Конспект урока "Русские народные музыкальные инструменты"
план-конспект урока по музыке (4 класс)
На уроке учащиеся знакомятся с русскими народными музыкальными инструментами, исполняют народные песни, аккомпанируя на инструментах группы "ударно-шумовые".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkie_narodnye_instrumenty.docx | 26.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План- конспект урока музыки
«Русские народные инструменты»
Предмет: музыка
Класс: 3 класс
Тема урока: «Русские народные инструменты»
Цель урока: знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.
Задачи:
- Образовательные: обогатить представление о музыкальной культуре русского народа; тембровых возможностях русских народных инструментов.
- Развивающие: развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности.
- Воспитательные: воспитывать чувство уважения к культуре русского народа.
Планируемые результаты
Предметные:
- Научиться узнавать тембры русских народных инструментов.
- Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах.
Личностные:
- Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
- Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие), эмоциональной отзывчивости.
- Приобщение к русской народной культуре, фольклору, воспитание уважения к русским народным традициям.
Метапредметные:
- Инициативное сотрудничество и взаимодействие с учителем и сверстниками.
- Использование полученного опыта общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни, передача в собственном исполнении различных музыкальных образов, владение умениями совместной деятельности.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Дидактическое обеспечение урока: презентация, карточки, конверты с паззлами.
Техническое обеспечение урока: баян, компьютер, экран и проектор, народные ударные музыкальные инструменты.
Методы, технологии: проблемно-поисковый, деятельностный подход, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Виды деятельности учащихся:
- Слушание музыки
- Пение
- Музыкально –пластическое движение
- Инструментальное музицирование
Музыкальный материал:
- «Свети месяц» оркестр русских народных инструментов
- «Весенний оркестр» (игра на ударных шумовых инструментах)
- Песня «Свирель и рожок»
- Видео «История создания музыкального инструмента-рожок»
Оформление кабинета в народном стиле: на стенде рисунки детей с изображением русского народного костюма; на столе ударные народные инструменты, гармонь, балалайка, гусли.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие:
(Под музыку «Кадриль моя…»)
У. - Здравствуйте, ребята! - (показ руками)
Милые девчата, - (у девочек поклон)
Мальчишки озорные - (у мальчиков кивок головой)
И гости дорогие! обращение к гостям)
Тихонечко садитесь,
Друг другу улыбнитесь.
С хорошим настроеньем мы наш урок начнём!
Актуализация знаний
Без комментариев звучит оркестр русских народных инструментов «Светит месяц».
У. - Ребята, какую мы сейчас услышали музыку народную или композиторскую?
Д. – Народную.
У. - Музыка была вокальной или инструментальной?
Д. - Инструментальной, играли разные инструменты.
У. – Как вы думаете, музыкальные инструменты какого народа?
Д. – Русского.
Изучение нового материала. Формулировка темы, цели урока
У. – Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Д. - «Русские народные инструменты».
У. - Какая цель урока?
Д. – Познакомиться с русскими народными музыкальными инструментами: как они звучат (тембр), приёмы игры, история создания.
Работа по теме
(На экране слайд картинки поляны с разными русскими народными инструментами)
У. – Однажды народные музыкальные инструменты оказались на поляне и так разыгрались, так развеселились, что забыли дорогу к своим домикам, и наша с вами задача - помочь им. Для этого вы должны выполнить некоторые задания.
(Слайд картинки с тремя тропинками)
- Вот по этим тропинкам мы должны проводить эти инструменты до дома.
И так, Задание 1 (работа в группах)
У каждой группы (3-и группы) на парте лежит конверт с паззлами одного музыкального инструмента: 1 гр.- домра, 2 гр.- балалайка, 3 гр. –гусли и карточка с описанием всех трёх инструментов (приложение 1). Учащиеся должны собрать из паззлов музыкальный инструмент, который у них в конверте и по описанию из карточки узнать, что за инструмент они собрали.
Затем учащийся из каждой группы представляет свой инструмент и зачитывает о нём информацию, пользуясь карточкой.
После каждого выступления ребята слушают звучание тембра каждого из представленных музыкальных инструментов в исполнении приглашённых гостей из музыкальной школы.
(На экране слайд с изображением этих инструментов)
У – Ребята, что общего у этих инструментов?
Д. – У этих инструментов есть струны.
У. – Верно. И эти музыкальные инструменты живут в одном домике, под названием «Струнные инструменты». Мы их провожаем домой по тропинке 1. А чтоб им было веселее идти, мы для них станцуем («спляшем», как говорили в старину) (под весёлую музыку балалайки дети исполняют простые народные танцевальные движения, которые показывает учитель).
Задание 2
(На экране появляется загадка)
Прислонил к губам я трубку,
Понеслась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется … (свирель)
У. - Этот инструмент спрятан у нас в классе, он находится в золотистой коробочке, и мы его сейчас будем искать. Чтобы его найти, мне нужен один человек (ведущий, который выходит за дверь). Учитель говорит детям, в каком месте находится эта коробочка, не показывая инструмент, учащийся (ведущий) заходит в класс и по звуку его находит: если класс поёт тихо, значит инструмент находится далеко от ведущего и наоборот (ребята в это время исполняют попевку «У Варвары куры стары»).
