адаптированная рабочая программа 1 класс "С"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа для детей со сложной структурой дефекта. Разработана на основе программы Л.Б.Баряевой. Из "Программы" публикую не все предметы.
Если нужно планирование и другие предметы, пишите.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gigiena_poyasn_zapiska_1.doc | 56.5 КБ |
igra_programma_1.doc | 53 КБ |
muzyka_programma_1.doc | 51.5 КБ |
pismo_poyasn_zapiska_1.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГИГИЕНА, САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для 1 класса «С» по предмету «Гигиена, самообслуживание» составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373,
3. Учебного плана ГБОУ «С(К)ОШ № 9 VIII вида» на 2014-2015 уч. год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Выбор тем, видов деятельности, методов и приемов, используемых на уроках, обусловлен психофизическими особенностями учащихся.
Цель и задачи программы:
Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков, элементарных представлений о здоровом образе жизни, приобретение простейших навыков сохранения здоровья в бытовых условиях с учетом индивидуальных особенностей и разно уровневый контингент учащихся.
Задачи:
Познакомить с:
- с необходимостью и способами ухода за лицом, руками, волосами с использованием соответствующих предметов и средств гигиены.
- аккуратным содержанием учебного места.
Уточнить знания о посуде.
Прививать аккуратность в еде, уточнить правила приема пищи.
Познакомить с правильным открыванием и закрыванием дверей в помещениях.
Научить осторожно пользоваться водопроводным краном.
На уроках – занятиях по предмету «Гигиена, самообслуживание» дети обучаются элементарными навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками (с частичной помощью взрослых и самостоятельно). Им предлагается ориентироваться на картинки и пиктограммы, дающие зрительный алгоритм действий. Учащиеся знакомятся с первичными элементарными представлениями о здоровье и здоровом образе жизни (плохо — хорошо, полезно — вредно для здоровья), происходит формирование представлений и гигиене.
В основу уроков по предмету положен комплексный подход, в который входит:
- выполнение поставленных задач;
- организация предметно-развивающей среды для обучения учащихся правилам здоровьесбережения и безопасности;
- развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию на начальном уровне обучения норм здорового образа жизни и правил безопасности;
- формирование способности детей к моделированию и символизации с использованием игровых аналогов реальных предметов, предметов-заместителей, картинок и пиктограмм в обучающих предметно-практических, игровых упражнениях, в играх;
- индивидуальный и дифференцированный подход в общении учителя и учащегося в процессе игр и игровых упражнений.
В ходе обучающих уроков-занятий, организуемых в форме совместной деятельности учителя и учащихся, формируются (исходя из возможностей ребенка):
- умения учащихся называть свое имя, говорить о себе от первого лица;
- выражать свои потребности, в речи, используя невербальные и вербальные средства общения;
- представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, еды, наведения порядка на рабочем месте;
- положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процедур, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные вещи, аккуратно сложенные учебные предметы, одежда и т. д.);
- способность привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Педагог учит учащихся использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений). Для подкрепления действий учащихся и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми учащиеся многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях.
Виды и формы организации учебного процесса
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;
систематизации и обобщению изученного материала), экскурсии, практические уроки.
Формы работы на уроке: фронтальная работа, групповая,
индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-
коммуникационные.
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | Всего часов |
1 | Формирование культурно-гигиенических навыков | 18 ч |
2 | Посуда | 8 ч |
3 | Практические действия с водопроводными кранами | 8 ч |
4 | Безопасное открывание и закрывание дверей. | 3ч |
5 | Одежда и обувь. Умения раздеваться и одеваться. | 29 ч |
Итого | 66 ч |
Содержание программы.
2 часа в неделю.
Формирование культурно-гигиенических навыков (18 часов):
- формирование представлений о последовательности процесса умывания в имитационных и практических действиях: использование мыла (цепочка намыливания рук),
- мытье рук круговыми движениями, стряхивание остатков воды с рук, цепочка использования полотенца. Д/и с использование предметов личной гигиены и картинок с ними (мыло: кусковое, жидкое, мыльница, полотенце тканевое и бумажное);
- практические упражнения по умыванию лица.
Посуда(8 часов):
- знакомство (уточнение знаний) с посудой и действий с ней (чашка, ложка, стакан, вилка, тарелка). Узнавание данных предметов на картинках и пиктограммах. Отработка действий с ложкой во время еды;
- последовательность и аккуратность во время приема пищи (отрабатывается в столовой).
