АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке для 4 В класса
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № _____ от«____»______________201__г. Руководитель ШМО ___________________/ Н.В. Четверухина | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________/И.А. Демина от«____»______________201__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 17 _____________/Е.Е. Черемных Протокол Педагогического совета № __________ от«____»______________20 _г. |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 4 В класса
количество часов в неделю - 1 (всего 35 часов)
Составитель:
учитель начальных классов:
Гришина
Светлана Владимировна
2017 – 2018 учебный год
г.о. Коломна
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Примерной программы по музыке и реализуется через учебник по музыке: Г.П. Сергеева, Е.Д Критская Музыка. 4 класс. – М. «Просвещение», 2014 и адаптирована для детей с задержкой психического развития
Программа курса «Музыка» направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Цель курса массового музыкального образования и воспитания – состоит в формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных задач уроков музыки:
- Воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и этических чувств: любви к Родине; гордость за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов.
- Развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- Обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение.
- Воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- Развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- Накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Наряду с образовательными, развивающими, воспитательными задачами в программе прописаны и коррекционные задачи:
- Коррекция отклонения в интеллектуальном развитии.
- Коррекция нарушения звукопроизносительной сферы.
- Содействие преодолению неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения.
- Содействие приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения со сверстниками.
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение уровня их умственного развития;
- нормализация учебной деятельности;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
- социально-трудовая адаптация.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР
- Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности
- Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР
- Индивидуальный подход
- Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями
- Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий
- Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий
- Использование многократных указаний, упражнений
- Проявление большого такта со стороны учителя
- Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы
- Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
- Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- общая коррекционная направленность процесса обучения,
- малая наполняемость класса,
- щадящий режим,
- создание положительной атмосферы на уроке,
- постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,
- создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,
- опора на игру,
- целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.
- учитывать умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;
- устанавливать преемственность в развитии музыкальных способностей в процессе усвоения музыкального репертуара и формирования необходимых знаний, умений и навыков;
- обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;
- учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии;
- обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.
- Эффективность структуры музыкального занятия зависит от содержания учебного материала;
- учебных целей и задач;
- методов и приемов обучения;
- возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Характеристика учебного предмета
Структура курса
Особенности содержательных линий
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении. Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. Постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом. В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества.
С учетом этого программа опирается на принципы:
- Преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
- Возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального искусства);
- Деятельностное освоение искусства;
- Проникновение в природу искусства и его закономерностей
- Моделирование художественно-творческого процесса.
Основные виды учебной деятельности школьников
- Слушание музыки
- Пение
- Инструментальное музицирование
- Музыкально – пластическое движение
- Драматизация музыкальных произведений.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». Программа составлена на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель) в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на один учебный год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Результаты изучения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты
Ученик к концу 4 класса научится:
- укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
- развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов;
- формировать эмоциональное и осознанное усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.
- чувствовать сопричастность и гордость за культурное наследие своего народа.
- уметь понятно, точно, корректно излагать свои мысли, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.
- наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
- понимать значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
- ценить отечественные, народные музыкальные традиции.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:
- реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
- выбирать способы решения проблем поискового характера;
- планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
- уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
- выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений;
- воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать;
- установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения);
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- составлять план и последовательность действий;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:
- - наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- подбирать и читать стихи о родном крае, о России, созвучные музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке;
- узнавать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата);
- понимать названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись;
- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;
- познавать разнообразные стороны жизни русского человека, его религиозные убеждения и традиции, через музыкально-художественные образы;
- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки;
- рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов;
- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять и выделять необходимую информацию;
- осуществлять поиск необходимой информации;
- осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;
- ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:
- участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
- участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Ученик получит возможность научиться:
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
- формулировать свои затруднения.
- проявлять активность в решении познавательных задач.
