Рабочая программа по музыке 4 класс Критская
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме
Рабочая программа по музыке 4 класс Критская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_moe.docx | 34.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО ___________/Ж.Б.Ауташева/ Протокол № ___ от «__» ____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ- СОШ с.Калининское » _________________/О.В.Айсина/ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ-СОШ с.Калининское ________________/Л.М.Торопова/ Приказ № ___ от «__»____20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Маркеловой Надежды Викторовны,
первой категории
по музыке, 4 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______2012 г.
2012 - 2013 учебный год
Рабочая программа по музыке
4 класс
Автор-составитель: Маркелова Надежда Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке создана на основе:
•федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования по искусству;
• примерной программы начального общего образования по музыке;
• программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина;
Программа адресована учащимся 4-х классов общеобразовательных школ, рассчитана на 35 часов в учебный год (1 час в неделю)
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.
Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
— метод интонационно-стилевого постижения музыки;
— метод эмоциональной драматургии;
— метод концентричности организации музыкального материала;
— метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
— метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
— метод игры;
— метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Основные содержательные линии
Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Цели обучения
Изучение музыки в начальной школе реализуют следующие цели:
формирование основ музыкальной культуры;
развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся 4 класса. – М.: Просвещение, 2009.
2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Просвещение, 2010.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать
- слова и мелодию Гимна России;
- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- названия изученных жанров и форм музыки;
- народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
- названия изученных произведений и их авторов;
- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
Содержание тем учебного курса
Количество часов на изучение программы 35
Количество часов в неделю 1
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Раздел 1. «Россия — Родина моя» ( 4 часа)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (3 часа)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 3. «День, полный событий» ( 5 часов)
«В краю великих вдохновений...». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 3 часа )
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды,
предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и композиторской музыке.Праздники русского народа.Троицын день.
Раздел 5. «В концертном зале» ( 8 час)
Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 6. «В музыкальном театре» ( 7 час)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 4 час)
Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная).Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Резерв 1 ч.
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008.
2. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 4 класс. (На аудиокассетах.)
3. Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007
Список литературы:
1. Владимиров В. Н., Лагутин, А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984.
2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985.
4. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 2007.
5. Прохорова И. А., Скудина, Г. С. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
6. Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1969.
Учебно-тематическое планирование по музыке.
4 класс.
Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина;
Всего 35 часа (1 час в неделю)
№ п/п | № в теме | Тема урока | Использование ИКТ | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | Коррекция |
Раздел 1. Россия – Родина моя (4 часа) | |||||||
1 | 1 | Мелодия «Ты запой мне ту песню» | Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий» | Найти стихи о родине, родном крае, созвучные этой музыке | |||
2 | 2 | «Чего не выразишь словами?» Как сложили песню | Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта | ||||
3 | 3 | «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» | Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» | Нарисовать рисунок по теме | |||
4 | 4 | «Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!» | Выучить текст песни | ||||
Раздел 2. о России петь – что стремиться в храм (3 часа) | |||||||
5 | 1 | Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец | Презентация «Святые земли Русской» | Нарисовать рисунок по теме | |||
6 | 2 | Кирилл и Мефодий | Презентация «Кирилл и Мефодий» | Придумать ритмический рисунок | |||
7 | 3 | Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше». Светлый праздник | . Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» | Выучить текст песни | |||
Раздел 3. день, полный событий (5 часов) | |||||||
8 | 1 | Приют спокойствия, трудов и вдохновения | Вспомнить стихотворения А. С. Пуш-кина | ||||
9 | 2 | Зимнее утро. Зимний вечер | Нарисовать рисунок по теме | ||||
10 | 3 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда! | Вспомнить сказки А. С. Пуш-кина | ||||
11 | 4 | Ярмарочное гулянье | Вспомнить русские народные песни | ||||
12 | 5 | Святогорский монастырь. Приют, сиянием муз одетый | Презентация «Монастырь» | Придумать программу музыкального вечера | |||
Раздел 4. гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа) | |||||||
13 | 1 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России | Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» | Вспомнить знакомые русские народные песни | |||
14 | 2 | Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей» | Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок» | ||||
15 | 3 | Народные праздники. Троица | Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая» | ||||
Раздел 5. в концертном зале (8 часов) | |||||||
16 | 1 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара) | Вспомнить басню | ||||
17 | 2 | Вариации на тему рококо | Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП) | Вариации на тему рококо | |||
18 | 3 | «Король инструментов – рояль». «Старый замок», М. П. Мусоргский | Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» | «Король инструментов – рояль». «Старый замок», М. П. Мусоргский | |||
19 | 4 | «Счастье в сирене живет», С. Рахманинов | Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008. | Придумать ритмический рисунок | |||
20 | 5 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы | Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» | Выучить текст песни | |||
21 | 6 | «Патетическая соната» № 8, Л. Бетховен | Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» | Вспомнить знакомые произведения Л. Бетховена | |||
22 | 7 | Годы странствий. М. И. Глинка | Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» | Нарисовать рисунок по теме | |||
23 | 8 | Царит гармония оркестра | Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008. | Вспомнить название и авторов знакомых произведений для симфонического оркестра | |||
Раздел 6. в музыкальном театре (7 часов) | |||||||
24 | 1 | Опера «Иван Сусанин», М. Глинка. Бал в замке польского короля (2-е действие) | Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» | Выучить текст песни | |||
25 | 2 | «За Русь мы все стеной стоим…» (3-е действие) | Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» | Нарисовать рисунок по теме | |||
26 | 3 | Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин», М. Глинка | Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» | Придумать ритмический рисунок | |||
27 | 4 | Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина», М. П. Мусоргский | Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» | Выучить текст песни | |||
28 | 5 | Русский Восток. «Сезам, откройся!». «Восточные мотивы» | Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» | Нарисовать рисунок по теме | |||
29 | 6 | И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка» | Вспомнить масленичные песни, игры, забавы | ||||
30 | 7 | Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл | Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт | ||||
Раздел 7. «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 часа) | |||||||
31 | 1 | Прелюдия. Исповедь души. Ф. Шопен «Революционный этюд» | Выучить текст песни | ||||
32 | 2 | Мастерство исполнителя | Назвать известных исполнителей классической музыки | ||||
33 | 3 | Музыкальный сказочник Н. А. Римский-Корсаков | Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С. Прокофьев «Петя и волк») | ||||
34 | 4 | «Рассвет на Москве-реке». М. П. Мусоргский | Повторить пройденный материал | ||||
35 | 5 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой
Рабочая программа по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....
Рабочая программа по музыке 2 класс по программе Е. Д. Критской
Рабочая программа по музыке 2 класс по программе Е. Д. Критской....
Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Е. Д. Критской
Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Е. Д. Критской...
Рабочая программа по музыке 4 класс по программе Е. Д. Критской
Рабочая программа по музыке 4 класс по программе Е. Д. Критской...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...