Программа "Одаренные дети-дети будущего"
материал по теме

Программа расчитана для начальной школы. Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. В рамках программного материала ребёнок не может развить свои способности до высокого уровня, ему необходимо больше знаний. а программа "Одаренные дети-дети будущего" предполагает развитие одаренных детей вне урока.Материал  в доступной форме объясняет работу с одаренными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«ОДАРЕННЫЕ  ДЕТИ –

                                           ДЕТИ БУДУЩЕГО»

 

                                                 

                                                           Составила: учитель начальных   классов 

                                                                          Ищенко Ирина Николаевна                                                                                                                                                                

 

Черногорск 2012

Цель программы:

Создание на уровне образовательного учреждения условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

 Задачи:

1. Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.

2. Осуществление поддержки одаренных детей.

3. Создание системы адресного мониторинга и сопровождения одаренных учащихся.

4. Выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к научной, проектной, исследовательской деятельности.

5. Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.

Обоснование программы

                                                                      «Любой человек, сколько бы гениальным

                                                                        он  ни был, в течение жизни использует

                                                                         не более одной миллиардной доли тех

                                                                         возможностей, которые представляет ему мозг»

                                                                                                                                                       /Н.Дубинин/

                                                                     

 Одарённость, талант, гениальность – это высокий уровень развития каких-либо способностей человека.

         Общим для одарённых детей является потребность в знаниях. В связи с тем, что одарённые дети (выявлено Всемирной организацией здравоохранения) относятся к группе риска, им необходимо особое внимание: воспитание, отношение, специальные и индивидуальные учебные программы, подготовленные и ответственные педагоги.     Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства.

Необходимость формировать конкурентоспособного выпускника  школы составляет новую задачу совершенствования системы образования и все больше зависит от достижений в области внедрения и использования передовых педагогических технологий.

Разработка программы работы с одаренными детьми важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала учащегося в целом.

В МБОУ «Лицей» г. Черногорка РХ в рамках реализации программы развития была разработана программа «Одаренные дети-дети будущего», которая предусматривает целенаправленную работу по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка: интеллектуально-познавательные игры, смотры-конкурсы проектных работ, научно-практические конференции, выставки, олимпиады, пропедевтические и элективные курсы по различным предметам, интеллектуальные марафоны, фестиваль «Ученик года»(1 ступень), выстраивается система работы с учащимися, ведущими учебно-исследовательскую деятельность, выставки детского творчества, конкурсы.

Концепция программы

            Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

         Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Функции МО:

  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные комиссии,
  • Разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы,
  • Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых  детей через предметные комиссии,
  • Обобщение и систематизация результатов деятельности через предметные комиссии,
  • Обобщение результатов научно – исследовательской деятельности учащихся.

Функции учителей – предметников:

  • Организация и проведение занятий с одарёнными детьми,
  • Разработка, корректировка и усовершенствование программ для работы с одарёнными детьми.
  • Мониторинг результативности занятий с одарёнными детьми.
  • Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
  • Подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам.
  • Организация контроля знаний одарённых детей, выполнения программ.
  • Контроль выполнения ИОП одарёнными детьми.
  • Организация творческих отчётов.
  • Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми.
  • Подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с  одарёнными детьми.  

Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Руководство деятельностью коллектива.

Директор школы.

Консультативно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по ВР,

Заместитель директора по УВР.

 

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

Классные руководители,

Учителя

Педагоги дополнительного образования.

Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе

Направление деятельности

Содержание

  1. Информационное обеспечение

Нормативно-правовое обеспечение:

      Положения:

  • О проведении школьного тура предметных олимпиад

  • О проведении предметной недели (декады)

  • О городской и школьной конференции

  • О конкурсах, викторинах и т.п.

  1.  Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

  • Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

  • Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

 

  1. Организационно-методическое обеспечение

  • Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.

  • Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров, районных мероприятий и курсовой подготовки при ИПК РО.

  • Разработка программ и проектов дополнительного образования в школе.

  • Изучение обобщения опыта работы педагогов.

         Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • спецкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • интеллектуальные марафоны

  • Факультатив

Учет индивидуальных возможностей учащихся.

Повышение степени самостоятельности учащихся.

Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Ученическая конференция

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Формирование информационной культуры учащихся.

  • Предметная неделя (декада)

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся.

  • Исследовательская деятельность учащихся

Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

  • Кружки, студии, объединения

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе.

  • Организация исследовательской работы учащихся в школе

Подготовительный этап:

Формирование навыков научной организации труда.

Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

Формирование познавательного интереса.

Выявление способных учащихся

Этапы реализации программы:

Этап

Мероприятия программы

2012-2013 учебный год – проектировочный этап

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

Изучение нормативной базы.

Разработка программы работы с одаренными учащимися.

Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

  • Изучение нормативно-правовой базы.

  • Анализ материально-технических условий по работе с одаренными учащимися за 2011-2012 гг.

  • Участие в школьном, городском и республиканском турах предметных олимпиад.
  • Описание системы работы с одаренными учащимися.

  • Участие в республиканской  конференции.

  • Разработка Программы "Одаренные дети".

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественных скачок в развитии их способностей:

  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

  • Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.

2013-2014 учебный год – экспериментальный

Цель:

апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

Диагностика склонностей учащихся.

Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися.

Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.

Повышение квалификации педагогов.

Диагностика склонностей учащихся.

  • Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.

  • Разработка и проведение ряда научно-методических семинаров для педагогов школы "Исследовательская деятельность учащихся".

  •  Участие в городской конференции.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  •  Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

  •  Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

  •  Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

  •  Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

  • Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности

2014-2015 учебный год– переход в режим функционирования

Цель:

Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

Анализ итогов реализации программы.

Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.

Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

Обобщение результатов работы школы.

Диагностика склонностей учащихся.

  • Участие в городской краеведческой конференции.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

  • Разработка методических рекомендаций.


План работы с одарёнными детьми 1 ступени в 2012-2013 учебном году.

Месяц

Организационная работа

Методическая работа

Работа с одарёнными детьми

Работа с родителями

Ответственные

1

Сентябрь

Сбор первичной  информации о направленности интересов младших школьников по направлениям:

1.        филология

2.        математика

3.        естествознание

Составление списков одарённых детей

1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.

2.Обсуждение на МО начальных классов проблемы, связанной с диагностикой учащихся.

Диагностика учащихся

Опрос родителей с целью получения объективной информации.

Тематическое родительское собрание.

Кл. руководители

Меланич Л.А.

2

Октябрь

1.Составление карты интересов.

2. Нормативно-правовое обеспечение:

Положение о НОУ  

О проведении школьного тура предметных олимпиад

О проведении предметной недели (декады)

О районной и школьной конференции

О конкурсах, викторинах и т.п.

3.Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

4.Организация изучения научно-популярной,  психолого-педагогической  и методической литературы по проблеме работы с одарёнными детьми.

1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров 2. Проведение семинара по вопросу «Одарённые дети в школе. Возможности одарённых детей.

Универсальная олимпиада.

 

Осенний турнир «Что? Где? Когда?»

Кл. руководители

Меланич Л.А.

МС

3

Ноябрь

1. Осуществить педагогический отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов.

2. Обеспечить  наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

1. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

1 этап Представление своего «я».

Участие в «Русском медвежонке»

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

1 этап «Мой ребёнок самый лучший» (письменное представление своего ребёнка)

Кл. руководители,

Меланич Л.А.

МС.

4

Декабрь

1.  Разработка материалов повышенной трудности для проведения запланированных мероприятий.

1. Мониторинг работы системы.

2. Обсуждение на МО подборки материалов.

«Умники и умницы» Интеллектуальная игра.

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

1 этап Представление своего «я»   (продолжение)

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

1 этап «Мой ребёнок самый лучший» (письменное представление своего ребёнка) (продолжение)

Кл. руководители,

Меланич Л.А.

