Рабочая программа учебного курса по музыке в 4 классе.
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме

Рабочая  учебная программа по  музыке для 4-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом второго поколения  начального  общего образования 2011 года, примерной программой начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_2014.doc158 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение № 14.4. к ООП НОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Рабочая программа

учебного курса по музыке в 4А, 4Б классах

Программа разработана на основе Примерной программы по музыке

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

программы курса по музыке (Г.П. Сергеева,  Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Музыка//Рабочие программы. 1-4 классы.- М: Просвещение, 2011)

Составитель:

Долгова Людмила Михайловна,

учитель музыки

Квалификационная категория: первая

г.о. Тольятти

2014


Учебно — методический комплекс

Класс

Предмет

Программа

Учебник

Дидактические материалы

4А, 4Б

Музыка,

 34 ч.

Г.П. Сергеева,  Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Музыка//Рабочие программы. 1-4 классы.- М: Просвещение, 2011

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – Музыка. 4 класс.- М: Просвещение, 2011-2013

1. Критская, Е.Д.  Музыка.

4класс: рабочая тетрадь / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2011-2013

2. Музыка. Хрестоматия музыкального материала.

 4 Класс (Ноты) : пособие для учителя / Сост. Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011.

3. Музыка. Фонохрестоматия.  4класс (Электронный ресурс)/ сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2011.


Пояснительная записка

        Рабочая  учебная программа по  музыке для 4-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом второго поколения  начального  общего образования 2011 года, примерной программой начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Цели программы:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний  о музыкальном искусстве;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Содержание деятельности по предмету

        Основное содержание курса 4 класса представлено следующими содержательными линиями: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», «В музыкальном театре», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

        Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

        Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.

        Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка.

Общая характеристика учебного предмета

        Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Требования к результатам освоения выпускниками программы по предмету Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
  • уважительное отношение к культуре других народов:
  • эстетические потребности, ценности  и чувства
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  •  способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

               

                         

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класс

• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных народов, стилей, композиторов;

• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и

стран;

• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный

язык на интонационно-образной основе;

• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр)

и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

• развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

• совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся научатся:

демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

 воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

 проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

 высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

 эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

 показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

 выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

 передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

 охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

 использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

 узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

 исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Содержание тем учебного предмета

Раздел I: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

Урок 2. Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Урок 3. «Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.

 Раздел II: «О России петь – что стремиться в храм»(4 ч.)

Урок 4. Святые земли Русской. Нравственные подвиги святых земли Русской  ( равноапостольные Княгиня Ольга, князь Владимир и др.), их почитание и восхваление. Стихира.

Урок 5. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий.  Святые земли Русской. Нравственные подвиги святых земли Русской ( Илья Муромец). Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. А.П.Бородин. Симфония «Богатырская», М.П.Мусоргский «Богатырские ворота».

Урок 6.  Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.   Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше». Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

Урок7. Родной обычай старины. Светлый праздник. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.Рахманинов).

 Раздел III: «День, полный событий» (6 ч.)

 Урок 8. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Урок 9.  Зимнее утро.  Зимний вечер. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога».

Урок 10. «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность.  Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Урок 11. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин». П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Урок 12. «Приют, сияньем муз одетый…». Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).

Урок 13. Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащимися.

 Раздел IV: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Урок 15. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка). Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.

Урок 16. Народные праздники. «Троица».   Церковные и народные праздники на Руси (Троица). Икона «Троица» Рублёва.

 Раздел V: «В концертном зале» (5 ч.)

Урок 17. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо. Музыкальные . Народные праздники. «Троица».   инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Урок 18. «Старый замок». Счастье в сирени живет… Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 19. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы… Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

Урок 20. «Патетическая» соната. Годы странствий. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Урок 21. Царит гармония оркестра. Обобщающий урок. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.  

 Раздел VI: «В музыкальном театре» (6 ч.)

Урок 22. Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля.  За Русь все стеной стоим…). Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Урок 23. Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу). Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Урок 24. «Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

Урок 25. Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

Урок 26. Балет «Петрушка». Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

Урок 27. Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

 Раздел VII: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7 ч.)

Урок 28. Прелюдия.  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов).  Развитие музыкального образа.

Урок 29. «Исповедь души». «Революционный» этюд». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Жанры фортепианной музыки. ( «Революционный этюд» Ф.Шопен).  Развитие музыкального образа.

Урок 30. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

Урок 31. В интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Урок 32. Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Урок 33. «Рассвет на Москве-реке». Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).

Урок 34. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение полюбившихся песен всего учебного года.

Место предмета в учебном плане

        В соответствии с  Учебным планом в 4 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Распределение учебных часов по разделам программы

Россия – Родина моя - 3 ч.

День, полный событий – 6 ч.

О России петь – что стремиться в храм - 4 ч.

В музыкальном театре -  6 ч.

В концертном зале – 5ч.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье - 7 ч.


Тематическое планирование предметной линии «Музыка»

в рамках УМК «Перспектива»   в 4Б классе    1 час в неделю -  34 часа  в год.

№ урока

Сроки проведения

Наименование разделов, темы

Тип урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся (предметные)

Планируемые результаты (УУД)

Формы контроля

Основные  формы проведения занятий

Раздел I «Россия – Родина моя» (3часов).

1.

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…».

Урок «открытия нового знания»

Выявлять жанровое начало музыки; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание

Регулятивные:

целеполагание в постановке учебных задач; оценка воздействия музыкальных сочинения на собственные чувства и мысли.

Познавательные:

владение навыками речевого высказывания; закрепление представлений о средствах музыкальной выразительности.

Коммуникативные: продуктивное сотрудничество со сверстниками; умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Устный

2.

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

Урок методологической направленности

Знать особенности русской народной песни, уметь

определять жанры, выразительно исполнять народные мелодии.

Устный

3.

«Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь!

Урок методологической направленности

Выявлять жанровые признаки,

зерно-интонации, лад, состав

исполнителей. Определять

особенности звучания

вокальных голосов.

Самостоятельная работа

Раздел II «О России петь – что стремиться в храм» (4ч.)

4.

Святые земли Русской.

Урок «открытия нового знания»

Знакомство со святыми земли Русской, назвать имена святых,  знакомство с песней-гимном стихирой, слышать торжественный,  праздничный характер.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя; принимать и понимать  учебную задачу.

Познавательные: узнавать, называть жанры духовной музыки; наличие устойчивых представлений о музыкальном языке жанров религиозной музыки.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения; участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.

Личностные: формирование положительного

отношения к учению, развитие мотивов учебной деятельности.

Устный

Презентация

5.

Илья Муромец. Кирилл и Мефодий.  

Устный

6.

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.  

Урок методологической направленности

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Устный

7.

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Урок рефлексии

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений, сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Устный

Раздел III «День, полный событий» (6ч.)

8.

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…».

Урок «открытия нового знания»

Уметь составить сравнительную характеристику музыки Чайковского и Свиридова; выделить мелодию, как главное выразительное средство  музыки; интонационно – образная связь музыки композиторов со стихами А.С.Пушкина.

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки; оценка воздействия музыки на собственное отношение к ней.

Познавательные: владение навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения.

Коммуникативные: развитие навыков постановки проблемных вопросов; совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Устный

9.

Зимнее утро.  Зимний вечер.

Урок методологической направленности

Сравнивать музыку Чайковского со стихами А.С.Пушкина, слышать мечтательный, задумчивый характер. Сравнить хор Шебалина «Зимняя дорога» с одноименным стихотворением Пушкина.

Устный

Презентация

10.

«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.

Урок методологической направленности

Знать сказки Пушкина. Называть знакомые музыкальные инструменты, создающие образы белки, богатырей, царевны. Знать понятие тембра и регистра.

Устный

11.

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

Урок методологической направленности

Знать  народные музыкальные

традиции Отечества. Повторить жанры народной музыки: хороводные, плясовые.

Устный

12.

«Приют, сияньем муз одетый…».

Урок методологической направленности

Слушая романсы, определять характер музыки и слов. Знать отличительные особенности жанра романса.

Устный

13.

Обобщающий урок.

Урок рефлексии

Повторить жанры народной музыки: хороводные, плясовые. Уметь определять на слух музыкальные произведения.

Фронтальный опрос

Музыкальная викторина

Раздел IV «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч.)

14.

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Урок «открытия нового знания»

Определять отличительные черты русской

музыки, особенности звучания знакомых

музыкальных инструментов и

вокальных голосов;  

выявлять жанровое начало музыки.

