Урок музыки 3 класс "Образ матери в изо"
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему
урок- презентация по программе Критской Е.Д., Шмагиной Т.С., Сргеевой Г.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку "Образ матери в изо" | 1.06 МБ |
План урока"Образ матери в изо" | 22.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рафаэль Сикстинская Мадонна
В. Васнецов «Богоматерь с младенцем»
Богоматерь Тихвинская Богоматерь Казанская
Богоматерь Владимирская
Богоматерь Владимирская 16 век
Найди слова, которые передают твои чувства когда ты слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые Богоматери: ДОСТОИНСТВО ВЕЛИЧИЕ БЛАГОРОДСТВО МИР ТИШИНА ПРОСТОТА КРАСОТА ЛЮБОВЬ СПОКОЙСТВИЕ РАДОСТЬ
А. Дейнека «Мать»
К.Петров - Водкин «1918 год в Петро- граде»
О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми»
ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ: Какие средства выразительности помогли композитору передать образ матери? ( Красивая мелодия, спокойный умеренный темп вальса) Если бы надо было исполнить песню без слов, какой инструмент вы бы выбрали для исполнения мелодии? (Певучие инструменты, например: флейта, скрипка) Найдите в тексте песни слова, в которых говорится чем красива каждая мама. (Красива по-своему каждая мама – любовью своей материнской красива!)
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 3-м классе "Образ матери в музыке и изобразительном искусстве"
Трушова Надежда Евгеньевна, учитель музыки
Цель: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.
Задачи: 1. Рассмотреть как музыка, литература и живопись разными путями идут к созданию образа матери.
2. Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребёнка в мировой культуре.
3. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт “Аве Мария” (в исп. Р. Лоретти); С. Рахманинов “Богородице Дево, Радуйся”; песня “ Мама” .
Дополнительный материал: репродукции картин - С. Рафаэль “Сикстинская мадонна”, В. Васнецов “Богоматерь с младенцем”, К. Петров-Водкин “1918 год в Петрограде”, О. Ренуар “Мадам Шарпантье с детьми”, А. Дейнека “Мать”; иконы - Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская.
Программное обеспечение: компьютерная презентация <Приложение 1>.
Оборудование: Фортепиано, мультимедийный проектор, компьютер, текст песни “Мама”.
ХОД УРОКА.
Учащиеся входят в класс под красивую спокойную музыку.
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие:
Учитель. Здравствуйте, ученики!
Вместе. Здравствуйте, учитель!
Слайд № 1
Тема урока: “Образ матери в музыке и изобразительном искусстве”.
Яверю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”
Л. Рогожников
2. Введение в тему урока.
- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.
- Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”
- Образ матери – великая тема искусства. Она и является темой нашего урока.
3. Работа по теме урока.
- Созданная великим итальянским художником Рафаэлем “Сикстинская мадонна” - одна из самых прекрасных картин на земле.
Слайд № 2 “Сикстинская мадонна”
- В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”). Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.
- Давайте послушаем “Аве Марию” австрийского композитора Франца Шуберта .(На фоне слайда “Сикстинская мадонна” звучит “Аве Мария”, после этого учитель читает): А.Фет.
Аве, Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария – лампада тиха, Я прошептал все четыре стиха.
- И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.
- Давайте послушаем эту молитву “Богородице Дево, радуйся”.
С. Рахманинов “Богородице Дево, радуйся” из всенощного бдения - слушание.
(На фоне музыки идут слайды)
Слайд № 3 В. Васнецов “Богоматерь с младенцем”
Слайд № 4 Богоматерь Казанская и Тихвинская
Слайд № 5 Богоматерь Владимирская
Слайд № 6 икона Богоматери Владимирской, 16 век
(Остановиться на слайде № 6)
- Ребята, что вы увидели в музыке? (картины, иконы)
- Правильно. А вы знаете, как получается икона? Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).
- Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Посмотрите, как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности. Эта икона - величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы. Ребята, а сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.
Слайд № 7
ДОСТОИНСТВО | МИР | РАДОСТЬ |
ВЕЛИЧИЕ | ПРОСТОТА | КРАСОТА |
БЛАГОРОДСТВО | ТИШИНА | СПОКОЙСТВИЕ |
ЛЮБОВЬ |
|
|
(Ответы детей)
- Хорошо, всё правильно, вы молодцы! А сейчас давайте немного отдохнём.
4. Музыкальная разминка “Любопытная Варвара”.
- Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.
Слайд № 8 А. Дейнека “Мать”
- Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки. Она написана более семидесяти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.
Слайд № 9 К. Петров-Водкин “1918 год в Петрограде”
- И эта картина, тоже написанная русским художником Козьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь. Ребята, скажите, похожа она на произведения изобразительного искусства, которые мы смотрели с вами до этого? Чем похожа? (обнимая и ласково сжимая руку ребёнка, мать так же оберегает своё дитя от жизненных невзгод).
- Как сам художник назвал свою картину? Читаем (“1918 год в Петрограде”).
- Можно ли дать другое название этой картине? (Да, например, “Петроградская мадонна”)
Слайд № 10 О. Ренуар “Мадам Шарпонтье с детьми”
- А сейчас перед вами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара.
Что изображено на ней? (Мать и её дети в непринуждённых позах. Наверно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними спокойно лежит собака. От картины исходит тепло, уют, любовь.)
Слайд №11. Фильм – «Портрет матери в изобразительном искусстве».
Рисунки детей «Моя мама».
- Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?
- Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.
Исполнение песни «Мама»
Слайд № 12
Вопросы:
- Какие средства выразительности помогли композитору передать образ матери? (красивая мелодия, неторопливый темп, )
- Если бы надо было исполнить песню без слов, какой инструмент вы бы выбрали для исполнения мелодии? (певучие инструменты, например, флейта, скрипка)
- Найдите в тексте песни слова, в которых говорится, какая мама? (Тихая , нежная , добрая)
Слайд №13.
5. Итог урока.
Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.
6. Домашнее задание.
Выучить небольшое стихотворение о маме.
Слайд №14. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к уроку музыки во 2 классе "Картинки с выставки"
Методический материал к уроку музыки во 2 классе "Картинки с выставки"...
Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи"
Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи". Урок по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой в теме: "О России петь-что стремиться в храм"...
Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства для первого класса, посвященный дню Матери «Ты на свете лучше всех, Мама»
Цели:Познавательная:Почему каждому человеку нужна семья, мама. Раскрыть смысл слов: «нежность», «доброта», «ласка», «забота», «верность», «прекрасные чувства», «отношения».Разобрать музыкальные поняти...
Технологическая карта к уроку музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"
Разработка урока музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве" полностью раскрывает данную тему. Данный материал прошёл испытание открытыми урокам...
Методическая разработка к уроку музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"
Данная презентация предназначена для использования в ходе урока музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"...
Материал к интегрированному уроку музыки и английского языка в рамках реализации проекта "Другой урок".
Материал к интегрированному уроку музыки и английского языка "Урок для маленьких леди и джентльменов" поможет учителю вызвать интерес к английскому языку, смотивирует к творческой деят...
методическая разработка - технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»
технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» составлена согласно образцу для проведения открытого урока для участия педагога в ...