музыка 4 класс
план-конспект урока по музыке на тему

конспект урока по музыке на тему Опера Хованщинга М.П. Мусорского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_muzyke_4_klass.docx18.38 КБ
Office presentation icon muzyka.ppt419.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Опера Хованщина М.П. Мусоргского

Тип урока:  изучение и закрепление нового материала

Оборудование: мультимедийная презентация

Цель урока: знакомство с творчеством отечественных композиторов

УУД : стремление реализации творческих способностей ученика; готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; формирование ценностно – смысловых ориентаций и духовно – нравственных оснований; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения.

Ход урок

Организационный момент. 

Приветствие: Здравствуйте, меня зовут Саглай Солун-ооловна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.

Сегодня мы будем говорить о известном русском композиторе С. Рахманинове.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873 — 1943) – композитор, пианист. Родился Сергей в Новгородской губернии, усадьбе Семеново 20 марта 1873 года. В биографии Рахманинова еще с детства проявилось увлечение музыкой. Поэтому уже в 9 лет он стал обучаться на фортепианном отделении консерватории Петербурга. Также Сергей Рахманинов учился в знаменитом пансионе Зверева, где познакомился с Петром Чайковским, а позже – в Московской консерватории.

После обучения в биографии Сергея Рахманинова начался период преподавания в Мариинском училище. Затем же он стал дирижировать в русской опере. Популярность Рахманинова как композитора была неожиданно прервана неудачно представленной Первой симфонией.

Следующее произведение Рахманинова вышло лишь в 1901 году (Второй фортепианный концерт). Затем биография Рахманинова стала известна как дирижера Большого театра. Начиная с 1906 года, композитор находился за пределами родины. Сначала – в Италии, затем в Дрездене, Америке, Канаде.

Второй концерт для фортепиано в биографии Рахманинова был представлен публике в 1918 году в Копенгагене. С 1918 года композитор находился в Америке, много гастролировал и мало сочинял. Лишь в 1941 году было создано величайшее произведение Рахманинова – «Симфонические танцы». Скончался Рахманинов 28 марта 1943 года в США. Стиль, созданный им, оказал большое влияние на развитие музыки.

Сообщение темы урока:

Тема нашего урока (На доске записана тема урока и слова). «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

- А откуда зародилась русская музыка? (ответы детей) - Конечно на Руси.

- Слово учителя: Ты откуда. Русская, зародилась музыка?

То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьём сердце билась с самого начала?

Как ты появилась? Как ты зазвучала?

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

- Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен.

-Ребята, а что такое жанр? (это вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетами и стилистическими признаками). Будем учиться правильно, красиво двигаться под музыку разного характера. Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину. Я буду читать вам сказку в ней спрятаны жанры народной песни. Вы должны найти эти жанры.

Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.  

1.Вот в одной общине жила молодая семья. Звали их Иван да Марья. Родилось у них дитя…   Дочь лежит, и спать не хочет, Мнёт бельё постельное. Мать вокруг неё хлопочет с песней ….(колыбельною).

-Итак ребята какой жанр здесь спрятан? (колыбельная)

-Что такое колыбельная? (песня, исполняемая при убаюкивании ребенка)

- Давайте сейчас послушаем  колыбельную песню «Спят усталые игрушки»  

-Какой темп музыки? (медленной)

-Какая музыка по характеру? (спокойная)

2. Пока дитя спит, у Марьюшки много дел нужно по дому сделать…  

Если очень много дела, Запевайте песню смело.

Вяжут, ткут, прядут и жнут, Эти песни любят труд. ….(трудовые).

-Что такое трудовая песня? ()

3.А как проснётся дитятко с ним нужно поиграть.      

   Ребята, давайте и мы вспомним как в «Козушку» в старину играли. (Дети играют в игру «Пошла коза по лесу»).                                

  Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,                        

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.                              

 - Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,                                

  И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.                              

  И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,                                

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,                            

    И глазками поводим, поводим, поводим,                          

      Туда-сюда походим, походим, походим,                              

  Головкой покачаем, качаем, качаем,                            

    И все начнем с начала, с начала, сначала.

4. Весело и дружно живут, горя не знают, гостей приглашают:

  На гулянке, на вечёрке,

И под горкой, и на горке собирается народ,

Он и пляшет, и поёт. Песни бодрые, живые. Эти песни ….(плясовые).  

