2 | Изучение нового материала. | 12 | -Бубен есть. Трещотка, дудка, Балалайка, гусли, домра, Есть баян и вот гармошка, Даже расписные ложки, Все играют звонко, дружно, Слушать их не надоест, Отгадать, ребята, нужно Что же это? Оркестр. Сегодня мы с вами на уроке поговорим про Музыкальные инструменты России и оркестр русских народных инструментов. С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. А как они появились? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. А однажды, за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Звук походил на птичий свист. А может человек пошел на охоту и натянул тетиву, чтобы запустить стрелу в дикого зверя, а она зазвенела, как струна. Неужели полую кость, кусок выдолбленной древесины или натянутую тетиву уже можно считать музыкальным инструментами? Оказывается, можно! Так появилась мелодия, а вместе с мелодией - музыкальные инструменты. И хотя с тех пор прошло уже много лет, все известные инструменты делятся на три группы: струнно-щипковые, духовые, ударные. Итак, начнем со струнно-щипковых инструментов. А как вы думаете, почему их называют струнно-щипковыми? (Потому что там есть струны и чтобы извлечь звук, их перебирают, как бы щипают.) На чём в гостях, вдали от дома, играл Садко царю морскому? Гусли - это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Мы с вами знаем русские сказки, где упоминаются гусли. Что из себя представляет инструмент? Это доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли. Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца - гусляра Баяна .Такие музыканты – сказители ходили по Руси и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях. Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами. Домра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Почему «щипковый»? - да потому, что звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором. Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа. У русских это балалайка. Всем известна на Руси, Хоть кого о ней спроси! У нее лишь три струны, Но она - любовь страны. Выйдет Ваня за плетень И сыграет "трень" да "брень". Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка – струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство, и большие и маленькие. | Дети слушают, отвечают, анализируют, отгадывают. | П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. П: Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия. К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. |
4 | Изучение нового материала. | 11 | Следующая группа инструментов оркестра: духовые. Приложу к губам я трубку- Полилась по лесу трель,- Инструмент тот очень хрупкий Называется… О каком музыкальном инструменте идёт речь? Правильно, о свирели. Свирель - русский народный инструмент, представляющий собой деревянную трубку с боковыми отверстиями. Изготавливается из орешника, клена или черёмухи. Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ, А пастуший рожок, Дополняет наш кружок Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. Это что за инструмент? Поет гнусаво он, тоскливо, И очень скучно, не игриво. Будто всем нам говорит: «У меня душа болит!» Возьми меня и пожалей-ка, А зовут меня… жалейка. Жалейка - русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями. Свистульки. Есть еще один инструмент. Он тоже духовой, но больше относится к шумовому. Это глиняные свистульки. А также они еще бывают деревянные. Имеют разную форму: птичек, зверушек, дудочек. Также в состав народного оркестра входят: гармони, баяны. Баян – потомок удалой гармошки, назван так в честь русского певца. Заливается трехрядка, И народ идет вприсядку! А трехрядка неплоха – Есть и кнопки, и меха. И веселые старушки Под нее поют частушки! (Гармошка) У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет — Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем, С перламутровым огнем. Весельчак, а не буян Голосистый мой… (Баян) Осталась ещё одна группа, группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) называется: ударные или шумовые. За обедом суп едят, К вечеру «заговорят» Деревянные девчонки, Музыкальные сестренки. Поиграй и ты немножко,На красивых, ярких... (ложках). Ложки - русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей. Деревянные пластинки, разноцветные картинки, Стучат, звенят – плясать велят! Трещотки - инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах. Бубен, трензель – шумовые инструменты. Их просто встряхивают в ритм мелодии. Итак, ребята, мы с вами познакомились с русскими народными инструментами. Каждый из них имеет свое звучание, свой голос или тембр. А что же такое тембр? (окраска звука или голоса, по которому можно различить инструмент или голос.). Оркестр русских народных инструментов был создан в 19 веке. Давайте посмотрим с вами, как же звучит оркестр русских народных инструментов | Дети фантазируют, слушают. | П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. |
6 | Итог | 3 | Наш урок подходит к концу. Скажите пожалуйста Какие инструменты входят в состав русского народного оркестра? Какие инструменты относятся к духовым, струнно-щипковым, шумовым? Спасибо за урок, до свидания!
| Дети отвечают, анализируют. | Л: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «родина», «природа», «семья». |