адаптированная рабочая программа 1 класс "С"
рабочая программа (1 класс) на тему

Бевзюк Елена Борисовна

Программа для детей со сложной структурой дефекта. Разработана на основе программы Л.Б.Баряевой. Из "Программы" публикую не все предметы.

Если нужно планирование и другие предметы, пишите.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gigiena_poyasn_zapiska_1.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon igra_programma_1.doc53 КБ
Microsoft Office document icon muzyka_programma_1.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon pismo_poyasn_zapiska_1.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГИГИЕНА, САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа для 1 класса «С»  по предмету «Гигиена, самообслуживание» составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:         

1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.

2.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373,  

3. Учебного плана ГБОУ «С(К)ОШ № 9 VIII вида» на 2014-2015 уч. год.

Срок реализации  программы:  1 учебный год.

Выбор тем, видов деятельности, методов и приемов, используемых на уроках, обусловлен психофизическими особенностями учащихся.  

Цель и задачи программы:

Цель: Формирование  культурно-гигиенических навыков, элементарных представлений о здоровом образе жизни, приобретение простейших навыков сохранения здоровья в бытовых условиях с учетом индивидуальных особенностей и разно уровневый контингент учащихся.

Задачи: 

Познакомить с:

- с необходимостью и способами ухода за лицом, руками, волосами с использованием соответствующих предметов и средств гигиены.

- аккуратным содержанием учебного места.

Уточнить знания о посуде.

Прививать аккуратность в еде, уточнить правила приема пищи.

Познакомить с правильным открыванием и закрыванием дверей в помещениях.

Научить осторожно пользоваться водопроводным краном.

На уроках – занятиях по предмету «Гигиена, самообслуживание» дети обучаются элементарными навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками (с частичной помощью взрослых и самостоятельно). Им предлагается ориентироваться на картинки и пиктограммы, дающие зрительный алгоритм действий. Учащиеся знакомятся с первичными элементарными представлениями о здоровье и здоровом образе жизни (плохо — хорошо, полезно — вредно для здоровья), происходит формирование представлений и гигиене.

В основу уроков по предмету положен комплексный подход, в который входит:

- выполнение поставленных задач;

-  организация предметно-развивающей среды для обучения учащихся правилам здоровьесбережения и безопасности;

- развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию на начальном уровне обучения норм здорового образа жизни и правил безопасности;

- формирование способности детей к моделированию и символизации с использованием игровых аналогов реальных предметов, предметов-заместителей, картинок и пиктограмм в обучающих предметно-практических, игровых упражнениях, в играх;

- индивидуальный и дифференцированный подход в общении учителя и учащегося в процессе игр и игровых упражнений.

В ходе обучающих уроков-занятий, организуемых в форме совместной деятельности учителя и учащихся, формируются (исходя из возможностей ребенка):

- умения учащихся называть свое имя, говорить о себе от первого лица;

- выражать свои потребности, в речи, используя невербальные и вербальные средства общения;

-  представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, еды, наведения порядка на рабочем месте;

- положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процедур, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные вещи, аккуратно сложенные учебные предметы, одежда и т. д.);

- способность привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Педагог учит учащихся использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений). Для подкрепления действий учащихся и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми учащиеся многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях.

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;  

систематизации и обобщению изученного материала), экскурсии, практические уроки.

 Формы работы на уроке:  фронтальная работа, групповая,

индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-

коммуникационные.

При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и  итоговый (в конце года).  

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

Всего часов

1

Формирование культурно-гигиенических навыков

18 ч

2

Посуда

8 ч

3

Практические действия с водопроводными кранами

8 ч

4

Безопасное открывание и закрывание дверей.

5

Одежда и обувь. Умения раздеваться и одеваться.

29 ч

Итого

66 ч

Содержание программы.

2 часа в неделю.

Формирование культурно-гигиенических навыков (18 часов):

- формирование представлений о последовательности процесса умывания в имитационных и практических действиях: использование мыла (цепочка намыливания рук),

- мытье рук круговыми движениями, стряхивание остатков воды с рук, цепочка использования полотенца. Д/и с использование предметов личной гигиены и картинок с ними (мыло: кусковое, жидкое, мыльница, полотенце тканевое и бумажное);

- практические упражнения по умыванию лица.

Посуда(8 часов):

- знакомство (уточнение знаний) с посудой и действий с ней (чашка, ложка, стакан, вилка, тарелка). Узнавание данных предметов на картинках и пиктограммах. Отработка действий с ложкой во время еды;

- последовательность и аккуратность во время приема пищи (отрабатывается в столовой).

