Годы странствий М.И. Глинка - урок музыки в 3 классе
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
Разработка урока в 3 классе по теме: Годы странствий М.И. Глинка
Цель урока: познакомить обучающихся с оперным театром и оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Медиафайлы к уроку можно скачать по ссылке ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ (ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_2.docx | 21.57 КБ |
m.i._glinka_ii_chast.ppt | 2.19 МБ |
m._i._glinka._iii_chast.ppt | 900 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыка» 3 а,бкласс,
Используемая методическая литература:
Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Учитель Шишкина М.Б
Используемое оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, фортепиано (камертон).
Средства обучения:
- Видеофильм «Глинка»;
- Видеофильм «Опера «Иван Сусанин»;
- Фонограммы : Хор «Славься», хор «Славься» (минус).
- Текст : хор «Славься – 10 шт.
Цель урока: познакомить обучающихся с оперным театром и оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Задачи:
- познакомить с творчеством М.И. Глинки;
- формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия оперной музыки;
- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
- развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;
- способствовать развитию вокально – хоровых навыков в процессе пения под фонограмму;
- воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа;
- способствовать формированию потребности в общении с музыкой.
Сценарий урока
«…Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
К.Рылеев
(Слайд №1)
Учитель:Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Рассаживайтесь удобно в зрительном зале.
(На первой парте каждого ряда стоят таблички: 1 ряд - «Партер», 2 ряд - «Ложа», 3 ряд - «Бельэтаж».
Учитель:Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре).
Вопросы: Вы обратили внимание на музыку, под которую входили на урок? Кто узнал это произведение? Это «Патриотическая песня» из оперы М.И.Глинки.
Что вы знаете про этого композитора? Где он жил? (Слайд № 2) (Ответы учащихся).
Учитель: А кто же написал первую русскую оперу и когда она появилась?
Ученики: М.И. Глинка, в 1836 году. И называлась она «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин». Она рассказывает О событиях, которые происходили 400 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской - войска Польского.
В начале XIIвека польские войска напали на Русь и захватили столицу – Москву. Польский король Сигизмунд Ш хотел посадить на русский трон своего сына - царевича Владислава. Узнав, что в Костромской губернии скрывается молодой русский царь Михаил Романов, военный отряд поляков направляется туда с целью убить его.
Учитель: О каких событиях рассказывает эта опера?
Ученики: О событиях, которые происходили 300 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской - войска Польского.
Учитель: Кто главный герой этой оперы?
Ученики: Герой этой оперы - костромской крестьянин Иван Сусанин, который погибает за Отечество.
Учитель: Поляки требуют показать дорогу на Москву.
Иван Сусанин, задумав завести врага в непроходимую чащу, им гордо отвечает
(Ученики читают наизусть ответ полякам из «Думы» К.Рылеева )
(Слайд № 3) Партитура «Ивана Сусанина» насквозь пронизана живым ощущением природы, быта и характеров» Б.В. Асафьев
(Слайд № 4) Большая часть оперы была написана прежде слов: я думаю, такой курьезной истории не случалось еще ни с одной оперой. Дело в том, что первая мысль Глинки была написать не оперу, но нечто вроде картины, как говорил он, или симфонической оратории. Все музыкальное создание в главных чертах его было уже в голове; помнится, он хотел ограничиться лишь тремя картинами: сельской сценой, сценой польской и окончательным торжеством. В.Ф.Одоевский
(Слайд № 5) Афиши тех времен
(Слайд № 6) У. Опера состоит из четырех действий с эпилогом.
Познакомимся с главные действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды.
(Слайд № 7) Действие первое. 1613 год, крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин, (Слайд № 8) его дочь Антонида и(Слайд № 9) приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять Отчизну.
«Кто на Русь дерзнет, смерть найдет». (Фрагмент из оперы №1).
(Слайд № 10) Богдан Собинин со своей дружиной привез радостные вести: князь Пожарский и крестьянин Минин собирают ополчение, чтобы отстоять захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. На борьбу с врагами поднимается Русь. Несмотря на радостные вести, Сусанин печален: враги еще хозяйничают на родной земле. (Фрагмент из оперы №2).
(Слайд № 11,12) Действие второе. Пышный бал в тронном зале польского короля Сигизмунда III. Опьяненные своими временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Жадные паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. (Фрагмент из оперы №3).