На лугу иль на опушке

Вместе собрались подружки. Удивляется народ: -Это что за хоровод?

А сейчас немодные Песни ….(хороводные).  

-Песня « Во поле берёза стояла…»  

5. А чтоб развеселить, друг дружку, Они  всегда поют ….(частушки).

-А какие частушки знаете вы?

-Прослушаем частушки….

 6. Наступает ночь – отдыхать пора.

А образ этой песни помогает набираться новых сил от «Тёмной ноченьки» и «ясных звёздочек».

- Прослушивание  песни «У зари-то, у зореньки».  

 - жанр лирической песни (Задушевность, сердечная теплота, распевы, лиричность, нежность, красивые фразы).  

7. Про любовь в них и про дружбу,

Про войну в них и про службу,

Прижимая автоматы,

Их всегда поют ….(солдаты, солдатские).

  А жизнь идёт своим чередом и пришло время Ивану в армии служить.

- А Марьюшка ждёт его поджидает и песню напевает …

 - Прослушивание и марширование под песню «Солдатушки, бравы ребятушки…»  

Итог урока: 

-Ребята, о каком жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке? (о русской народной песне)  

-Назовите произведения которые вам запомнились, для кого они написаны и кем? (ребята перечисляют: игровые, лирические, хороводные, солдатские—рекрутские, трудовые песни и частушки).   Написаны народом и для народа.  

-Одинаковы были произведения?   Разные по характеру, движению, смыслу, настроению.   Верно.

Д.зад.Выучить одну русскую народную частушку      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сергей Васильевич Рахманинов (1873 — 1943) – композитор, пианист. Корина Илона Викторовна

Слайд 2

Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

Слайд 3

Русские народные песни Корина Илона Викторовна колыбельные

Слайд 4

Спят усталые игрушки, книжки спят, Одеяла и подушки ждут ребят. Даже сказка спать ложится, Чтобы ночью нам присниться. Ты ей пожелай - баю-бай. В сказке можно покачаться на луне И по радуге промчатся на коне. Со слоненком подружится, И поймать перо жар-птицы. Глазки закрывай, баю-бай.

Слайд 5

Обязательно подолгу в этот час Тихо-тихо ходит дрема возле нас. За окошком все темнее, Утро ночи мудренее. Глазки закрывай, баю-бай. Баю-бай, должны все люди ночью спать. Баю-баю, завтра будет день опять. За день мы устали очень, Скажем всем: "Спокойной ночи". Глазки закрывай, баю-бай Корина Илона Викторовна

Слайд 6

Трудовые Корина Илона Викторовна

Слайд 7

Игровые

Слайд 8

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу, Искать себе принцессу, принцессу, принцессу. - Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем, потопаем, потопаем, Головкой покачаем, качаем, качаем, И снова начинаем, начинаем, начинаем.

Слайд 9

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу, Искать себе принцессу, принцессу, принцессу. - Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем, потопаем, потопаем, Головкой покачаем, качаем, качаем, И песенку кончаем, кончаем, кончаем. Корина Илона Викторовна

Слайд 10

Плясовые Корина Илона Викторовна

Слайд 11

Хороводные Корина Илона Викторовна

Слайд 12

Частушки Корина Илона Викторовна

Слайд 13

Растяни меха гармошка Эх, играй, наяривай! Спой-ка песню бабка-ежка, Спой не разговаривай. Я была навеселе, И летала на метле, Хоть сама не верю я В эти суеверия! Корина Илона Викторовна

Слайд 14

Шла лесною стороной, Увязался черт за мной, Думала - мужчина, Что за чертовщина? Повернула я домой, Снова черт идет за мной, Плюнула на плешь ему И послала к лешему! Корина Илона Викторовна

Слайд 15

Самый вредный из людей – Это сказочник – злодей, Вот уж врун искусный, Жаль, что он не вкусный! Растяни меха гармошка Эх, играй, наяривай! Пой частушки, баба-ежик Пой, не разговаривай. Корина Илона Викторовна

Слайд 16

Лирические Корина Илона Викторовна

Слайд 17

Солдатская Корина Илона Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки

Технологическая карта урока  "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и  М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...