Рабочая программа для 1 класса по музыке УМК "Гармония"
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему
Рабочая программа для 1 класса по музыке разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета "Музыка" на основе авторской программы М.С. Красильниковой (Смоленск: Ассоцияция XXI век, 2015; УМК "Гармония").
В целях реализации требований ФГОС НОО, формирования "картины мира" учащихся начальной школы в содержание рабочей программы введены образовательные межпредметные модули.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke.doc | 292 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: На заседании МО учителей начальных классов МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» __________Деревянко Л.М. «____»___________2015 г. | Согласовано: заместитель директора МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» по учебно-воспитательной работе ___________Николаичева И.М. «____»____________2015 г. | Утверждаю: директор МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» __________Батербиев М.М. «____»____________2015 г. |
Рабочая программа
по предмету «Музыка»
в 1 классе
на 2015-2016 учебный год
УМК «Гармония»
Составитель: Васильева Галина Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Усть-Илимск
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей программы «Гармония» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
• Красильникова, М. С. Музыка: к вершинам музыкального искусства: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
• Красильникова, М. С. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Учебный план для 1 класса МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» города Усть-Илимска на 2015-2016 учебный год;
• Локальный акт «Положение о рабочих программ учебных курсов, предметов и дисциплин в МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс».
Цели и задачи курса 1
Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и призвано «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры». Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.
Задачи музыкального образования по данной программе:
1. Формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества.
2. Развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки – искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей.
3. Формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя.
4. Формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребёнка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.
Общая характеристика предмета 2
Концепция предметной линии учебников по музыке («К вершинам музыкального искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребёнка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.
Это выражается:
– в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;
– в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;
– в разнообразии методов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества как органичной составляющей жизни музыкальных героев;
– в построении творческого диалога ребёнка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных образов и их развития в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт;
– в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.
Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:
– адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;
– освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода/
– целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребёнка;
– взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребёнком музыкальных произведений.
Погружение ребёнка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определённым этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребёнка.
Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижёров» и эскизные постановки оперных сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчёт о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются её коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями академической музыкальной традиции. Всё это усиливает эмоционально- художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.
Место учебного предмета в учебном плане 3
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
В целях реализации требований ФГОС НОО, формирования «картины мира» учащихся начальной школы в содержание рабочей программы введены образовательные межпредметные модули. Тематическое объединение в рамках модуля потребовало корректировки календарно-тематического планирования рабочей программы относительно примерной (переноса тем, с сохранением количества часов на их изучение).
В 1 классе реализуется 3 модуля:
Стартовый межпредметный образовательный модуль «Первый раз в первый класс» - 27 часов, из них по музыке - 2 часа.
Тематический образовательный межпредметный модуль «Моя Азбука» - 12 часов.
Итоговый образовательный межпредметный модуль «Ярмарка достижений» - 21час,
по музыке - 1 час.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета 4
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные её виды (дирижирование и режиссура) создаёт условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
Содержание учебного предмета «Музыка» 5
Музыка в жизни человека.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.).
Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развёртывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.
Музыкальная речь как способ общения между людьми.
Композитор–исполнитель–слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.
Музыкальная картина мира.
Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.
Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.
Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Планируемые результаты изучения учебного курса 6
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты
Познавательные
Учащиеся научатся:
• логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
• применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
• обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
• осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;
• использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;
• пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
• удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;
• прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
• мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
• приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально- исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
• создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты
У учащихся будут сформированы:
• первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
• основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
• активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
• слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;
• ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);
• наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
• моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
• использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
• воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;
• планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
• творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения
Погружение ребенка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определенным этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребёнка.
Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижёров» и эскизные постановки оперных сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчёт о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются её коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями академической музыкальной традиции. Всё это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.
Учебно-тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся 7
№ | Тема, тип | Календар- ные сроки | Планируемые результаты обучения | Виды деятельности | Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся | Формы | |
освоение предметных | универсальные учебные действия | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки (11 ч.) | |||||||
1 | Стартовый образовательный модуль «Первый раз в первый класс» Музыка вокруг нас (постановочный) | Творчество композитора – исполнителя – слушателя, единство и специфика их деятельности. Основные жанровые сферы музыки (песня, танец, марш). Способы исполнения и записи музыки. Сравнение музыкальных произведений Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Мелодия». Народные песни, танцы и марши | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие. Познавательные: владеть логическими действиями сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, относить к известным понятиям, выдвигать предположения, подтверждающие их доказательства. Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи. Личностные: проявление чувства гордости | Фронтальная – выявлять основных участников музыкальной коммуникации и неразрывное единство их творчества. Индивидуальная – наблюдать за музыкой в жизни человека | Наблюдение | ||
2 | Стартовый образовательный модуль «Первый раз в первый класс» Три основы музыки (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни. Опосредованное выражение в музыке чувств и мыслей человека (обобщение через жанр). Разные способы исполнения и записи музыки. Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Детский альбом»: пьесы «Полька», «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков» | Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявлять известное и неизвестное при решении различных учебных задач. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок | Фронтальная – выявлять три основные сферы музыки (песня, танец, марш) и определять их на слух; разучивать и исполнять народные песни, маршевые и танцевальные мелодии; импровизировать интонации и мелодии (в пении, движении, игре на детских музыкальных инструментах) в характере основных жанровых сфер музыки. Индивидуальная – познакомиться с различными способами исполнения и записи музыки; передавать в пении, движении, пластическом интонировании, графической записи особенности песни, танца, марша; различать выраженные в музыке чувства и настроения человека | Импровизировать интонации | Фронтальная | |
3 | Какие бывают марши? (освоение нового материала) | Марш в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности. Духовой оркестр. Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; С. С. Прокофьев. Марш из альбома «Детской музыки». Марш | Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. Познавательные: обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся. Коммуникативные: использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: проявление целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия | Фронтальная – сравнивать марши по характеру Индивидуальная – определять жизненную основу маршей; разучивать и петь маршевые мелодии и передавать характер маршевой музыки в движении; подбирать ритмическое сопровождение к маршам | Искать пути пластического выражения | Фронтальная | |
4 | Кто марширует? Маршевая музыка Л. Бетховена (освоение нового материала) | Средства воплощения образного разнообразия маршей: мелодия, ритм, темп, динамика, регистр. Марш в симфонической музыке: образное содержание, особенности построения. Симфонический оркестр. Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; Людвиг ван Бетховен. Главная тема финала Пятой симфонии | Регулятивные: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении. Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: понимание сходства Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности | Фронтальная – определять характер музыки и анализировать её построение; знакомиться с элементами нотной записи; импровизировать и переинтонировать маршевые мелодии; выявлять основные средства музыкальной выразительности. Индивидуальная – передавать характер марша в пении, движении, ритмическом сопровождении | Импровизировать | Фронтальная и индивидуальная беседы | |
5 | Какие бывают танцы? Разнообразие вальсов (освоение нового материала) | Танец в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности. Разнообразие жизненного содержания музыкальных образов в вальсах. Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Детский альбом»: «Полька», «Вальс», «Мазурка», «Камаринская»; С. С. Прокофьев. «Вальс» из альбома «Детской музыки», вальс из оперы «Война и мир»; | Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие. Познавательные: использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: слушать собеседника Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей | Фронтальная – знакомиться с разными танцами, характеризовать их музыкальные образы; разучивать и петь танцевальные мелодии; выявлять особенности ритмоинтонаций, выделять в танцах характерные ритмические фигуры и подбирать подходящие движения; искать пути пластического выражения и графической фиксации танцевальных мелодий. Индивидуальная – разучивать, петь и пластически интонировать мелодии вальсов; сравнивать вальсы по интонационно-образному содержанию; учиться слышать за музыкальной интонацией человека и его жизненные обстоятельства; определять (первые пробы) автора незнакомой музыки в опоре на ранее изученные произведения этого композитора | Искать пути пластического выражения | Фронтальная и индивидуальная беседы | |
6 | Разнообразие вальсов (освоение нового материала) | Народный наигрыш и его композиторская интерпретация. Содержание и форма пьесы. Вариации. Танец в симфонической музыке: образное содержание, особенности развития. Инструменты симфонического оркестра. Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Камаринская». Танцевальная музыка Людвига ван Бетховена | Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие. Познавательные: пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Коммуникативные: понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях. Личностные: соблюдение нравственных норм поведения, проявление доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения | Фронтальная – характеризовать выразительность тембров инструментов симфонического оркестра; разучивать (петь, пластически интонировать) тему народного плясового наигрыша «Камаринская», прогнозировать пути её изменения (варьирования). Индивидуальная – слушать одноименную пьесу Чайковского, ориентируясь | Сочинять ритмическое сопровождение | Фронтальная | |
7 | Какие бывают песни? Слова | Разнообразие песен в музыке народной и композиторской. Особенности песенных мелодий. Жанры песен и их типичные интонации. Построение песни. Куплетная форма. Песня без слов. Взаимодействие слов и музыки в песне. Музыкальный материал: русская народная песня «Во поле береза стояла», Петровский виватный кант XVIII века «Радуйся, Росско земле!», колыбельные, потешки, прибаутки, заклички | Регулятивные: осуществлять мобилизацию сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач. Коммуникативные: умение опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок; прогнозирование хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи. Личностные: осознание эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества | Фронтальная – разучивать и петь песни народные и композиторские; наблюдать за отражением Индивидуальная – сочинять мелодию к словам песни; разыгрывать песни П. И. Чайковского, анализировать её строение; подбирать слова к мелодии песни; выявлять соотношение слов и мелодии в песне; исполнять песню П. И. Чайковского | Импровизировать мелодии песен на народные слова. Сочинять мелодию | Фронтальная | |
8 | Песенная музыка (решение частных задач) | Песенная мелодия в симфонической музыке: образное содержание, особенности развития. Инструменты симфонического оркестра. Характерные особенности музыки Л. Бетховена. Музыкальный материал: Л. ван Бетховен. Связующая тема экспозиции финала Пятой симфонии. Мелодия напевная и речитативная | Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия. Познавательные: осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности; использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: проявление навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности | Фронтальная – разучивать и исполнять (в пении, пластическом интонировании) связующую тему финала Пятой симфонии Л. Бетховена, ориентируясь по графической записи; соотносить тембровую окраску (валторны) песенной мелодии Л. Бетховена с её ритмическим характером, передавать особенности тембрового звучания темы в пении и пластическом интонировании. Индивидуальная – определять жанровую основу и характерные черты мелодии Л. Бетховена | Фронтальная | ||
9 | Пьесы для фортепиано П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева (решение частных задач) | Песенные мелодии в фортепианных пьесах П. Чайковского и С. Прокофьева. Построение пьес. Трехчастная форма. Взаимодействие содержания и композиции в музыке. Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Сладкая греза», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» из цикла фортепианных пьес «Детский альбом». С. С. Прокофьев. «Раскаяние» | Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств. Коммуникативные: понимание сходства Личностные: ориентированы на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры | Фронтальная – слушать Индивидуальная – выявлять зависимость содержания музыки от её построения | Определять жанровую основу и характерные черты мелодии | Фронтальная | |
10 | Кто написал эти мелодии? (освоение нового материала) | Своеобразие песенных мелодий разных композиторов. Музыкальный материал: П. И. Чайковский. Главная тема 2-й части симфонии № 4. С. С. Прокофьев. Побочная тема из 1-й части симфонии № 7. Людвиг ван Бетховен. Связующая тема из экспозиции | Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. Познавательные: осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: проявление интереса к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся | Фронтальная – разучивать и исполнять мелодии П. И. Чайковского, Л. Бетховена, С. С. Прокофьева; определять жанровую основу и образное содержание этих мелодий. Индивидуальная – размышлять о сходстве разных мелодий, написанных одним композитором | Фронтальная | ||
11 | Собираем музыкальное произведение (обобщение и систематизация знаний) | Композиционные функции музыкальной речи (вступление, изложение, развитие, завершение). Музыкальный материал: Людвиг ван Бетховен. Экспозиция финала Пятой симфонии | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие. Познавательные: обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся. Коммуникативные: понимание сходства Личностные: проявление чувства гордости | Фронтальная – петь, пластически интонировать, анализировать четыре музыкальные темы Л. Бетховена в опоре на графическую запись. Индивидуальная – составлять музыкальную композицию из этих тем, опираясь на представление об общности композиционных функций музыкальной | Составлять музыкальную композицию | Фронтальная | |
«О чём говорит музыка?» (8 ч) | |||||||
12 | О чём рассказывает музыка? Выразительность и изобразительность в музыке (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Особенности выражения в музыке чувств и мыслей людей. Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Мужик на гармонике играет», «Песня жаворонка», «Шарманщик». С. С. Прокофьев. «Дождь и радуга». М. И. Глинка. «Попутная песня» | Регулятивные: ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах. Познавательные: осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности. Коммуникативные: умение вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов Личностные: проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок | Фронтальная – сочинять мелодии музыкальных пьес по их названиям | Сочинять мелодии музыкальных пьес | Фронтальная | |
13 | Музыкальный портрет (освоение нового материала) | Основные характеристики музыкального героя. Воплощение в интонации внутреннего Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Мама», «Баба Яга», «Неаполитанская песенка» и изученные ранее музыкальные произведения - | Регулятивные: действовать конструктивно, Познавательные: осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности. Коммуникативные: понимание композиционных особенностей устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывание их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях. Личностные: осмысление взгляда на мир | Фронтальная – слушать, петь и пластически интонировать пьесы П. И. Чайковского из «Детского альбома»; слышать в музыке человека и его жизненные обстоятельства; размышлять о возможностях музыки в отражении внешнего и внутреннего облика человека; разучить мелодию русской народной песни «Выходили красны девицы» в опоре на нотную и графическую записи; разыграть песню по ролям. Индивидуальная – создавать разные музыкальные портреты путём переинтонирования одной мелодии | Создавать музыкальные портреты. Разыграть песню | Фронтальная | |
14 | Герои симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя (решение частных задач) | Инструменты симфонического оркестра, их выразительные и изобразительные возможности | Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие. Познавательные: использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи. Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др. | Фронтальная – характеризовать тембровую окраску темы каждого героя. Индивидуальная – слушать, петь, пластически интонировать (в опоре | Фронтальная | ||
15 | Разнообразие движений в музыке (решение частных задач) | Движение как важнейшая характеристика музыкального образа. Особенности движений в музыке и средства их воплощения. Музыкальный материал: С. С. Прокофьев. Музыкальные образы симфонической сказки «Петя М. И. Глинка. «Попутная песня» | Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия. Познавательные: пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: проявление положительного отношения к учебной деятельности, освоение способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека | Фронтальная – определять особенности музыкального воплощения движений; выявлять сходство Индивидуальная – слушать, петь, пластически интонировать разнообразные музыкальные образы, подчёркивая выразительность их движения | Фронтальная | ||
16 | Взаимодействие музыкальных образов в симфоническом произведении (освоение нового материала) | Музыкальные образы в симфоническом произведении. Повтор и контраст – принципы развития музыки. Интонационный анализ симфонических музыкальных образов. Графическая запись. Музыкальный материал: Людвиг ван Бетховен. 3-я часть Пятой симфонии | Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: выполнять логические действия сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств. Коммуникативные: понимание сходства Личностные: соблюдение нравственных норм, проявление доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности | Фронтальная – слушать, петь, пластически интонировать диалог двух музыкальных героев в опоре Индивидуальная – слушать, петь музыку среднего раздела в опоре на графическую запись; характеризовать выразительность полифонических приемов развития и передавать «многоголосие» музыки в пластическом интонировании | Фронтальная | ||
17 | Взаимодействие музыкальных образов в симфоническом произведении (освоение нового материала) | Музыкальные образы в симфоническом произведении. Повтор и контраст – принципы развития музыки. Интонационно-тематическое родство в симфонии. Музыкальный материал: Людвиг ван Бетховен. Экспозиция финала Пятой симфонии. Людвиг ван Бетховен. 3-я часть и экспозиция финала Пятой симфонии | Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. Познавательные: выполнять логические действия сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, выдвигать предположение, доказывать. Коммуникативные: использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: проявление эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества | Фронтальная – слушать, пластически исполнять Индивидуальная – слушать продолжение симфонии Бетховена; анализировать интонационное родство тем Третьей и Четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена на основе пластической и графической моделей этой музыки; слушать и пластически интонировать Третью часть | Фронтальная | ||
18 | Что отличает музыку П. И. Чайковского? (решение частных задач) | Начальные представления о композиционных функциях музыки (вступление и завершение). Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Утренняя молитва», «В церкви»; пьесы из цикла фортепианных пьес «Детский альбом» | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие. Познавательные: осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности. Коммуникативные: умение понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях. Личностные: проявление навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности | Фронтальная – слушать и следить по графической записи две пьесы «Утренняя молитва», «В церкви» Индивидуальная – разучивать основные темы пьес, охарактеризовать их жанровую основу | Фронтальная | ||
19 | П. И. Чайковский. «Детский альбом». Что отличает музыку Чайковского? (обобщение | Начальные представления о композиционных функциях музыки: группировка частей цикла. Своеобразие музыкальной речи П. И. Чайковского | Регулятивные: мобилизировать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач. Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи. Личностные: ориентированы на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры | Фронтальная – размышлять о последовательности пьес в цикле и группировать их; составить звуковое оглавление цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского. Индивидуальная – слушать и анализировать разные интерпретации одной-двух пьес (по выбору учащихся); слушать, петь, пластически интонировать мелодии П. И. Чайковского; определять особенности музыкальной речи П. И. Чайковского в опоре на графическую запись | Фронтальная и индивидуальная беседы | ||
Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете (8 ч) | |||||||
20 | Музыкальные образы в балете (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств в балете. Создатели балетного спектакля. Особенности создания балетного спектакля. Музыкальный | Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: приобретение опыта общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности. Личностные: ориентированы на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры | Фронтальная – слушать, петь, пластически интонировать; выполнять интонационный анализ тем двух фей с помощью графической записи; обсуждать сцены Большого вальса в видеозаписи. Индивидуальная – выявлять специфические особенности балетного спектакля и процесса его создания. | Фронтальная | ||
21 | Развертывание музыкального действия в балете (освоение нового материала) | Специфика образов и их взаимодействие в балетной музыке. Танцевальное начало в балете: танец-состояние и танец-действие. Моделирование по музыке последовательности событий. Интонационный анализ сцены завершения бала. Инсценировка фрагмента сцены. Музыкальный материал: П. И. Чайковский. Интродукция, вальс и финал 1-го действия из балета «Спящая красавица» | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие. Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач. Коммуникативные: умение вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок прогнозирование ход развития событий, сличение полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи. Личностные: проявление положительного отношения к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся | Фронтальная – знакомиться в классе с видеофрагментом сцены бала и обсуждать с одноклассниками его сценическое решение; слушать финал 1-го действия балета и определять по музыке последовательность происходящих событий; разыгрывать в классе фрагменты финала 1-го действия. Индивидуальная – слушать и анализировать музыку вступления к балету как обобщенное выражение его содержания; распознавать пластическое выражение музыкальных образов в балете; создавать на основе музыкального образа словесный и пластический портреты балетного героя; подбирать из знакомых вальсов П. И. Чайковского подходящий по характеру для звучания на балу | Разыгрывать | Фронтальная | |
22 | Музыкальные образы в опере (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств в опере. Создатели оперного спектакля. Музыкальный и сценический портреты героев оперы | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач. Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи. Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества | Фронтальная – выявлять специфические особенности оперного спектакля Индивидуальная – слушать и анализировать музыкальный фрагмент | Фронтальная | ||
23 | Развертывание музыкального действия в опере (освоение нового материала) | Специфика образов и их взаимодействие в оперной музыке. Ведущая роль пения Музыкальный материал: М. И. Глинка. Интродукция | Регулятивные: ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах. Познавательные: владеть логическими действиями сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, выдвигать предположения и подтверждать их. Коммуникативные: умение вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов Личностные: проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявление в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок | Фронтальная – характеризовать тембровую окраску мужского, женского и смешанного хоров; разучивать хоры интродукции, выявлять основные интонации и их соотношение; моделировать мелодию заключительного хора («Беда неминучая») на основе интонаций предшествующих хоров; составлять план инсценировки фрагмента встречи ополченцев и разыгрывать его, знакомиться с видеозаписью постановки этого фрагмента. Индивидуальная – распознавать по музыке состояние героев и содержание сценического действия в опере; создавать на основе музыки оперы образы сценических героев в слове, жесте, движении | Создавать | Фронтальная | |
24 | Музыкальные образы в симфонии (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Своеобразие инструментальных жанров. Создатели симфонии. Группы инструментов симфонического оркестра | Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала; определять известное и неизвестное при решении различных учебных задач. Коммуникативные: формулирование собственного мнения. Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии | Фронтальная – получить представление о группах инструментов симфонического оркестра. Индивидуальная – выявлять особенности симфонической музыки, процесса её создания и исполнения | Фронтальная | ||
25– 26 | Взаимодействие музыкальных образов в первой части Пятой симфонии Л. Бетховена (решение частных задач) | Специфика образов симфонии и их взаимодействие. Своеобразие обобщенной сюжетности в симфонии, психологический контекст анализа взаимодействия тем- образов. Первоначальные представления о композиционных функциях экспозиции, разработки, репризы, коды. Инструменты симфонического оркестра. Музыкальный материал: Людвиг ван Бетховен. 1-я часть симфонии № 5 (экспозиция, разработка, реприза, кода) | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе | Фронтальная – слушать, петь, пластически интонировать, характеризовать основные темы-образы Индивидуальная – сравнивать разные интерпретации экспозиции симфонии (слушание, пластическое интонирование) и обсуждать в классе особенности трактовки музыки | Фронтальная | ||
27 | Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете (обобщение и систематизация знаний) | Формы бытования музыкально-сценических и симфонических произведений. Пение, пантомима, пластическое интонирование, инсценировка. Заочное путешествие в Большой театр | Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие. Познавательные: пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Коммуникативные: приобретение опыта общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности. Личностные: становление гуманистических | Фронтальная – выявлять и сравнивать особенности бытования музыкально-сценических и инструментальных жанров музыки в современных условиях; просмотр | Фронтальная | ||
«Как говорит музыка?» (6 ч) | |||||||
28 | Речь музыкальная (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Сходство и отличие музыкальной | Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области. Коммуникативные: использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности | Фронтальная – сравнивать музыкальную речь одного героя в разных обстоятельствах, выявлять произошедшие в ней изменения; переинтонировать мелодию в соответствии Индивидуальная – вспоминать изученные музыкальные произведения, находить в них повествовательные, вопросительные, призывные, утвердительные интонации, передавать характер интонаций в исполнении (пении, пластическом интонировании); подбирать слова к мелодии и мелодию к словам; выявлять различие в соотношении слов и мелодии; определить особенности формы рондо в музыке | Подбирать слова к мелодии | Фронтальная | |
29 | Музыкальные диалоги (освоение нового материала) | Взаимодействие героев в музыкальных диалогах. Сходство и различие музыкальной речи участников диалогов. Типы диалогов. Взаимодействие героев в музыкальном диалоге. Сходство и различие музыкальной речи участников диалога. Музыкальный материал: М. И. Глинка. Интродукция | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, исполнителя. Познавательные: пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Коммуникативные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. Личностные: проявление навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности | Фронтальная – разучивать народную песню и разыгрывать ее по ролям; вспоминать изученные музыкальные произведения, находить в них диалоги согласия, борьбы, ссоры, примирения, сомнения, убеждения; разыгрывать в классе по ролям музыкальные диалоги из пройденных произведений. Индивидуальная – вспоминать (петь, пластически интонировать, анализировать) темы музыкальных героев симфонической сказки; слушать симфоническую сказку целиком; выявлять и характеризовать диалоги музыкальных героев сказки; делать музыкальный пересказ диалогов | Разучивать народную песню и разыгрывать ее по ролям | Фронтальная | |
30 | Музыка живёт во времени (решение частных задач) | Отличие передачи событий в живописи и музыке. Коммуникативные функции разделов музыкальных форм. Музыкальный материал: изученные ранее произведения | Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. Познавательные: удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области. Коммуникативные: использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: проявление положительного отношения к учебной деятельности посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоение способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека | Фронтальная – выявлять сходство и различие передачи событий в музыке Индивидуальная – характеризовать значение основных разделов построения музыкального произведения | Фронтальная | ||
31 | Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония. Вторая часть (решение частных задач) | Содержание музыкальных образов второй части, выразительные и изобразительные черты музыки. Взаимодействие тем в двойных вариациях. Этапы развития тем второй части | Регулятивные: ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах. Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач. Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках. Личностные: осмысление эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества | Фронтальная – вспоминать музыку первой, третьей и четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена; сравнивать звучание тем двух героев в конце первой и начале третьей частей симфонии; моделировать образы второй части в вербальной и интонационной формах; сочинять свои мелодии и сравнивать их с композиторскими. Индивидуальная – слушать, петь, пластически интонировать, анализировать две основные темы Второй части Пятой симфонии; наблюдать за изменениями тем от вариации к вариации, ориентируясь по графической записи; анализировать коду как обобщение музыкального развития Второй части | Сочинять свои мелодии | Фронтальная | |
32 | Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония (решение частных задач) | Обобщение жанра симфонии. Представление о содержании и композиционной функции частей симфонического цикла | Регулятивные: действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий. Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: понимание композиционных особенностей устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывание их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях. Личностные: сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности | Фронтальная – вспоминать (слушать, петь, пластически интонировать) музыку всех частей Пятой симфонии Бетховена. Индивидуальная – характеризовать каждую часть симфонического цикла как этап развития музыкальной истории; выявлять характерные особенности музыкальной речи Бетховена | Фронтальная | ||
33 | Итоговый образовательный межпредметный модуль «Ярмарка достижений» Мир музыкальных образов (обобщение | Разнообразие образов музыки М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Людвига ван Бетховена. Характерные черты музыкального стиля композиторов. Выразительные возможности основных элементов музыкального языка и их неразрывное единство | Регулятивные: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении прогнозировать содержание произведения Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач. Коммуникативные: проявление активности в решении познавательных задач. Личностные: ориентирование на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, проявление бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры | Фронтальная – вспоминать произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Людвига ван Бетховена. Индивидуальная – напевать основные темы; выявлять интонации, характерные для музыки каждого композитора; анализировать музыку, применяя знания основных средств музыкальной выразительности; исполнять фрагменты пройденных произведений (по выбору учащихся) | Фронтальная |
Материально-техническое обеспечение 8
1. Дополнительная литература для учителя.
1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст]: музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 2001.
Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.
2. Информационно-коммуникативные средства.
Можно использовать видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
3. Наглядные пособия.
1. Портреты композиторов.
2. Альбомы с демонстрационным материалом.
3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
4. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2.Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
5. Технические средства обучения.
1. Музыкальные инструменты.
2. Электронные музыкальные инструменты (синтезаторы).
3. Магнитная доска.
4. Персональный компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
6. Экспозиционный экран.
7. DVD-проигрыватель.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Штатив для карт и таблиц.
3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
4. Ящики для хранения таблиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 4 класс по музыке
Полная рабочая программа по музыке в 4 классе Критской....
рабочая программа 3 класс ФГОС музыка
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание,требования к планируемым результатам изучения программы, календарно- тематическое планирование, перечень учебнго-методического обе...
Рабочая программа предшкольного класса по музыке
Пояснительная записка по музыке предшкольного класса. Календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа 1 классы урок музыки
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка). Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа 4 класса по музыке УМК " Школа XXI века"
Программа начального общего образования, утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по музыке составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к р...
Рабочая программа 2 класс по музыке
Рабоча программа по музыке 2 класс. по Критской Е.Д....
Рабочие программы 1 класс по музыке
Аннотация к рабочей программе...