Рабочая программа по музыке 3 класс Критская
рабочая программа по музыке (3 класс) по теме
Рабочая программа по музыке 3 класс Критская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Rabochaya_programma_po_muzyke.doc | 144.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО ___________/Н.В.Маркелова/ Протокол № ___ от «__» ____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ- СОШ с.Калининское » _________________/А.А.Горохова/ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ-СОШ с.Калининское ________________/О.В.Айсина/ Приказ № ___ от «__»____20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Маркеловой Надежды Викторовны,
высшей категории
по музыке, 3 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______2011 г.
2011 - 2012 учебный год
Рабочая программа по музыке
3 класс
Автор-составитель: Маркелова Надежда Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке создана на основе:
•федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;
• примерной программы начального общего образования по музыке;
• программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина;
• учебного плана МОУ-СОШ с.Калининское на 2011-2012 учебный год
Общая характеристика учебного предмета:
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся.
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Основные содержательные линии
Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Цели обучения
Изучение музыки в начальной школе реализуют следующие цели:
формирование основ музыкальной культуры;
развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Предмет музыка в 3 классе начальной школы имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.
Требования к уровню подготовки учащихся 3класса:
К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Содержание тем учебного курса
Количество часов на изучение программы 34
Количество часов в неделю 1
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Раздел 1. Россия – родина моя (5 часов)
Раздел 2. день, полный событий (4 часа)
Раздел 3. о россии петь, что стремиться в храм (7часов)
Раздел 4. гори, гори ясно, чтобы не погасло (3часа)
Раздел 5. в музыкальном театре (6 часов)
Раздел 6. в концертном зале (5 часов)
Раздел 7. чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4часа)
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся 3 класса. – М.: Просвещение, 2009.
2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Просвещение, 2010.
3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008.
4. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 3класс. (На аудиокассетах.)
5.Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007.
Список литературы:
1. Владимиров В. Н., Лагутин, А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984.
2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985.
4. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
5. Прохорова И. А., Скудина, Г. С. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
6. Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1969.
Учебно-тематическое планирование по музыке.
3 класс.
Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина;
Всего 34 часа, 1 час в неделю
№ п/п | № в теме | Тема урока | Использование ИКТ | Домашнее задание | Дата | Коррекция | |
План | Факт | ||||||
Раздел 1. Россия – родина моя (5 часов) | |||||||
1 | 1 | Мелодия – душа музыки Мелодизм – основное свойство русской музыки. Композитор П. Чайковский (2-я часть Симфонии № 4) | Нарисовать рисунок по теме | ||||
2 | 2 | Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины») | презентация | Вспомнить стихи о природе; записать свои размышления о музыке в рабочую тетрадь | |||
3 | 3 | Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке. | Вспомнить название и написание нот, стихотворения о Родине | ||||
4 | 4 | Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева | Вспомнить длительности | ||||
5 | 5 | Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Особенности музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы. | Нарисовать рисунок по теме | ||||
Раздел 2. день, полный событий (4 часа) | |||||||
6 | 1 | С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ) | презентация | Подобрать стихи о природе, нарисовать рисунок | |||
7 | 2 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка») | Придумать ритмический рисунок | ||||
8 | 3 | Детские образы М.Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки» и П.Чайковского («Детский альбом») | Вспомнить стихотворения об игрушках | ||||
9 | 4 | Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий». | презентация | Выучить текст песни. Нарисовать рисунок по теме | |||
Раздел 3. о россии петь, что стремиться в храм (7часов) | |||||||
10 | 1 | Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф.Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова) | Придумать ритмический рисунок | ||||
11 | 2 | Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов | Вспомнить стихотворения о маме | ||||
12 | 3 | Образ матери в современном искусстве | Выучить текст песен | ||||
13 | 4 | Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) | Выучить текст песен | ||||
14 | 5 | Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке | Выучить текст песни | ||||
15 | 6 | Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. | Выучить текст песни, придумать ритмический рисунок | ||||
16 | 7 | Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на новогоднем празднике. Итоговое тестирование учащихся. | Выучить текст песни | ||||
Раздел 4. гори, гори ясно, чтобы не погасло (3часа) | |||||||
17 | 1 | Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе | Вспомнить былины о Добрыне Никитиче и о Садко | ||||
18 | 2 | Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля | Вспомнить сказку А. Островского «Снегурочка» | ||||
19 | 3 | Масленица – праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова | Вспомнить масленичные русские народные песни, игры, забавы | ||||
Раздел 5. в музыкальном театре (6 часов) | |||||||
20 | 1 | Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора. | Вспомнить поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» | ||||
21 | 2 | Опера «Руслан и Людмила». Образы Фарлафа, Наины. Увертюра. | Нарисовать рисунок по теме | ||||
22 | 3 | Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Контраст образов (Хор фурий.Мелодия). | Нарисовать рисунок по теме | ||||
23 | 4 | Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н.Римского-Корсакова | Вспомнить сказку А. Н. Островского «Снегурочка». Выучить текст песни | ||||
24 | 5 | «Океан – море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.Чайковского | Выучить текст песни | ||||
25 | 6 | Мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова | Нарисовать рисунок по теме | ||||
Раздел 6. в концертном зале (5 часов) | |||||||
26 | 1 | Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в Концерте. | Выучить текст песни | ||||
27 | 2 | Музыкальные инструменты –флейта, скрипка. Образы музыкантов в произведениях живописи. Обобщение. | Подобрать стихи к музыке | ||||
28 | 3 | Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг» | Нарисовать рисунок по теме | ||||
29 | 4 | Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части) Особенности интонационно-образного развития образов. | Придумать ритмический рисунок | ||||
30 | 5 | Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора(инструментальные и вокальные сочинения) | Нарисовать рисунок по теме | ||||
Раздел 7. чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4часа) | |||||||
31 | 1 | Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки. | Выучить текст песни, придумать ритмический рисунок | ||||
32 | 2 | Мир композиторов: Г.Свиридов (маленькие кантаты) и С.Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля композитора | Подобрать стихотворения о русской природе | ||||
33 | 3 | Особенности музыкального языка разных композиторов: Э.Григ («Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония № 40») | Придумать ритмический рисунок к мелодии | ||||
34 | 4 | Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9 Л.Бетховена). Обобщение изученного. Диагностика музыкального развития учащихся 3 класса | Повторить пройденный материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой
Рабочая программа по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....
Рабочая программа по музыке 2 класс по программе Е. Д. Критской
Рабочая программа по музыке 2 класс по программе Е. Д. Критской....
Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Е. Д. Критской
Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Е. Д. Критской...
Рабочая программа по музыке 4 класс по программе Е. Д. Критской
Рабочая программа по музыке 4 класс по программе Е. Д. Критской...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...