Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера
план-конспект урока по музыке (2 класс)
конспект по музыке "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_opery_i_baleta._volshebnaya_palochka_dirizhera.docx | 30.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дата: 5.02.2019
Школа: МБОУ Локотская СОШ №1 им. П.А. Маркова
Образовательная система: «Школа России»
Класс: 2б
Учебный предмет: музыка
Учитель: Кулюкина Р.Ф.
Тема урока: театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Цель: формирование целостного представления о театре оперы и балета, деятельностное знакомство с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».
Задачи:
- Расширить представления о музыкальном театре.
- Дать определение жанру «опера».
- Познакомить с понятиями симфонический оркестр, солист, дирижер.
- Научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты.
- Определять характер героя.
Предметные
Умение:
Метапредметные
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД:
- ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме,
- осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
- Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в учебнике.
- Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
- уметь слушать и слышать учителя;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своих действий;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Образовательные ресурсы:
Оборудование: презентация, проектор, мультимедиа
План урока:
1. Организация начала урока
1.1.Приветствие
1.2. Проверка готовности
2. Актуализация опорных знаний
3.Целеполагание
4. Открытие
4.1Исполнение песни «Семеро козлят» с танцевальными движениями.
4.2Игра «Музыкальная угадай-ка» с сольным исполнением каждого из козлят.
5. Введение новых знаний в опыт
5.1 Беседа
5.2 Работа с учебником
5.3 Слушание и пластическое движение. Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского
6. Введение знаний в систему опыта
Игра «Снежок»
7.Подведение итогов. Рефлексия
Сценарий урока
Этапы урока | Ход урока | Форми-руемые УУД |
1.Организация начала урока | 1.1. Приветствие -Здравствуйте ребята. 1.2. Проверка готовности к уроку Проверим готовность к работе на уроке. - Проверьте правильность своей посадки. -Молодцы, правильно сели… | |
2.Актуализация знаний | 1. Под музыку эту проводят парад, Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.) 2. Пел с душою, молодец! Будешь знатный ты ...(Певец.) 3. Коллектив музыкантов, что вместе играют, И музыку вместе они исполняют. Бывает он струнный и духовой, Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр) 4. Он руками машет плавно, Слышит каждый инструмент Он в оркестре самый главный, Он в оркестре - президент! (Дирижёр.) 5. В кинотеатре – широкий экран, В цирке – манеж иль арена. Ну, а в театре, существует, Площадка особая - …(Сцена) -Молодцы! | |
3.Целеполагание | -Скажите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? -Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный! - Тема нашего сегодняшнего урока «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера» | |
4. Открытие нового знания | -Ребята, скажите какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре? -Правильно, такие спектакли называются «опера» и «балет». --А что такое опера? (это спектакль, где действующие лица поют) -Назовите известные оперы. -А что такое балет? (спектакль, где действующие лица танцуют) -Назовите известные балеты -Но прежде чем мы пойдем в театр, нам необходимо узнать, как же надо себя там вести. Какие существуют правила поведения в театре? -Молодцы, с правилами мы определились. -А как мы узнаем о предстоящем спектакле? -Посмотрите, перед входом в театр висит что? -А кто знает, что такое афиша? (фиша – это красочное объявление о спектакле). -А какую информацию мы можем узнать из афиши? -Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. -Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся? («Волк и семеро козлят») -Знакомо ли вам это название? (Да, это сказка) -Правильно в основе оперы лежит сказка. А - кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль) -Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши. -Давайте войдем в театр…. -Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению. -Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят». (мама Коза, козлята, Волк). -В сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные. Как звали козлят? (Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топтушка, Малыш) -А давайте я буду вашей мамой-козой, а вы- моими козлятами -Вспомните, что любили делать козлята, когда мама Коза уходила в лес? Звучит общая песенка козлят: Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело, весело шумят: Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болтушке, Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться. 4.1Исполнение песни «Семеро козлят» с танцевальными движениями Дети поют хором песню «Семеро козлят» с танцевальными движениями. -Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. -О чем они говорят? (О характере козлят). 4.2Игра «Музыкальная угадай-ка» с сольным исполнением каждого из козлят. -Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. (Идет поочерёдное прослушивание и исполнение песен). 