Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Все падежи" (Конкурс "Учитель года")
материал
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Все падежи" (Конкурс "Учитель года")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vse_padezhi_3kl.docx | 388.44 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: «ВСЕ ПАДЕЖИ».
(«ШКОЛА РОССИИ» УМК В.П.КАНАКИНА)
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ «СОШ №2» А.ХАТУКАЙ
ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
НАСУЦЕВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
2019 г.
Тема: Все падежи.
Цели:
- Закрепить и обобщить знания учащихся о падежах имён существительных,
- формировать умения осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
- формировать умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
- способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
- воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, любовь к родине, любовь к животным.
Формирование компетенции происходит на основе развития УУД.
Универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные:
использует сравнение для установления общих свойств объекта;
высказывает суждения по результатам сравнения;
умеет самостоятельно работать, соотносить результаты в рамках изученного материала;
понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
осуществляет простейшее планирование своей работы.
Регулятивные:
обладает способностью преодолевать препятствия;
сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, учащихся, справочника и самостоятельно.
Коммуникативные:
умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними и при работе в группе;
проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;
выступает перед аудиторией сверстников, доказывая свою точку зрения.
Оборудование:
- таблицы с напечатанными словами,
- шапочки «пчелки»,
- цветочки для рефлексии,
- мультимедийный проектор,
- презентация,
- карточки для самостоятельной работы,
- учебники «Русский язык, 3 класс» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого,
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, 3 А класс,
Очень рада видеть вас!
Станьте ровно, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь.
- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте гостей. Первыми сядут девочки, мальчики сядьте ещё тише. Молодцы!
- Я тоже сегодня ваш гость. Зовут меня Наталья Владимирова. Я проведу у вас урок русского языка. Очень надеюсь на ваше гостеприимство.
- Психологический настрой на урок.
- На каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.
Девиз урока: Мы ещё не такие умные, как мудрая сова. Но мы такие, как трудолюбивая пчела (повторяем хором) |
- Сегодня на уроке русского языка я вижу вас пчёлками. Пчёлы живут большими и дружными семьями. В одной семье тысячи пчёл. Мы тоже сегодня на уроке будем одной большой дружной трудолюбивой семьей. -- - Одеваем шапочки и работаем с девизом:
3. Повторение.
-Откройте тетради. Хором повторяем: Открываю я тетрадь,
напишу сейчас на «5»!
Запись в тетради: Пятнадцатое февраля.
Классная работа.
- Вот и идут последние денёчки зимнего месяца. Февраль считается, самым коротким и самым холодным месяцем. Он и зиму замыкает, и весну строит.
4. Минутка чистописания.
Учитель: Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв мы будем сегодня повторять? (Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП)
Запись на доске:
И Р Д В Т П
- Когда на письме мы используем заглавные буквы?
(Буквы надо писать с наклоном, одинаковой высоты и на одинаковом расстоянии).
Пчелы - прекрасные строители. Они строят соты, в которые приносят мед. Итак, мы сейчас пчелки – строители. Строим аккуратно и красиво.
- Как вы думаете, какая буква лишняя? Почему? Обратите внимание на последнюю букву.
- Составьте предложение со словом «пчелы». Запишите его.
5. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
Учитель: Может, кто-то догадался, почему именно эти буквы мы писали? (Первые буквы в названиях падежей).
- А кто-нибудь догадался, какая у нас будет тема урока?
- Тема урока русского языка «Все падежи».
- Давайте определим цели урока. Чем мы будем заниматься на уроке? (Упражняться в определении падежей имён существительных, повторим название падежей, вопросы, предлоги ).
На доске:
Паде [ . ] – падежи.
-Какую букву надо вставить? Почему?
- На какое правило эта орфограмма? Запишите эти слова себе в тетрадь.
-Итак, мы сейчас как пчелки - труженицы выполним работу аккуратно и красиво.
- Молодцы, вы настоящие пчелки - строители. Буквы построили красиво и правильно.
6. Словарная работа. Закрепление.
- Чтобы наполнить соты медом, пчелам нужно много потрудиться, собирая нектар с цветов. Давайте и мы заполним соты нектаром.
Игра «Заполни соты нектаром» На экране: Р. ссия, М. сква, н. род, ст. лица. - Какая тема объединяет все эти слова? (Р. ДИНА) | |
- Подумайте, какая буква пропущена. Что означает слово «родина»?
- А что значит любить родину? (Сажать цветы, деревья, заботиться о людях, помогать всем, своим трудом и достижениями прославлять её, изучать историю нашей России).
7. Творческое задание. Работа в парах.
