Рабочая программа по музыке для 4 класса Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Рабочая программа по музыке для 4 класса Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Пояснительная записка + календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_4_klass.zip | 40.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 4 класс
Дата | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Художественно-педагогическая идея уроков | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||||||||
«Россия – Родина моя!» (3 часа): | ||||||||||||
1 | сентябрь | Мелодия. стр.8-11 | «Вся Россия просится в песню». Как мелодия передает душевное состояние композитора? | Мелодия. С.В.Рахманинов. Жанр: инструментальный концерт. «Песня о России». В.Локтев. Куплетная форма. | Научится слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструментального концерта. Получит возможность научиться владеть навыками кантиленного пения. | Регулятивные: Целеполагание в постановке учебных задач. Познавательные: Владение навыками речевого высказывания. Коммуникативные: Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России. | |||||
2 | Вокализ. стр.12-13 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» Как звучит вокализ? | Вокализ. С.В.Рахманинов. А,капелла. А.В.Нежданова. Сопрано.
| Научится определять новый жанр музыки. Получит возможность развивать творческие способности, певческий голос. | Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли. П: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности. К: продуктивное сотрудничество со сверстниками . | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества. | ||||||
3 | Кантата. стр.20-23 | «На великий бой собралася Русь!» Как композитор рассказывает о защитниках нашей Родины в кантате? | Кантата. С.С.Прокофьев. Меццо-сопрано. Альт. | Научится воспринимать музыку кантаты. Получит возможность научиться участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя. П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Становление эстетических идеалов. Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. | ||||||
«О России петь – что стремиться в храм» (3 часа): | ||||||||||||
4 | Стихира стр.26-27 | Как звучит стихира? Святые Земли Русской. | Стихира. Пение а,капелла. Икона «Всех святых в земле Русской просиявших». | Научится оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Узнавать, называть жанры духовной музыки. К: Формулировать свои затруднения. | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. | ||||||
5 | октябрь | «Былинные наигрыши и напевы». стр. 28-29 | Как жанр былины раскрывает образ былинного героя? | Былинный напев. Песнь-сказание. А.П.Бородин «Богатырская» симфония. | Научится узнавать народные былинные песнопения, слышать их интонации в музыке русских композиторов. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Воспитание патриотических чувств. К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | |||||
6 | Тропарь. стр.32-39 | Как звучит тропарь? Праздников праздник, торжество из торжеств. | Тропарь. Молитва. Песнопение. Пасхальное Богослужение. Икона «Воскресенье». | Научится воспринимать пасхальное песнопение. Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения. | Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке жанров религиозной музыки. К: Совершенствование представлений о рус. муз. культуре. | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. | ||||||
«День, полный событий» ( 7часов) | ||||||||||||
7 | Осень в творчестве русских композиторов. Стр.42-43 | Как композитор передает осеннее настроение? | Лирика в поэзии и музыке. П.И.Чайковский «Осенняя песнь». Г.В.Свиридов «Осень», «Пастораль». | Научится воспринимать музыку и размышлять о ней. Развитие навыков кантиленного пения. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения. К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов. | Наличие эмоционального отношения к искусству. | ||||||
8 | ноябрь | Зимнее утро. Стр.44-45 | Как композитор изображает утро? Как передает настроение зимнего утра? | Выразительность. Изобразительность. П.И.Чайковский «Зимнее утро». Зимний пейзаж. | Научится эмоционально выражать свое отношение к искусству, соотносить выразительные и изобразительные интонации. | Р: Развернутость анализа музыкального сочинения. П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке. К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней. | |||||
9 | Зимний вечер. Стр.46-47 | Как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения? | Музыкальное прочтение стихотворения. П.И.Чайковский «У камелька». А.С.Пушкин «Зимний вечер». | Научится ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве. Получит возможность реализовывать творческий потенциал в пении. | Р: Оценка воздействия музыки на собственное отношение к ней. П: Владение навыками самостоятельного интонационно- образного анализа муз.сочинения. К:Совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Развитие мотивов музыкальной учебной деятельности. | ||||||
10 | Музыкальная живопись. Три чуда. Стр.48-51 | Как композитор «рисует» сказочные музыкальные образы? | Музыкальная тема. Регистры. Тембры. Н.А.Римский-Корсаков. | Научится наблюдать за результатом музыкального развития на основе различий интонаций, тем, образов. | Р: Обобщенность действий, критичность. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Оценка действий партнера в групповой деятельности. | Развитие эмоциональной отзывчивости. | ||||||
11 | Ярмарка в искусстве. Стр.52-53 | Как звучат народные мелодии в музыке П.И.Чайковского? Какая музыка звучит на ярмарках? | Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни. | Научится сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки. Получит возможность реализовать собственные замыслы в инсценировке песни. | Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия. П: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | ||||||
12 | декабрь | Один день с А.С.Пушкиным. Стр.54-55 | Как музыкальные впечатления отражались в творчестве поэта? | Вступление к опере. Имитация колокольных звонов. | Научится соотносить выразительные и изобразительные интонации в музыке. | Р: Установка на внимательное восприятие музыки. П: Приобретение информации о значении колокола в жизни человека. К: Речевые высказывания. Умение петь в хоре. | Понимание жизненного содержания музыки. | |||||
13 | Русский романс. Стр.56-57 | Как композитор выражает свои чувства, переживания в романсе? | Романс. М.И.Глинка «Венецианская ночь». Муза. Дуэт. | Научится ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, знать отличительные особенности жанра романса. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса. К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа. | Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся. | ||||||
В концертном зале ( 8 часов) | ||||||||||||
14 | Струнный квартет. Стр.74-75 | Как композитор в музыке передает ночной пейзаж? | Струнный квартет. А.П.Бородин. Ноктюрн. | Научится сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов, пению в ансамбле. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки. П: Умение сравнивать музыкальные образы. К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия. | Понимание жизненного содержания музыки. | ||||||
15 | Вариации. Стр.76-77 | Как определить музыкальную форму вариаций? | Музыкальная форма: вариации. Стиль рококо. Штрихи: легато, стаккато, акценты. | Научится определять форму вариаций. Возможность научиться оценивать явление муз.культуры. Возможность научиться импровизировать (вариации на заданную тему). | Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки. П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке. К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | Мотивация учебной деятельности. Я – слушатель. Реализация творческого потенциала. | ||||||
16 | январь | Сюита. «Старый замок» Стр.78-79 | Как звучит музыка средневековья? Как услышать звуки старого замка? | Сюита. Трубадуры, менестрели. М.П.Мусоргский. Музыка средневековья. | Научится воспринимать музыку, размышлять о ней. Возможность научиться музицированию, импровизированию. | Р: Вопросы учащихся к анализу муз.пьесы. Оценка собственной муз.-творческой деятельности. П: Приобретение информации о временах замков, трубадуров. К: Музицирование по группам. | Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы. Творческое развитие. | |||||
17 | Романс «Сирень». Стр.80-81 | «Счастье в сирени живет..». Как композитор наполнил музыку теплом и светом? | Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. С.В.Рахманинов. Сопрано. | Научится воспринимать музыку вокальных жанров. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса. К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа. | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни. | ||||||
18 | Мир Шопена. Стр.82-83 | Как композитор передает в музыке свое отношение к Родине? | Музыкальный жанр: полонез. Судьба Ф.Шопена. | Научится определять муз. язык, стиль композитора, жанр музыки. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П:Активизация творческого мышления. К: Умение учитывать разные мнения. | Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека. | ||||||
19 | февраль | Мир Шопена. Стр.84-85 | Как композитор использует интонации польских народных танцев? | Мазурка. Трехчастная форма музыки. | Научится определять танцевальные жанры музыки, форму муз. произведения. Возможность научится оценивать явления музы- кальной культуры Польши. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения . П: Умение проводить сравнения муз. произведений. К: Способность встать на позицию другого человека. Умение вести диалог. | Уважительное отношение к культуре польского народа. | |||||
20 | Патетическая соната. Стр. 86-87 | Как изменяются и развиваются интонации в сонате Бетховена? | Музыкальный жанр: соната. Главные темы экспозиции. Людвиг ван Бетховен. | Научится узнавать характерные черты музыкальной речи Бетховена. | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. | Усвоение жизненного содержания музыкальных образов . | ||||||
21 | Симфоническая увертюра. Стр.88-89 | Как композитор подчеркивает национальный колорит в музыке? | Симфоническая увертюра. Хота. Кастаньеты. | Научится взаимодействовать в процессе коллективного воплощения художественного творчества. | Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности. П: Выбор способов решения учебных задач. К: Сотрудничество с учителем и сверстниками. | Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству. | ||||||
В музыкальном театре (8 часов): | ||||||||||||
22 | Музыкальная характеристика героев оперы. Стр.94-95 | Как композитор охарактеризовал стан противника? | Музыкальный образ. М.И.Глинка «Иван Сусанин». Полонез. Мазурка. | Научится наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Узнавать и называть танцевальные жанры. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | Ценностное отношение к музыкальной культуре. | ||||||
23 | март | Музыкальная драматургия оперы «Иван Сусанин» Стр.96-97 | Как звучат сольные и хоровые сцены в опере? Как развиваются муз.темы главных героев? | Музыкальная драматургия. Контраст. | Научится наблюдать за развитием драматургии оперы. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Использовать общие приемы решения задач. К: Умение вести диалог. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | |||||
24 | Ария. Сцена в лесу. Стр.98-99 | Как ария характеризует Ивана Сусанина? Какая интонация пронизывает оперу? | Ария. Речитатив. Ф.И.Шаляпин. | Научится определять характер, чувства, внутренний мир человека через прослушивание арии. | Р: Формулировать и удерживать учебную задачу. П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. | ||||||