После того, как найден инструмент, учащейся, владеющий игрой на этом инструменте, рассказывает о нём и играет РНП «Как под горкой под горой».
У. - Ребята, давайте охарактеризуем звук свирели, какой он?
Д. - Нежный, красивый, душевный.
У. - Покажите, как на нём играть (дети имитируют игру на свирели)
(На экране 2-ая загадка)
Мы собрали хоровод,
Пригласили весь народ.
Дополняет наш кружок
Пастуший … (рожок)
(На экране видео «История создания рожка»)
У. - Ребята, охарактеризуйте звук (тембр) рожка, какой он?
Д. - (ответы детей)
У. - Покажите, как на нём играть (дети имитируют игру на рожке)
(Слайд с инструментами свирели и рожка)
У. - Что общего у этих инструментов?
Д. - Они духовые, звук извлекается с помощью воздуха.
У. –Правильно, ребята. И мы нашли второй домик для музыкальных инструментов под названием «Духовые инструменты».
У. – Давайте проводим эти музыкальные инструменты в свой дом по тропинке 2 (слайд второй тропинки), исполняя песню «Свирель и рожок» (слайд с текстом этой песни (1 куплет и припев)), (приложение 2).
У. – Ребята, у меня на столе лежат музыкальные инструменты (показывая инструмент, проговаривает, как они называются) и сейчас по одному представителю из группы подойдут, выберут понравившейся ему инструмент и извлекут на нём звук.
Учащийся из каждой группы подходит, выбирает инструмент и демонстрирует (как может) игру на данном инструменте.
У – Ребята, что общего у этих инструментов?
Д. – Чтобы появился звук, в них надо ударить.
У. - Правильно. И эти инструменты получили название «Ударные музыкальные инструменты». А об истории их создания вы мне расскажите на следующий урок, это и будет ваше домашнее задание. А мы их провожаем по тропинке 3 в домик под названием «Ударные инструменты». А чтобы им было весело идти, сыграем на этих инструментах.
(Детям раздаются ложки, трещётки, бубен, треугольник и под музыку «Весенний оркестр» дети музицируют).
Закрепление материала. Рефлексия.
Проводится «Музыкальная викторина»: в аудиозаписи звучит тембр изученных русских народных инструментов, учащиеся, обсуждая в группах, поднимают карточку соответствующего музыкального инструмента.
У. - Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?
Д. - «Русские народные инструменты»
У. - Назовите, с какими группами народных инструментов мы сегодня познакомились?
Д. - Струнные инструменты (балалайка, домра, гусли)
- Духовые инструменты (свирель, рожок)
- Ударные инструменты (ложки, трещётки, бубен, треугольник)
У. - Что ещё нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Если вы остались довольны уроком, своей работой на уроке, похлопайте в ладоши!
У. (исполняет под музыку «Кадриль моя…»)
– В добрый путь, ребята!
Милые девчата, - (у девочек поклон)
Мальчишки озорные - (у мальчиков кивок головой)
И гости дорогие!
(Дети, хлопая в ладоши, под музыку выходят из класса).
Д.З. 1. Познавательное: рассказ об истории создания ударных народных инструментов.
2. Творческое: из подручного материала сделать народный музыкальный инструмент.
Приложение 1
Карточка
Балалайка — русский народный струнный инструмент. Слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Балалайка имеет треугольную форму и три струны.
Гусли – русский народный струнный инструмент. Под гусли исполняли былины, а также народные песни. Гусли отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке. Самое малое количество струн на гуслях– 5, самое большое-66.
Домра - русский народный струнный инструмент. Имеет круглую форму, три (иногда четыре) струны, играют на ней с помощью медиатора (маленькая пластиночка). Домра –любимый инструмент музыкантов-скоморохов.
Приложение 2
Песня «Свирель и рожок»
(слова: Синявский П.
музыка: Чичков Ю.)
- Жили - были пастух да пастушка,
Жили - были свирель да рожок.
На свирели играла подружка,
На рожке откликался дружок.
Припев:
От напевов рожка и свирели
Земляничкины щечки алели,
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки на тему "Казахские народные музыкальные инструменты" (со звуком)
Казахский народ имеет давнюю историю и чтит традиции.Презентация дает возможность подробного знакомства с казахскиминародными музыкальными инструментами, а также услышать звучани...
Русско-народные музыкальные инструменты
Презентация на тему Русско-народные музыкальные инструменты...
Методическая разработка "Как обучить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игре на русских народных музыкальных инструментах"
В данной методической разработке представлен материал по обучению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игре на различных музыкальных русских народн...
Коми народные музыкальные инструменты
Презентацию можно использовать на уроках музыки, во внеклассной работе с целью ознакомления коми народными музыкальными инструментами: духовыми, струнными, ударными....
Русские народные музыкальные инструменты
Красочная презентация с загадками, изображениями русских народных музыкальных инструментов....
План конспект урока музыки 1 класс "Народные музыкальные инструменты"
План конспект урока музыки 1 класс "Народные музыкальные инструменты"...
Культурологический проект "Русские народные музыкальные инструменты и инструменты Орловской области"
Проект расширит музыкальный кругозор учащихся о русских народных инструментах и инструментах родного края, познакомит с известным композитором Е.Дербенко и его ансамблем....