Рабочая программа по предмету "Музыка и пение" 4 класс 8 вид
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс) на тему

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

      Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_i_penie_8_vid_4_kl.doc118 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

             

Рассмотрено на заседании кафедры                                           «Согласовано»                                                      Утверждено                                                           начального образования                                                            Зам. директора по УВР                                          приказом №_____    

Протокол №_______                                                                 ________/                       ./                                      «      »_________     2014 г.

Руководитель кафедры:                                                             «____»_________2014г.

_________/                           . /                

«     »  __________ 2014г.

                                                                                         

Рабочая программа

по музыке и пению для обучающегося 4 класса

индивидуального обучения (8 вида)

                                                                                                                                   

                                                                                                                                                        Составитель:

                                                                                                                                                                                        Ахматдинова Ильсияр Раисовна                                                                                                    

                                                                                                                                                                               учитель начальных классов                                                                                          

                                                                                                                                                                                      1 квалификационной категории

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

2014 год

1. Пояснительная  записка

            На основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей , Москва, 1983 г., составлена рабочая программа по музыке и пению  для 4  класса – 8 вид У.О., авторской программы Воронковой В.В.  М.:«Просвещение», 2011год, 8 вид.

Цели и задачи курса

      Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся.

Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.
      
Задачи образовательные:
      формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
      формировать музыкально-эстетический словарь;
      формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
      совершенствовать певческие навыки;
      развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
      
Задачи воспитывающие:
      помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
      способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
      содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
      активизировать творческие способности.
      
Задачи коррекционно-развивающие:
      корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
      корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

2. Общая характеристика учебного предмета

      Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
      Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.

3. Место учебного предмета  в учебном плане

          В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Музыка и пение» изучается в 4 классе- 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебных недель).

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета 

Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека;

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека.

           Данная рабочая программа направлена на то, чтобы  максимально приблизить содержание учебного материала к возможностям учащегося; создать условия для усвоения учащегося государственного стандарта по предмету; развивать общеучебные умения и навыки; формировать общечеловеческую  культуру; создать условия для расширения кругозора и формирования познавательных интересов учащегося.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

в контексте ФГОС второго поколения

Личностные результаты:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
  • реализация творческого потенциала в процессе индивидуального музицирования;
  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

Метапредметные результаты:

  • умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме;
  • умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
  • умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
  • наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
  • участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Предметные результаты:

  • наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкальнотворческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
  • умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;
  • узнавание по изображениям некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).

6. Содержание учебного предмета «Музыка и пение»

17 часов (по 0,5 часа в неделю)

Пение

        Продолжить учить детей различать звуки по высоте в мелодии. Учить выразительно, исполнять выученные песни, чувствовать простейшие динамические оттенки (громко – тихо). Вызывать желание исполнять песни, разученные ранее, петь их выразительно. Учить различать движение мелодии вверх и вниз, выполнять попевки с долгими и короткими звуками. Учить хоровому пению с солистами.

Слушание музыки

     Воспитывать у детей активность в процессе музыкальной деятельности. Учить различать танцы (вальс, полька, народный танец), разнообразные по характеру народные песни. Учить определять вступление песни. Учить различать музыкальные инструменты по их звучанию: аккордеон (баян), фортепьяно, гитара. Привлекать внимание к изобразительным средствам музыки.

Музыкальный материал для пения

«Скрипочка поет» - муз. В. Иванникова, сл. А. Бродского.

«Ловкие ручки» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского.

«Савка и Гришка» - белорусская народная песня.

«Песенка про звездочку» - муз. М. Иорданского, сл. З. Александрова.

«Зайчик» - муз. К. Волкова, сл. Сатуновского.

«Марш юных пионеров» - муз. С. Дешкина, сл. А. Жарова.

«На парад идем» - муз. Р. Рустамова, сл. Э. Фоминой.

«Вот он, праздник Октября» - муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсон.

«Снежок» - муз. Ю. Слонова, сл. Н. Воронько.

«Дед Мороз» - муз. В. Корзина, сл. В. Викторова.

«Елочная песня» - муз. Т. Попатенко, сл. В. Донниковой.

«Санки» - муз. М. Красева, сл. О. Высоцкой.

«Про кота» - муз. Е. Веврика, сл. А. Чуркина.

«Наша Родина сильна» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

«Песня о маме» - муз. В. Витлина, сл. А. Нассовой.

«Для кого мы поем» - муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой.

«Веснянка» - украинская народная песня.

«Пришла весна» - муз. В. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен.

«Первомайская песня» - слова и музыка М. Красева.

«Праздничная» - муз. Н. Бахутовой, сл. М. Чарной.

«Мир нужен всем» - муз. В. Мурадели, сл. С. Богомазова.

«Мишка с куклой пляшут полечку» - слова и музыка М. Качурбиной.

Музыкальные произведения для слушания

«Песня о великом Ленине» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

« Вальс» - муз. Д. Кабалевского.

«Мотылек» - муз. С. Майкапара.

«Три синички» - чешская народная песня.

«Кукушка» - муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.

«Осень» - муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева.

«Нас много на шаре земном» - муз А. Александрова.

«Детская полька» - муз. М. Глинки.

«Марш» - муз. С. Прокофьева.

«Вальс» - муз. Н. Леви.

«Болезнь куклы», Новая кукла»  - муз. П. Чайковского.

«Кавалерийская» - муз. Д. Кабалевского.

«Пограничники» - муз. В. Витлина.

«Пьеса» - муз. Б. Бартока.

7.Учебно- тематическое планирование и основные виды деятельности учащегося

№ п/п.

Название раздела

программы

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности в контексте ФГОС

1.

Пение

10

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Разучивать и исполнять песенный репертуар

Сравнивать радостные и грустные настроения в музыке.

Передавать в собственном исполнении (пении) различные образные состояния

Различать темповые отличия в музыке (быстро — медленно).

Осуществлять ударения в тексте песни в процессе исполнения

Определять характерные особенности русской народной пляски и хоровода, а также их отличия.

Воплощать первые опыты творческой деятельности — в игре на детских музыкальных инструментах

Сравнивать настроения музыкальных произведений.

Осуществлять первые опыты сочинения (слова в запеве песни)

     2

Слушание музыки

7

Эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные свойства музыки.

Выражать свое эмоциональное отношение к произведению в музыкально-ритмическом движении

Различать настроения, чувства и характер музыки

Узнавать по изображению представителей состава детского музыкального театра.

Соблюдать важнейшие правила поведения в театре.

Играть на детских музыкальных инструментах

Иметь первоначальные представления о понятиях опера, хор, солисты; музыкальный образ.

Инсценировать фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров

Всего

17

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс /  М.: Дрофа, 2010.

2.Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия (2 диска) /. – М.: Дрофа, 2010.

ИНТЕРНЕТ  РЕСУРСЫ,  М/МЕДИА

1. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

9. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Базовый уровень

Обчающиеся должны знать:
-современные детские песни для самостоятельного исполнения;
-значение динамических оттенков (
форте — громко, пиано — тихо);
-народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);
-особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
-особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.
Обчающиеся должны
уметь:
-петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
-ясно и четко произносить слова к песнях подвижного характера;
-исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
-различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.

Минимальный уровень

Обчающиеся должны знать:
-2-3 песни для самостоятельного исполнения;

-2-3 народных музыкальных инструментов и их звучание;

--особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.
Обчающиеся должны
уметь:
-петь хором;
-ясно и четко произносить слова к песнях подвижного характера;
-исполнять хорошо выученные песни с помощью учителя;
-различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.

Система оценки достижения планируемых результатов предполагает  устный опрос, контрольные работы (викторины, презентации).Нормой освоения является оценка «3».

10.  Календарно-тематическое планирование учебного материала по пению и музыке

на 2014-2015 учебный год

по 0,5 ч в неделю  - 17 ч

п/п

Название раздела

№ темы урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

1

Пение (10 ч)

1

Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.

1

2

2

Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.

1

3

3

Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

1

4

4

Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

1

5

5

Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.

1

6

6

Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.

1

7

7

Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.

1

8

8

Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.

1

9

9

Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

1

10

10

Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.

1

11

Слушание музыки (7 ч)

1

Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня.

1

12

2

Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого.

1

13

3

Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.

1

14

4

Во кузнице. Русская народная песня.

1

15

5

Мир похож на цветной луг. Из мультфильма

1

16

6

Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.

1

17

7

Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...