-составить синквейн к слову «родина» и записать его.
- Замечательные синквейны у вас получились. Молодцы, пчелки, хорошо потрудились.
8. Работа по теме урока. Работа в группах (6 групп по 4 человека)
- Я предложу вам поработать в группах. Каждая группа будет отвечать за 1 из падежей
(таблички для групп: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (прикрепляют на доску))
- Работая в группах мы будем дружить друг с другом, внимательно слушать и уважать ответы каждой группы, дополнять их в случае необходимости. Конечно же, работать в группе одной командой.
Каждая группа получила стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.
Итак, давайте представим падежи имени существительного:
1.Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
2. А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить(в, на, за, через, про),
Но и без них могу прожить.
5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
6. Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
Слово «нектар» просклоняйте каждый в своем падеже. (запись в тетрадь и на доске)
- Очень хорошо поработали пчелки в группах. Молодцы!
Это интересно : Раньше было 7 падежей, 7 – звательный. « Приди ко мне, брате, в Москов», обращается Ю. Долгорукий к князю Святославу. |
- Слово «брате» стоит в звательном падеже – при обращении.
-«Чего тебе надобно, старче?»
- Слово «старче» в звательном падеже.
- Сколько падежей мы знаем? В каждом языке свое кол- во падежей: в адыгейском языке 4 падежа, в английском 2, Школьники Эстонии должны запомнить- 14 падежей. в Венгрии – 22 падежа. В некоторых языках народов Дагестана– свыше 50 падежей. У китайцев существительные совсем не склоняются, и падежей в грамматике нет.
|
|
- Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами.
А наша задача – выучить свои шесть падежей, чтобы говорить грамотно и красиво.
9. Закрепление изученного материала
- Пчелы не только собирают нектар, но и выполняют очень важную работу – опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Такую пчелу называют пчелой – сборщицей. Итак, пчелки в путь, опылять цветы.
Игра «Опыляем цветы»
-Прочитайте слова на экране. Какой части речи эти слова? - Определите падеж существительных, запишите.
|
10. ФИЗМИНУТКА
ВИДЕО
11. Работа по учебнику.
Упр. 103 . Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний. Определите падеж существительных.
- Очень хорошо поработали пчелки в группах. Молодцы!
12. Самостоятельная работа.
В пчелиной семье есть пчелы – уборщицы. Своими крыльями они подметают до блеска дно улья, не позволяя соринкам попасть в мед.
У каждого из вас баночка меда, но в каждой баночке есть «соринки- ошибки»
( на каждой баночке написано по 10 слов, 3 из них лишние (НЕПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛЕН ПАДЕЖ)).
Давайте же очистим мед, зачеркнув слова в неправильном падеже.
Над столом (Т.п.)
На террасе (П.п.)
Под кроватью (Р.п.)
На земле (П.п.)
У дома (И.п.)
Ученик (И.п.)
По дороге (Д.п.)
Без помощи (Т.п.)
С братом (Т.п.)
Родину (В.п.)
13. Итог урока.
-О чем мы говорили на уроке?
-Нам удалось закрепить свои знания о падежах?
- Ребята, а как вы думаете, где в жизни могут пригодиться знания о падежах?
Оценки за работу.
- Ребята, мы говорили о пчелах - труженицах. А ведь в улье живет еще одна, главная пчелка – матка. Она в улье сидела, все видела, как вы трудились, убирались, как мед собирали и цветы опыляли, знания о падежах закрепляли. Пчела – матка благодарит за работу на уроке и награждает вас сладкими призами.
14. Домашнее задание.
Повторить падежи с вопросами.
15. Рефлексия
А вы пчелке – матке подарите яркую полянку из цветочков.
У вас лежат на партах цветочки 3-х цветов:
- если вы считаете, что отлично усвоили материал по падежам – поднимите жёлтый цветок;
- если вы в чем – то сомневаетесь – поднимите зеленый цветок;
- если вы ничего не поняли по теме падежи – поднимите красный цветок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
Открытый урок по русскому языку 2 класс - конкурс "Учитель года района"
Тема: "Слог. Перенос слов"...
Открытый урок по русскому языку 3 класс "Дательный падеж имени существительного" для конкурса "Учитель года - 2016."
В данном материале представлен конспект урока, самоанализ по ФГОС, дополнительный материал и презентация....
Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»
Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...
Конспект открытого урока по русскому языку«Времена года. Зима. Имя существительное. Закрепление».
Разработка урока по русскому языку для 3 класса составлена с учётом ФГОС. Целья урока является обобщение знаний учащихся об имени существительном и его грамматических признаках. С учетом цели урока со...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....