Предметные результаты:
Ученик к концу 4 класса научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
- сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, движении, играх, действах и др.);
- ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов;
- распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
- определять виды музыки;
- сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
Ученик к концу 4 класса получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
- использовать ИКТ в музыкальных играх;
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);
- собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание программы 35 ч.
Россия – Родина моя (3 ч)
Музыка в жизни человека (1 час)
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни.
Основные закономерности музыкального искусства (1 час)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира (1 час)
Интонационное богатство музыкального мира. Народное и профессиональное музыкальное творчество.
О России петь – что стремиться в храм (4 ч)
Музыка в жизни человека (1 час)
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальные и поэтический фольклор: песни. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства (2 часа)
Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности. Композитор – исполнитель – слушатель. Симфония, сюита. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви и музыка.
Музыкальная картина мира (1 час)
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры. Музыкальные инструменты.
День, полный событий (6 ч)
Музыка в жизни человека (1 час)
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Народное творчество России.
Основные закономерности музыкального искусства (4 часа)
Выразительность и изобразительность в музыке русских композиторов. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые, их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности в музыке русских композиторов. Особенности музыкальности поэзии А.С. Пушкина.
Музыкальная картина мира (1 час)
Различные виды музыки: вокальная инструментальная, сольная хоровая, оркестровая. Певческие голоса. Музыкальные инструменты.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (3 ч)
Музыка в жизни человека (1 час)
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства (1 час)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Нотная запись. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Музыкальная картина мира (1 час)
Интонационное богатство музыкального мира. Различные виды музыки. Певческие голоса. Хоры, Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных традиций.
В концертном зале (5 ч)
Музыка в жизни человека (1 час)
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Сочинения отечественных композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства (3 часа)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира (1 час)
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная , хоровая, оркестровая. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное творчество.
В музыкальном театре (6 ч)
Музыка в жизни человека (1 час)
Представления об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песеность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, мюзикл. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные закономерности музыкального искусства (3 часа)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности. Композитор - исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира (2 часа)
Интонационное богатство музыкального мира. Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (8 ч)
Музыка в жизни человека (1 час)
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные закономерности музыкального искусства (5 часов)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Нотная запись. Элементы нотой грамоты. Основные приёмы музыкального развития (повтори и контраст). Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира (2 часа)
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Различные виды музыки. Певческие голоса. Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.
Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности учащихся
1 часов в неделю, 35 часов
Содержание | Характеристика деятельности учащихся |
Россия – Родина моя (3 ч) | |
Музыка в жизни человека (1 час) Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни. Основные закономерности музыкального искусства (1 час) Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Формы построения музыки. Музыкальная картина мира (1 час) Интонационное богатство музыкального мира. Народное и профессиональное музыкальное творчество. | Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах). Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Наблюдать: воспринимать, узнавать, определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские) и участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. |
О России петь – что стремиться в храм (4 ч) | |
Музыка в жизни человека (1 час) Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальные и поэтический фольклор: песни. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства (2 часа) Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности. Композитор – исполнитель – слушатель. Симфония, сюита. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви и музыка. Музыкальная картина мира (1 час) Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры. Музыкальные инструменты. | Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении). Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Наблюдать: воспринимать, узнавать, определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские) и участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. |
День, полный событий (6 ч) | |
Музыка в жизни человека (1 час) Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Народное творчество России. Основные закономерности музыкального искусства (4 часа) Выразительность и изобразительность в музыке русских композиторов. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые, их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности в музыке русских композиторов. Особенности музыкальности поэзии А.С. Пушкина. Музыкальная картина мира (1 час) Различные виды музыки: вокальная инструментальная, сольная хоровая, оркестровая. Певческие голоса. Музыкальные инструменты. | Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах). Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении). Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Участвовать в музыкальной жизни школы. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций. Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. Наблюдать: воспринимать, узнавать, определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские) и участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходства и различие. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (3 ч) | |
Музыка в жизни человека (1 час) Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства (1 час) Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Нотная запись. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Музыкальная картина мира (1 час) Интонационное богатство музыкального мира. Различные виды музыки. Певческие голоса. Хоры, Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных традиций. | Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Наблюдать: воспринимать, узнавать, определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские) и участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходства и различие. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. |
В концертном зале (5 ч) | |
Музыка в жизни человека (1 час) Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Сочинения отечественных композиторов. Основные закономерности музыкального искусства (3 часа) Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки. Музыкальная картина мира (1 час) Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная , хоровая, оркестровая. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное творчество. | Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении). Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций. Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. Наблюдать: воспринимать, узнавать, определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские) и участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходства и различие. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. |
В музыкальном театре (6 ч) | |
Музыка в жизни человека (1 час) Представления об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песеность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, мюзикл. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные закономерности музыкального искусства (3 часа) Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности. Композитор - исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки. Музыкальная картина мира (2 часа) Интонационное богатство музыкального мира. Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. | Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них. Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении). Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Участвовать в музыкальной жизни школы. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Наблюдать: воспринимать, узнавать, определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские) и участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходства и различие. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (8 ч) | |
Музыка в жизни человека (1 час) Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные закономерности музыкального искусства (5 часов) Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Нотная запись. Элементы нотой грамоты. Основные приёмы музыкального развития (повтори и контраст). Формы построения музыки. Музыкальная картина мира (2 часа) Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Различные виды музыки. Певческие голоса. Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. | Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах). Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении). Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Участвовать в музыкальной жизни школы. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций. Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. Наблюдать: воспринимать, узнавать, определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские) и участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходства и различие. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. |
Календарно-тематическое планирование
Музыка
Количество часов по рабочей программе – 35 ч. (35 нед. по 1 ч.)
№ | № (в четв) | Дата | Тема урока | Основное содержание деятельности | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Учебный материал | Примечание (виды игр, творческие задания, предполагаемые названия проектов) | ||
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||||||
I четверть (9 часов) | |||||||||
Раздел I. «Россия – Родина моя» (3 ч.) | |||||||||
1 | 1 | 4.09 | Инструктаж по ТБ. Мелодия. Ты запой мне ту песню. | Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. | Научатся: слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструментального концерта. Получат возможность научиться владеть навыками кантиленного пения | Регулятивные: Целеполагание в постановке учебных задач. Познавательные: Владение навыками речевого высказывания. Коммуникативные: адекватно воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Уважительное отношение к культуре своего народа | Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.ч1 С. Рахманинов. -«Ты, река ль, моя – реченька» «Песня о России» В. Локтев «Вокализ» С. Рахманинов | |
2 | 2 | 11.09 | Ты откуда, русская, зародилась, музыка. | Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. | Научатся: находить отличительные особенности песни и романса, определять жанры музыки | Регулятивные: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли. Познавательные: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли. Коммуникативные: продуктивное сотрудничество со сверстниками . | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества. | «Вокализ» С.В. Рахманинова в исполнении А.В.Неждановой. «Песня о России» В. Локтев. «А мы просо сеяли, сеяли» р.н.п.» «Солдатушки, бравы ребятушки» р.н.п. | |
3 | 3 | 18.09 | На великий праздник собралася Русь. | Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев на прмере кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева и оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки | Научатся: понимать названия изученных жанров (кантата, ария). Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение.
| Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя. Познавательные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Становление эстетических идеалов. Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. | «Солдатушки, бравы ребятушки» р.н.п. «Алеександр Невский» (фрагменты) С.С. Прокофьев. «Иван Сусанин» (фрагменты) М.И. Глинка. | |
Раздел II. О России петь – что стремиться в храм… (4 ч.) | |||||||||
4 | 1 | 25.09 | Святые земли Русской: Кирилл и Мефодий. | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. | Научатся: понимать названия изученных произведений; названия изученных жанров и форм музыки (величание, стихира) Уметь: узнавать изученные произведения; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении. | Регулятивные: воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать Познавательные: узнавать названия изученных произведений ; названия изученных жанров и форм музыки (стихира, величание) Коммуникативные: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Гордость за свой народ.
