Рабочая программа по музыке 4 класс Критская
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс) на тему

Рабочая программа по музыке для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyk_kritskaya.doc106.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

          Муниципальное базовое образовательное учреждение

 «Быстроистокская общеобразовательная средняя полная школа»

            Рабочая программа по музыке  4 класс

                 2013-2014 уч. год

                                                           Составитель Геворгян Елена Георгиевна,

                                                            высшая квалификационная категория

                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

              

   Рабочая программа по музыке  для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «Быстроистокская  общеобразовательная средняя полная  школа»,Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2010 года,годовым календарным графиком и учебным планом школы,на основе программы под редакцией  Е.Д.Критской ( Программы общеобразовательных учреждений. Музыка(1-4 классы). М.: Просвещение, 2006)

    Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений,потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.

Цель  формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

                                                Задачи:

-  привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- привить основы художественного вкуса;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- обучить основам музыкальной грамоты;

- сформировать потребность в общении с музыкой.

   Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры  «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М.Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

     Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

      Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора—исполнителя—слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

    Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.

     Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.

   Принцип «тождества и контраста» реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.

     Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.

     Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой.

    Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.

     Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе  ΙV класса семь разделов: «Россия  Родина моя», «День, полный событий», «О России петь  что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».

    Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом  охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

                                              Место предмета в учебном плане

     Авторская программа  составлена  без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта  начального  общего  образования.В соответствии с учебным планом школы уроки математики  в 4 классе рассчитаны на 1 учебный  час в неделю.Следовательно общее количество часов составило –34 часа

                                           

        Общие учебные умения , навыки и способы  деятельности

      Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

                                       Планируемые результаты  обучения

представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 

              к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в   разных видах музыкально-практической деятельности;

- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования — формирование     фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;

- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

                                                                  уметь:

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

                         Тематическое планирование

                                           ΙV   КЛАСС (34 ч)

                       Раздел 1. «Россия — Родина моя» ( 3 час)

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.Жанры народных песен,их интонационно-образные особенности.Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

                       Раздел 2. «День, полный событий» ( 5 час)

«В краю великих вдохновений...».Один день с А.С.Пушкиным.Музыкально – поэтические образы.

                      Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» ( 4час)

Святые земли Русской.Праздники Русскоу православной церкви.Пасха.Церковные песнопения:стихира,тропарь,молитва,величание.

                     Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 2 час)

 Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.Интонационная выразительность народных песен.Мифы,легенды,

предания ,сказки о музыке и музыкантах.Музыкальные инструменты России.Оркестр русских народных инструментов,Вариации в народной и композиторской музыке.Праздники русского народа.Троицын день.

                    Раздел 5. «В музыкальном театре»  ( 7 час)

 Линии драматургического развития в опере.Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.Вариационность.Орнаментальная мелодика.Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.жанры легкой музыки.Оперетта.Мюзикл.

                     Раздел 6. «В концертном зале» ( 5 час)

 Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки.Интонации народных танцев.Музыкальная драматургия сонаты.Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

 

              Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 8 час)

Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей.Сходство и различие музыкального языка разных эпох,композиторов,народов.Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.Форма музыки ( трехчастная,сонатная).Авторская песня.Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

                        Учебно-тематическое планирование

№ урока

             Содержание учебного материала

Кол- во часов

1

Мелодия – душа музыки.Мелодизм – основное свойство русской музыки

1

2

Ты откуда ,русская,зародилась,музыка?

1

3

Особенности музыкального воплощения

1

4

Святые земли Русской

1

5

Пушкин и музыка

1

6

Сказочные образы А.Пушкина в музыке Н.Римского- Корсакова

1

7

Музыка на ярмарочном гулянье

1

8

Светская музыка пушкинской поры

1

9

Песни разных народов мира

1

10

« Музыкант – чародей»- сказка о волшебной силе музыки

1

11

Музыкальные инструменты.Жанр струнного  квартета

1

12

Музыка природы

1

13

Образы родины в музыке Шопена.

1

14

Мир образов Л.Бетховена

1

15

Царит гармония оркестра.Инструменты симфонического оркестра

1

16

Пушкин и музыка.Образы природы

1

17

Опера «Иван Сусанин». Инструментальная музыка и её жанры в опере

1

18-19

Опера «Иван Сусанин». Образы русских в опере

2

20

Песня – ария

1

21

Восточные мотивы в операх русских композиторов

1

22

Народные мелодии в современной трактовке как основа музыкального языка балета

1

23

Сходство и различие жанров сценической музыки

1

24

Мир музыки С.Рахманинова

1

25

Образы фортепианной музыки: прелюдия,этюд

1

26

Искусство фортепианной игры.Знаменитые дирижеры,инструменталисты

1

27

Музыкальные инструменты.Гитара.Авторская песня

1

28

Традиции празднования Пасхи на Руси.

1

29

Родной обычай старины.Претворение колокольных звонов в музыке русских композиторов

1

30

Славянские святые Кирилл и Мефодий.

Величание святых.Гимн в честь святых

1

31

Народный праздник  Троицы- обычаи и обряды.

Троицкие песни

1

32

Многообразие музыкальных образов

1

33

Песни на сказочные сюжеты

1

34

Современность звучания классической музыки

1

Перечень учебно- методического обеспечения

Для обучающихся :

1.Учебник : «Музыка» 4 класс Е.Д.Критская, Москва,                          

         «Просвещение», 2010 г

2.« Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса» Е.Д.Критская , М. : Просвещение,2010

Для учителя : 

1.Концепция и программы для начальных классов «Перспективная начальная школа» Москва, «Просвещение», 2008г

2.Учебник:«Музыка» 4 класс .Е.Д.Критская, Москва, «Просвещение», 2010 г                      

3.«Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса» Е.Д.Критская,М. :Просвещение,2010  

4. Поурочные планы «Музыка 3 класс» по программе Критской Е.Д.  

              Максимова  Т.С., Волгоград «Учитель 2004».

5. Фонохрестоматия для 4 класса  2005г.

     

             

                                         Список  литературы

1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. ст. Е.М. Орловой. 2-е изд. Л., 1973.

2. Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании: Кн. для учителя / Сост. И,В. Писарева; Отв. ред. Г.П. Сергеева. М., 2004.

3. Кабалевский П.Б. Как рассказывать детям о музыке? 4-е изд. М., 2004.

4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. 3-е изд. М., 2007

5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т,С. Музыка: 1—4 классы: Метод, пос. 2-е изд. М.. 2004.

6.Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г.П. Сергеева. М., 2000.

7.Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе: Пос. для учителя. .М. 2003.

8.« Я  познаю мир»: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А.С. Кленов; . М., 2007.

             

       

                       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой

Рабочая программа  по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....

Рабочая программа по музыке 2 класс по программе Е. Д. Критской

Рабочая программа по музыке 2 класс по программе Е. Д. Критской....

Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Е. Д. Критской

Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Е. Д. Критской...

Рабочая программа по музыке 4 класс по программе Е. Д. Критской

Рабочая программа по музыке 4 класс по программе Е. Д. Критской...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...