Практические действия с водопроводными кранами (8 часов):
- упражнение в открывании и закрывании кранов с использованием тренажера, снабженного разными видами кранов;
- практические действия при открывании и закрывании водопроводных кранов в определенной последовательности (сначала кран с холодной водой, затем, постепенно, с горячей водой);
- обучение определению горячей и холодной воды по цвету кнопок крана.
Безопасное открывание и закрывание дверей (3 часа):
- формирование умения открывать и закрывать двери в классе и хозяйственных помещениях.
Одежда и обувь. Умение одеваться и раздеваться (29 часов):
- формирование умения находить свою одежду и обувь среди чужих вещей.
- формирование умения аккуратно развешивать свою одежду на стул (при переодевании на физкультуру), на крючок (после прогулки). Снимать и ставить на место свою обувь.
- узнавать и по возможности называть собственную комнатную обувь. Формирование умения снимать и надевать (по возможности) комнатную обувь;
- узнавать и по возможности называть собственные шапку и шарф. Формирование умения их снимать и надевать (по возможности);
- узнавать и по возможности называть собственные вещи. Формирование умения их снимать и надевать (по возможности);
- практические упражнения по расстегиванию и застегиванию крупных пуговиц, завязыванию шарфа на кукле;
- практические упражнения по расстегиванию и застегиванию «молний»,
завязыванию шарфа.
Приблизительные результаты для учителя:
- уметь мыть руки и лицо;
- открывать и закрывать краны с водой в правильной последовательности;
- пользоваться мылом и полотенцем;
-вешать одежду на спинку стула рубашку и брюки;
- аккуратно убирать одежду и обувь в шкаф после прогулки;
-складывать спортивную форму (футболку и брюки) в мешок для формы;
-находить заданный столовый прибор;
- аккуратно открывать и закрывать двери;
- принимать пищу аккуратно и в правильной последовательности.
Используемые программно-методические методические материалы:
Основное:
1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.
Дополнительное:
1. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011
Предварительный просмотр:
ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа для 1 класса «С» по предмету «Игра, игротерапия» составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373,
3. Учебного плана ГБОУ «С (К) ОШ № 9 VIII вида» на 2014-2015 уч. год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
В развитии ребёнка наиболее важна игровая деятельность. Игра – это средство обогащения и уточнения представлений, формирования произвольности поведения. Она создаёт условия для освоения способов поведения в различных жизненных ситуациях.
Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребёнка.
У детей, имеющих умственную умеренную и тяжёлую отсталость, игра развивается крайне медленно и без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, которые не имеют игрового содержания. Это обусловлено задержкой сенсомоторного развития. У данного контингента детей не сформирован потребностно – мотивационный компонент игры. В процессе специального обучения дети овладевают игровыми действиями, разными вариантами их цепочек, что важно для развёртывания сюжетных и сюжетно – ролевых игр.
Цель и задачи программы:
Цель: максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения).
Задачи:
- создание речевой среды;
- побуждение детей вступать в общение с учителем, друг с другом (парное) при обучении в малых группах;
- обучение целенаправленным действиям с предметами;
- обучение воспроизведению цепочки игровых действий, фиксации результатов своих наблюдений в речевых высказываниях (по возможности).
Виды и формы организации учебного процесса
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;
систематизации и обобщению изученного материала).
Формы работы на уроке: фронтальная и индивидуальная работа; наблюдение за действиями взрослого и воспроизведение их при поддержке взрослого, подражая его действиям.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-
коммуникационные
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | всего часов |
1 | Предметные игры | 15 ч |
2 | Конструктивные игры | 8 ч |
3 | Профилактические игры | 4 ч |
4 | Дидактические игры | 15 ч |
5 | Музыкальные игры. | 6 ч |
6 | Подвижные игры. | 4 ч |
7 | Игры с водой и сыпучими материалами. | 4 ч |
8 | Игры с сюжетными игрушками. | 4 ч |
9 | Игры на узнавание | 4 ч |
10 | Игры на развитие целостного восприятия. | 2 ч |
Итого | 66 ч |
Содержание тем учебного курса.
2 часа в неделю
Предметные игры (15 часов):
- (кукла, машина, мишка, посуда)
Конструктивные игры (8 часов):
- (деревянный, пластмассовый конструктор);
- упражнения и игровые ситуации с детским конструктором и сборно-разборными игрушками: вместе с учителем, по подражанию комбинации из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора, представляющих собой простую конструкцию (стол, стул, домик).
