Открытый урок по музыке «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера». Учитель музыки: Бахарева В.Н.
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Бахарева В.Н.

Конспект открытого урока по музыке "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_opery_i_baleta_volshebnaya_palochka_dirizhera.docx36.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке «Театр оперы и балета.

Волшебная палочка дирижера».

Учитель музыки: Бахарева В.Н.

Используемые учебники: Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М., Просвещение, 2011

Используемое оборудование:

Фортепиано

Компьютер

Мультимедийный проектор.

Колокольчики, деревянные ложки

Краткое описание. Урок проводится во 2 классе, III четверти. Раздел «В музыкальном театре». Урок посвящен получению новых знаний о музыкальном театре, знакомство с понятием «симфонический оркестр», «дирижер», « дирижерская палочка», «дирижерские жесты».

Цель урока: Формирование целостного представления о театре оперы и балета, деятельностное знакомство  с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».

Задачи: 

Обучающие: расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями симфонический оркестр, солист, дирижер.

Развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя, развивать творческие способности в процессе музыкально-сценического перевоплощения.

Воспитывающие: воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.

Коммуникативные: воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах.

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: музыкальный театр, опера, балет, афиша, солист, хор, симфонический оркестр, дирижер, жесты, дирижерская палочка.

План урока:

1. Организационный момент. Активизация внимания.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Открытие новых знаний.

4 Вокально-хоровая работа.

5. Слушание.

6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

7. Подведение итогов урока.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Дети входят в класс. Звучит  «Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.

Музыкальное приветствие. (Упражнение-распевание)

Прием «Необъявленная тема». Дети отправляются в воображаемое путешествие,  отгадывают загадки - узнают тему урока.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.)

2. Пел с душою, молодец!

Будешь знатный ты ...(Певец.)

3.  Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

4. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)

5.  В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, существует,

Площадка особая - …(Сцена)

Молодцы! Скажите,  о чем  сегодня мы будем говорить на уроке?

Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный!!!

3. Открытие новых знаний. Объяснение новой темы сопровождается презентацией.

Слайд 1.

Учитель: Ребята, скажите какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре? (ответы детей) Правильно, такие спектакли называются «опера» и «балет». А что такое опера?

Дети: это спектакль, где действующие лица поют.

Учитель: Назовите известные оперы (ответы детей)

А что такое балет?

Дети: это спектакль, где действующие лица танцуют.

Учитель: Назовите известные балеты (ответы детей)

Но прежде чем мы пойдем в театр, нам необходимо узнать, как же надо себя там вести. Какие существуют правила поведения в театре?  

Дети:  в театре нельзя шуметь, жевать, разговаривать и т.д.

Учитель: Молодцы, с правилами мы определились.

Слайд 2

А как мы узнаем о предстоящем спектакле?

Посмотрите, перед входом в театр висит  что?

Дети: афиша. А кто знает, что такое афиша? (ответы детей)

Афиша – это красочное объявление о спектакле.

Учитель: А какую информацию мы можем узнать из афиши? (ответы детей).

Слайд 3.

Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся?  («Волк и семеро козлят») Знакомо ли вам это название? (Да, это сказка) правильно в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль) Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.

Давайте войдем в театр….

Слайд 4.

Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

(мама Коза, козлята, Волк).

В сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные. Как звали  козлят? (Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топтушка, Малыш)

Учитель: А давайте я буду вашей мамой-козой, а вы- моими козлятами (раздает ободки-рожки, приговаривая: «Это для  Бодайки,  это для Всезнайки, Дразнилки, Мазилка….

Слайд 5.

Вспомните, что любили делать козлята, когда мама Коза уходила в лес?

Звучит общая песенка козлят:

Семеро, семеро, семеро козлят,

Весело, весело, весело шумят:

Весело Всезнайке, весело Бодайке,

Весело Топтушке, весело Болтушке,

Весело Мазилке, весело Дразнилке.

Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться.

4.Вокально-хоровая работа. Дети поют хором песню «Семеро козлят» с танцевальными движениями.

Учитель: Обратите внимание, какие необычные имена у козлят.

О чем они говорят?  (О характере козлят).

Игра «Музыкальная угадай-ка» с сольным исполнением  каждого из козлят.

Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь.

 (Идет поочерёдное прослушивание и исполнение  песен).

1.Песенка Всезнайки.

Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки: А я знаю за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку.

А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами: Пусть танцуют, пусть играют,

В сладком толк Всезнайка знает.

(разучивают слова песни с сопровождением)

2. Песенка Топтушки.

Козлёнок по имени Топтушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:

Я на венике верхом Объезжаю всё кругом. Ты беги, Мазилка, вслед, Ну, догонишь или нет?

Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.

3. Песенка Бодайки.

Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!"

4. Песенка Болтушки.

Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка:

Вот Всезнайка и Топтушка Говорят, что я Болтушка, Говорят, что много вру, А я правду говорю.

Учитель: Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

Прослушивание-игра темы Малыша и Военного марша

Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш?

Дети: Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша.

Учитель: Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром.

Вот какие слова в его песенке:

Стойте, друзья, Командиром стал я.  По команде сдвойте ряд. Начинаем наш парад.

После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша.

Физминутка. Дети маршируют под звуки Военного марша.

Учитель: Молодцы! Итак, мы познакомились с козлятами, узнали какие они разные по характеру.

А вот и мама Коза пришла. Послушаем ее песню (надевает ободок и поет мама Коза)

Спи, дочурочка, Болтушка, Спи, забавник, Топотушка, Не бодайся мой Бодайка, Баю-баюшки, Всезнайка, Перестань шалить Дразнилка  Не мешай уснуть Мазилке,  Крепко спи меньшой Малышка, Тише, детки, тише, тише.

Прием релаксации. Прослушивание  с закрытыми глазами Колыбельной мамы Козы

Учитель: Скажите,  какую песню поет коза? (колыбельную) Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной

Слайд 6. Подбираем слова к музыке

Дети: Она добрая, нежная, любит своих козлят..

Вокально-хоровая работа

Учитель: А для мамы Козы мы приготовили сюрприз-песню.

Дети исполняют песню «Мама». 

Слайд 7

Учитель: Ребята мы говорили с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на доске).

Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?

Дети: На фотографии изображён симфонический оркестр.

Учитель: Что такое симфонический оркестр?

Дети: Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.

Учитель: А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?

Дети: Так как, опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться.

Работа с учебником. Откроем учебник на стр.80.  А кто стоит во главе симфонического оркестра? Загадка.

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)

Дети: Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр.

Учитель: Кто такой дирижёр?

Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра.

Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?

Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.

Слайд 8

Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра.

 Посмотрите на фотографию дирижёра.

(На доске появляется фото дирижера крупным планом. Дети читают вопрос из учебника)

Дети: Как вы думаете, какую музыку исполняет дирижёр на фотографии?

Дети высказывают свое мнение.

Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?

Дети: Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.

Учитель: Какие у него движения?

Дети: Осторожные, мягкие...

Учитель: Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. Что за помощница в руке у него?

Дети: Помощница–волшебная дирижёрская палочка.

А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра.

5.Слушание

(Повторное слушание и пластические движения детей. Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского)

Учитель:  Что прозвучало? Что вам подсказало, что это  марш?

Дети: Хочется маршировать и слышен чёткий ровный ритм.

Учитель: Откуда к нам пришел марш?

Дети: Из балета.

Учитель: А в балете марш звучит как обычно, или по-особенному? Как звучит мелодия? В чём особенность?

Дети: Мелодия отрывистая, отчётливая. В балете Марш звучит танцевально. Его танцуют.

Учитель: Кто композитор? (П.Чайковский)

А сейчас я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с маршем П.Чайковского, похожа ли музыка или она отличается.

(Слушание «Марша Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка)

Слайд 8

Дети: Этот «Марш Черномора» » из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка

 отличается от Марша из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Учитель: Чем отличается?

Учитель: Какими жестами вы показали музыку?

Дети отвечают.

Учитель: Почему ваши жесты были разными?

Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.

ИГРА «Оркестр»

Учитель: Молодцы. Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими жестами её нужно озвучить. А сейчас мы будем музыкантами, исполнителями. (Учитель  раздает колокольчики и ложки, одна группа играет на колокольчиках-пиано, другая группа на ложках-форте)

6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Игра «Снежок»

(Учитель бросает снежок,  дети называют ключевые слова  урока:  театр, опера,  солист, хор, балет, марш, дирижер, оркестр, жесты…)

7. Подведение итогов урока

Учитель оценивает и благодарит детей.

Рефлексия деятельности. - Что нового вы узнали на уроке?  - Что на уроке тебе понравилось больше всего?

Домашнее задание. Нарисовать козленка, что он любит делать. Дети выходят из класса под песню «Семеро козлят» В. Коваль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по музыке по теме: "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера."

Цель: Познакомить детей с профессией дирижер, его ролью в оркестре.Способствовать развитию внимания, музыкального слуха, памяти.Воспитывать эстетический вкус учащихся. УУД: Личнос...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Все падежи" (Конкурс "Учитель года")

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Все падежи" (Конкурс "Учитель года")...

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера

конспект по музыке "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера" 2 класс...

Конспект урока "Детский музыкальный театр. Опера."

Дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.2.    Познакомить учащихся с жанром оперы, с историей создания и репертуаром Ворон...

Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дерижёра"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект к уроку: Детский музыкальный театр. Опера-сказка «Волк и семеро козлят» Мариан Коваль.

Цель урока: Знакомство с музыкальным театром, с оперой Мариана Коваля «Волк и семеро козлят».Задачи:Познакомить учеников с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказо...