Технологическая карта урока. Тетский музыкальный театр. Опера.
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Игнатьева Ирина Сергеевна

 

 

 

                                         

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka._detskiy_muz_teatr._opera.docx42.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2 класс.                                                                                            

Учитель музыки: Игнатьева Ирина Сергеевна

Тема раздела: «В музыкальном театре»

Тема урока: «Детский музыкальный театр. Опера»

Вид урока

Урок «открытия» новых знаний. Урок с групповой формой работы.

Тип урока

Комбинированный урок, включающий в себя этапы:

  1. Организационный.
  2. Мотивационный этап.
  3. Процессуальный этап (актуализация знаний, первичное усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, первичное закрепление, контроль усвоения знаний).
  4. Рефлексия.

Цель

Сформировать представление о музыкальном театре, через оперу Мариана Викторовича Коваля «Волк и семеро козлят».

Задачи

Образовательные:

Знакомство со спецификой деятельности детского музыкального театра.

Особенности детской оперы «Волк и семеро козлят».

Расширение представлений учащихся об интонационно-жанровой основе музыкальных характеристик главных персонажей оперы  «Волк и семеро козлят». М.В. Коваля

Воспитательные:

В процессе работы в группах, в коллективе формировать навыки коммуникации, сотрудничества.

Развивающие:

Создать условия для развития творческих навыков и воображения.

Развивать представление о театре, опере через: слушание, размышление о музыке, хоровое, ансамблевое пение, импровизацию на детских музыкальных инструментах, инсценирование.

Педагогическая технология

Технология проблемного обучения.

Решаемая проблема

Что такое театр? Что такое опера?

Элементы содержания

Удивительный мир театра. Детский музыкальный театр. Опера. Хор. Опера М. Коваля «Волк и семеро козлят».

Виды деятельности

Слушание детской оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят».  Выразительное исполнение главных тем оперы. Драматизация музыкального произведения. Инструментальное музицирование.

Формы работы

Фронтальная, групповая.

Планируемы результаты (в соответствии с ФГОС)

Планируемые результаты

Личностные:

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.

Метапредметные:

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.

Применение речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование, контроль и оценка учебных действий.

Участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Предметные:

Развитие художественного вкуса к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности.

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания.

Участие в создании театрализованных композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, театральных спектаклях.

Уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Умение использовать музыкальные образы при  создании театрализованных композиций.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать понятия: музыкальный театр, опера.

Уметь: определять на слух основные жанры музыки : песня, танец, марш; определять и сравнивать характер, настроение, средства музыкальной выразительности; петь легко, напевно, не форсируя звук.

Научатся:

Эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового) пения.

Исполнять музыкальные произведения отдельных форм и  жанров (пение, драматизация)

УУД

Регулятивные:

1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

2. Принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану.

3.Оценивать результаты собственной деятельности.

Познавательные:

1. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме.

Коммуникативные:

1. Отвечать на поставленные вопросы полно и грамотно.

2. Выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности.

3. Осуществлять совместную деятельность в группах.

Музыкальный материал.

1.Исполнени песни – приветствия «Здравствуйте ребята».

2.Просмотр фрагмента  оперы -  сказки «Волк и семеро козлят»

3. Слушание, исполнение и театрализация заключительного хора из оперы «Волк и семеро козлят»

Образовательные ресурсы

Презентация, фонохрестоматия  2 класс, МР3 2 класс.

Технические средства обучения

1. Музыкальные инструменты.

2. Персональный компьютер.

3. Мультимедийный проект.

4. Экспозиционный экран.

5. DVD – проигрыватель.

Методы

Словесный

Наглядно – слуховой

Метод эмоциональной драматургии (работа над произведением)

Метод эмоционального воздействия (умение учащихся выражать своё отношение к музыкальному произведению)

Метод стимулирующей эмоциональной деятельности (эмоциональная атмосфера на уроке)

Метод пластического интонирования музыки, её двигательно-моторного воплощения (создание образа при помощи пластики и простейших движений: простых движений рук, ног, головы, туловища)

Метод эмоционального обобщения в конце урока. Рефлексия.