МС.

5

Январь

Оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Корректировка ИОП.

Ознакомление педагогов с планом работы на 2 полугодие.

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

2 этап «Минута славы» Универсальная олимпиада.

Кл. руководители,

Меланич Л.А.

МС.

6

февраль

Выпуск школьного информационного вестника по итогам проведённых мероприятий.

Работа с портфолио одарённых учащихся.

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

2 этап «Минута славы» (продолжение)

Ознакомление родителей с успехами учащихся

Кл. руководители,

Меланич Л.А.МС.

7

Март

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

2 этап «Минута славы» (продолжение)

Весенний турнир «Что? Где? Когда?»

Участие в «Кенгуру»

Кл. руководители,

Меланич Л.А.

МС.

8

Апрель

Подготовка к слёту ВСЕЗНАЕК (в соответствии с положением)

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

3 этап «Мозговой бум»

Смотр знаний.

Кл. руковод,

Меланич Л.А.  МС.

9

Май

Изучение и обобщение опыта работы педагогов.

Выпуск «Школьной панорамы» по итогам работы за год

Мониторинг работы системы.

На МО подвести итоги работы с одарёнными детьми. Планирование работы с одарёнными детьми на следующий год

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

3 этап «Мозговой бум» (продолжение).

Слёт ВСЕЗНАЕК.

Конференция для родителей

Кл. руководители,

Меланич Л.А.

МС.


План работы с одарёнными детьми 2 и 3  ступеней в 2013-2014 учебном году.

Месяц

Организационная работа

Методическая работа

Работа с одарёнными детьми

Работа с родителями

Ответственные

1

Сентябрь

Сбор первичной  информации о направленности интересов учащихся 2 ступени по направлениям:

  • филология
  • математика     естествознание

через беседы, анкетирование, диагностирование

Составление списков одарённых детей

1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.

2.Обсуждение на МО  классов среднего звена проблем, связанных с диагностикой учащихся

3.Формирование банка  данных на программы для работы с одарёнными детьми.

6. Формирование банка  данных  одарённых детей.

5. Принятие плана работы с одарёнными детьми.

Диагностика учащихся

Опрос родителей с целью получения объективной информации.

Тематическое родительское собрание.

Кл. руководители,

Меланич Л.А.

МС.

2

Октябрь

1. Определение целей и задач работы с одарёнными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров

3. Проведение семинара по вопросу «Одарённые дети в школе. Возможности одарённых детей. Организация работы педагогов с ними»

1.Составление карты интересов.

2. Нормативно-правовое обеспечение:

Положение о НОУ  

О проведении школьного тура предметных олимпиад

О проведении предметной недели (декады)

О школьной конференции

О конкурсах, викторинах и т.п.

3.Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

4.Организация изучения научно-популярной,  психолого-педагогической  и методической литературы по проблеме работы с одарёнными детьми.

4.Заполнение карт творческой самореализации учащихся.

5. Утверждение тематики исследования учащихся на текущий учебный год и графика проведения занятий и консультаций.

Организация работы «Клуба знатоков»

Проведение утановочного семинара «Что такое учебный проект и как его подготовить?»

Выбор тем исследовательских и проектных работ.

Кл. руководители,

Меланич Л.А.

МС.

3

Ноябрь

1. Осуществить педагогический отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов.

2. Обеспечить  наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

1. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

2. Проведение диагностических процедур мониторинга одарённых детей

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

1 этап

 

Участие в «Русском медвежонке»

Проблемный семинар «Выбор методов научного исследования»

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

1 этап (письменное представление своего ребёнка)

Кл. руководители,

Меланич Л.А.

МС.

4

Декабрь

1.  Разработка материалов повышенной трудности для проведения запланированных мероприятий.

1. Мониторинг работы системы.

2. Обсуждение на МО подборки материалов.

3. Смотр школьных портфолио одарённых детей.

Проведение интеллектуального марафона (математика, окружающий мир, литература) .