Регулятивные: оценка собственной  музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия. Познавательные: наличие устойчивых представлений  о музыкальном языке произведений различных стилей.
Коммуникативные: участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.  Личностные: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Устный

15.

Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей»

Урок методологической направленности

Устный

16.

Народные праздники. «Троица».  

Урок методологической направленности

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

Устный

Раздел V «В концертном зале» (5ч.)

17.

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо.

Урок «открытия нового знания»

Знать особенности стиля рококо в искусстве, познакомиться с музыкальной  формой «вариации», сравнить тему вариаций и мелодию  хора «Уж как по мосту, 

мосточку», выявить интонационное сходство.

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки; владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки.

Познавательные: умение сравнивать музыкальные образы; владение музыкальным словарем в процессе размышлений о музыке.

Коммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

Личностные: формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

Устный

Презентация

18.

«Старый замок». Счастье в сирени живет…

Урок методологической направленности

Определить образное содержание, характер и настроение музыки.

Устный

19.

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы…

Урок методологической направленности

Определить душевное состояние, которое передает музыка, эмоциональный строй, современна ли музыка сонаты.

Устный

20.

«Патетическая» соната. Годы странствий.

Урок методологической направленности

Увидеть интернациональность музыкального языка. Выделить средства музыкальной выразительности, свойственные жанру «баркарола», сравнить с «Ноктюрном» А.П.Бородина.

Устный

21.

Царит гармония оркестра. Обобщающий урок.

Урок рефлексии

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении.

Устный

Урок-концерт

Раздел VI «В музыкальном театре» (6ч.)

22.

Опера «Иван Сусанин».

Урок «открытия нового знания»

Определять характер, чувства, внутренний мир  человека через прослушивание арии.

Регулятивные: оценка собственной музыкально-творческой деятельности; формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; активизация творческого воображения.

Коммуникативные: умение вести диалог; совершенствование действий контроля, оценки действий партнера.

Личностные: готовность выражать свое отношение  к искусству.

Устный

23.

Опера «Иван Сусанин».

Урок методологической направленности

Наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки.

Устный

24.

«Исходила младешенька».

Урок методологической направленности

Определять музыкальный язык, стиль композитора, жанр музыки.

Устный

25.

Русский восток.

Урок методологической направленности

Слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М.И.Глинки и М.П.Мусоргского.

Устный

26.

Балет «Петрушка».

Урок методологической направленности

Распознавать художественный смысл музыки, её роли в жизни человека.

Устный

27.

Театр музыкальной комедии.

Урок «открытия нового знания»

Ориентироваться в разнообразии музы- кального искусства, сравнивать жанры.

Самостоятельная работа

Музыкальная викторина

Раздел VII «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7ч.)

28.

Прелюдия.  

Урок «открытия нового знания»

Воспринимать интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знать различные жанры фортепианной музыки.

Регулятивные:   планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа;  оценка воздействия музыкального с музыкального сочинения на собственные чувства.

Познавательные:  наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений;  активизация творческого мышления.

Коммуникативные: совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов.

Личностные: ценностное отношение к музыкальной культуре.

Устный

29.

«Исповедь души». «Революционный» этюд».

Урок методологической направленности

Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.

Устный

30.

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты.

Урок «открытия нового знания»

Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Устный

31.

В интонации спрятан человек.

Урок методологической направленности

Определять выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Самостоятельная работа

32.

Музыкальный сказочник.

Урок методологической направленности

Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Устный

33.

«Рассвет на Москве-реке».

Урок методологической направленности

Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Устный

34.

Заключительный урок – концерт.

Урок рефлексии

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя.

Познавательные: Контролировать и оценивать результат деятельности.

Коммуникативные: хоровое пение, пение по группам и с солистами.

Личностные: Развитие эмоциональной отзывчивости.

Устный

Урок - концерт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Ритмика» 2-3 класс на 2017-2018 учебный год

Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей с...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа учебного курса по музыке 4 класс

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы со...

Рабочая программа. Учебный курс по музыке

Рабочая программа. Учебный курс по музыке для учащихся 3 класса на основе авторвской программы Е.Д.Критская...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» во2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Математика» во2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...