"Мелодия - душа музыки". урок музыки - 3 класс
методическая разработка по музыке (3 класс) по теме

На уроке музыки учитель обращается к разным видам искуства, используя современные образовательные технологии, в том числе, информационно - коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупности, обладающие огромной силой воздействия на чувства ученика, преобразуя его внутренний мир, делая его богаче, содержательнее, воспитывая в нем необходимые качества, как личности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

учитель музыки  Малаховская А.С.

МАОУ СОШ  им. Ф.Я, Фалалеева.

Открытый обобщающий урок музыки

по теме: «Мелодия -душа музыки» 3 класс

Цель :

     

                Помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии; чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства.

 Задачи:

             

             Формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;

                Формирование  осознанного  отношения к музыке:

                Формирование деятельностного отношения к музыке в процессе ее исполнения.

 

Дидактические принципы музыкального обучения:

               

                 Принцип единства воспитания, образования, развития.;

                 Принцип связи музыкального обучения  с жизнью;

                 Принцип интереса, увлеченности;

                 Принцип результативности.

  Тип урока:

                 Урок - обобщение темы.

   Оборудование урока:

                 

                 Инструменты: фортепиано, баян, шумовые , свирели, гитара.

                 ИКТ:  мультемидийный  проектор, компьютер, музыкальный центр.

                 Учебники, ауди и видео диски, учебные плакаты, тексты песен, раздаточный материал.

Ход урока

(Вход под песню «Прекрасное далеко»  муз. Е. Крылатова на сл. Ю. Энтина.

Приветствие.)

 Учитель    « Мелодия  всегда  будет самым чистым выражением человеческой души»      

                         Ш. Гуно.

       Музыка - это чудо, с которым, вряд ли, может сравниться какое-либо другое искусство. Только что звучала песня, которую мы очень любим. Почему же  снова и снова она завораживает нас?. Что в этой песне самое главное? Правильно, красивая мелодия, а мелодия всегда будет самым чистым выражением мысли. Эта песня о красоте нашей веры в добро, в светлое будущее. И сегодня мы посвящаем наш урок самому богатому средству музыкальной выразительности - мелодии. Мелодия - это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное , производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей. Она может выражать и печаль, и радость, и страдание, и любовь, может заставить задуматься о самом сокровенном. Главное для мелодии - возможность спеть ее или сыграть на инструменте. Мы с вами научились играть на свирелях, я попрошу вас сейчас исполнить отрывок из произведения итальянского композитора  Томазо  Джованни  Альбинони «Адажио». Во время исполнения прошу вас обратить внимание, какие же чувства овладевают вами во время исполнения, о чем вам поведала музыка?

(Исполнение . Ответы детей)

Учитель   Да, верно, это произведение заставляет сжиматься сердце и навевает мысли о вечном. К каким средствам музыкальной выразительности обратился  композитор, создавая эту гениальную музыку?  Как развивалась мелодия?  Где была наивысшая кульминационная фраза?

(Ответы учащихся в форме диалога).

Учитель  Продолжая тему мелодии, я хочу обратиться к одной из очень важных тем, воспевающихся  в музыке -  теме героизма человека, его способности к самопожертвованию ради спасения,  ради жизни и счастья других людей. Об этом вы много читали, смотрели фильмы, об этом вам рассказывали ваши учителя. Но сегодня мы обратимся в связи с этой темой к разным видам искусства. Не удивляйтесь, сейчас я вам покажу мультфильм, в котором будет звучать музыка, только что исполненная вами на свирелях. Перед вами будет стоять очень серьезная и непростая задача, требующая от вас предельно вдумчивого внимания. Вам необходимо понять и ответить на вопрос, о чем это произведение, какова его тема. В каком литературном произведении звучит близкая тема? Какую роль играет музыка, сопровождающая фильм?

(Просмотр  мультфильма «Адажио» Гари Потер. Обсуждение в форме диалога)

Учитель  Еще раз мы убедились в том, что музыка, мелодия в сочетании с другими видами искусства обладает огромной силой воздействия на наши чувства, заставляя нас грустить и сопереживать.

А теперь обратимся  еще  к одному виду исполнения мелодии – песне и продолжим  разговор о смелости и стойкости. Герой песни – маленький трубач, ваш сверстник.  Война, смерть, кровь. Как он повел себя в труднейшей, опаснейшей ситуации?  Исполняем песню «Маленький трубач» муз. С. Никитина

(Исполнение песни. Обсуждении, в форме размышления.)

Учитель   Спасибо. Да, это была война, и вы прекрасно знаете, что без подвига простого солдата - воина  мы бы никогда не одержали победу над фашистской Германией. А как же в мирное время? В мирное время тоже есть место подвигу. Мы с вами живем на территории бывшей  военно - воздушной академии им. Ю. Гагарина, где обучались лучшие летчики-авиаторы. И сейчас мы с вами увидим фрагмент из фильма о героизме летчиков в мирное время.

(Просмотр фильма, прослушивание песни «Огромное небо» - муз. А Фельцмана,. сл. С Рождественского)

Учитель  В чем заключался их подвиг? Чтобы было бы , если б летчики катапультировались, пролетая над городом?

(Ответы, размышления)

Учитель  Наш народ обладает, наряду с великим героизмом, и другими бесценными качествами: никогда не теряет силы духа, оптимизма, чувства юмора. И в подтверждение  прозвучит русская народная пляска в исполнении всех присутствующих.

(Исполнение на шумовых инструментах. На экране видео - ролик с пляской),

Учитель.

     Стихия музыки - могучая стихия,

     Она чем непонятней, тем сильней.

     Глаза мои, бездонные, сухие,

     Слезами наполняются при ней,

     Она и не видна, и невесома,

     И мы ее в крови своей несем.

     Мелодия - всемирная истома -

     Как соль в воде, растворена во  всем…

                                                                 Е. Винокуров

Спасибо, ребята.  Спасибо, гостям,. До свидания.    (Уход под муз.  «Волжская кадриль»)

Выводы:

          Урок музыки - это, прежде всего, урок искусства. На уроке музыки учитель обращается к разным видам  искусства, используя современные технологии, в том числе, информационно коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупности, обладающие огромной силой воздействия на чувства ученика, преобразуя его внутренний мир, делая его богаче, содержательнее,  воспитывая в нем необходимые качества,  как личности, умеющей  вдумываться,  сопереживать,  размышлять о жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе "Мелодия - душа музыки"

Сформировать у детей понятие, что мелодия - главная мысль произведения....

1 класс урок №4 "Мелодия - душа музыки" конспект и презентация

1 класс урок "Мелодия - душа музыки" конспект и презентация...

Урок в 3 классе по музыке "Мелодия - душа музыки"

"Мелодия- душа музыки". Урок в 3 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной...

Мелодия душа музыки 1 класс

Класс: 1 «Г»Предмет: МузыкаТема урока: " Мелодия- душа музыки "Тип урока: открытие новых знанийЦель: Формирование музыкальной культуры школьников как части их общей духовной куль...

Конспект урока по музыке. Мелодия-душа музыки

Конспект урока по музыке. Мелодия-душа музыки...

Конспект урока "Мелодия- душа музыки"

Конспект урока "Мелодия- душа музыки"...

Технологическая карта урока по музыке " Мелодия - душа музыки" ( 3 класс)

Тема: «Мелодия- душа музыки» Цели деятельности учителя: сформировать представление учащихся о мелодии, как о выразительном носителе музыкальной мысли. Планируемые результатыПредм...