Рабочая программа по музыке 4 класс Критская
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме

Маркелова Надежда Викторовна

Рабочая программа по музыке 4 класс Критская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke_moe.docx34.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/Ж.Б.Ауташева/

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ- СОШ  с.Калининское       »

_________________/О.В.Айсина/

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ  с.Калининское    

________________/Л.М.Торопова/

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Маркеловой Надежды Викторовны,

 первой категории

по музыке, 4 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2012 г.

2012 - 2013  учебный год

Рабочая программа по музыке

4 класс

Автор-составитель: Маркелова Надежда Викторовна, учитель начальных классов первой  квалификационной категории.

        

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке создана на основе:

•федерального государственного образовательного стандарта  начального

общего образования по искусству;

• примерной программы начального общего образования по музыке;

• программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,

Т. С. Шмагина;

Программа адресована учащимся 4-х  классов общеобразовательных школ, рассчитана на 35 часов в учебный год    (1 час в неделю)

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

           Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

         Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.

Методы музыкального образования и воспитания  младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
         — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Основные содержательные линии

Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Цели обучения

Изучение музыки в начальной школе реализуют следующие цели:

 формирование основ музыкальной культуры;

 развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;

 освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

 овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

 воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

         

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

   Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические  движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Для реализации программного содержания курса  используются следующие учебники и учебные пособия:

     1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся  4 класса. – М.: Просвещение, 2009.

2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Просвещение, 2010.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:

В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать

  1. слова и мелодию Гимна России;
  2. смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
  3. названия изученных жанров и форм музыки;
  4. народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
  5. названия изученных произведений и их авторов;
  6. наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь

  1. узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  2. определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
  3. определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
  4. передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
  5. исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
  6. исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
  2. исполнения знакомых песен;
  3. участия в коллективном пении;
  4. музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
  5. передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

Содержание тем учебного курса

Количество часов на изучение программы           35

Количество часов в неделю                                      1

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

                                       

Раздел 1. «Россия — Родина моя» ( 4 часа)

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

                      Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (3 часа)

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Раздел 3. «День, полный событий» ( 5 часов)

«В краю великих вдохновений...». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 3 часа )

 Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен.  Мифы, легенды,

предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и композиторской музыке.Праздники русского народа.Троицын день.

        

Раздел 5. «В концертном зале» ( 8 час)

 Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Раздел 6. «В музыкальном театре»  ( 7 час)

Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.  Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

 

              Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 4 час)

Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки                   (трехчастная, сонатная).Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Резерв 1 ч.

Перечень учебно-методического обеспечения:

1.   Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008.

2.  Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 4 класс. (На аудиокассетах.)

3. Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007

Список    литературы:

1. Владимиров В. Н., Лагутин, А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984.

2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.

3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985.

4. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 2007.

5. Прохорова И. А., Скудина, Г. С. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

     6. Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1969.

Учебно-тематическое планирование по музыке.

4 класс.

Авторы:  Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина;

Всего 35 часа (1 час в неделю)

№ п/п

№ в теме

Тема урока

Использование ИКТ

Домашнее задание

Дата план

Дата факт

Коррекция

Раздел 1. Россия – Родина моя (4 часа)

1

1

Мелодия «Ты запой мне ту песню»

Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

Найти стихи

о родине, родном крае, созвучные этой музыке

2

2

«Чего не выразишь словами?»

Как сложили песню

http://music.edu.ru/

Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта

3

3

«Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

Нарисовать рисунок по теме

4

4

«Я пойду по полю белому…»

«На великий праздник собралася Русь!»

Выучить текст песни

Раздел 2. о России петь – что стремиться в храм (3 часа)

5

1

Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец

Презентация «Святые земли Русской»

Нарисовать рисунок по теме

6

2

Кирилл

и Мефодий

Презентация «Кирилл и Мефодий»

Придумать ритмический рисунок

7

3

Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше». Светлый праздник

. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

Выучить текст песни

Раздел 3. день, полный событий (5 часов)

8

1

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Вспомнить стихотворения

А. С. Пуш-кина

9

2

Зимнее утро. Зимний вечер

Нарисовать рисунок по теме

10

3

Что за прелесть эти сказки! Три чуда!

Вспомнить сказки

А. С. Пуш-кина

11

4

Ярмарочное гулянье

Вспомнить русские народные песни

12

5

Святогорский монастырь. Приют, сиянием муз одетый

Презентация «Монастырь»

Придумать программу музыкального вечера

Раздел 4. гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа)

13

1

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

Вспомнить знакомые русские народные песни

14

2

Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей»

Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок»

15

3

Народные праздники. Троица

Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая»

Раздел 5. в концертном зале (8 часов)

16

1

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара)

Вспомнить басню

17

2

Вариации

на тему

рококо

Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

Вариации

на тему

рококо

18

3

«Король инструментов – рояль». «Старый замок»,

М. П. Мусоргский

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

«Король инструментов – рояль». «Старый замок»,

М. П. Мусоргский

19

4

«Счастье

в сирене живет», С. Рахманинов

Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Придумать ритмический рисунок

20

5

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Танцы, танцы, танцы

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

Выучить текст песни

21

6

«Патетическая соната» № 8, Л. Бетховен

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

Вспомнить знакомые произведения

Л. Бетховена

22

7

Годы странствий.

М. И. Глинка

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

Нарисовать рисунок по теме

23

8

Царит гармония оркестра

Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Вспомнить название и авторов знакомых произведений

для симфонического оркестра

Раздел 6. в музыкальном театре (7 часов)

24

1

Опера «Иван Сусанин»,

М. Глинка.

Бал в замке польского короля (2-е действие)

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

Выучить текст песни

25

2

«За Русь мы все стеной стоим…»

(3-е действие)

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

Нарисовать рисунок по теме

26

3

Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин»,

М. Глинка

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

Придумать ритмический рисунок

27

4

Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина»,

М. П. Мусоргский

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

Выучить текст песни

28

5

Русский Восток. «Сезам, откройся!».

«Восточные мотивы»

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

Нарисовать рисунок по теме

29

6

И. Ф. Стравинский.

Балет «Петрушка»

Вспомнить масленичные песни, игры, забавы

30

7

Театр музыкальной комедии.

Оперетта. Мюзикл

Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт

Раздел 7. «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 часа)

31

1

Прелюдия. Исповедь души.

Ф. Шопен «Революционный  этюд»

Выучить текст песни

32

2

Мастерство исполнителя

Назвать  известных исполнителей классической музыки

33

3

Музыкальный сказочник

Н. А. Римский-Корсаков

Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С. Прокофьев «Петя

и волк»)

34

4

«Рассвет на Москве-реке».

М. П. Мусоргский

Повторить пройденный материал

35

5

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой

Рабочая программа  по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....

Рабочая программа по музыке 2 класс по программе Е. Д. Критской

Рабочая программа по музыке 2 класс по программе Е. Д. Критской....

Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Е. Д. Критской

Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Е. Д. Критской...

Рабочая программа по музыке 4 класс по программе Е. Д. Критской

Рабочая программа по музыке 4 класс по программе Е. Д. Критской...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...