Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера
план-конспект урока по музыке (2 класс)

конспект по музыке "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_opery_i_baleta._volshebnaya_palochka_dirizhera.docx30.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата:  5.02.2019

Школа: МБОУ Локотская СОШ №1 им. П.А. Маркова

Образовательная система: «Школа России»

Класс: 2б

Учебный предмет:  музыка

Учитель: Кулюкина Р.Ф.

Тема урока: театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Цель: формирование целостного представления о театре оперы и балета, деятельностное знакомство с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят». 

Задачи:

  1. Расширить представления о музыкальном театре.
  2. Дать определение жанру «опера».
  3. Познакомить с понятиями симфонический оркестр, солист, дирижер.
  4.  Научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты.
  5. Определять характер героя.

Предметные

Умение:

Метапредметные

Личностные УУД:

  1. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  2. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

  1.  ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в  громкоречевой и умственной форме,
  2. осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

  1. Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в  учебнике.
  2. Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

  1. уметь слушать и слышать учителя;
  2. строить речевые высказывания в устной форме;
  3. задавать вопросы;
  4. использовать речь для регуляции своих действий;
  5. умение формулировать собственное мнение и позицию.

Образовательные ресурсы:

Оборудование: презентация, проектор, мультимедиа 

План урока:

1. Организация начала урока

1.1.Приветствие

1.2. Проверка готовности

2. Актуализация опорных знаний

3.Целеполагание
4. Открытие

4.1Исполнение песни «Семеро козлят» с танцевальными движениями.

4.2Игра «Музыкальная угадай-ка» с сольным исполнением каждого из козлят.

5. Введение новых знаний в опыт
5.1 Беседа

5.2 Работа с учебником

5.3 Слушание и пластическое движение. Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

6. Введение знаний в систему опыта

Игра «Снежок»

7.Подведение итогов. Рефлексия

Сценарий урока

Этапы урока

Ход урока

Форми-руемые УУД

1.Организация начала урока

1.1. Приветствие

-Здравствуйте ребята.

1.2. Проверка готовности к уроку

Проверим готовность к работе на уроке.

- Проверьте правильность своей посадки.

-Молодцы, правильно сели…

2.Актуализация знаний

1. Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.)

2. Пел с душою, молодец!

Будешь знатный ты ...(Певец.)

3.  Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

4. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)

5.  В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, существует,

Площадка особая - …(Сцена)

 -Молодцы!

3.Целеполагание

-Скажите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

-Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный!

- Тема нашего сегодняшнего урока «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера»

4. Открытие нового знания

-Ребята, скажите какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре?

-Правильно, такие спектакли называются «опера» и «балет». --А что такое опера? (это спектакль, где действующие лица поют)

-Назовите известные оперы.

-А что такое балет? (спектакль, где действующие лица танцуют)

-Назовите известные балеты

-Но прежде чем мы пойдем в театр, нам необходимо узнать, как же надо себя там вести. Какие существуют правила поведения в театре?  

-Молодцы, с правилами мы определились.

-А как мы узнаем о предстоящем спектакле?

-Посмотрите, перед входом в театр висит что?

-А кто знает, что такое афиша? (фиша – это красочное объявление о спектакле).

-А какую информацию мы можем узнать из афиши?

-Давайте внимательно посмотрим на эту афишу.

-Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся?  («Волк и семеро козлят»)

-Знакомо ли вам это название? (Да, это сказка)

-Правильно в основе оперы лежит сказка. А

- кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль)

-Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.

-Давайте войдем в театр….

-Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

-Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят». (мама Коза, козлята, Волк).

-В сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные. Как звали козлят? (Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топтушка, Малыш)

-А давайте я буду вашей мамой-козой, а вы- моими козлятами

-Вспомните, что любили делать козлята, когда мама Коза уходила в лес?

Звучит общая песенка козлят:

Семеро, семеро, семеро козлят,

Весело, весело, весело шумят:

Весело Всезнайке, весело Бодайке,

Весело Топтушке, весело Болтушке,

Весело Мазилке, весело Дразнилке.

Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться.

4.1Исполнение песни «Семеро козлят» с танцевальными движениями

Дети поют хором песню «Семеро козлят» с танцевальными движениями.

-Обратите внимание, какие необычные имена у козлят.

-О чем они говорят?  (О характере козлят).

4.2Игра «Музыкальная угадай-ка» с сольным исполнением  каждого из козлят.

-Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь.

 (Идет поочерёдное прослушивание и исполнение  песен).

1.Песенка Всезнайки.

-Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки:

 А я знаю за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку.

А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами: Пусть танцуют, пусть играют,

В сладком толк Всезнайка знает. (разучивают слова песни с сопровождением)

2. Песенка Топтушки.

-Козлёнок по имени Топтушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:

Я на венике верхом Объезжаю всё кругом. Ты беги, Мазилка, вслед, Ну, догонишь или нет?

-Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.

3. Песенка Бодайки.

-Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!"

4. Песенка Болтушки.

-Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка:

Вот Всезнайка и Топтушка Говорят, что я Болтушка, говорят, что много вру, а я правду говорю.

-Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

-Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш?

-Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром.

-Вот какие слова в его песенке:

Стойте, друзья, Командиром стал я.  По команде сдвойте ряд. Начинаем наш парад.

-После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша.

-Молодцы! Итак, мы познакомились с козлятами, узнали какие они разные по характеру.

-А вот и мама Коза пришла. Послушаем ее песню.

Спи, дочурочка, Болтушка, Спи, забавник, Топотушка, Не бодайся мой Бодайка, Баю-баюшки, Всезнайка, Перестань шалить Дразнилка  Не мешай уснуть Мазилке,  Крепко спи меньшой Малышка, Тише, детки, тише, тише.

-Скажите,  какую песню поет коза? (колыбельную) Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев.

-Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной

5.Введение новых знаний в опыт

5.1 Беседа

-Ребята мы говорили с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на доске).

-Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?

-На фотографии изображён симфонический оркестр.

-Что такое симфонический оркестр?  (Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения).

-А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?

5.2Работа с учебником. 

-Откроем учебник на стр.80.  А кто стоит во главе симфонического оркестра?

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)

-Кто такой дирижёр? (Дирижёр – это руководитель оркестра).

-А как он руководит оркестром? С помощью чего?

-Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра.

-Посмотрите на фотографию дирижёра.

-Как вы думаете, какую музыку исполняет дирижёр на фотографии?

-Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?

-Какие у него движения?

-Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр.

-Что за помощница в руке у него?

-А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра.

5.3 Слушание пластическое движение. Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

-Что прозвучало? 

-Что вам подсказало, что это  марш?

-Откуда к нам пришел марш?

-А в балете марш звучит как обычно, или по-особенному? Как звучит мелодия? В чём особенность?

-Кто композитор? (П.Чайковский)

-А сейчас я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с маршем П.Чайковского, похожа ли музыка или она отличается. (Слушание «Марша Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка)

-Чем отличается?

-Какими жестами вы показали музыку?

-Почему ваши жесты были разными?

6.Введение знаний в систему опыта

Игра «Снежок»

Учитель бросает снежок,  дети называют ключевые слова  урока:  театр, опера,  солист, хор, балет, марш, дирижер, оркестр, жесты

7.Подведение итогов. Рефлексия

- Наш урок подошел к концу! Скажите, что вам больше всего понравилось на уроке? 

- Что нового вы сегодня узнали?

-Вы сегодня очень хорошо поработали, особенно мне понравилось, как вы рассуждали, отвечали на вопросы, пели. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Театр Оперы и Балета" ( на год)

Цель проектного обучения – создание условий для самостоятельного усвоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека....

Открытый урок по музыке «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера». Учитель музыки: Бахарева В.Н.

Конспект открытого урока по музыке "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"...

3 класс. Конспект урока по музыке по теме: "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера."

Цель: Познакомить детей с профессией дирижер, его ролью в оркестре.Способствовать развитию внимания, музыкального слуха, памяти.Воспитывать эстетический вкус учащихся. УУД: Личнос...

Урок музыки Волшебная палочка дирижера

воспитание культуру слушания музыки;- содействовать толерантному воспитанию;- формировать хороший  эстетический  вкус учащихся....

Презентация " Волшебная палочка дирижера " 2 класс

Презентация по музыке для 2 класса из раздела " В музыкальном театре"...

Урок музыки в 3 классе "Театр оперы и балета"

Конспект урока в 3 классе по предмету музыка "Театр оперы и балета" знакомит учеников с историией создания театра, какие есть знаменитые театры мира, чем отличается театр оперы и балета от д...

Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дерижёра"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....