Домашнее задание

Задание по выбору:

 Создать музыкальный спектакль, на текст известных сказок, в котором присутствуют диалоги действующих лиц (по аналогии со сказкой «Теремок», которую вы озвучивали в 1 классе.

Продолжительность урока

40 минут.

Ход урока

Этап урока

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые

Действия.

Формируемые

 умения

Организационный момент

Настройка на урок.

Поют приветствие, выполняя певческие задачи.

Проверка готовности класса.

Эмоциональный настрой на урок.

Исполнение песни-приветствия «Здравствуйте ребята»

Формирование и развитие вокально-хоровых навыков и умений:

Уметь выразительно исполнять песню-приветствие.

1. Певческая установка (стоим прямо, сохраняя правильную позицию).

2. Вокальные навыки: работа над звукообразованием (навык кантелена).  

Приём:   протяжное формирование гласных.

3. Дыхание – по фразам.

4. Петь не спеша.

Приём: жест учителя.

Фронтальный.

Выразительное исполнение песни.

1этап. Мотивационно-целевой.  (Вызов)

Самоопределение к деятельности

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Игровой момент.

Сегодня наш урок мы начнем с путешествия в одну удивительную страну. Работать вы будете в парах.

Наша задача вспомнить правила работы в паре. На экране:

- выполнять задания;

- работать дружно;

- выслушивать мнение каждого;

- говорить тихо;

- разговаривать культурно.

Вспоминают правила работы в паре, испытывают положительный эмоциональный настрой.

Словесное высказывание.

Использование дискуссионного метода ведения урока

Уметь принимать поставленную задачу.

Фронтальный

Создание проблемной ситуации

Работа в группах

А сейчас, послушайте загадку, отгадайте, как называется  страна, о которой мы будем говорить.

Там есть сцена и кулисы,

И актёры, и артисты,

Есть афиша и антракт.

Декорации, аншлаг.  (театр)

Отправимся мы с вами не в простой театр, а в детский музыкальный театр.

- Как вы думаете, почему  театр  называют детский музыкальный?  

- Знаете ли вы, какие виды музыкально-театрального искусства можно увидеть в музыкальном театре?  

Постановка и формулирование проблемы,

Принимать поставленную цель

Фронтальный

У вас на столах лежат конверты с буквами.  Соберите буквы и скажите, о каком виде музыкально-театрального искусства пойдет речь на уроке?  (опера)

А вы знаете, что такое опера?

Создание условий для целеполагания.

Фронтальная беседа.

Ребята, мы с вами сегодня на уроке будем приобретать новые знания .

Слайд 1. Тема урока: «Детский музыкальный театр. Опера».

Прочитайте тему урока.

-Что мы сегодня должны узнать, и с чем познакомиться?

-Узнать, что такое театр.

Познакомиться с оперой.

Планирование собственных действий.

разработка алгоритмов решения задач музыкально-учебной деятельности

Уметь планировать собственные действия

Фронтальный

Рефлексия на первом этапе урока.

Индивидуальная работа.

Мы составили план урока.

Рефлексия. Оцените свои знания .

Приложение №1

Дети заполняют таблицу, работая с приложение №1.

Анализировать уровень усвоения своих знаний.

Самоконтроль

Процессуальный этап  (осмысление).

Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала.

Самоопределение к деятельности

Работа в группах

Приступают к решению первой задачи.

Ребята, как вы думаете, что такое театр?

Слайд.

Театр – это удивительный дом, где показывают спектакль, сказки, где танцуют и поют.

Работа в группах.

Назовите ассоциации к слову «театр» пользуясь словами  из загадки.

Ваша задача, соотнести эти слова с понятиями и зачитать их, работая с приложение №2.

Размышляют об истоках возникновения музыкального искусства

Владение первичными средствами работы с информацией.

Уметь проводить классификацию.

Фронтальный

Работа в группах

Мы с вами узнали о том, что можно увидеть в театре.

Работа в группе:

 Отправляясь в театр мы должны знать, как себя вести . Что можно делать в театре, а чего нельзя. Для этого разрабатывают правила поведения.

Я вам предлагаю  разработать такие правила по схеме: ЗАПРЕЩАЕТСЯ. РАЗРЕШАЕТСЯ. (используйте клей).

 Ваша задача распределить эти правила в нужные колонки и зачитать их.

Приложение №3

Работа в группах.

Разрабатывают правила, вклеивают в таблицу и зачитывают.

Умение проводить классификацию.

Совершенствование действий контроля, коррекции   и оценки партнёра в коллективной и групповой деятельности

Фронтальный

Знакомство с новым материалом

Творческое задание

Итак, познакомившись с правилами поведения , и мы можем отправляться в театр.

В театре работают люди разных профессий.  Отгадайте по картинкам театральные профессии.(Слайд)

Слайд. Музыканты.

Слайд. Дирижёр.

Слайд. Певцы.

Слайд. Танцоры.

Слайд. Режиссёр.

Слайд. Художники декораторы.

Все они участники театральных постановок.

Вывод. И так, мы узнали, то такое театр, познакомились с театральными профессиями, узнали как нужно себя вести в театре.

Выполнят задание

Владение первичными средствами работы с информацией.

Фронтальный

Фронтальная беседа

Приступаем к решению второй задачи.

Знакомство с оперой.

А теперь я вам предлагаю погрузиться в удивительный мир под названием –опера.

- Давайте посмотрим фрагмент оперы.

- Попробуйте угадать, на сюжет какой написана эта опера? («Волк и семеро козлят»)

- Что делали артисты на сцене? (пели, танцевали, звучала музыка).

В словаре музыкальных терминов определение слову опера даётся так:

Опера -  это спектакль, в котором все артисты поют , танцуют, играют свои роли.

   А вы хотите поучаствовать в постановке детской оперы?

Выполняют задание данное учителем.

Понимают основные термины и понятия музыкального искусства.

Уметь проводить сравнительный анализ

Фронтальный

Работа в группе

Перед началом любого спектакля артисты, музыканты, певцы много репетируют.

  Мы с вами выучим песню из оперы, которую написал советский композитор Мариан Викторович Коваль (Слайд).

  В ней все герои поют, танцуют и играют на музыкальных инструментах.

   Композитор каждому козлёнку придумал имя, в зависимости от его характера.

Приложение №4

Слушают  и разучивают песню заключительного хора оперы-сказки «Волк и семеро козлят» эмоционально откликаясь и выражая своё отношение к музыкальным образам оперы. Выявляют особенности развития образов

Приобретают опыт музыкально-творческой деятельности через исполнение, слушание.

Знакомство с произведением.

Его анализ.

Навыки:

-развивать навык слушания.

- прививать любовь и интерес к музыке.

- расширять музыкальный кругозор.

Приём:

-Сидим на концерте.

- использование игрового приёма: танцевать, маршировать.

Слушание музыки.

Слушание и разучивание фрагмента из оперы

Работа с ансамблем

И так, ранним утром на лесной полянке собралась семья: мама-коза и её козлята. Они были очень весёлыми и дружными.

Был у мамы козлёнок, который любил топать копытцами и мама его назвала ТОПТУШКА.

  Бала у мамы дочка, которая любила болтать без умолку. Её назвали – БОЛТУШКА.

Были у мамы две подружки – МАЗИЛКА и ДРАЗНИЛКА.

Ну, а самому маленькому козлёнку мама пока не придумала имя, и назвала его – МАЛЫШ.

  Итак, они запели свою любимую песенку.

Участвуют в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

Выразительное  исполнение главных тем.

Уметь выразительно исполнять фрагменты из оперы.

Навыки:

Начинать и заканчивать одновременно. Точно выполнять ритмический рисунок.

Приём:

Жест учителя.

Навыки:

- работа над звукообразованием.

Приём:

Свой показ.

2. Работа над дыханием.

Приём: жест учителя.

3. Развитие дикции.

Приём: выразительное прочтение текста в ритме песни.

Фронтальный

Ансамблевое пение.

Игра на музыкальных инструментах

Импровизация

А теперь  подключим музыкантов.

Выходят дети, которым раздаются детские музыкальные инструменты.