1.Песенка Всезнайки. -Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки: А я знаю за лежанкой Прячет мать с вареньем банку. А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами: Пусть танцуют, пусть играют, В сладком толк Всезнайка знает. (разучивают слова песни с сопровождением) 2. Песенка Топтушки. -Козлёнок по имени Топтушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке: Я на венике верхом Объезжаю всё кругом. Ты беги, Мазилка, вслед, Ну, догонишь или нет? -Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать. 3. Песенка Бодайки. -Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!" 4. Песенка Болтушки. -Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка: Вот Всезнайка и Топтушка Говорят, что я Болтушка, говорят, что много вру, а я правду говорю. -Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш. -Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш? -Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром. -Вот какие слова в его песенке: Стойте, друзья, Командиром стал я. По команде сдвойте ряд. Начинаем наш парад. -После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша. -Молодцы! Итак, мы познакомились с козлятами, узнали какие они разные по характеру. -А вот и мама Коза пришла. Послушаем ее песню. Спи, дочурочка, Болтушка, Спи, забавник, Топотушка, Не бодайся мой Бодайка, Баю-баюшки, Всезнайка, Перестань шалить Дразнилка Не мешай уснуть Мазилке, Крепко спи меньшой Малышка, Тише, детки, тише, тише. -Скажите, какую песню поет коза? (колыбельную) Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. -Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной | |
5.Введение новых знаний в опыт | 5.1 Беседа -Ребята мы говорили с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на доске). -Кого мы видим? Кто изображён на фотографии? -На фотографии изображён симфонический оркестр. -Что такое симфонический оркестр? (Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения). -А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре? 5.2Работа с учебником. -Откроем учебник на стр.80. А кто стоит во главе симфонического оркестра? Он руками машет плавно, Слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный, Он в оркестре - президент! (Дирижёр.) -Кто такой дирижёр? (Дирижёр – это руководитель оркестра). -А как он руководит оркестром? С помощью чего? -Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра. -Посмотрите на фотографию дирижёра. -Как вы думаете, какую музыку исполняет дирижёр на фотографии? -Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало? -Какие у него движения? -Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. -Что за помощница в руке у него? -А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. 5.3 Слушание пластическое движение. Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского -Что прозвучало? -Что вам подсказало, что это марш? -Откуда к нам пришел марш? -А в балете марш звучит как обычно, или по-особенному? Как звучит мелодия? В чём особенность? -Кто композитор? (П.Чайковский) -А сейчас я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с маршем П.Чайковского, похожа ли музыка или она отличается. (Слушание «Марша Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка) -Чем отличается? -Какими жестами вы показали музыку? -Почему ваши жесты были разными? | |
6.Введение знаний в систему опыта | Игра «Снежок» Учитель бросает снежок, дети называют ключевые слова урока: театр, опера, солист, хор, балет, марш, дирижер, оркестр, жесты | |
7.Подведение итогов. Рефлексия | - Наш урок подошел к концу! Скажите, что вам больше всего понравилось на уроке? - Что нового вы сегодня узнали? -Вы сегодня очень хорошо поработали, особенно мне понравилось, как вы рассуждали, отвечали на вопросы, пели. Спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность "Театр Оперы и Балета" ( на год)
Цель проектного обучения – создание условий для самостоятельного усвоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека....
Открытый урок по музыке «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера». Учитель музыки: Бахарева В.Н.
Конспект открытого урока по музыке "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"...
3 класс. Конспект урока по музыке по теме: "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера."
Цель: Познакомить детей с профессией дирижер, его ролью в оркестре.Способствовать развитию внимания, музыкального слуха, памяти.Воспитывать эстетический вкус учащихся. УУД: Личнос...
Урок музыки Волшебная палочка дирижера
воспитание культуру слушания музыки;- содействовать толерантному воспитанию;- формировать хороший эстетический вкус учащихся....
Презентация " Волшебная палочка дирижера " 2 класс
Презентация по музыке для 2 класса из раздела " В музыкальном театре"...
Урок музыки в 3 классе "Театр оперы и балета"
Конспект урока в 3 классе по предмету музыка "Театр оперы и балета" знакомит учеников с историией создания театра, какие есть знаменитые театры мира, чем отличается театр оперы и балета от д...
Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дерижёра"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....