-Совместное с учащимися обыгрывание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол).
Профилактические игры (4 часов):
- игры с кольцами для профилактики плоскостопия.
Дидактические игры (15 часа):
- игры на развитие внимания, мелкой моторики, общей моторики: бусы, переливание, пересыпание.
Музыкальные игры (6 часов):
-«Лошадка»,
- «Паровоз»,
-«Зайчики и лисичка».
Подвижные игры (4 часа):
- «Лови мяч»;
Игры с водой и сыпучими материалами(4 часов):
- «Мельничка»: пересыпание крупы, гороха и переливание воды из стаканчика в воронку «Мельницы»; использование ложки, пластиковых емкостей различного объема.
Игры с сюжетными игрушками (4 часов):
- совместные с учащимися игры с сюжетными игрушками, игры-имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц)
- специально созданные игровые ситуации, позволяющие учащимся с помощью вербальных и невербальных средств общения, используя игрушки, выражать радость от достижения своих целей. Побуждение детей вступать в общение с учителем, друг с другом (парное) при обучении в малых группах.
Узнавание (4 часа):
- игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (один-два наиболее характерных признака)
- нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная взрослым на глазах у ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей)
- узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь
Игры, направленные на развитее целостного восприятия (2 часа):
- совместная с учащимися игра со сборно-разборной игрушкой: выбирается одна игрушка (разобрать целое на части, собрать части в целое). По мере овладения игрой предлагается аналогичная игрушка с большим количеством деталей
- знакомство с пиктограммами «игрушки», «кукла», «мяч», «машина».
- игры и игровые упражнения с дидактическими игрушками и реальными предметами: «Матрешка», «Моя кукла: чем она похожа на меня, чем отличается?», «Пирамидка (большая и маленькая)», «Подбери крышки», «Прокати шар в воротики», «Собери картинку», «Стирка одежды для куклы» и др.
Приблизительные результаты для учителя:
- выполняет действия с игрушками по подражанию (по возможности);
- составляет конструкции из пластмассового и деревянного конструктор по подражанию действиям учителя;
- совместно с учителем собирает сборно–разборные игрушки;
- соотносит игрушку с картинкой и пиктограммой;
- включается в совместные действия подвижных игр.
Используемые программно-методические методические материалы:
Основное:
1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.
Дополнительное:
1. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011
Предварительный просмотр:
МУЗЫКА. ТНЦЫ, ПЕСНИ (КОМПЛЕКСНО)
2часа в неделю.
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа для 1 класса «С» по предмету «Музыка. Танцы, песни (комплексно)» составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373,
3. Учебного плана ГБОУ «С(К)ОШ № 9 VIII вида» на 2014-2015 уч. год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей, имеющих сложный дефект развития. Данные уроки способствуют развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма.
В основу данной программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоциональной сферы и познавательной деятельности, включают в себя: слушание, пропевание, движения под музыку, музыкальные игры.
Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определённой самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. В ходе уроков «Музыка. Танцы, песни (комплексно)» знания и исполнительские умения и навыки, не являются самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, вкусов учащихся.
Ведущим видом музыкальной деятельности с учащихся являются музыкально – ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов. (погремушек, колокольчиков, трещоток и т.п.).
Выполнение упражнений с простейшими «звучащими» жестами подготавливает учащихся к музицированию и выполнению более сложных ритмических заданий. С помощью картинок, игрушек, и др. визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с попевками или песенками. Пение учителя должно вызывать у учеников подражательные реакции.
Особое внимание обращается на стимулирование учащихся играм на музыкальных инструментах.
Для того чтобы избежать повторности и разнообразить кинестетический, слуховой и познавательный опыт учащихся на уроках «Музыка. Танцы, песни (комплексно)» предлагается активно использовать самодельные музыкальные инструменты: трещотки, баночки с сыпучим материалом и т.п.
На музыкальных уроках дети обучаются разнообразным ритмичным движениям, соответствующим характеру звучания музыки:
- бег по кругу, взявшись за руки, высоко поднимая колени;
- бег по кругу, не держась за руки;
- бег с предметом;
- подскоки на месте;
- приседания с поворотами вправо и влево и др.
