участие в «Русском медвежонке» Проблемный семинар «Выбор методов научного исследования» Интеллектуальный конкурс «Ученик года». | 1 этап (письменное представление своего ребёнка) | Кл. руководители, Меланич Л.А. МС. |
4 | Декабрь | 1. Разработка материалов повышенной трудности для проведения запланированных мероприятий. | 1. Мониторинг работы системы. 2. Обсуждение на МО подборки материалов. 3. Смотр школьных портфолио одарённых детей. | Проведение интеллектуального марафона (математика, окружающий мир, литература) . Интеллектуальный конкурс «Ученик года». 1 этап (продолжение) Интеллектуальный конкурс «Ученик года». | 1 этап «Мой ребёнок самый лучший» (письменное представление своего ребёнка) (продолжение) | Кл. руководители, Меланич Л.А. МС. |
5 | Январь | Оформление сайта, иллюстрированных отчетов. Корректировка ИОП. | 1. Ознакомление педагогов с планом работы на 2 полугодие. 2. Проведение семинара – практикума «Диагностика интеллектуально и академически одарённых детей»
3 Заполнение карт творческой самореализации личности | Интеллектуальный конкурс «Ученик года». 2 этап Проведение Дня филологических исследований. Заслушивание предварительных результатов ис.д. и пр. д. ШНО. Семинар «Как подготовить тезисы доклада» | Кл. руководители, Меланич Л.А. МС. | |
6 | февраль | Выпуск школьного информационного вестника по итогам проведённых мероприятий. | Работа с портфолио одарённых учащихся. Интеллектуальный конкурс «Ученик года». 2 этап (продолжение) Конкурс рефератов по экологической тематике. | Ознакомление родителей с успехами учащихся | Кл. руководители, Меланич Л.А. МС. | |
7 | март | Психолого – педагогический консилилиум по базе данных одарённых детей. | Интеллектуальный конкурс «Ученик года». 2 этап (продолжение) Участие в «Кенгуру» Проведение школьной н – ис конференции. Участие в городской н-пр конференции | День открытых дверей. | Кл. руководители, Меланич Л.А. МС. | |
8 | апрель | Подготовка к слёту ВСЕЗНАЕК (в соответствии с положением) | Интеллектуальный конкурс «Ученик года». 3 этап | Кл. руковод, Меланич Л.А. МС. | ||
9 | май | Изучение и обобщение опыта работы педагогов. Выпуск «Школьной панорамы» по итогам работы за год 1. Мониторинг работы системы. 2. Подведение итогов работы с одарёнными детьми на МО. Проведение анализа диагностических процедур мониторинга одарённых детей. 3. Планирование работы с одарёнными детьми на следующий год. 4. Сравнительный анализ результатов работы с одарёнными детьми. | Интеллектуальный конкурс «Ученик года». 3 этап «Мозговой бум» (продолжение). Слёт ВСЕЗНАЕК. | Конференция для родителей | Кл. руковод, Меланич Л.А. МС. |
Ожидаемые результаты:
Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей в рамках образовательного учреждения на основе:
- повышения педагогической эффективности образовательной системы школы в вопросах качественной подготовки высокоинтеллектуальной личности;
- поиска оптимального соотношения между универсальностью и профильностью образования школьников;
- достижения качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;
- расширения возможностей для исследовательской работы учащихся;
- привлечения социальных партнеров, обеспечивающих высокую наукоемкость образовательного пространства школы.
Нормативно-правовая база программы:
- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет тимуровского отряда «Территория добра» В БЛАГОТОВРИТЕЛЬНОЙ АКЦИИ «Дети детям».
В данном материале отображена работа тимуровского отряда "Территория добра" в благотворительной акции "Дети детям". Данный материал показывает, какую работу можно провести с детьми. ...
Сценарий проведения занятия Актива Детской организации по теме"Активизация работы волонтёрского движения и участие в акции «Дети детям» в рамках программы СПО и ФДО «Детство без границ»
Сценарий занятия Актива Детской организации по теме"Активизация работы волонтёрского движения и участие в акции «Дети детям» в рамках программы СПО и ФДО «Детство без границ» ...
Педагогические средства воспитания толерантности у детей детей младшего школьного возраста.
Материал знакомит с педагогическими средствами воспитания толерантности у детей....
Права детей - детям
Мероприятие представлено в виде игы, с элементами театрализованности...
Права детей - детям
Мероприятие представлено в виде игры, с элементами театрализованности...
«Роль книги в жизни детей. Дети и книга в эпоху информационной цивилизации. Формирование читательской культуры как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника"
В статье рассматривается актуальная проблема формирования и развития интереса к чтению у современных школьников. На основе проведенного анкетирования прослеживается динамика этого процесса, определяют...
рекомендации для родителей по воспитанию детей "Дети учатся тому, чем живут"
рекомендации для родителей по воспитанию детей....