Практические действия с водопроводными кранами (8 часов):

- упражнение в открывании и закрывании кранов с использованием тренажера,  снабженного разными видами кранов;

- практические действия при открывании и закрывании водопроводных кранов в определенной последовательности (сначала кран с холодной водой, затем, постепенно, с горячей водой);

- обучение  определению горячей и холодной воды по цвету кнопок крана.

Безопасное открывание и закрывание дверей (3 часа):

- формирование умения открывать и закрывать двери в классе и хозяйственных помещениях.

Одежда и обувь. Умение одеваться и раздеваться (29 часов):

- формирование умения находить свою одежду и обувь среди чужих вещей.

- формирование умения аккуратно развешивать свою одежду на стул (при переодевании на физкультуру), на крючок (после прогулки). Снимать и ставить на место свою обувь.

- узнавать и по возможности называть собственную комнатную обувь. Формирование умения снимать и надевать (по возможности) комнатную обувь;

- узнавать и по возможности называть собственные шапку и шарф. Формирование умения их снимать и надевать (по возможности);

- узнавать и по возможности называть собственные вещи. Формирование умения их снимать и надевать (по возможности);

- практические упражнения по расстегиванию и застегиванию крупных пуговиц, завязыванию шарфа на кукле;

- практические упражнения по расстегиванию и застегиванию «молний»,

завязыванию шарфа.

Приблизительные результаты для учителя:

- уметь мыть руки и лицо;

- открывать и закрывать краны с водой в правильной последовательности;

- пользоваться мылом и полотенцем;

-вешать одежду на спинку стула рубашку и брюки;

- аккуратно убирать одежду и обувь в шкаф после прогулки;

-складывать спортивную форму (футболку и брюки) в мешок для формы;

-находить заданный столовый прибор;

- аккуратно открывать и закрывать двери;

- принимать пищу аккуратно и в правильной последовательности.

     

Используемые программно-методические методические материалы:

Основное:

1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.

Дополнительное:

1. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011



Предварительный просмотр:

ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа для 1 класса «С»  по предмету  «Игра, игротерапия» составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:         

1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.

2.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373,  

3. Учебного плана ГБОУ «С (К) ОШ № 9 VIII вида» на 2014-2015 уч. год.

Срок реализации  программы:  1 учебный год.

В развитии ребёнка наиболее важна игровая деятельность. Игра – это средство обогащения и уточнения представлений, формирования произвольности поведения. Она создаёт условия для освоения способов поведения в различных жизненных ситуациях.

Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребёнка.

У детей, имеющих умственную умеренную и тяжёлую отсталость, игра развивается крайне медленно и без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, которые не имеют игрового содержания. Это обусловлено задержкой сенсомоторного развития. У данного контингента детей не сформирован потребностно – мотивационный компонент игры. В процессе специального обучения дети овладевают игровыми действиями, разными вариантами их цепочек, что важно для развёртывания сюжетных и сюжетно – ролевых игр.

Цель и задачи программы:

Цель:  максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения).

Задачи:

- создание речевой среды;

- побуждение детей вступать в общение с учителем, друг с другом (парное) при обучении в малых группах;

- обучение целенаправленным действиям с предметами;

- обучение воспроизведению цепочки игровых действий, фиксации результатов своих наблюдений в речевых высказываниях (по возможности).

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;  

систематизации и обобщению изученного материала).

 Формы работы на уроке: фронтальная и индивидуальная работа; наблюдение за действиями взрослого и воспроизведение их при поддержке взрослого, подражая его действиям.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-

коммуникационные

При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и  итоговый (в конце года).

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

всего

часов

1

Предметные игры

15 ч

2

Конструктивные игры

8 ч

3

Профилактические игры

4 ч

4

Дидактические игры

15 ч

5

Музыкальные игры.

6 ч

6

Подвижные игры.

4 ч

7

Игры с водой и сыпучими материалами.

4 ч

8

Игры с сюжетными игрушками.

4 ч

9

Игры на узнавание

4 ч

10

Игры на развитие целостного восприятия.

2 ч

Итого

66 ч

Содержание тем учебного курса.

2 часа в неделю

Предметные игры (15 часов):

- (кукла, машина, мишка, посуда)

Конструктивные игры (8 часов):

- (деревянный, пластмассовый конструктор);

- упражнения и игровые ситуации с детским конструктором и сборно-разборными игрушками: вместе с учителем, по подражанию комбинации из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора, представляющих собой простую конструкцию (стол, стул, домик).

-Совместное с учащимися обыгрывание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол).

Профилактические игры (4 часов):

- игры с кольцами для профилактики плоскостопия.

Дидактические игры (15 часа):

- игры на развитие внимания, мелкой моторики, общей моторики: бусы, переливание, пересыпание. 

Музыкальные игры (6 часов):

-«Лошадка»,

- «Паровоз»,

-«Зайчики и лисичка».

Подвижные игры (4 часа):

- «Лови мяч»;

Игры с водой и сыпучими материалами(4 часов):

 - «Мельничка»: пересыпание крупы, гороха и переливание воды из стаканчика в воронку «Мельницы»; использование ложки, пластиковых емкостей различного объема.

Игры с сюжетными игрушками (4 часов):

- совместные с учащимися игры с сюжетными игрушками, игры-имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц)

- специально созданные игровые ситуации, позволяющие учащимся с помощью вербальных и невербальных средств общения, используя игрушки, выражать радость от достижения своих целей. Побуждение детей вступать в общение с учителем, друг с другом (парное) при обучении в малых группах.

Узнавание (4 часа):

- игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (один-два наиболее характерных признака)

- нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная взрослым на глазах у ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей)

- узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь

Игры, направленные на развитее целостного восприятия (2 часа):

- совместная с учащимися игра со сборно-разборной игрушкой: выбирается одна игрушка (разобрать целое на части, собрать части в целое). По мере овладения игрой предлагается аналогичная игрушка с большим количеством деталей

- знакомство с пиктограммами «игрушки», «кукла», «мяч», «машина».

- игры и игровые упражнения с дидактическими игрушками и реальными предметами: «Матрешка», «Моя кукла: чем она похожа на меня, чем отличается?», «Пирамидка (большая и маленькая)», «Подбери крышки», «Прокати шар в воротики», «Собери картинку», «Стирка одежды для куклы» и др.

Приблизительные результаты для учителя:

- выполняет действия с игрушками по подражанию (по возможности);

- составляет конструкции из пластмассового и деревянного конструктор по подражанию действиям учителя;

- совместно с учителем собирает сборно–разборные игрушки;

- соотносит игрушку с картинкой и пиктограммой;

- включается в совместные действия подвижных игр.

Используемые программно-методические методические материалы:

Основное:

1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.

Дополнительное:

1. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011



Предварительный просмотр:

МУЗЫКА. ТНЦЫ, ПЕСНИ (КОМПЛЕКСНО)

2часа в неделю.

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа для 1 класса «С»  по предмету  «Музыка. Танцы, песни (комплексно)» составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:         

1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.

2.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373,  

3. Учебного плана ГБОУ «С(К)ОШ № 9 VIII вида» на 2014-2015 уч. год.

Срок реализации  программы:  1 учебный год.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей, имеющих сложный дефект развития. Данные уроки способствуют развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма.

В основу данной программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоциональной сферы и познавательной деятельности, включают в себя: слушание, пропевание, движения под музыку, музыкальные игры.

Музыкальное  развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые  стимулируют их к определённой самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. В ходе уроков «Музыка. Танцы, песни (комплексно)» знания и исполнительские умения и навыки, не являются самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, вкусов учащихся.

Ведущим видом музыкальной деятельности с учащихся  являются музыкально – ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов. (погремушек, колокольчиков, трещоток и т.п.).

Выполнение упражнений с простейшими «звучащими» жестами подготавливает учащихся к музицированию и выполнению более сложных ритмических заданий. С помощью картинок, игрушек, и др. визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с попевками или песенками. Пение учителя должно вызывать у учеников подражательные реакции.

Особое внимание обращается на стимулирование учащихся играм на музыкальных инструментах.

Для того чтобы избежать повторности и разнообразить кинестетический, слуховой и познавательный опыт учащихся на уроках «Музыка. Танцы, песни (комплексно)» предлагается активно использовать самодельные музыкальные инструменты: трещотки, баночки с сыпучим материалом и т.п.

На музыкальных  уроках дети обучаются разнообразным ритмичным движениям, соответствующим характеру звучания музыки:

 - бег по кругу, взявшись за руки, высоко поднимая колени;

- бег по кругу, не держась за руки;

- бег с предметом;

- подскоки на месте;

- приседания с поворотами вправо и влево и др.

Музыкальные игрушки, детские самодельные музыкальные инструменты также широко используются на уроках.

Большое значение в ходе уроков придается коррекции эмоционально – волевой сферы и познавательной деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности следует учитывать быструю утомляемость учащихся, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать учащихся с одного вида муз деятельности на др. (пение на ритмичные упражнения, движение на слушание и т.п.).

Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, доступный для пения, музыкально – ритмических упражнений и понимания учащихся.  Мелодии песен должны быть простыми, а тексты – ясными, конкретными, небольшими по объему. Репертуар песен подбирается в соответствии с возрастом и особенностями речевого развития учащихся. «Программой» предусмотрено пение под сопровождение музыкального произведения и без него. Программа каждого класса отражает постоянную работу как над произношением слов, так и над смысловым содержанием песен.

В содержание каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению представлений  детей о музыкальных произведениях. Они слушают и эмоционально реагируют на музыку разного характера, с помощью учителя используя вербальные и невербальные средства общения, объясняют услышанное.

Уроки «Музыка. Танцы, песни (комплексно)» направлены на выработку динамической координации движений, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое значение здесь приобретают упражнения, направленные на развитие тонкой моторики: сжимание и разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия анализаторов. Эти упражнения проводятся под музыку. Уроки «Музыка. Танцы, песни (комплексно)» в данном контексте являются катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Цель и задачи программы:

Цель:  эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Задачи:

Подготовка детей к восприятию музыки.

Развитие эмоциональной и двигательной активности.

Формирование музыкально-ритмических движений.

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыки (пении, танцах, музицировании, музыкально-дидактических и хоровых играх).

Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;  

систематизации и обобщению изученного материала), бинарные уроки.

 Формы работы на уроке: фронтальная  работа с использованием

индивидуального и дифференцированного подходов.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-

коммуникационные

При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и  итоговый (в конце года).

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

всего часов

1

Подготовка детей к восприятию музыки.

9 ч

2

Развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку.

11 ч

3

Формирование умения петь

14 ч

4

Развитие музыкально-ритмических движений.

15 ч

5

Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.

17 ч

Итого

66 ч

Содержание тем учебного курса.

Подготовка к восприятию музыки (11 часов):

- слушание музыки

- свободное движение под музыку

Развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку (11 часов):

- слушание музыкальных произведений

- разучивание музыкальных игр

- просмотр музыкальных презентаций

Развитие музыкально – ритмических движений (15 часов):

- движения под музыку

Формирование умения петь (14 часов):

- слушание песенок, попевок в исполнении учителя или в записи

- подпевание

- пропевание последних слов песенки.

Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах (17 часов):

(шумовой оркестр)

- колокольчик, бубен, деревянные ложки, бубенчики, барабан, детский синтезатор

        

Приблизительные результаты для учителя:

-спокойное нахождение рядом с источником музыки;

- ходьба под музыку;

- слушание музыкальных произведений и детских песен (CD и игра учителя на музыкальном инструменте);

- выполнение танцевальных движений (притопывания, повороты вокруг себя, хлопки в такт музыки);

-правильное удержание музыкальных шумовых инструментов.

Используемые программно-методические методические материалы:

Основное:

1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.

Дополнительное:

1. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011

Музыкальный материал (MP3):

  1. «Веселые матрешки» (детский хор)
  2. «Баю - бай» (видеоклип)
  3. «Во салу ли, в огороде» (русс. нар. песня)
  4. «Солнышко родное» (ансамбль «Ладушки»)
  5. «Игра с лошадкой» (инструментальная мелодия)
  6. «Песенки для детей № 1» (музыкальный альбом)
  7. «Музыка с мамой» (музыкальный альбом Е.Железновой)
  8. «Воробьи и автомобили» (музыкальная игра)
  9. «Котика поймали» (песенка - игра)
  10. «Пальчики - ручки» (пенка - игра)
  11. «Полька» (инструментальная музыка)
  12. «Похлопаем в ладоши» (фортепиано, песенка)
  13. «Тихие и громкие колокольчики» (инструментальная музыка)
  14. «Корабль игрушек» (музыкальный альбом)
  15. «Колыбельная» (ВИА «Верасы»)
  16. «Веселый хоровод»
  17. «Чудо - чудеса» (фортепиано)
  18.  «А у меня, а у тебя» (песенка- игра)
  19.  «У оленя дом большой» (песенка- игра)
  20.  «Зайка серенький сидит» (песенка- игра)
  21. «Мишка косолапый» (песенка- игра)

Нотный материал:

Сборник Е. Тиличеевой.



Предварительный просмотр:

ПИСЬМО.

2 часа в неделю.

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа для 1 класса «С»  по предмету  «Письмо» составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:         

1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.

2.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373,  

3. Учебного плана ГБОУ «С(К)ОШ № 9 VIII вида» на 2014-2015 уч. год.

Срок реализации  программы:  1 учебный год.

Овладение письмом — одна из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью. Этот вид письменной речи чаще всего им недоступен. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью все же способны освоить его на доступном для них уровне.

На уроках по предмету «Письмо» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графо-моторными навыками, пространственными представлениями. Независимо от возраста учеников обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, позволяющей познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. В зависимости от возможностей каждого учащегося по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп усвоения материала. 

Цель программы:

подготовить учащихся с ограниченными

возможностями здоровья к жизни, дать им возможности для адаптации и социализации.              

Задачи:

- организовать речевую среду,

- пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия),

 - сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности,

- научить их понимать соотносящие и указательные жесты.

Речевая активность учащихся поддерживается и поощряется на всех уроках-занятиях. В то же время, наряду с формированием и развитием речи, важная роль в работе с учащимися отводится обучению восприятия и понимания ими выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.

Для развития регулирующей и исполнительской функций речи учащихся рекомендуется работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.

Исходя из того, что основной целью обучения грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является не механическое «научение» их читать и писать, а воспитание и развитие их стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения, в работе используются невербальные приемы. Поэтому последовательность подбора «письменных» упражнений определяется не только закономерностями и готовностью детей к воспроизведению букв и слов, но и частотностью использования букв, звуков, слов в различных социальных ситуациях.

В процессе обучения учащихся на уроках по предмету «Письмо» активно применяются различные упражнения, т.е. многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания. Существуют подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие упражнения. При обучении письму учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью учитель использует, прежде всего, упражнения подражательно-исполнительского характера. Предлагая учащимся выполнить такое упражнение, учитель ставит перед ними конкретную учебно-познавательную задачу, показывает способ ее решения (действия и их последовательность). По мере усвоения способа действия в ходе повторных упражнений он все меньше использует наглядный показ действий, заменяя его словесной инструкцией.

В индивидуальных случаях, когда учащиеся в достаточной степени освоят показанный способ действия, можно перейти к упражнениям конструктивного характера. Их своеобразие состоит в переносе усвоенного содержания на новое: вначале общее, а затем и на детали. При этом учащиеся, используя уже известные им действия и операции, «конструируют» новый способ решения задачи.

В процессе работы по предмету «Письмо» используются следующие упражнения:

  • практические упражнения;
  • упражнения с картинками;
  • упражнения с пиктограммами (символами);
  • «письменные» упражнения.

Такая последовательность позволяет, систематизировать работу учителя по обучению письму учащихся с умеренной и тяжелой умственной недостаточностью, поскольку из-за особенностей психомоторного развития они могут научиться выполнять эти виды упражнений только с помощью педагога.

«Письменные упражнения» — это различные сенсомоторные упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев, кисти руки, на формирование пространственных представлений, координацию движений «взгляд — рука». Они знакомят учащихся со свойствами материалов, которые могут служить в качестве средств отобразителъности.

«Письменные» упражнения включают рисование на манке, пенке, компьютерном планшете ладонью, пальцем, палочкой и т. п., на которой учащиеся рисуют различные картинки (лицо, дерево и т. п.).

При обучении «письму» широко используются грифельные доски, расположенные на одной из стен класса, магнитные и ковролиновые доски. По мере обучения учащиеся начинают выполнять «письменные» упражнения в альбомах-тетрадях, где различные изображения прорисованы пунктирными линиями и точками. Такие варианты альбомов-тетрадей специально разрабатываются для учащихся с учетом их индивидуальных возможностей. Подобные упражнения могут выполняться и в тетрадях.

Таким образом, предмет «Письмо» в 1 классе предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:

  • рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
  • рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (черно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, пенки), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
  • рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
  • обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого — двухмерное изображение предмета;

Предмет «Письмо» интегрируется с различными учебными.

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщению изученного материала) нетрадиционные уроки(экскурсии).

 Формы работы на уроке: фронтальная работа, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные;

При реализации данной программы используется форма контроля:

индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится  (в начале года) и  итоговая (в конце года).      

