Рабочая программа по музыке. 4 класс Критская
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Рабочая программа по музыке с календарно-тематическим планированием для 4 класса.Критская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_4_klass.kritskaya.docx | 48.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
I.Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по музыке (авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) и обеспечена УМК «Перспектива»
Для реализации программного содержания курса «Музыка» 4 класс используются следующие учебники и учебные пособия:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Учебник. 4 класс (128 с.)
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс (32 с.)
Критская Е.Д. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. Пособие для учителя. 4 класс (128 с.)
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Фонохрестоматия. 4 класс (CD MP3).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Музыка» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю (1 класс – 33 ч., 2 – 4 классы – 34 ч. в год,)
Количество часов на изучение программы - 34
Количество часов в неделю -1
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека.
Отличительная черта программы подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Цели и задачи:
формирование основ музыкальной культуры;
развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерт
II.Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Формы контроля и варианты его проведения | Домашнее задание | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||||
Раздел 1. Россия – Родина моя (4 часа) | ||||||
1 | Мелодия «Ты запой мне ту песню» | Текущий | Найти стихи о родине, родном крае, созвучные этой музыке | 1 | ||
2 | «Чего не выразишь словами?» Как сложили песню | Текущий | Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта | 1 | ||
3 | «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» | Текущий | Нарисовать рисунок по теме | 1 | ||
4 | «Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!» | Контрольный | Выучить текст песни | 1 | ||
Раздел 2. О России петь – что стремиться в храм (3 часа) | ||||||
5 | Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец | Текущий | Нарисовать рисунок по теме | 1 | ||
6 | Кирилл и Мефодий | Текущий | Придумать ритмический рисунок | 1 | ||
7 | Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше». Светлый праздник | Контрольный. | Выучить текст песни | 1 | ||
Раздел 3. День, полный событий (5 часов) | ||||||
8 | Приют спокойствия, трудов и вдохновения | Текущий | Вспомнить стихотворения А. С. Пуш-кина | 1 | ||
9 | Зимнее утро. Зимний вечер | Текущий | Нарисовать рисунок по теме | 1 | ||
10 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда! | Текущий | Вспомнить сказки А. С. Пуш-кина | 1 | ||
11 | Ярмарочное гулянье | Текущий | Вспомнить русские народные песни | 1 | ||
12 | Святогорский монастырь. Приют, сиянием муз одетый | Текущий | Придумать программу музыкального вечера | 1 | ||
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа) | ||||||
13 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России | Текущий | Вспомнить знакомые русские народные песни | 1 | ||
14 | Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей» | Текущий | Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок» | 1 | ||
15 | Народные праздники. Троица | Текущий | Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая» | 1 | ||
Раздел 5. В концертном зале (8 часов) | ||||||
16 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара) | Текущий | Вспомнить басню | 1 | ||
17 | Вариации на тему рококо | Текущий | Вариации на тему рококо | 1 | ||
18 | «Король инструментов – рояль». «Старый замок», М. П. Мусоргский | Текущий | «Король инструментов – рояль». «Старый замок», М. П. Мусоргский | 1 | ||
19 | «Счастье в сирене живет», С. Рахманинов | Текущий. | Придумать ритмический рисунок | 1 | ||
20 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы | Контрольный | Выучить текст песни | 1 | ||
21 | «Патетическая соната» № 8, Л. Бетховен | Текущий | Вспомнить знакомые произведения Л. Бетховена | 1 | ||
22 | Годы странствий. М. И. Глинка | Текущий | Нарисовать рисунок по теме | 1 | ||
23 | Царит гармония оркестра | Текущий | Вспомнить название и авторов знакомых произведений для симфонического оркестра | 1 | ||
Раздел 6. В музыкальном театре (7 часов) | ||||||
24 | Опера «Иван Сусанин», М. Глинка. Бал в замке польского короля (2-е действие) | Контрольный | Выучить текст песни | 1 | ||
25 | «За Русь мы все стеной стоим…» (3-е действие) | Текущий | Нарисовать рисунок по теме | 1 | ||
26 | Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин», М. Глинка | Текущий | Придумать ритмический рисунок | 1 | ||
27 | Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина», М. П. Мусоргский | Контрольный | Выучить текст песни | 1 | ||
28 | Русский Восток. «Сезам, откройся!». «Восточные мотивы» | Текущий | Нарисовать рисунок по теме | 1 | ||
29 | И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка» | Текущий | Вспомнить масленичные песни, игры, забавы | 1 | ||
30 | Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл | Текущий | Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт | 1 | ||
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 часа) | ||||||
31 | Прелюдия. Исповедь души. Ф. Шопен «Революционный этюд» | Контрольный | Выучить текст песни | 1 | ||
32 | Мастерство исполнителя | Текущий | Назвать известных исполнителей классической музыки | 1 | ||
33 | Музыкальный сказочник Н. А. Римский-Корсаков | Текущий | Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С. Прокофьев «Петя и волк») | 1 | ||
34 | «Рассвет на Москве-реке». М. П. Мусоргский | Урок-концерт | Повторить пройденный материал | 1 |
III. Содержание программы и требования к уровню подготовки обучающихся
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательныйстандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
Раздел 1. «Россия — Родина моя» ( 4 часа)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (3 часа)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 3. «День, полный событий» ( 5 часов)
«В краю великих вдохновений…». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 3 часа )
Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды,
предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В концертном зале» ( 8 час)
Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 6. «В музыкальном театре» ( 7 час)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» ( 4 час) Резерв 1 ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также, систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки учащимися младших классов – образность, ассоциативность, развитое воображение и интуиция – содержание учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов:
создаётся эмоционально-образная атмосфера, которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике;
используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии.
Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путешествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину.
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
Уход от бытующих в практике начальной школы тенденций преподавания либо упрощённого искусства, либо упрощённого преподавания искусства, обеспечивается основополагающим принципом содержания предмета – принципом возвышения детей до философского содержания искусства. При этом роль учителя вытекает из самой природы искусства, где общечеловеческое, в виде художественной идеи нравственно-эстетического содержания, воплощается, транслируется и воспринимается как «единство в многообразии» – во множестве индивидуальных интерпретаций. Это заставляет учителя организовывать постижение общечеловеческих идеалов обязательно как деятельность равноправных партнёров по проникновению в природу искусства, в природу художественного творчества. Для этого в учебниках всех классов персонифицирован приём подачи материала: сведения о музыкальном искусстве, его явлениях, событиях, фактах, понятиях, формулировках, обозначениях дети получают как бы «из уст учителя», прообразом которого является учитель-просветитель, ищущий вместе с детьми естественный и увлекательный путь приобщения детей к музыке. Беседа о музыке рассматривается не только как метод подачи материала, но прежде всего как способ общения в коллективной деятельности, где противоречия, индивидуальные подходы и трактовки музыки являются закономерным явлением в процессе приближения к общей истине.
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Сформированность мотивации к обучению и познанию. Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический процесс, в котором главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры.
Личностные результаты постижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя и сам непосредственно её воспроизводит. Урочная деятельность, содержание учебников так или иначе направлены на одно: поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих произведение. Отсюда обращение к детям:
Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания).
Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности).
Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука).
Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру
Музыка – искусство идеальное пространственно-временное, поэтому разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет «переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках – это полотно, на котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания.
Предусмотрено, что в 4-м классе школьники, осваивая музыкальную речь, выполняют свои индивидуальные проекты, связанные с восприятием природных и жизненных явлений: «утро жизни», «восход», «ночь», «характер человека» и прочее.
Таким образом, программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.
Учебник 4-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах – от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта.
В представленных материалах широко используется нотная графика. Применение нотной записи не преследует целей заучивания нотных примеров, ритмических рисунков, они, скорее, иллюстрируют объяснения учителя, выступают ассоциативным обрамлением музыкальной фразы, мелодии. Педагогическая задача – постепенно сделать для учеников общение с нотными обозначениями привычным
и естественным, а главное – приучать находить важные содержательные соответствия между слышимым звучанием музыки и его выражением (отображением) в нотных знаках.
Обучающиеся должны знать/понимать:
с лова и мелодию Гимна России;
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
названия изученных жанров и форм музыки;
народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
названия изученных произведений и их авторов;
наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
Обучающиеся должны уметь:
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении;
музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
IV. Литература:
1. Владимиров В. Н., Лагутин, А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984.
2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985.
4. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 2007.
5. Прохорова И. А., Скудина, Г. С. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
6. Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1969.
7. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 класс (пособие для учителя). М.: Просвещение, 2008.
8. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 4 класс. (На аудиокассетах.)
9. Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой
Рабочая программа по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....
Рабочая программа по музыке 2 класс по программе Е. Д. Критской
Рабочая программа по музыке 2 класс по программе Е. Д. Критской....
Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Е. Д. Критской
Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Е. Д. Критской...
Рабочая программа по музыке 4 класс по программе Е. Д. Критской
Рабочая программа по музыке 4 класс по программе Е. Д. Критской...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...