Технологическая карта урока. Тетский музыкальный театр. Опера.
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
2 класс.
Учитель музыки: Игнатьева Ирина Сергеевна
Тема раздела: «В музыкальном театре»
Тема урока: «Детский музыкальный театр. Опера»
Вид урока | Урок «открытия» новых знаний. Урок с групповой формой работы. |
Тип урока | Комбинированный урок, включающий в себя этапы:
|
Цель | Сформировать представление о музыкальном театре, через оперу Мариана Викторовича Коваля «Волк и семеро козлят». |
Задачи | Образовательные: Знакомство со спецификой деятельности детского музыкального театра. Особенности детской оперы «Волк и семеро козлят». Расширение представлений учащихся об интонационно-жанровой основе музыкальных характеристик главных персонажей оперы «Волк и семеро козлят». М.В. Коваля Воспитательные: В процессе работы в группах, в коллективе формировать навыки коммуникации, сотрудничества. Развивающие: Создать условия для развития творческих навыков и воображения. Развивать представление о театре, опере через: слушание, размышление о музыке, хоровое, ансамблевое пение, импровизацию на детских музыкальных инструментах, инсценирование. |
Педагогическая технология | Технология проблемного обучения. |
Решаемая проблема | Что такое театр? Что такое опера? |
Элементы содержания | Удивительный мир театра. Детский музыкальный театр. Опера. Хор. Опера М. Коваля «Волк и семеро козлят». |
Виды деятельности | Слушание детской оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят». Выразительное исполнение главных тем оперы. Драматизация музыкального произведения. Инструментальное музицирование. |
Формы работы | Фронтальная, групповая. |
Планируемы результаты (в соответствии с ФГОС) | |
Планируемые результаты | Личностные: Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных. Метапредметные: Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера. Применение речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач. Планирование, контроль и оценка учебных действий. Участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества. Предметные: Развитие художественного вкуса к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности. Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания. Участие в создании театрализованных композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, театральных спектаклях. Уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению. Умение использовать музыкальные образы при создании театрализованных композиций. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать понятия: музыкальный театр, опера. Уметь: определять на слух основные жанры музыки : песня, танец, марш; определять и сравнивать характер, настроение, средства музыкальной выразительности; петь легко, напевно, не форсируя звук. Научатся: Эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового) пения. Исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация) |
УУД | Регулятивные: 1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. 2. Принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану. 3.Оценивать результаты собственной деятельности. Познавательные: 1. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме. Коммуникативные: 1. Отвечать на поставленные вопросы полно и грамотно. 2. Выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности. 3. Осуществлять совместную деятельность в группах. |
Музыкальный материал. | 1.Исполнени песни – приветствия «Здравствуйте ребята». 2.Просмотр фрагмента оперы - сказки «Волк и семеро козлят» 3. Слушание, исполнение и театрализация заключительного хора из оперы «Волк и семеро козлят» |
Образовательные ресурсы | Презентация, фонохрестоматия 2 класс, МР3 2 класс. |
Технические средства обучения | 1. Музыкальные инструменты. 2. Персональный компьютер. 3. Мультимедийный проект. 4. Экспозиционный экран. 5. DVD – проигрыватель. |