Музыкальные игрушки, детские самодельные музыкальные инструменты также широко используются на уроках.
Большое значение в ходе уроков придается коррекции эмоционально – волевой сферы и познавательной деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности следует учитывать быструю утомляемость учащихся, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать учащихся с одного вида муз деятельности на др. (пение на ритмичные упражнения, движение на слушание и т.п.).
Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, доступный для пения, музыкально – ритмических упражнений и понимания учащихся. Мелодии песен должны быть простыми, а тексты – ясными, конкретными, небольшими по объему. Репертуар песен подбирается в соответствии с возрастом и особенностями речевого развития учащихся. «Программой» предусмотрено пение под сопровождение музыкального произведения и без него. Программа каждого класса отражает постоянную работу как над произношением слов, так и над смысловым содержанием песен.
В содержание каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению представлений детей о музыкальных произведениях. Они слушают и эмоционально реагируют на музыку разного характера, с помощью учителя используя вербальные и невербальные средства общения, объясняют услышанное.
Уроки «Музыка. Танцы, песни (комплексно)» направлены на выработку динамической координации движений, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое значение здесь приобретают упражнения, направленные на развитие тонкой моторики: сжимание и разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия анализаторов. Эти упражнения проводятся под музыку. Уроки «Музыка. Танцы, песни (комплексно)» в данном контексте являются катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Цель и задачи программы:
Цель: эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Задачи:
Подготовка детей к восприятию музыки.
Развитие эмоциональной и двигательной активности.
Формирование музыкально-ритмических движений.
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыки (пении, танцах, музицировании, музыкально-дидактических и хоровых играх).
Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.
Виды и формы организации учебного процесса
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;
систематизации и обобщению изученного материала), бинарные уроки.
Формы работы на уроке: фронтальная работа с использованием
индивидуального и дифференцированного подходов.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-
коммуникационные
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | всего часов |
1 | Подготовка детей к восприятию музыки. | 9 ч |
2 | Развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку. | 11 ч |
3 | Формирование умения петь | 14 ч |
4 | Развитие музыкально-ритмических движений. | 15 ч |
5 | Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах. | 17 ч |
Итого | 66 ч |
Содержание тем учебного курса.
Подготовка к восприятию музыки (11 часов):
- слушание музыки
- свободное движение под музыку
Развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку (11 часов):
- слушание музыкальных произведений
- разучивание музыкальных игр
- просмотр музыкальных презентаций
Развитие музыкально – ритмических движений (15 часов):
- движения под музыку
Формирование умения петь (14 часов):
- слушание песенок, попевок в исполнении учителя или в записи
- подпевание
- пропевание последних слов песенки.
Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах (17 часов):
(шумовой оркестр)
- колокольчик, бубен, деревянные ложки, бубенчики, барабан, детский синтезатор
Приблизительные результаты для учителя:
-спокойное нахождение рядом с источником музыки;
- ходьба под музыку;
- слушание музыкальных произведений и детских песен (CD и игра учителя на музыкальном инструменте);
- выполнение танцевальных движений (притопывания, повороты вокруг себя, хлопки в такт музыки);
-правильное удержание музыкальных шумовых инструментов.
Используемые программно-методические методические материалы:
Основное:
1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.
Дополнительное:
1. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011
Музыкальный материал (MP3):
- «Веселые матрешки» (детский хор)
- «Баю - бай» (видеоклип)
- «Во салу ли, в огороде» (русс. нар. песня)
- «Солнышко родное» (ансамбль «Ладушки»)
- «Игра с лошадкой» (инструментальная мелодия)
- «Песенки для детей № 1» (музыкальный альбом)
- «Музыка с мамой» (музыкальный альбом Е.Железновой)
- «Воробьи и автомобили» (музыкальная игра)
- «Котика поймали» (песенка - игра)
- «Пальчики - ручки» (пенка - игра)
- «Полька» (инструментальная музыка)
- «Похлопаем в ладоши» (фортепиано, песенка)
- «Тихие и громкие колокольчики» (инструментальная музыка)
- «Корабль игрушек» (музыкальный альбом)
- «Колыбельная» (ВИА «Верасы»)
- «Веселый хоровод»
- «Чудо - чудеса» (фортепиано)
- «А у меня, а у тебя» (песенка- игра)
- «У оленя дом большой» (песенка- игра)
- «Зайка серенький сидит» (песенка- игра)
- «Мишка косолапый» (песенка- игра)
Нотный материал:
Сборник Е. Тиличеевой.
Предварительный просмотр:
ПИСЬМО.
2 часа в неделю.
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа для 1 класса «С» по предмету «Письмо» составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373,
3. Учебного плана ГБОУ «С(К)ОШ № 9 VIII вида» на 2014-2015 уч. год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Овладение письмом — одна из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью. Этот вид письменной речи чаще всего им недоступен. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью все же способны освоить его на доступном для них уровне.
На уроках по предмету «Письмо» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графо-моторными навыками, пространственными представлениями. Независимо от возраста учеников обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, позволяющей познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. В зависимости от возможностей каждого учащегося по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп усвоения материала.
Цель программы:
подготовить учащихся с ограниченными
возможностями здоровья к жизни, дать им возможности для адаптации и социализации.
Задачи:
- организовать речевую среду,
- пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия),
- сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности,
- научить их понимать соотносящие и указательные жесты.
Речевая активность учащихся поддерживается и поощряется на всех уроках-занятиях. В то же время, наряду с формированием и развитием речи, важная роль в работе с учащимися отводится обучению восприятия и понимания ими выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.
Для развития регулирующей и исполнительской функций речи учащихся рекомендуется работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.
Исходя из того, что основной целью обучения грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является не механическое «научение» их читать и писать, а воспитание и развитие их стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения, в работе используются невербальные приемы. Поэтому последовательность подбора «письменных» упражнений определяется не только закономерностями и готовностью детей к воспроизведению букв и слов, но и частотностью использования букв, звуков, слов в различных социальных ситуациях.
В процессе обучения учащихся на уроках по предмету «Письмо» активно применяются различные упражнения, т.е. многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания. Существуют подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие упражнения. При обучении письму учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью учитель использует, прежде всего, упражнения подражательно-исполнительского характера. Предлагая учащимся выполнить такое упражнение, учитель ставит перед ними конкретную учебно-познавательную задачу, показывает способ ее решения (действия и их последовательность). По мере усвоения способа действия в ходе повторных упражнений он все меньше использует наглядный показ действий, заменяя его словесной инструкцией.
В индивидуальных случаях, когда учащиеся в достаточной степени освоят показанный способ действия, можно перейти к упражнениям конструктивного характера. Их своеобразие состоит в переносе усвоенного содержания на новое: вначале общее, а затем и на детали. При этом учащиеся, используя уже известные им действия и операции, «конструируют» новый способ решения задачи.
В процессе работы по предмету «Письмо» используются следующие упражнения:
- практические упражнения;
- упражнения с картинками;
- упражнения с пиктограммами (символами);
- «письменные» упражнения.
Такая последовательность позволяет, систематизировать работу учителя по обучению письму учащихся с умеренной и тяжелой умственной недостаточностью, поскольку из-за особенностей психомоторного развития они могут научиться выполнять эти виды упражнений только с помощью педагога.
«Письменные упражнения» — это различные сенсомоторные упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев, кисти руки, на формирование пространственных представлений, координацию движений «взгляд — рука». Они знакомят учащихся со свойствами материалов, которые могут служить в качестве средств отобразителъности.
«Письменные» упражнения включают рисование на манке, пенке, компьютерном планшете ладонью, пальцем, палочкой и т. п., на которой учащиеся рисуют различные картинки (лицо, дерево и т. п.).
При обучении «письму» широко используются грифельные доски, расположенные на одной из стен класса, магнитные и ковролиновые доски. По мере обучения учащиеся начинают выполнять «письменные» упражнения в альбомах-тетрадях, где различные изображения прорисованы пунктирными линиями и точками. Такие варианты альбомов-тетрадей специально разрабатываются для учащихся с учетом их индивидуальных возможностей. Подобные упражнения могут выполняться и в тетрадях.
Таким образом, предмет «Письмо» в 1 классе предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
- рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
- рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (черно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, пенки), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
- рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
- обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого — двухмерное изображение предмета;
Предмет «Письмо» интегрируется с различными учебными.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщению изученного материала) нетрадиционные уроки(экскурсии).
Формы работы на уроке: фронтальная работа, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные;
При реализации данной программы используется форма контроля:
индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится (в начале года) и итоговая (в конце года).
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов |
1 | Упражнения для развития тонкой моторики рук | 19 ч |
2 | Рисуночное письмо | 15 ч |
3 | Жестово-образные игры | 9 ч |
4 | Ритмические упражнения | 23 ч |
Итого | 66 ч |
Содержание тем учебного курса.
Упражнения для развития тонкой моторики рук (19 часов).
Привлечение внимания учащихся к предметам. Рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприятию, перемещению предметов в руке для рассматривания их со всех сторон (совместно с учителем).
Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание (совместно с учителем, по подражанию его движениям).
Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками и т. д.
Упражнения с природным материалом и бытовыми предметами: «Раскопки», «Карандаши ставим в карандашницу», «Чашки на блюдца» и т. п.
«Рисуночное письмо» (15 часов).
Рисование учителем для учеников (мелом на доске или кистью, фломастером, волоконным карандашом, маркером на листе бумаги) предметных изображений и изображений детей с предметами: с куклой, с мячом, с медвежонком, с кубиками, с барабаном, с машиной, с ведерком. Выбор учащимися соответствующего предмета и действия с ним вместе с учителем.
Игры на соотнесение реальных предметов и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние учителем или учащимися с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации.
Рисование по подражанию (черта, закругленные линии, угловые фигуры). Обводка фигур пальцем, карандашом, фломастером, мелом. Проведение «Дорожек» пальцем, фломастером, мелом, карандашом.
Жестово-образные игры (9 часов). Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения учащихся с музыкальным сопровождением и без него: шаги, бег, подпрыгивание, сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками:
- «Осенняя прогулка с листьями (в правой и левой руке)», «Осенняя прогулка с корзиной листьев (корзину держат двумя руками)», «Осенняя прогулка с ведерками с шишками (в правой и левой руках)» и т. п.
Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения (шаги, бег, подпрыгивание), сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками музыкальным сопровождением или без него): «Прогулка с игрушечным фонариком в руке» (чередование рук при остановке музыки), «Прогулка под зонтиком» (зонтик держат двумя руками, останавливаются по окончании звучания музыки), «Иду (бегу), удерживая кастрюлю с орехами» и т. п.
Игры-пантомимы, этюды: «Ветер, ветер», «Земля в разное время года», «Кукла заболела», «Кукла идет», «Катаю куклу в коляске», «Падающие листья», «Солнечные зайчики» и др.
Ритмические упражнения (23 часа).
Упражнения на общую моторику под ритмичные звуки музыкальных инструментов типа «Падаем и встаем, садимся и встаем»: «Сижу — стою», «Кошка» (опора на руки и колени - спинка выгнута: мяу-мяу, «Собачка» (опора на руки и колени - спинка прямая: гав-гав и др.
Ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой, прикрепленной к палочке), по сенсорной и игровой дорожкам под удары бубна, барабана, звуки музыкального треугольника.
Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу. Прыжки на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопровождением {хоп-хоп)? с музыкальным сопровождением (с поддержкой педагогом).
Двигательные речевые упражнения с элементами массажа (речевое сопровождение учителя с чередованием упражнений, которые выполняют учащиеся или сам учитель).
Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия. Упражнения сопровождаются хлопками или ударами музыкальных инструментов в момент перешагивания, например через веревку, невысокие (5 см) предметы (с помощью взрослого и самостоятельно).
Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки учителя, удары в барабан, по металлофону, в бубен) на прокатывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами. Ловля мяча, брошенного учителем (расстояние определяется исходя из особенностей моторного развития ребенка), бросание мяча учителю, подбрасывание мяча вверх и ловля его.
Предполагаемые результаты (для учителя):
- слушают учителя, выполняют простую инструкцию;
- повторяют за учителем двигательные, двигательно-ритмические и двигательно-речевые упражнения;
- обводят фигуры пальцем, мелом, фломастером, карандашом (самостоятельно или совместно с учителем).
Используемые программно-методические методические материалы:
Основное:
1. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.
Дополнительное:
1. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)
Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание цен...
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...
Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)
Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....
Адаптированные рабочие программы 2 класс(программа "Школа России") (июнь 2018г.)
Содержат внутрипредметные образовательные модули....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, по родному языку для детей программа 7.2 и 6.2
Адаптированные программы 1 дополнительный класс ( второго года обучения) 7.2 ( задержка психического развития) и 6.2 ( НОДА)....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( с 1 подготовительного по 4 класс)
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( с 1 подготовительно...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...