Внезапно, в самый разгар веселья, появляется посланец от гетмана. Он принес не добрые для поляков вести! Весь русский народ восстал на врагов, польский отряд осажден в Москве, германское войско бежит. Танцы прекращаются, поляки в смятении. Но хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. (Фрагмент из оперы №4).
Действие третье. Тем в семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать, добра Антониде. Внезапно в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина , в Москву, Вначале Сусанин отказывается.
Страха не страшусь,
Смерти но боюсь,
Лягу за святую Русь, —
гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий План — завести врагов в лесную глушь и погубить. (Фрагмент из оперы №5).
Действие четвертое. Все дальше и дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега, бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают (Слайд № 13) подозревать неладное и его неминуемо ждёт смерть. Смело смотрит он ей в глаза:
Чуют правду! Смерть близка,
Но не страшна она:
Свой долг исполнил я.
(Слайд № 14) Мысленно прощается Сусанин со своими родными — Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. (Фрагмент из оперы №6).Какие черты характера, чувства Сусанина передает его ария?
Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин.
(Слайд № 15) Туда завел я вас,
Куда и серый волк не забегал,
Куда и черный вран костей не заносил!
Туда завел я вас, где глушь и глад,
Где вам от лютой вьюги погибать!
Где вам голодной смертью помирать! —
с достоинством отвечает Сусанин. Мысли его обращаются к Отчизне: «Я шел на смерть за Русь!». В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.(Фрагмент из оперы №7).
(Слайд № 16) Эпилог. Красная площадь в Москве заполнена народом. Мощно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются русские воины к детям Сусанина. На площади появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица в честь воинов-освободителей, русского народа и Руси. ((Фрагмент из оперы №8).
(Слайд № 17,18) Учитель: Что же передает хор «Славься»?
Ученики: Торжество, ликование.
Учитель: Здесь есть и тема скорби и печали — памяти о погибших.
Колокольный звон — праздничный, радостный, передает победу русского народа.
(Слайд № 19) Именно под звуки «Славься» 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Жуков, командующий Парадом Победы (слайд 8)
(Слайд № 20) Учитель: Памятник Минину и Пожарскому, героям 1612г., установлен в Москве на Красной площади
Учитель: Какие чувства вызывает подвиг Ивана Сусанина?
Какое действие оперы больше всего произвело на вас впечатление?
ИТОГ УРОКА:
Учитель: Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории.
Опера «Иван Сусанин» воссоздала атмосферу народного подвига в Смутное время в начале XVII века.
Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
г. Милан Зрительный зал театра Ла Скала Венеция Вена
Берлин
В Берлине Глинка совершенствовал композиторское мастерство систематически общаясь с известным теоретиком музыки и педагогом -Зигфридом Деном.
Ранние произведения: Романсы: «Венецианская ночь», «Победитель», «Ночь осенняя», «Не искушай». Патетическое трио, секстет для фортепиано и струнных инструментов
Милан Зрительный зал Ла Скала Венеция Вена Вариации для пиано-форте на тему Доницетти Дивертисмент на мотивы Беллини
Период творческой зрелости (1834-1844) Первое представление оперы «Иван Сусанин» на сцене петербургского Большого театра состоялось 27 ноября 1836 года . Этот день вошел в историю как день рождения русской музыкальной классики .
Афиша первого представления оперы «Иван Сусанин» 27.11.1836г 35 представление оперы 1838г.
«Посвященный во все таинства итальянского пения, композитор глубоко проник в характер русской музыки. Он доказал, что русская мелодия может быть возвышенна до трагического стиля» В.Одоевский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?
Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....
презентация к уроку "Музыка.4 класс" ,тема "Музыка Японии"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ МУЗЫКИ, РАССКАЗЫВАЕТ КРАТКО О САМОЙ СТРАНЕ ....
Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"
В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....
урок музыки з класс "В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке"
данный урок предназначен для учеников 3 класса. Цели урока:Образовательная: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере попевки «Разные ребята», С.С. Прокофьева «Болт...
"Мелодия - душа музыки". урок музыки - 3 класс
На уроке музыки учитель обращается к разным видам искуства, используя современные образовательные технологии, в том числе, информационно - коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупно...
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...