25 | Роль дирижера в создании музыкального спектакля. Стр.90-91 | Как дирижер управляет симфоническим оркестром? | Симфонический оркестр. Орхестра. Дирижер. | Научится понимать жесты дирижера. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом этюде. | Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности. П: Поиск информации о жанрах симфонической музыки в учебнике. К: Совершенствование действий контроля, оценки действий партнера. | Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. Мотивация учебной деятельности. | ||||||
26 | апрель | Русский Восток. Стр.102-103 | Как звучат восточные интонации? Особенности восточного колорита. | Восточные интонации. Вариации. Орнамент. | Научится слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М.И.Глинки и М.П.Мусоргского. | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов. | Готовность выражать свое отношение к искусству. | |||||
27 | Восточные мотивы. Балет «Гаянэ» Стр.104-105 | Как развиваются музыкальные образы героев балета? | Контрастные образы. А.И.Хачатурян. Мелодический рисунок. | Научится следить за развитием музы-кального образа, слышать своеобразный колорит, орнамент восточной музыки. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя. П: Активизация творческого воображения. К: Учитывать разные мнения. | Понимание чувств других народов (эмпатия). | ||||||
28 | Балет «Петрушка». Стр.106-107 | Как композитор изобразил сцену Масленицы ? | И.Ф.Стравинский. Оркестровые тембры. Музыка в народном стиле. | Научится распознавать художественный смысл музыки, понимать роль музыки в жизни человека. | Р: Использовать речь для регуляции своего действия. П: Узнавать, называть знакомые интонации. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета. | Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству. | ||||||
29 | Оперетта. Стр.108-109 | Как ориентироваться в мире музыки? Как исполняют оперетту? | Музыкальный жанр: оперетта, мюзикл. И.Штраус. Ф. Лоу. | Научится ориентироваться в разнообразии музы- кального искусства, сравнивать жанры. | Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства. П: Узнавать, называть жанры. К: Формулировать собственное мнение и позицию. | Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. | ||||||
« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов): | ||||||||||||
30 | Прелюдия. Стр.112-113 | Как звучат прелюдии Рахманинова? Как меняются чувства от части к части? | Музыкальный жанр: прелюдия. С.В.Рахманинов. Форма музыки: трехчастная. | Научится передавать собственные музыкальные впечатления, определять на слух 3-х частную форму. | Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Определение способов взаимодействия . | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | ||||||
31 | май | Исповедь души. Стр.114-115 | Как звучат прелюдии Шопена? | Развитие музыкального образа в прелюдии. Ф.Шопен. | Научится размышлять о музы- кальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками. | Уважительное отношение к истории и культуре польского народа. | |||||
32 | Этюд. Стр.116-117 | Как звучит речь композитора в пьесе? Как передал автор свое душевное состояние? | Музыкальный жанр: этюд. Ф.Шопен «Революционный этюд». | Научится понимать жизненный смысл музыкального произведения. | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. | Развитие эмоциональной отзывчивости. | ||||||
33 | Музыкаль-ный сказочник. Стр.124-125 | Как композитор рисует сказочные музыкальные образы? | Музыкальная сказка. Н.А.Римский-Корсаков. Опера. | Научится видеть и слышать, т.е. понимать жизненный смысл произведения. | Р: Развернутость анализа музыкального сочинения. П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке. К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. | Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя. | ||||||
34 | Заключи-тельный урок-концерт. | Как правильно держаться на сцене? | Программа концерта. | Научится правильно держаться на сцене, петь эмоционально, выразительно. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя. П: Контролировать и оценивать результат деятельности. К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами. | Развитие эмоциональной отзывчивости. |
Выводы:
Программа по предмету «Музыка» должна формировать устойчивый интерес у учащихся к музыкальному искусству и творчеству. Чем больше объем музыкальных впечатлений, тем быстрее развивается музыкальный слух и память. Чем больше ребенок на уроке «пропустит через себя», тем больше запомнит. Начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Учащиеся приобретут способность ориентироваться в музыкальных явлениях, научаться понимать роль музыки в жизни человека.
Список используемой литературы:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе? От действия к мысли. М., «Просвещение» 2008г.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М., 1996г.
3. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке. М., «Просвещение» 2007г.
4. Критская Е.Д. Сергеева Г.П. Шмагина Т.С. Уроки музыки. М., «Просвещение» 2012г.
5. Примерные программы по музыке. М., «Просвещение» 2010г.
6.Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. М., Педагогическая академия 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 3 класс Критская
Рабочая программа по музыке 3 класс Критская...
рабочая программа по музыке 4 класс Критская
рабочая программа по музыке 4 класс Критская...
Рабочая программа по музыке 4 класс Критская
Рабочая программа по музыке 4 класс Критская...
Рабочая программа по музыке 1 класс (Критская) (с УДД)
Рабочая программа по музыке для 1 классов, где обучение проходит на татарском языке....
Рабочая программа по музыке 4 класс Критская
Рабочая программа по музыке для 4 класса...
Рабочая программа по музыке. 4 класс Критская
Рабочая программа по музыке с календарно-тематическим планированием для 4 класса.Критская...
Рабочая программа по музыке Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной 1-4 классы
Рабочая программа ФГОС...