Методы | Словесный Наглядно – слуховой Метод эмоциональной драматургии (работа над произведением) Метод эмоционального воздействия (умение учащихся выражать своё отношение к музыкальному произведению) Метод стимулирующей эмоциональной деятельности (эмоциональная атмосфера на уроке) Метод пластического интонирования музыки, её двигательно-моторного воплощения (создание образа при помощи пластики и простейших движений: простых движений рук, ног, головы, туловища) Метод эмоционального обобщения в конце урока. Рефлексия. |
Домашнее задание | Задание по выбору: Создать музыкальный спектакль, на текст известных сказок, в котором присутствуют диалоги действующих лиц (по аналогии со сказкой «Теремок», которую вы озвучивали в 1 классе. |
Продолжительность урока | 40 минут. |
Ход урока
Этап урока | Методический приём | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль | ||
Осуществляемые Действия. | Формируемые умения | |||||
Организационный момент | Настройка на урок. | Поют приветствие, выполняя певческие задачи. Проверка готовности класса. Эмоциональный настрой на урок. | Исполнение песни-приветствия «Здравствуйте ребята» | Формирование и развитие вокально-хоровых навыков и умений: Уметь выразительно исполнять песню-приветствие. 1. Певческая установка (стоим прямо, сохраняя правильную позицию). 2. Вокальные навыки: работа над звукообразованием (навык кантелена). Приём: протяжное формирование гласных. 3. Дыхание – по фразам. 4. Петь не спеша. Приём: жест учителя. | Фронтальный. Выразительное исполнение песни. | |
1этап. Мотивационно-целевой. (Вызов) | ||||||
Самоопределение к деятельности Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Игровой момент. | Сегодня наш урок мы начнем с путешествия в одну удивительную страну. Работать вы будете в парах. Наша задача вспомнить правила работы в паре. На экране: - выполнять задания; - работать дружно; - выслушивать мнение каждого; - говорить тихо; - разговаривать культурно. | Вспоминают правила работы в паре, испытывают положительный эмоциональный настрой. Словесное высказывание. Использование дискуссионного метода ведения урока | Уметь принимать поставленную задачу. | Фронтальный | |
Создание проблемной ситуации | Работа в группах | А сейчас, послушайте загадку, отгадайте, как называется страна, о которой мы будем говорить. Там есть сцена и кулисы, И актёры, и артисты, Есть афиша и антракт. Декорации, аншлаг. (театр) Отправимся мы с вами не в простой театр, а в детский музыкальный театр. - Как вы думаете, почему театр называют детский музыкальный? - Знаете ли вы, какие виды музыкально-театрального искусства можно увидеть в музыкальном театре? | Постановка и формулирование проблемы, | Принимать поставленную цель | Фронтальный | |
У вас на столах лежат конверты с буквами. Соберите буквы и скажите, о каком виде музыкально-театрального искусства пойдет речь на уроке? (опера) А вы знаете, что такое опера? | ||||||
Создание условий для целеполагания. | Фронтальная беседа. | Ребята, мы с вами сегодня на уроке будем приобретать новые знания . Слайд 1. Тема урока: «Детский музыкальный театр. Опера». Прочитайте тему урока. -Что мы сегодня должны узнать, и с чем познакомиться? -Узнать, что такое театр. Познакомиться с оперой. | Планирование собственных действий. разработка алгоритмов решения задач музыкально-учебной деятельности | Уметь планировать собственные действия | Фронтальный | |
Рефлексия на первом этапе урока. | Индивидуальная работа. | Мы составили план урока. Рефлексия. Оцените свои знания . Приложение №1 | Дети заполняют таблицу, работая с приложение №1. | Анализировать уровень усвоения своих знаний. | Самоконтроль | |
Процессуальный этап (осмысление). | ||||||
Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала. Самоопределение к деятельности | Работа в группах | Приступают к решению первой задачи. Ребята, как вы думаете, что такое театр? Слайд. Театр – это удивительный дом, где показывают спектакль, сказки, где танцуют и поют. Работа в группах. Назовите ассоциации к слову «театр» пользуясь словами из загадки. Ваша задача, соотнести эти слова с понятиями и зачитать их, работая с приложение №2. | Размышляют об истоках возникновения музыкального искусства | Владение первичными средствами работы с информацией. Уметь проводить классификацию. | Фронтальный | |
Работа в группах | Мы с вами узнали о том, что можно увидеть в театре. Работа в группе: Отправляясь в театр мы должны знать, как себя вести . Что можно делать в театре, а чего нельзя. Для этого разрабатывают правила поведения. Я вам предлагаю разработать такие правила по схеме: ЗАПРЕЩАЕТСЯ. РАЗРЕШАЕТСЯ. (используйте клей). Ваша задача распределить эти правила в нужные колонки и зачитать их. Приложение №3 | Работа в группах. Разрабатывают правила, вклеивают в таблицу и зачитывают. | Умение проводить классификацию. Совершенствование действий контроля, коррекции и оценки партнёра в коллективной и групповой деятельности | Фронтальный | ||
Знакомство с новым материалом | Творческое задание | Итак, познакомившись с правилами поведения , и мы можем отправляться в театр. В театре работают люди разных профессий. Отгадайте по картинкам театральные профессии.(Слайд) Слайд. Музыканты. Слайд. Дирижёр. Слайд. Певцы. Слайд. Танцоры. Слайд. Режиссёр. Слайд. Художники декораторы. Все они участники театральных постановок. Вывод. И так, мы узнали, то такое театр, познакомились с театральными профессиями, узнали как нужно себя вести в театре. | Выполнят задание | Владение первичными средствами работы с информацией. | Фронтальный | |
Фронтальная беседа | Приступаем к решению второй задачи. Знакомство с оперой. А теперь я вам предлагаю погрузиться в удивительный мир под названием –опера. - Давайте посмотрим фрагмент оперы. - Попробуйте угадать, на сюжет какой написана эта опера? («Волк и семеро козлят») - Что делали артисты на сцене? (пели, танцевали, звучала музыка). В словаре музыкальных терминов определение слову опера даётся так: Опера - это спектакль, в котором все артисты поют , танцуют, играют свои роли. А вы хотите поучаствовать в постановке детской оперы? | Выполняют задание данное учителем. Понимают основные термины и понятия музыкального искусства. | Уметь проводить сравнительный анализ | Фронтальный | ||
Работа в группе | Перед началом любого спектакля артисты, музыканты, певцы много репетируют. Мы с вами выучим песню из оперы, которую написал советский композитор Мариан Викторович Коваль (Слайд). В ней все герои поют, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Композитор каждому козлёнку придумал имя, в зависимости от его характера. Приложение №4 | Слушают и разучивают песню заключительного хора оперы-сказки «Волк и семеро козлят» эмоционально откликаясь и выражая своё отношение к музыкальным образам оперы. Выявляют особенности развития образов Приобретают опыт музыкально-творческой деятельности через исполнение, слушание. | Знакомство с произведением. Его анализ. Навыки: -развивать навык слушания. - прививать любовь и интерес к музыке. - расширять музыкальный кругозор. Приём: -Сидим на концерте. - использование игрового приёма: танцевать, маршировать. | Слушание музыки. | ||
Слушание и разучивание фрагмента из оперы | Работа с ансамблем | И так, ранним утром на лесной полянке собралась семья: мама-коза и её козлята. Они были очень весёлыми и дружными. Был у мамы козлёнок, который любил топать копытцами и мама его назвала ТОПТУШКА. Бала у мамы дочка, которая любила болтать без умолку. Её назвали – БОЛТУШКА. Были у мамы две подружки – МАЗИЛКА и ДРАЗНИЛКА. Ну, а самому маленькому козлёнку мама пока не придумала имя, и назвала его – МАЛЫШ. Итак, они запели свою любимую песенку. | Участвуют в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Выразительное исполнение главных тем. | Уметь выразительно исполнять фрагменты из оперы. Навыки: Начинать и заканчивать одновременно. Точно выполнять ритмический рисунок. Приём: Жест учителя. Навыки: - работа над звукообразованием. Приём: Свой показ. 2. Работа над дыханием. Приём: жест учителя. 3. Развитие дикции. Приём: выразительное прочтение текста в ритме песни. | Фронтальный Ансамблевое пение. | |
Игра на музыкальных инструментах | Импровизация | А теперь подключим музыкантов. | Выходят дети, которым раздаются детские музыкальные инструменты. Общаются и взаимодействуют в процессе ансамблевого (хорового и инструментального) воплощения образов | Уметь импровизировать в игре на народных инструментах | Фронтальный. | |
Итог урока | Фронтальная беседа | Вам понравилось разыгрывать сценку из оперы? Садитесь. Молодцы! Итак, ребята. Наш урок подходит к концу. Я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями. | Выражают своё эмоциональное отношение | Анализировать и оценивать успешность своей работы. | Фронтальный | |
Рефлексно-оценочный этап | ||||||
Рефлексия | Индивидуальная работа | Что мы делали на уроке? Пригодятся ли те знания, которые вы получили на уроке в жизни? Возвращаясь к приложению №1 оцените свои знания по теме сегодняшнего урока. | Дети работаю с приложением №1 | Анализировать уровень усвоения своих знаний. | Самоконтроль | |
Ребята, мы сегодня очень хорошо поработали. А теперь оцените свою работу на уроке. Приложение №5 | Самооценка. | |||||
Домашнее задание | Задание по выбору: 1. Создать музыкальный спектакль, на текст известных сказок, в котором присутствуют диалоги действующих лиц (по аналогии со сказкой «Теремок», которую вы озвучивали в 1 классе. 2.Нарисовать афишу, билет, декорации к опере «Волк и семеро козлят» | Выбирают задание по своим возможностям | Выполняют выбранные задания. |
Приложение
Приложение №1
Вопросы | На начало урока (+ - ) | На конец урока (+ -) |
Знаю, что такое музыкальный театр | ||
Знаю, что такое опера | ||
Умею петь оперу |
Приложение №2
Соотнести слова с понятиями.
Сцена | Место, где артисты выступают. |
Кулисы | Место, где актёры готовятся выйти на сцену |
Актеры | Человек, который может сыграть различные роли |
Антракт | Короткий перерыв между представлением. |
Декорации | Живописное или архитектурное изображение места на сцене. |
Афиша | Объявление о предстоящем спектакле, концерте. |
Приложение №3
Дети, пользуясь таблицей делают классификацию правил поведения в театре и приклеивают эти правила в две колонки.
Правила поведения в театре:
Разрешается | Запрещается |
- Приходить в театр вовремя. | - Вставать в полный рост во время спектакля. |
- Внимательно смотреть на сцену. | - Рассматривать зрителей в бинокль. |
- Сидеть спокойно не вертеться и не разговаривать. | - Есть во время спектакля. |
- Не пользоваться телефонами во время спектакля. | - Шуршать конфетными обёртками. |
- Проходить к своему месту, или вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям. | - Топать и выкрикивать с места. |
Приложение № 4
Слова хора:
Семеро, семеро, семеро козлят,
Весело, весело, весло шумят…
Весело Всезнайке,
Весело Бодайке,
Весело Топтушке,
Весело Болтушке,
Весело Мазилке,
Весело Дразнилке.
Ну, давайте, братцы
Прыгать и бодаться (2 раза).
Приложение №5
Самооценка
Доволен (а) своей работой на уроке | |
Не совсем доволен (а) своей работой на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ИЗО "Театр кукол" 3 класс
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 3 классе по теме "Театр кукол" по программе Б.М. Неменского...
урок музыки "Музыкальный театр. Опера." презентация и конспект урока, 2 кл, Критская
в папку включены презентация по теме "Музыкальный театр. Опера.", конспект урока к презентации, слова разучиваемой песни, теоретический материал, который надо выучить...
Технологическая карта урока «Внедрение музыкального сопровождения в процесс обучения физической культуры»
Технологическая карта урока по физической культуре «Внедрение музыкального сопровождения в процесс обучения физической культуры»...
Технологическая карта урока музыки Музыкальные инструменты.Фортепиано 2 кл
Музыкальные инструменты.Фортепиано....
Технологическая карта урока "К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика»"
Материал подойдет для проведения урока музыки в 3 классе по теме "К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика»"...
Конспект урока "Детский музыкальный театр. Опера."
Дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.2. Познакомить учащихся с жанром оперы, с историей создания и репертуаром Ворон...
Конспект к уроку: Детский музыкальный театр. Опера-сказка «Волк и семеро козлят» Мариан Коваль.
Цель урока: Знакомство с музыкальным театром, с оперой Мариана Коваля «Волк и семеро козлят».Задачи:Познакомить учеников с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказо...