рабочая программа ФГОС по музыке 3 класс перспектива
рабочая программа по музыке (2 класс) по теме
Рабочая программа была разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_3_klass.docx | 52.24 КБ |
rabochaya_programma_po_muzyke_4_klass.doc | 236.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение
Кантемировского муниципального района Воронежской области
ОХРОЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
396720, Воронежская область, Кантемировский район, п. Охрозавод, ул. Школьная, 32, тел. 4-06-54, факс: 8 (47367) 4-09-80
e-mail: oxr-school@yandex.ru, ОГРН 1023600847544, ИНН 3612005716, ОКПО 49759274
« Утверждаю» Директор школы__________О.И.Доценко Приказ №_______ от «_____»__________2015г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР_______________ Самофалова Т.Е. | Рассмотрена га заседании МО Протокол № ___________ От «______» ____________2015г |
Рабочая учебная программа
по музыке для:
(в рамках реализации программы ФГОС НОО)
3-гокласса 1 час в неделю (всего 34 часа)
Разработала:
учитель музыки
Моисеева И.П.
1 квалификационная категория
2015 - 2016 уч. г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа была разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- 1. Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. :Просвещение, 2011.
- 2. Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
- 3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.
- 4. Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – 1электрон. опт. диск (CD-ROM).
- 5. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Цели образования:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
- Общая характеристика учебного предмета:
Рабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 3 классе 34 часа(1 час в неделю, 34 учебные недели), в том числе 7 часов неурочной деятельности (занятия в неурочной деятельности отмечены *):
урок-концерт – 4, урок-сказка – 1, урок-праздник – 1, конкурс песни 1.
Изменения, внесенные в рабочую программу.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
- уважительное отношение к культуре других народов:
- эстетические потребности, ценности и чувства
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты :
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
- понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
5. Содержание программы предмета «Музыка» .
Учебно-тематический план
3 класс
№ п/п | № | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
1 четверть | 9 | ||
Тема 1: «Россия – Родина моя» | 5 | ||
1. | 1.1 | Мелодия - душа музыки. | 1 |
2. | 1.2. | Природа и музыка (романс). Звучащие картины. | 1 |
3. | 1.3. | Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава. | 1 |
4. | 1.4. | Кантата «Александр Невский». | 1 |
5. | 1.5. | Опера «Иван Сусанин» | 1 |
Тема 2: «День, полный событий» | 4 | ||
6. | 2.1. | Утро | 1 |
7. | 2.2. | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
8. | 2.3. | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 1 |
9. | 2.4. | Обобщающий урок 1 четверти. Урок-концерт. | 1 |
2 четверть | 7 | ||
Тема 3: «О России петь – что стремиться в храм» | 4 | ||
10. | 3.1. | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 |
11. | 3.2. | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! | 1 |
12. | 3.3. | Вербное воскресенье. Вербочки. | 1 |
13. | 3.4. | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 |
Тема 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 | ||
14. | 4.1. | Настрою гусли на старинный лад (былины). Былина о Садко и Морском царе. | 1 |
15. | 4.2. | Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель, мой Лель… | 1 |
16. | 4.3. | Обобщающий урок 2 четверти. Урок-концерт. | 1 |
3 четверть | 10 | ||
17. | 4.4. | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. | 1 |
Тема 5: «В музыкальном театре» | 5 | ||
18. | 5.1. | Опера «Руслан и Людмила». | 1 |
19. | 5.2. | Опера «Орфей и Эвридика» | 1 |
20. | 5.3. | Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». | 1 |
21. | 5.4. | Балет «Спящая красавица». | 1 |
22. | 5.5. | В современных ритмах (мюзиклы). | 1 |
Тема 6: «В концертном зале » | 6 | ||
23. | 6.1. | Музыкальное состязание (концерт). | 1 |
24. | 6.2. | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 |
25. | 6.3. | Музыкальные инструменты (скрипка). | 1 |
26. | 6.4. | Обобщающий урок 3 четверти. Урок-концерт. | 1 |
4 четверть | 8 | ||
27. | 6.5. | Сюита «Пер Гюнт». | 1 |
28. | 6.6. | «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. | 1 |
Тема раздела 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | 6 | ||
29. | 7.1. | Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1 |
30. | 7.2. | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. | 1 |
31. | 7.3. | Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). | 1 |
32. | 7.4. | Прославим радость на земле. | 1 |
33. | 7.5. | Радость к солнцу нас зовет. | 1 |
34. | 7.6. | Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. | 1 |
Всего: | 34 |
Технологическая карта контроля
№ | Тема, форма | Дата проведения |
1 | Проверочная работа №1. Анализ рисунков на тему «Природа и музыка» | 1 четверть, урок 1.2. |
2 | Проверочная работа №2. «Проверь себя» | 1 четверть, урок 1.5. |
3 | Проверочная работа №3. Анализ рисунков на тему «День, полный событий» | 1 четверть, урок 2.3. |
4 | Итоговый тест №1 за 1 четверть. Анализ участия в концерте. | 1 четверть, урок 2.4. |
5 | Проверочная работа №4. «Проверь себя» | 2 четверть, урок 3.4 |
6 | Итоговый тест №2 за 2 четверть. Анализ участия в концерте. | 2 четверть, урок 4.3 |
7 | Проверочная работа №5. Музыкальная викторина. | 3 четверть, урок 4.4. |
8 | Проверочная работа №6. «Проверь себя» | 3 четверть, урок 5.5. |
9 | Проверочная работа №7. «Проверь себя» | 3 четверть, урок 6.3 |
10 | Итоговый тест №3 за 3 четверть. Анализ участия в концерте. | 3 четверть, урок 6.4 |
11 | Проверочная работа №8. Сочинение-размышление «В чём сила музыки?» | 4 четверть, урок 6.6 |
12 | Проверочная работа №9. «Проверь себя» | 4 четверть, урок 7.4 |
13 | Проверочная работа №10. Составление программы, афиши заключительного концерта. | 4 четверть, урок 7.5 |
14 | Итоговый тест №4 за 4 четверть. Анализ участия в концерте. | 4 четверть, урок 7.6 |
6. Календарно-тематический план 3 класс.
№ урока | Дата проведения урока | Кол-во часов | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности обучаемого | Дом. задание | |
по плану | факт. | ||||||
«Россия – Родина моя» | |||||||
1 | 1 | Мелодия — душа музыки | - П. Чайковский симфония № 4,2 часть. «Все начинается со школьного звонка», В.Суслова. | Знать понятия: мелодия, симфония. Уметь внимательно слушать классическую музыку, определять ее характер | Прочитать стихи о Русской природе | ||
2 | 1 | Природа и музыка (романс). Звучащие картины | - «Благословляю вас леса», П Чайковский, А. сл. Толстого. - «Звонче жаворонка пенье», Н. Римского-Корсаково, сл.А.Толстого. - «Романс» Г.Свиридов. Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». | Знать понятия: романс, певец, солист, мелодия, аккомпанемент Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях | Раскрасить рисунки, изображающие родную природу с. 5 (рабочая тетрадь) | ||
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава — русская держава | -«Радуйся, Росско земле». Кант на заключение Ништадного мира (1721 г.). Неизвестный автор 18 век. - «Орле Российский». Кант в честь Павловской победы. Неизвестный автор 18 век. -«Марш Лейб-гвардии Преображенского полка». - «Солдатушки, бравы ребятушки» стар.солдат.песня. | Знать понятия: кант, песенность, маршевость, интонации музыки и речи. Уметь определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш) | Найти современные песни о героических событиях истории нашего Отечества. | |||
4 | С.ПрокофьевКантата «Александр Невский» | - «Величание святому благоверному и великому князю Александру Невскому». - С.Прокофьев кантата «Александр Невский»: хор «Вставайте, люди русские», «Песнь об Александре Невском». | Знать понятия: кантата, набат, вступление. Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание. | Вспомнить длительности. | |||
5 | Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна... | - Опера «Иван Сусанин», М.И. Глинка: интродукция, ответ Ивана Сусанина полякам. - Ария и речитатив Сусанина, Хор «Славься». | Знать понятия: опера, хоровая сцена, певец-солист. Уметь определять и сравнивать характер настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | Нарисовать главного героя оперы «Иван Сусанин» | |||
День, полный событий | |||||||
6 | Утро | -«Утро», Э.Григ (1 класс диск №1).-«Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.Чайковского(диск 1,2 класс) | Знать понятия: песенность, повтор, лад, тембр. Уметь делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными средствами. | Выполнение рисунка на тему рассвета, утренней тишины. | |||
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек | -«Болтунья» С.С.Прокофьев, сл. А.Барто. - «Петя и волк» С.Прокофьев, симфоническая сказка. - «Джульетта девочка», С.Прокофьев из балета «Ромео и Джульетта». | Знать понятия: выразительность, изобразительность, контраст. Уметь определять на слух основные жанры музыки. | Прочитать стихотворение А.Барто, как актер, от лица Болтуньи. | |||
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер | -«С няней» сл. автора из цикла «Детская» М.П.Мусоргского. -«Нянина сказка», «Сказочка» П.И.Чайковского. | Знать понятия: мелодия, соло. Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. | Вспомнить стихи об игрушках. | |||
«О России петь – что стремиться в храм» | |||||||
9 | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! Урок концерт | -«Аве, Мария!», Ф.Шуберт, сл. В.Скотта. -«Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения», С.Рахманинова. -«Скажи художник», М.Протасова, сл. Н.Бромлей. | Уметь размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе учебных занятий. | Придумать ритмический рисунок. | |||
10* | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! Урок –конкурс песни | -«Мама», В.Гаврилина, сл. Шульгиной. – «Мама» итальянская песня, Ч.А. Биксио, сл.Б. Керубини.-«Снежная песенка»,Д. Львова-Компанейца. | Знать понятия: древнейший Уметь правильно дышать при пении, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками. | Вспомнить стихи о маме. | |||
11 | Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир | - «Вербочки», слова А.Блока, музыка А.Гречанинова, Р.Глиэра. - «Осанна», Э.Ллойд Уэббер. Из рок-оперы «Иисус Христос-суперзвезда». «Снежная песенка», Д.Львова – Компанейца. | Знать понятия: величание, старинные распевы Уметь петь легко, свободно, соблюдать четкую дикцию. | Выучить текст песни с.50 (учебник) | |||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | |||||||
12-13* | Настрою гусли на старинный лад... (былины). Былина о Садко и Морском царе Урок - сказка | - «Былина о Добрыне Никитиче», обр. Н.Римского-Корсакова. - «Вторая песня Баяна», М.Глинка из оперы, «Руслан и Людмила» (1действие). - Песня Садко «Ой ты, темная дубравушка» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова. - «Подарки», В. Шаинского, слова М. Пляцковского. | Знать понятия: былина, певец-сказитель, гусли. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | Вспомнить былину о Добрыне Никитиче. | |||
14 | Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель мой Лель... | -«Третья песня Леля», «Туча со громом сговаривалась» (3 действие). - «Волшебный смычок» норвежская народная песня. - Масленичные русские народные песни. | Знать понятия: былинный напев. Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. | Вспомнить былину о Садко. | |||
15* | Звучащие картины. Прощание с Масленицей Урок -праздник | - Хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Н.А. Римского-Корсакова, слова И.Устюжанина. | Знать понятия: масленица, хоровод. Уметь исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. | Вспомнить масленичные русские народные игры, забавы. | |||
16 | Обобщающий урок по теме: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | Масленичные русские народные песни. | Знать понятия: повтор, символ масленицы, контраст, сопоставление, народный стиль. Уметь понимать народную музыку. | Выучить мелодию-скороговорку с.66 (учебник) | |||
В музыкальном театре | |||||||
17 | Опера «Руслан и Людмила» | - Речитатив и ария Руслана (2 действие),увертюра. - «Каватина Людмилы» (1 действие). - Сцена Наины и Фарлама. Рондо Фарлама (2 действие). - «Проводы зимы»,Н.Римский-Корсаков, слова И.Устюжанина. | Знать понятия: Сцена из оперы, баритон, каватина, ария, сопрано. Уметь проявлять навыки вокально-хоровой работы. | Вспомнить начало эпилог поэмы «Руслан и Людмила». | |||
18 | Опера «Орфей и Эвридика» | -«Хор фурий» (2 действие) - «Мелодия» (2 действие). - «Веснянка» украинская народная песня, обр. А.Луканина. | Знать понятия: опера, миф, лира. | Нарисовать рисунок по теме «Лира Орфея» | |||
19-20 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу. | -Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» (из пролога). -Ария Снегурочки «Люблю и таю» (4 действие). - Шествие и каватина царя Берендея. - «Звук музыки»,Р. Роджерс, слова М.Цейтлиной. | Знать понятия: опера, ария, сопрано, шествие, каватина. Уметь петь напевно, легко, не форсируя звук, на ценном дыхании, следить за четкой дикцией. | Вспомнить сказку А.Островского «Снегурочка». Выучить текст песни. | |||
21 | Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу | -«Интродукция». – «Вальс». – «Кода и финал 1-го действия». –«Звуки музыки», Р.Роджерс, слова М.Цейтлиной. | Знать понимать творчество П.Чайковского. Уметь определять на слух основные жанры музыки. | Подобрать и раскрасить соответствующий характер персонажей с.18 (рабочая тетрадь) | |||
22 | В современных ритмах. | - «Звуки музыки», Р. Роджерс, слова М.Цейтлиной. - Мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад», А.Рыбаков. – «Мы дружим с музыкой», И.Гайдн, слова П.Синявского. | Знать понятия: мюзикл, современные интонации, ритм. Понимать особенности мюзикла. | Выучить текст песни Р.Роджерса «Звуки музыки». | |||
В концертном зале | |||||||
23* | Музыкальное состязание (концерт) Урок - концерт | - «Концерт №1 дл фортепиано оркестром» (финал) П.Чайковский. – «Мы дружим с музыкой», И.Гайдн, слова П.Синявского. – «Музыкант-турист», Ю.Чичков, слова И. Белякова. | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, концерт. Уметь делать разбор музыкального произведения, понимать средства музыкальной выразительности. | Подготовить творческий номер. | |||
24 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | - «Шутка», И.С. Бах – «Петя и волк», симфоническая сказка С.С. Прокофьева. – «Музыкант- турист», Ю.Чичкова, слова И.Белякова. | Знать понятия: деревянно-духовые музыкальные инструменты. Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер определять образное содержание. | Нарисовать рисунок по теме «Флейта » | |||
25 | Музыкальные инструменты (скрипка) | - «Мелодия», П.Чайковский. - «Каприс» №24, Н.Паганини. Для скрипки соло. - «Волшебный смычок», норвежская народная песня. – «Музыкант-турист» Ю. Чичкова, слова И. Белякова. | Знать понятия: скрипач, виртуоз, | Нарисовать рисунок по теме «Скрипка Н.Паганини» | |||
26 | Обобщающий урок «Музыкальные инструменты» | -«Каприс» №24, Н.Паганини. Для скрипки соло. - «Музыкант-турист» Ю. Чичкова, слова И. Белякова. - «Мелодия», П.Чайковский. | Знать понятия: струнно-смычковые инструменты. Уметь исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, петь легко, свободно. | Найти историю «Тайна скрипки Антонио Страдивари» | |||
27 | - «Утро». -«В пещере горного короля». - «Танец Анитры». - «Смерть Озе». - «Песня Сольвейг», из сюиты «Пер Гюнт». | Знать понятия: сюита, тема, вариационное развитие. Уметь определять на слух основные жанры музыки. | Нарисовать рисунок по теме «Приключения Пер Гюнта» | ||||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | |||||||
28 | «Героическая симфония». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена. | - «Героическая симфония», 2 часть финал, Л. Бетховен. - «Музыкант-турист», Ю. Чичкова, слова И.Белякова. - «Всюду музыка живет», Я. Дубравин, слова В.Суслова. | Знать понятия: оркестр, финал, вариации. Уметь размышлять о музыке, определять характер, средства музыкальной выразительности. |
| |||
29 | Чудо-музыка. Острый ритм — джаза звуки. | - «Я поймал ритм», Дж. Горшвин, из мюзикла «Безумная девочка», слова А. Гершвина. - «Колыбельная Клары», Дж. Гершувин. Из оперы «Порги и Бесс» (1 действие). - «Чудо музыка», Д.Кабалевский, З.Александровой. | Знать понятия: песенность, танцевальность, лад. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | Придумать ритмический рисунок. | |||
30 | Люблю я грусть твоих просторов. Г.В.Свиридов. | -«Весна. Осень. Тройка», Г.Свиридов. Из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». - «Снег идет», Г. Свиридов. Из маленькой кантаты «Снег идет», стихи Б. Пастернака | Знать понятия: кантата, хор, симфонический оркестр. Уметь правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам | Подобрать стихи о русской природе. | |||
31 | Мир Прокофьева | -Симфоническая сюита «Ала и Лоллий» (1-я часть). - «Шествие солнца», С.Прокофьев, из Скифской сюиты «Ала и Лоллий» (4-я часть). | Знать понятия: фортепианная, симфоническая, вокальная музыка Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. | Нарисовать рисунок по теме «Шествие солнца» | |||
32* | Певцы родной природы Урок концерт | Сочинения Э.Грига и П.Чайковского. | Знать понятия: музыкальная речь, лирические чувства. |
| |||
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | Симфония № 40 (1 и 4 часть), В.Моцарт. – Симфония №9 (финал), Л.Бетховен. | Знать понятия: опера, симфония, песня. Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. | Выполнить задания в рабочей тетради на с.26-27. | |||
34 | Обобщающий урок «Радость к солнцу нас зовет» Урок концерт | Викторина из разученных за год песен. | Знать понятия: ода, кант, гимн, симфония, опера. Уметь определять сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. |
| |||
Итого : 34 часа |
Тематическое планирование учебных занятий внутрипредметного модуля
«Музыка в окружающей жизни» по музыке
№ | Дата | Тема занятия | Формы и виды внеурочной деятельности |
1. | Настрою гусли на старинный лад... (былины). Былина о Садко и Морском царе | Урок-сказка. | |
2. | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! | Урок-концерт. | |
3. | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! | Конкурс песни. | |
4. | Музыкальное состязание | Урок-концерт. | |
5. | Певцы родной природы | Урок-концерт. | |
6 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей | Урок -праздник | |
7. | Обобщающий урок «Радость к солнцу нас зовет» | Урок-концерт. |
8. Планируемые результаты освоения программы по музыке в 3 классе
К концу 3 класса обучающиеся научатся:
- Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
- Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.
- Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование).
- Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
- Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
- Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
- Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.
- Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей (соло, в ансамбле, хоре, оркестре).
- Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.
- Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).
- Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.
- Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.
- Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».
- Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
- Понимать жанры церковной музыки (тропарь, молитва, величание).
- Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.
- Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
- Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.
- Рассуждать о значении дирижёра, режиссёра, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.
- Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опер и балету.
- Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
- Узнавать тембры музыкальных инструментов.
- Называть исполнительские коллективы и имена отечественных и зарубежных исполнителей.
- Различать на слух старинную и современную музыку.
- Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
- Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
- Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства, разбираться в элементах музыкальной грамоты.
- Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. Составлять афишу и программу урока-концерта совместно с одноклассниками.
К концу 3 класса обучающиеся получат возможность научиться:
- Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.
- Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
- Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга, участвовать в их сценическом воплощении.
- Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
- Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
- Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.
- Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
- Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижёр, режиссёр, действующие лица).
Предварительный просмотр:
Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение
Кантемировского муниципального района Воронежской области
ОХРОЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
396720, Воронежская область, Кантемировский район, п. Охрозавод, ул. Школьная, 32, тел. 4-06-54, факс: 8 (47367) 4-09-80
e-mail: oxr-school@yandex.ru, ОГРН 1023600847544, ИНН 3612005716, ОКПО 49759274
« Утверждаю» Директор школы__________О.И.Доценко Приказ №_______ от «_____»__________2015г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР_______________ Самофалова Т.Е. | Рассмотрена га заседании МО Протокол № ___________ От «______» ____________2015г |
Рабочая учебная программа
по музыке для:
(в рамках реализации программы ФГОС НОО)
4 класс
Рабочая программа составлена на основе
Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011г., программы «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. Просвещение, 2012г.
2015-2016 учебный год
1.Пояснительная записка.
Данная программа «Музыка» для 4 класса разработана на основе:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказ № 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрированный № 177856.
- Распоряжение министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года №920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (с изменениями, внесенными распоряжениями от 07.08.2012 г№962, от 10 мая 2012 г №561-мр на 4,5-11 классов).
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
- Учебный план МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа» на 2013/2014 учебный год.
- Программа «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2012г., рекомендованной (допущенной) Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения, составленной в соответствии со стандартами второго поколения.
Рабочей программе соответствует учебник: Е.Д.Критская «Музыка» 4 класс. –М.: «Просвещение», 2010 г. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа. Программа «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. используется в данной рабочей программе без изменений.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
1) Учебник «Музыка» для 4 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г.)
2) Нотная хрестоматия для 4 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г.)
3) Фонохрестоматия для 4 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.)
4) Методические рекомендации для 4 года обучения
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г)
5) Поурочное планирование для 4 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г)
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи:
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставление их с музыкой других народов и стран;
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
2.Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод создания «композиций»;
- метод игры;
- метод художественного контекста.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
Формы контроля: в качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определен эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.
3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
- формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
- начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
- приобретение знаний и умении;
- овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности
и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих, музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
5. Содержание программы предмета «Музыка» 4 класс.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Примечание | ||
Лаборатор ные и практические | Контрольные и диагностические материалы | Экскурсии | ||||
I. | Россия – Родина моя | 4 | ||||
II. | День, полный событий | 5 | 1 ч.Обобщающий урок | |||
III. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3 | ||||
IV. | В концертном зале | 4 | 1ч. Обобщающий урок | |||
V. | В музыкальном театре | 7 | ||||
VI. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 3 | 1 ч. Обобщающий урок. Тестирование. | |||
VII. | О России петь – что стремиться в храм. | 4 |
| |||
VIII | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 1 | ||||
IX | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 3 | 1 ч. Обобщающий урок | |||
Итого | 34 | 4 |
Раздел I «Россия-Родина моя» - 4 ч.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие жанров народных песен. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Раздел II «День, полный событий» - 5ч.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Раздел III «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Раздел IV «В концертном зале» - 4ч.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).Различные виды музыки: инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
Раздел V «В музыкальном театре» - 7ч.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька».Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Раздел VI «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3ч.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. и полюбившихся песен всего учебного года.
Раздел VII «О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».
Раздел VIII «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел IX «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3ч.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Кол-во часов | Тема урока | Характеристика деятельности обучаемого | Дом. задание | ||
по плану | факт. | ||||||
Россия - Родина моя | |||||||
1 | Мелодия-душа музыки | Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Найти стихи о Родине, родном крае, созвучные этой музыке | ||||
2 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка | Сочинить мелодию на стихи любимого поэта с.7 (рабочая тетрадь) | ||||
3 | Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности | Знать жанры народных песен и их особенности. Уметь отвечать на проблемный вопрос | Вспомнить былину или русскую сказку, где героя величали с.9 (рабочая тетрадь) | ||||
4 | «Я пойду по полю белому...» | Знать: понятия: кантата, хор, меццо-сопрано. Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки | Придумать название к рисунку с.21 (учебник) | ||||
5 | «На великий праздник собралась Русь» | Знать: понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант | Выучить текст песни с.10 (рабочая тетрадь) | ||||
«О России петь - что стремиться в храм...» | |||||||
6 | Святые земли Русской | Знать:имена святых, их житие, подвиги русских Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки | Нарисовать рисунок по теме «Илья Муромец» | ||||
День, полный событий | |||||||
7 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...» | Знать: понятие лад(мажор, минор). Уметь: сопоставлять поэтические и музыкальные произведения | Вспомнить сказки А.С.Пушкина | ||||
8* | «Что за прелесть эти сказки...» | Знать: понятия: опера, регистр, тембр. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки | Разыграть по группам сценки из сказки «Сказка о царе Салтане» | ||||
9 | Музыка ярмарочных гуляний | Знать: жанры народной музыки | Вспомнить русские народные песни, которые использовались композитором | ||||
10 | Святогорский монастырь | Знать: понятие опера. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки | Придумать программу музыкального вечера | ||||
11 | «Приют, сияньем муз одетый...» | Знать: понятия: романс, дуэт, ансамбль. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки | Придумать программу музыкального вечера | ||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | |||||||
12 | Композитор - имя ему народ | Знать: понятия: народная музыка, музыка в народном стиле | Вспомнить знакомые русские народные песни | ||||
13 | Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов | Знать:названия и тембры народных инструментов; состав и ведущие инструменты оркестра. | Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок» | ||||
14 | О музыке и музыкантах | Уметь: приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах | Выучит текст песни | ||||
В концертном зале | |||||||
15 | Музыкальные инструменты | Знать: понятия: ноктюрн, квартет, вариации.Уметь: на слух различать тембры скрипки и виолончели | Вспомнить Басню И.А.Крылова «Квартет» | ||||
16 | Старый замок. «Счастье в сирени живет...» | Знать: понятия: сюита, романс. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Придумать ритмический рисунок | ||||
17. | «Не молкнет сердце чуткое Шопена...» | Знать: многообразие танцевальных жанров. Уметь: на слух определять трехчастную музыкальную форму | Не задано | ||||
18. | «Патетическая» соната Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра...» | Знать: понятия: музыкальных жанров: | Вспомнить знакомые произведения Л.Бетховена | ||||
День, полный событий | |||||||
19. | Зимнее утро. Зимний вечер | Знать: понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Нарисовать рисунок по теме «Зимнее утро» | ||||
В музыкальном театре | |||||||
20. | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (П-Ш действия) | Знать:процесс воплощения | Разыграть сценку II-III действия оперы «Иван Сусанин» | ||||
21. | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (IV действие) | Знать:название изученных жанров и форм музыки. Уметь:размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; петь легко, звонко, не форсируя звук. | Разыграть сценку IV действия оперы «Иван Сусанин» | ||||
22. | «Исходила младешенька...» | Знать: процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Выучить текст песни с.100 (учебник) | ||||
23. | Русский Восток. Восточные мотивы. | Уметь: определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки; проводить интонационно-образный анализ | Нарисовать рисунок по теме «Шамаханская царица» | ||||
24.* | Балет И. Стравинского «Петрушка» | Знать:процесс воплощения -значение народного праздника - Масленицы. | Вспомнить масленичные песни, игры, забавы | ||||
25. | Театр музыкальной комедии | Знать: что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития | Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт | ||||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | |||||||
26. | Исповедь души | Знать понятия: прелюдия и этюд. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки |
| ||||
27. | Мастерство исполнителя | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация. Уметь «сочинять» - импровизировать мелодию, начинающуюся с четырех звуков (до, фа, соль, ля) с передачей разного настроения | Назвать известных исполнителей классической музыки | ||||
«О России петь - что стремиться в храм...» | |||||||
28. | «Праздников праздник, торжество из торжеств» | Знать понятия: тропарь, волочебники. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Выучить текст песни c.32 (учебник) | ||||
29. | Светлый праздник | Знать понятия: сюита, трезвон. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки Знать: -понятия: гимн, величание | Нарисовать рисунок по теме «Светлый праздник Пасхи» | ||||
30. | Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий | Знать: -«житие» и дела святых -понятия: гимн, величание | Выполнить задание в рабочей тетради с.8-9. | ||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | |||||||
31. | Праздники русского народа. Троица. | Знать содержание и значение народного праздника. Уметь сочинять мелодию на заданный текст | Вспомнить названия русских народных песен. | ||||
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | |||||||
32. | Музыкальные инструменты | Знать: историю инструмента Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки) | Вспомнить басню И.А.Крылова «Квартет» | ||||
33. | Музыкальный сказочник | Знать художественное единство музыки и живописи. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С.Прокофьев «Петя и Волк») | ||||
34. | «Рассвет на Москве-реке»М.П.Мусоргский | Знать понятие изобразительность в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Не задано |
- Список научно-методической литературы.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
- Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
- Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
- Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
- Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
- Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
- «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
- «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
- «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
- Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Учитель, 2004г
- Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 2 класс»/3 части/, Волгоград, Корифей, 2003г.
- Улашенко Н.Б. «. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Корифей, 2005г
- Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
- Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
- Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
8.Требования к результатам обучения учащихся 4 класса
Знать/понимать:
- взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
- музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);
- тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов;
- основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена.
Уметь:
- выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
- умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села;
- Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально творческой деятельности;
- Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
- Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса
обучающиеся должны уметь:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы для 1 класса "Перспектива"
Рабочие программы для 1 класса по новым стандартам (УМК "Перспектива"). Предмет: математика. Составили Арзютова М.И. и Пиянзина В.И....
Рабочая программа по музыке УМК "Перспектива"
Рабочая программа по музыке для 1 класса...
Рабочая программа по музыке 2 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа составлена на основе программы Сергеевой Г.П., Критской Е.Д., Шмагиной Т.С. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы....
Рабочая программа по музыке 1 класс Перспектива
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями примерной основной образовател...
Рабочая программа МАТЕМАТИКА, 1 класс, "Перспектива"
Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы Г.В.Дорофеева, Т.Н. Мираковой «Математика» 1-4 класс. Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива»....
Рабочая программа.Технология. 1 класс. Перспектива.
Рабочая программа по технологии для 1 класса по программе "Перспектива"...
Рабочая программа. ИЗО. 1 класс. Перспектива.
Рабочая прграмма по ИЗО для 1 класса по программе "Перспектива"...