| Песня-гимн – стихира. Величание святым Кириллу и Мефодию | |
5 | 2 | 02.10 | Подвиги святых земли Русской в музыке. | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о богатырях. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. | Научатся: понимать названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (симфония, былина). Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Регулятивные: воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать Познавательные: узнавать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (симфония, былина) Коммуникативные: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Гордость за свой народ.
| Былина об Илье Муромце. «Богатырская симфония» М.П. Мусоргского. | |
6 | 3 | 09.10 | Религиозные песнопения. | Звучание окружающей жизни в музыке. Знакомство религиозным песнопением: тропарь, молитва. Выразительность и изобразительность в религиозных песнопениях. | Научатся: понимать смысл понятий: тропарь, молитва. сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с коллективом. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | Тропарь праздника Пасхи. Молитва «Ангел вопияше» П. Чесноков. | |
7 | 4 | 16.10 | Светлый праздник – Пасха. | Образ светлого Христова Воскресенья в музыке русских композиторов. Церковные и народные традиции праздника Пасха. | Научатся: понимать интонационно-образную природу музыкального искусства;передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: расширение представлений о народных традициях праздника – Пасха в музыкальном языке произведений. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Уметь понятно, точно, корректно излагать свои мысли, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление. | Сюита-фантазия «Светлый праздник» С.В. Рахманинова. «Не шум шумит» р.н.п. «Богородице Дево, радуйся» (№ 6) из «Всенощной» С.В. Рахманинов. | |
Раздел III. День, полный событий (6 ч.) | |||||||||
8 | 1 | 23.10 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. | Выразительность и изобразительность в музыке. Образ осени в поэзии А.С. Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке. | Научатся : определять выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: пастораль, лирика, музыкальная живопись. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства. | Регулятивные: установить связь музыки с жизнью, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические движения) Познавательные: понимать названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: пастораль, лирика, музыкальная живопись. Коммуникативные: владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. | Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. | «Осень» и «Пастораль» Г.В. Свиридова. «Осенняя песнь» П.И. Чайковского. | |
9 | 2 | Зимнее утро, зимний вечер. Тест. | Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов. | Научатся: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи. | Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | «Зимнее утро» («Детский альбом») П.И. Чайковского. «У камелька» П.И. Чайковский. «Зимний вечер» М. Яковлев, А. Пушкин. «Зимний вечер» р.н.п. | ||
II четверть (7 часов) | |||||||||
10 | 3 | Что за прелесть эти сказки. | Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. Музыкальная живопись. | Научатся понимать термины: опера, регистр, тембр. Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | Регулятивные: передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения) Познавательные: анализировать и соотносить выразительные. Коммуникативные: владение умениями совместной деятельностью. | Понимание значение литературы в музыке. | Фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. «Три чуда» | ||
11 | 4 | Музыка ярмарочных гуляний. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыка ярморочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки. | Научатся понимать образцы народной музыки. Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства. . | Регулятивные: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки. Познавательные: познание разнообразных сторон жизни русского человека. Коммуникативные: формирование учебного сотрудничества внутри класса. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. | Песни из оперы «Евгений Онегин»: «Уж как по мосту, мосточку», «Девицы – красавицы» П.И. Чайковский. | ||
12 | 5 | Святогорский монастырь. | Колокольные звоны в творчестве композиторов Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка связанная со Святогорским монастрырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» | Научатся: понимать образцы духовной музыки. Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: расширение представлений о музыкальном . Коммуникативные: аргументировать свою позицию. | Ценить отечественные, народные музыкальные традиции | Вступление к опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. | ||
13 | 6 | Приют сияньем муз одетый. | Народная и профессиональная музыка. Музыкальность поэзии А.С. Пушкина. Музыка Тригорского (Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М.И. Глинки. | Научатся: понимать: смысл понятий: романс, дуэт, ансамбль; Уметь: демонстрировать знания о различных видах музыки; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать смысл понятий: дуэт, ансамбль, романс. Уметь: демонстрировать знания о различных видах музыки. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Оценивать собственную музыкально -творческую деятельность | «Венецианская ночь» М.И. Глинки. Романсы и песни на стихи А.С. Пушкина. | Групповой проект «А.С. Пушкин и музыка». | |
Раздел IV. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.) | |||||||||
14 | 1 | Композитор – имя ему народ. | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Былины. | Научатся: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов (гусли); определять, оценивать, музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: различать жанры народных песен –плясовые, их характерные особенности; - определять на слух звучание народных инструментов; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничеств. | Наблюдать за использованием музыки в жизни человека, | «Озорные частушки». Концерт для большого симфонического оркестра. Р.К. Щедрин. Частушки – разучивание. «Калинка». «Во саду ли, в огороде». | ||
15 | 2 | Музыкальные инструменты России. Тест. | Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь и другие. Оркестр народных инструментов. | Научатся понимать: музыкальные инструменты России.. Уметь: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. Коммуникативные: общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов русского фольклора. | Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого.
| «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» П.И. Чайковского. «Пляска скоморохов» Н.А. Римского-Корсакова. «Бояре, а мы к вам пришли» р.н. песня – игра. «Пойду, выйду за ворота». Калужские страдания. | ||
16 | 3 | Народные праздники – Троица. | Музыкальный и поэтический фольклор России. Церковные и народные праздники на Руси (Троица). | Научатся: понимать изученные музыкальные. Уметь: определять, оценивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. Коммуникативные: общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов русского фольклора. | Получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства. | Троицкие песни: «Ты березка», «Посею я лен», «Как у бабушки козел», «Во поле береза стояла» | ||
III четверть (10 часов) | |||||||||
Раздел V. «В концертном зале». (5 ч.) | |||||||||
17 | 1 | Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. | Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации. | Научатся: понимать названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: квартет, ноктюрн, вариации. Особенность звучания струнно-смычковых инструментов. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов. Коммуникативные: общаться и взаимодействовать. | Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. | «Ноктюрн» из «Квартета №2» А.П. Бородин. «Вариации на тему рококо» П.И. Чайковский. | ||
18 | 2 | Музыка русских композиторов. | Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы. | Научатся: понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (сюита, романс), названия изученных произведений и их авторов. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты. Коммуникативные: взаимодействовать с коллективом. | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыке. | «Сирень» С.В. Рахманинов. «Старый замок» М.П. Мусоргский. | Творческий проект «Музыка и живопись». | |
19 | 3 | Не молкнет сердце чуткого Шопена. | Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки трёхчастная. | Научатся: понимать названия изучаемых жанров, смысл понятий – вальс, песня, полонез, мазурка. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. Коммуникативные: участвовать в групповой работе. | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыке Шопена. | «Мазурики» Ф. Шопена. «Вальсы» Ф. Шопена. | Творческий проект «Я вижу музыку Шопена». | |
20 | 4 | Патетическая музыка Бетховена. | Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра. Творческий и жизненный путь Бетховена. | Научатся: выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения. | Регулятивные: оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. Познавательные: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. Коммуникативные: участвовать в коллективной работе. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | «Патетическая соната» Л. Ван Бетховен. «Венецианская ночь» М.И. Глинка. | ||
21 | 5 | Царит гармония оркестра. | Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Симфонический оркестр. | Научатся: воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. - применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.
| Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. Коммуникативные: участвовать в коллективной работе. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | «Рассвет на Москве – реке» М.П. Мусоргский. «Симфония № 40» (1 часть) В.А. Моцарт. «Арагонская хота» М.И. Глинка. | Проект «Музыкальные инструменты симфонического оркестра». | |
Раздел VI. «В концертном театре» (6 ч.) | |||||||||
22 | 1 | Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки. | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны – польскую и русскую. «За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина. Сцена в лесу. Изменение в облике поляков. Кульмиинация – ария Сусанина. | Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления, выступать в роли слушателей. | Регулятивные: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии; Познавательные: передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний; -эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы; Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. | ||
23 | 2 | Опера в творчестве русских композиторов. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Характеристика главной героини оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского. | Научатся: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. | Регулятивные: использовать свои знания. Познавательные: передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний; формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты. Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. | Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы. | «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» Прокофьев. Фрагменты из оперы «Хованщина»: «Рассвет на Москве-реке», «Пляски персидок», «Исходила младешенька» Мусоргского. «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» Глинки. | ||
24 | 3 | Восточные мотивы в русской музыке. | Восток в изображении русских композиторов: оперы, балеты, сюиты. Музыка А.И. Хачатуряна, М.И. Глинки и Восток. | Научатся: понимать смысл понятий: сюита. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. | Регулятивные: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах. Познавательные: узнавать тембры восточных интонаций в музыке русских композиторов. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при сотрудничестве. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Симфоническая картина «Шехеразада» Римский – Корсаков. «Пляска персидок» М.П. Мусоргский. «Персидский хор» Н.А. Римский- Корсаков | ||
25 | 4 | Балет «Петрушка» И.Ф. Стравинского. | Персонаж народного кукольного театра – Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры. | Научатся: узнавать музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: симфоническая сказка, музыкальная тема, взаимодействие тем. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | Регулятивные: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах. Познавательные: узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Фрагменты из балета «Петрушка». И.Ф. Стравинский. | ||
26 | 5 | Театр музыкальной комедии. Тест. | Обобщение музыкальных впечатлений за 3 четверть. Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития. | Научатся: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: оперетта, мюзикл. Уметь: демонстрировать знания о музыкальных инструментах; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Регулятивные: выполнять творческие задания в тетради. Познавательные: - выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и их взаимодействии; назвать тембры инструментов симфонического оркестра. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | «Вальс» из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса. «Я танцевать могу» из мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу. | ||
IVчетверть (9 часов) | |||||||||
27 | 6 | Мюзикл «Звуки музыки» Р. Роджерса. | Мюзикл «Звуки музыки» Р. Роджерса. Закрепление понятия мюзикл и его особенности. | Научатся: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, Коммуникативные: общаться в коллективе. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | «Урок музыки» из мюзикла «Звуки музыки» Р. Рождерс. | Творческий проект «Урок музыки». | |
Раздел VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7 ч.) | |||||||||
28 | 1 | Музыка – исповедь души композитора. | Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трёхчастная. Развитие музыкального образа. Образ любви к Родине в музыке. | Научатся: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Регулятивные: формировать приемы мыслительной деятельности. Познавательные: анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства; - узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | «Прелюдия до-диез минор». С. Рахманинов. «Революционный этюд». Ф. Шопен. «Прелюдия №7» и «Прелюдия № 20». Ф. Шопен. | ||
29 | 2 | Мастерство музыканта исполнителя. | Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи. | Научатся: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. | Регулятивные: формировать приемы мыслительной деятельности. Познавательные: анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства; Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Симфония №40. В.А. Моцарта (фрагмент). «Утро» Э. Грига. «Патетическая соната» Бетховен. «Болтунья» С.С. Прокофьев. | ||
30 | 3 | Сходство и различия музыкального языка разных эпох и народов. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Музыка – источник вдохновения и радости. | Научатся: понимать творчество отечественных и зарубежных композиторов. | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой); Коммуникативные: слушать своего собеседника. | Понимание интонационно-образной природы музыкального искусства. | «Вспомним, братцы» Русь и славу» р.н.п. «Патетическая соната». Л. Ван Бетховен. | Творческий проект «Концерт «Я и искусство». | |
31 | 4 | В интонации спрятан человек. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского. | Научатся: понимать смысл понятий: «композитор» - «исполнитель» - «слушатель»; названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. | Регулятивные: применять формировать приемы мыслительной деятельности. . Познавательные: определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой). Коммуникативные: участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности. | Проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. | «Анитра» Э. Григ. «Исходила» младешенька» М.П. Мусоргский. | ||
32 | 5 | Музыкальные инструменты – гитара. | Музыкальный инструмент – гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара – универсальный инструмент. Авторская песня. | Научатся: узнавать тембр гитары, ее особенность звучания, познакомятся с термином: авторская музыка, обработка, переложение. . | Регулятивные: формировать приемы мыслительной деятельности. Познавательные: узнавать тембр гитары, ее особенность звучания, познакомятся с термином: авторская музыка, обработка, переложение. искусства. Коммуникативные: формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы. | Получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства | Песни в исполнении Высоцкого, Никитина. «Песня о маленьком трубаче». С. Никитин | ||
33 | 6 | Музыкальный сказочник - Н.А. Римский – Корсаков. | Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись. | Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | Регулятивные: формировать приемы мыслительной деятельности. Познавательные: сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Коммуникативные: умение работать в коллективе. | Получение эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства. | Фрагменты из опер Римского – Корсакова. | ||
34 | 7 | Образ Родины в музыке М.П. Мусоргского. Тест.