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

1 этап (продолжение)

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

1 этап «Мой ребёнок самый лучший» (письменное представление своего ребёнка) (продолжение)

Кл. руководители,

Меланич Л.А.

МС.

5

Январь

Оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Корректировка ИОП.

1. Ознакомление педагогов с планом работы на 2 полугодие.

2. Проведение семинара – практикума «Диагностика интеллектуально и академически одарённых детей»

 

3 Заполнение карт творческой самореализации личности

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

2 этап

Проведение Дня филологических исследований.

Заслушивание предварительных результатов ис.д. и пр. д. ШНО.

Семинар «Как подготовить тезисы доклада»

Кл. руководители,

Меланич Л.А.

МС.

6

февраль

Выпуск школьного информационного вестника по итогам проведённых мероприятий.

Работа с портфолио одарённых учащихся.

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

2 этап (продолжение)

Конкурс рефератов по экологической тематике.

Ознакомление родителей с успехами учащихся

Кл. руководители,

Меланич Л.А.

МС.

7

март

Психолого – педагогический консилилиум по базе данных одарённых детей.

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

2 этап  (продолжение)

Участие в «Кенгуру»

Проведение школьной н – ис конференции.

Участие в городской н-пр конференции

День открытых дверей.

Кл. руководители,

Меланич Л.А.

МС.

8

апрель

Подготовка к слёту ВСЕЗНАЕК (в соответствии с положением)

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

3 этап

Кл. руковод,

Меланич Л.А. МС.

9

май

Изучение и обобщение опыта работы педагогов.

Выпуск «Школьной панорамы» по итогам работы за год

1. Мониторинг работы системы.

2. Подведение  итогов работы с одарёнными детьми на МО.

Проведение анализа диагностических процедур мониторинга одарённых детей.

3. Планирование работы с одарёнными детьми на следующий год.

4. Сравнительный анализ результатов работы с одарёнными детьми.

Интеллектуальный конкурс «Ученик года».

3 этап «Мозговой бум» (продолжение).

Слёт ВСЕЗНАЕК.

Конференция для родителей

Кл. руковод,

Меланич Л.А.

МС.


Ожидаемые результаты:

Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей в рамках образовательного учреждения на основе:

  •  повышения педагогической эффективности образовательной системы школы в вопросах качественной подготовки высокоинтеллектуальной личности;
  •  поиска оптимального соотношения между универсальностью и профильностью образования школьников;
  •  достижения качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;
  •  расширения возможностей для исследовательской работы учащихся;
  •  привлечения социальных партнеров, обеспечивающих высокую наукоемкость образовательного пространства школы.

                                                                                                                               

Нормативно-правовая база программы:

- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;

- основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.;

- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет тимуровского отряда «Территория добра» В БЛАГОТОВРИТЕЛЬНОЙ АКЦИИ «Дети детям».

В данном материале отображена работа тимуровского отряда "Территория добра" в благотворительной акции "Дети детям". Данный материал показывает, какую работу можно провести с детьми. ...

Сценарий проведения занятия Актива Детской организации по теме"Активизация работы волонтёрского движения и участие в акции «Дети детям» в рамках программы СПО и ФДО «Детство без границ»

Сценарий занятия Актива Детской организации по теме"Активизация работы волонтёрского движения и участие в акции «Дети детям» в рамках программы СПО и ФДО «Детство без границ»  ...

Педагогические средства воспитания толерантности у детей детей младшего школьного возраста.

Материал знакомит с педагогическими средствами воспитания толерантности у детей....

Права детей - детям

Мероприятие представлено в виде игы, с элементами театрализованности...

Права детей - детям

Мероприятие представлено в виде игры, с элементами театрализованности...

«Роль книги в жизни детей. Дети и книга в эпоху информационной цивилизации. Формирование читательской культуры как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника"

В статье рассматривается актуальная проблема формирования и развития интереса к чтению у современных школьников. На основе проведенного анкетирования прослеживается динамика этого процесса, определяют...