Учебно-тематический план

                   Тема              

Всего

 часов

1

Упражнения для развития тонкой моторики рук

19 ч

2

Рисуночное письмо

15 ч

3

Жестово-образные игры

9 ч

4

Ритмические упражнения

23 ч

Итого

66 ч

Содержание тем учебного курса.

Упражнения для развития тонкой моторики рук (19 часов).

Привлечение внимания учащихся к предметам. Рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприятию, перемещению предметов в руке для рассматривания их со всех сторон (совместно с учителем).

Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание (совместно с учителем, по подражанию его движениям).

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками и т. д.

Упражнения с природным материалом и бытовыми предметами: «Раскопки», «Карандаши ставим в карандашницу», «Чашки на блюдца» и т. п.

«Рисуночное письмо» (15 часов).

 Рисование учителем для учеников (мелом на доске или кистью, фломастером, волоконным карандашом, маркером на листе бумаги) предметных изображений и изображений детей с предметами: с куклой, с мячом, с медвежонком, с кубиками, с барабаном, с машиной, с ведерком. Выбор учащимися соответствующего предмета и действия с ним вместе с учителем.

Игры на соотнесение реальных предметов и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние учителем или учащимися с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации.

Рисование по подражанию (черта, закругленные линии, угловые фигуры). Обводка фигур пальцем, карандашом, фломастером, мелом. Проведение «Дорожек» пальцем, фломастером, мелом, карандашом.

Жестово-образные игры (9 часов). Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения учащихся с музыкальным сопровождением и без него: шаги, бег, подпрыгивание, сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками:

- «Осенняя прогулка с листьями (в правой и левой руке)», «Осенняя прогулка с корзиной листьев (корзину держат двумя руками)», «Осенняя прогулка с ведерками с шишками (в правой и левой руках)» и т. п.

Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения (шаги, бег, подпрыгивание), сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками музыкальным сопровождением или без него): «Прогулка с игрушечным фонариком в руке» (чередование рук при остановке музыки), «Прогулка под зонтиком» (зонтик держат двумя руками, останавливаются по окончании звучания музыки), «Иду (бегу), удерживая кастрюлю с орехами» и т. п.

Игры-пантомимы, этюды: «Ветер, ветер», «Земля в разное время года», «Кукла заболела», «Кукла идет», «Катаю куклу в коляске», «Падающие листья», «Солнечные зайчики» и др.

Ритмические упражнения (23 часа).

Упражнения на общую моторику под ритмичные звуки музыкальных инструментов типа «Падаем и встаем, садимся и встаем»: «Сижу — стою», «Кошка» (опора на руки и колени - спинка выгнута: мяу-мяу, «Собачка» (опора на руки и колени - спинка прямая: гав-гав и др.

Ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой, прикрепленной к палочке), по сенсорной и игровой дорожкам под удары бубна, барабана, звуки музыкального треугольника.

Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу. Прыжки на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопровождением {хоп-хоп)? с музыкальным сопровождением (с поддержкой педагогом).

Двигательные речевые упражнения с элементами массажа (речевое сопровождение учителя с чередованием упражнений, которые выполняют учащиеся или сам учитель).

Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия. Упражнения сопровождаются хлопками или ударами музыкальных инструментов в момент перешагивания, например через веревку, невысокие (5 см) предметы (с помощью взрослого и самостоятельно).

Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки учителя, удары в барабан, по металлофону, в бубен) на прокатывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами. Ловля мяча, брошенного учителем (расстояние определяется исходя из особенностей моторного развития ребенка), бросание мяча учителю, подбрасывание мяча вверх и ловля его.

Предполагаемые результаты (для учителя):

- слушают учителя, выполняют простую инструкцию;

- повторяют за учителем двигательные, двигательно-ритмические и двигательно-речевые упражнения;

- обводят фигуры пальцем, мелом, фломастером, карандашом (самостоятельно или совместно с учителем).

Используемые программно-методические методические материалы:

Основное:

1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.

Дополнительное:

1. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)

Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание  цен...

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...

Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)

Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....

Адаптированные рабочие программы 2 класс(программа "Школа России") (июнь 2018г.)

Содержат внутрипредметные образовательные модули....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, по родному языку для детей программа 7.2 и 6.2

Адаптированные программы  1 дополнительный класс ( второго года обучения) 7.2  ( задержка психического развития) и 6.2 ( НОДА)....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( с 1 подготовительного по 4 класс)

Адаптированная  рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для  освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( с 1 подготовительно...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Окружающий  природный  мир»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...