| Использование композиторами средств музыкальной выразительности. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Образ Родины в музыке М.П. Мусоргского. | Научатся: делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук). | Регулятивные: формировать приемы мыслительной деятельности. Познавательные: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Коммуникативные: работа в коллективе. | Участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. | «Рассвет на Москве – реке». М.П. Мусоргский. | ||
35 | 8 | Урок - концерт | Исполнение, импровизация вокальных произведений. | Научатся: сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. Исполнять изученные песни (по выбору учащихся). | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план. Познавательные: узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их автора; получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства. Коммуникативные: совместная работа с классом. | Участвовать в проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. | Музыкальный материал и исполнение песен по выбору учащихся. |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 2. Учебник. - М.: «Просвещение», 2014.
Для учителя:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 2. Рабочая тетрадь. – М.: «Просвещение», -2014.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 2. Учебник. – М.: «Просвещение». - 20114.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки 1 – 4 классы. – М.: «Просвещение». – 2013.
Оборудование
- учебные столы
- доска большая
- музыкальный цент
Цифровые образовательные ресурсы:
Название сайта | Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | |
Образовательный портал «Учеба» | |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная рабочая программа 1 класс "С"
Программа для детей со сложной структурой дефекта. Разработана на основе программы Л.Б.Баряевой. Из "Программы" публикую не все предметы.Если нужно планирование и другие предметы, пишите....
адаптированная рабочая программа 1 класс "С"
Программа для детей со сложной структурой дефекта. Разработана на основе программы Л.Б.Баряевой. Из "Программы" публикую не все предметы.Если нужно планирование и другие предметы, пишите....
Адаптированные программы для 4 класса
Рабочие программы для 4 класса (VII вид), составлены на основе примерных программ для общеобразовательных учреждений (коррекционно-развивающее обучение)....
Рабочая адаптированная программа "Математика 2 класс" для обучающихся специальных коррекционных школ I и II видов
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:1. формирование элементов...
АДАПТИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ 2 КЛАСС (8 ВИДА)
Адаптированные рабочие программы 2 класса (8 вида): русский язык, математика, чтение, трудовое обучение, изо, физкультура. 2016 - 2017 учебный год....
Адаптированные рабочие программы 2 класс (VIII вид). Домашнее обучение в общеобразовательной школе.
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи (2 класс) для ребёнка с ОВЗ (VIII вид). Домашнее обучение - 2 часа в неделю, начало занятий - со 2 четверти.Адаптированная рабочая прог...
Календарно-тематическое планирование в соответствии с адаптированными рабочими программами 2 класс (VIII вид). Домашнее обучение в общеобразовательной школе.
КТП в соответствии с адаптированной рабочей программой по письму и развитию речи (2 класс) для ребёнка с ОВЗ (VIII вид). Домашнее обучение - 2 часа в неделю, начало занятий - со 2 четверти.КТП в...