Общаются и взаимодействуют в процессе ансамблевого (хорового и инструментального) воплощения образов

Уметь импровизировать в игре на народных инструментах

Фронтальный.

Итог урока

Фронтальная беседа

Вам понравилось разыгрывать сценку из оперы?

Садитесь. Молодцы!

Итак, ребята. Наш урок подходит к концу.

Я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями.

Выражают своё эмоциональное отношение

Анализировать и оценивать успешность своей работы.

Фронтальный

Рефлексно-оценочный этап

Рефлексия

Индивидуальная работа

Что мы делали на уроке?

Пригодятся ли те знания, которые вы получили на уроке в жизни?

Возвращаясь к приложению №1 оцените свои знания по теме сегодняшнего урока.

Дети работаю с приложением №1

Анализировать уровень усвоения своих знаний.

Самоконтроль

Ребята, мы сегодня очень хорошо поработали.

А теперь оцените свою работу на уроке. Приложение №5

Самооценка.

Домашнее задание

Задание по выбору:

1. Создать музыкальный спектакль, на текст известных сказок, в котором присутствуют диалоги действующих лиц (по аналогии со сказкой «Теремок», которую вы озвучивали в 1 классе.

2.Нарисовать афишу, билет, декорации к опере «Волк и семеро козлят»

Выбирают задание по своим возможностям

Выполняют выбранные задания.

Приложение

Приложение №1

Вопросы

На начало урока

 (+  - )

На конец урока

(+  -)

Знаю, что такое  музыкальный театр

Знаю, что такое опера

Умею петь оперу

Приложение №2

Соотнести слова с понятиями.

Сцена

Место, где артисты выступают.

Кулисы

Место, где актёры готовятся выйти на сцену

Актеры

Человек, который может сыграть различные роли

Антракт

Короткий перерыв между представлением.

Декорации

Живописное или архитектурное изображение места на сцене.

Афиша

Объявление о предстоящем спектакле, концерте.

Приложение №3

Дети, пользуясь таблицей делают классификацию правил поведения в театре и приклеивают эти правила в две колонки.

Правила поведения в театре:

Разрешается

Запрещается

- Приходить в театр вовремя.

- Вставать в полный рост во время спектакля.

- Внимательно смотреть на сцену.

- Рассматривать зрителей в бинокль.

- Сидеть спокойно не вертеться и не разговаривать.

- Есть во время спектакля.

- Не пользоваться телефонами во время спектакля.

- Шуршать конфетными обёртками.

- Проходить к своему месту, или вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям.

- Топать и выкрикивать с места.

Приложение № 4

Слова хора:

Семеро, семеро, семеро козлят,

Весело, весело, весло шумят…

Весело Всезнайке,

Весело Бодайке,

Весело Топтушке,

Весело Болтушке,

Весело Мазилке,

Весело Дразнилке.

Ну, давайте, братцы

Прыгать и бодаться (2 раза).

Приложение №5

Самооценка

Доволен (а) своей работой на уроке

Не совсем доволен (а) своей работой на уроке

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ИЗО "Театр кукол" 3 класс

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 3 классе по теме "Театр кукол" по программе Б.М. Неменского...

урок музыки "Музыкальный театр. Опера." презентация и конспект урока, 2 кл, Критская

в папку включены презентация по теме "Музыкальный театр. Опера.", конспект урока к презентации, слова разучиваемой песни, теоретический материал, который надо выучить...

Технологическая карта урока «Внедрение музыкального сопровождения в процесс обучения физической культуры»

Технологическая карта урока по физической культуре «Внедрение музыкального сопровождения в процесс обучения физической культуры»...

Технологическая карта урока "К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика»"

Материал подойдет для проведения урока музыки в 3 классе по теме "К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика»"...

Конспект урока "Детский музыкальный театр. Опера."

Дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.2.    Познакомить учащихся с жанром оперы, с историей создания и репертуаром Ворон...

Конспект к уроку: Детский музыкальный театр. Опера-сказка «Волк и семеро козлят» Мариан Коваль.

Цель урока: Знакомство с музыкальным театром, с оперой Мариана Коваля «Волк и семеро козлят».Задачи:Познакомить учеников с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказо...