Рабочая программа для 1 класса по музыке УМК "Гармония"
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Рабочая программа  для 1 класса по музыке разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета "Музыка" на основе авторской программы М.С. Красильниковой (Смоленск: Ассоцияция XXI век, 2015; УМК "Гармония").

В целях реализации требований ФГОС НОО, формирования "картины мира" учащихся начальной школы в содержание рабочей программы введены образовательные межпредметные модули.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzyke.doc292 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рассмотрено:  

На заседании МО учителей начальных классов МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»

__________Деревянко Л.М.

 «____»___________2015 г.

Согласовано:

заместитель директора

МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» по учебно-воспитательной работе

___________Николаичева И.М.

«____»____________2015 г.

Утверждаю:

директор  

МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»

__________Батербиев М.М.

«____»____________2015 г.

Рабочая  программа

по предмету «Музыка»

в 1 классе

на 2015-2016 учебный год

УМК «Гармония»

Составитель: Васильева Галина Николаевна,

учитель начальных  классов

первой квалификационной категории

Усть-Илимск

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», а также планируемыми результатами начального общего образования,  с учетом возможностей  программы  «Гармония» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

•  Красильникова, М. С. Музыка: к вершинам музыкального искусства: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

•  Красильникова, М. С. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

•  Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Учебный план  для 1 класса МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» города Усть-Илимска  на 2015-2016 учебный год;

•  Локальный акт «Положение о рабочих программ учебных курсов, предметов и дисциплин в МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс».

Цели и задачи курса 1

Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и призвано «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их  любить и понимать музыку  во  всем  богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры». Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.

Задачи музыкального образования по данной программе:

1. Формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества.

2. Развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки – искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей.

3. Формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя.

4. Формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребёнка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.

Общая характеристика предмета 2

Концепция предметной линии учебников по музыке («К вершинам музыкального искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребёнка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

– в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

– в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

– в разнообразии методов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества как органичной составляющей жизни музыкальных героев;

– в построении творческого диалога ребёнка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных образов и их развития в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт;

– в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

– освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода/

целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребёнка;

взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребёнком музыкальных произведений.

Погружение ребёнка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определённым этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребёнка.

Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижёров» и эскизные постановки оперных сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчёт о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются её коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями академической музыкальной традиции. Всё это усиливает эмоционально- художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.

Место учебного предмета в учебном плане 3

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).

В целях реализации требований ФГОС НОО, формирования «картины мира» учащихся начальной школы в содержание рабочей программы введены образовательные межпредметные модули. Тематическое объединение в рамках модуля потребовало корректировки календарно-тематического планирования  рабочей программы относительно примерной  (переноса тем, с сохранением количества часов на их изучение).

В 1 классе  реализуется 3 модуля:

Стартовый межпредметный образовательный модуль «Первый раз в первый класс» - 27 часов, из них по  музыке - 2 часа.

Тематический  образовательный межпредметный модуль  «Моя  Азбука» - 12 часов.

Итоговый образовательный межпредметный модуль «Ярмарка достижений» - 21час,  

по  музыке -  1 час.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета 4

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные её виды (дирижирование и режиссура) создаёт  условия  для  целостного  охвата  музыкального  произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.

Содержание учебного предмета «Музыка» 5

Музыка в жизни человека.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.).

Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развёртывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.

Музыкальная речь как способ общения между людьми.

Композитор–исполнитель–слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.

Музыкальная картина мира.

Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.

Выдающиеся  исполнительские  коллективы  (хоровые,  симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Основные виды учебной деятельности школьников

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе  музыки  во всем  многообразии  ее видов,  жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Планируемые результаты изучения учебного курса 6

Личностные результаты:

•  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе;

•  становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

•  формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

•  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

•  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

•  формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

•  формирование  эстетических  потребностей,  ценностей  и  чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

•  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;

•  формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством  развития  представления о гармонии в человеке физического и духовного  начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

•  формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты

Познавательные

Учащиеся научатся:

•  логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

•  применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

•  обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся;

•  понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

•  понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного  произведения; выполнять творческие  задачи,  не имеющие однозначного решения;

•  осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

•  использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать  модели  в  соответствии с  содержанием  музыкального материала и поставленной учебной целью;

•  пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

•  научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

•  удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

•  принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

•  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

•  выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;

•  прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

•  мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

•  ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

•  действовать  конструктивно,  в том числе  в  ситуациях  неуспеха,  за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

•  понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

•  слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

•  понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

•  использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

•  опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

•  приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально- исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

•  совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

•  создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты

У учащихся будут сформированы:

•  первоначальные  представления  о роли музыки  в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

•  основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

•  представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

•  активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

•  слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;

•  ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);

•  наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

•  моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

•  использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

•  воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;

•  планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.

Учащиеся получат возможность научиться:

•  ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

•  творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

•  организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

•  оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы

 в практике конкретного образовательного учреждения

Погружение ребенка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определенным этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребёнка.

Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижёров» и эскизные постановки оперных сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчёт о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются её  коммуникативные  функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями академической музыкальной традиции. Всё это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.


Учебно-тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся 7


урока

Тема, тип
урока

Календар-

ные сроки

Планируемые результаты обучения

Виды деятельности
учащихся, форма работы

Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся

Формы
контроля

освоение предметных
знаний
(базовые понятия)

универсальные учебные действия
(УУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки (11 ч.)

1

Стартовый образовательный модуль «Первый раз в первый класс»

Музыка вокруг нас (постановочный)

Творчество композитора – исполнителя – слушателя, единство и специфика их деятельности. Основные жанровые сферы музыки (песня, танец, марш). Способы исполнения и записи музыки. Сравнение музыкальных произведений
по стилевому и жанровому признакам.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Мелодия». Народные песни, танцы и марши

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: владеть логическими действиями сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, относить к известным понятиям, выдвигать предположения, подтверждающие их доказательства.

Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи.

Личностные: проявление чувства гордости
за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе

Фронтальная – выявлять основных участников музыкальной коммуникации и неразрывное единство их творчества.

Индивидуальная – наблюдать за музыкой в жизни человека

Наблюдение

2

Стартовый образовательный модуль «Первый раз в первый класс»

Три основы музыки

(постановка учебной задачи, поиск ее решения)

Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни. Опосредованное выражение в музыке чувств и мыслей человека (обобщение через жанр). Разные способы исполнения и записи музыки.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Детский альбом»: пьесы «Полька», «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков»

Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявлять известное и неизвестное при решении различных учебных задач.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Фронтальная – выявлять три основные сферы музыки (песня, танец, марш) и определять их на слух; разучивать и исполнять народные песни, маршевые и танцевальные мелодии; импровизировать интонации и мелодии (в пении, движении, игре на детских музыкальных инструментах) в характере основных жанровых сфер музыки.

Индивидуальная – познакомиться с различными способами исполнения и записи музыки; передавать в пении, движении, пластическом интонировании, графической записи особенности песни, танца, марша; различать выраженные в музыке чувства и настроения человека

Импровизировать интонации
и мелодии
(в пении, движении, игре
на детских музыкальных инструментах) в характере основных жанровых сфер музыки

Фронтальная
и индивидуальная беседы

3

Какие бывают марши?

(освоение нового материала)

Марш в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности. Духовой оркестр.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; С. С. Прокофьев. Марш из альбома «Детской музыки». Марш
из оперы «Любовь к трем апельсинам»; Петровский виватный кант  XVIII века «Радуйся, Росско земле!»; Людвиг ван Бетховен. Тема второй части. Третьей симфонии. Военный
и спортивный марши в исполнении духового оркестра по выбору учителя

Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. 

Познавательные: обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся.

Коммуникативные: использование речевых  средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: проявление целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия

Фронтальная – сравнивать марши по характеру
и стилевой принадлежности (на интуитивном уровне); знакомиться со звучанием симфонического и духового оркестров; искать пути пластического выражения и графической фиксации маршевых мелодий.

Индивидуальная – определять жизненную основу маршей; разучивать и петь маршевые мелодии и передавать характер маршевой музыки в движении; подбирать ритмическое сопровождение к маршам
на детских музыкальных инструментах

Искать пути пластического выражения
и графической фиксации маршевых мелодий

Фронтальная
и индивидуальная беседы

4

Кто марширует?

Маршевая музыка Л. Бетховена

(освоение нового материала)

Средства воплощения образного разнообразия маршей: мелодия, ритм, темп, динамика, регистр. Марш в симфонической музыке: образное содержание, особенности построения. Симфонический оркестр.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; Людвиг ван Бетховен. Главная тема финала Пятой симфонии

Регулятивные: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении.

Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения.

Коммуникативные: понимание сходства
и различия разговорной и музыкальной речи.

Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности
и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

Фронтальная – определять характер музыки и анализировать её построение; знакомиться с элементами нотной записи; импровизировать и переинтонировать маршевые мелодии; выявлять основные средства музыкальной выразительности.

Индивидуальная – передавать характер марша в пении, движении, ритмическом сопровождении
на детских музыкальных инструментах; разучивать и петь маршевую мелодию; искать пути пластического выражения и графической фиксации маршевой мелодии

Импровизировать
и переинтонировать маршевые мелодии

Фронтальная

и индивидуальная беседы

5

Какие бывают танцы? Разнообразие вальсов (освоение нового материала)

Танец в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности. Разнообразие жизненного содержания музыкальных образов в вальсах.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Детский альбом»: «Полька», «Вальс», «Мазурка», «Камаринская»; С. С. Прокофьев. «Вальс» из альбома «Детской музыки», вальс из оперы «Война и мир»;
П. И. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные: слушать собеседника
и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей
и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

Фронтальная – знакомиться с разными танцами, характеризовать их музыкальные образы; разучивать и петь танцевальные мелодии; выявлять особенности ритмоинтонаций, выделять в танцах характерные ритмические фигуры и подбирать подходящие движения; искать пути пластического выражения и графической фиксации танцевальных мелодий.

Индивидуальная – разучивать, петь и пластически интонировать мелодии вальсов; сравнивать вальсы по интонационно-образному содержанию; учиться слышать за музыкальной интонацией человека и его жизненные обстоятельства; определять (первые пробы) автора незнакомой музыки в опоре на ранее изученные произведения этого композитора

Искать пути пластического выражения
и графической фиксации танцевальных мелодий

Фронтальная

и индивидуальная беседы

6

Разнообразие вальсов

(освоение нового материала)

Народный наигрыш и его композиторская интерпретация. Содержание и форма пьесы. Вариации. Танец в симфонической музыке: образное содержание, особенности развития. Инструменты симфонического оркестра.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Камаринская».

Танцевальная музыка Людвига ван Бетховена

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Коммуникативные: понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях.

Личностные: соблюдение нравственных норм поведения, проявление доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения
и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

Фронтальная – характеризовать выразительность тембров инструментов симфонического оркестра; разучивать (петь, пластически интонировать) тему народного плясового наигрыша «Камаринская», прогнозировать пути её изменения (варьирования).

Индивидуальная – слушать одноименную пьесу Чайковского, ориентируясь
по графической записи; сочинять ритмическое сопровождение к пьесе «Камаринская»; петь и пластически интонировать пьесу
в сопровождении детских шумовых музыкальных инструментов; получить представление о варьировании как типе развития
и форме вариаций; разучивать (слушать, петь, пластически интонировать) побочную тему финала Пя той симфонии Бетховена; передавать в исполнении диалогичность построения темы

Сочинять ритмическое сопровождение
к пьесе «Камаринская»

Фронтальная
и индивидуальная беседы

7

Какие бывают песни? Слова
и музыка в песне
(решение частных задач)

Разнообразие песен в музыке народной и композиторской. Особенности песенных мелодий. Жанры песен и их типичные интонации. Построение песни. Куплетная форма. Песня без слов. Взаимодействие слов и музыки в песне.

Музыкальный материал: русская народная песня «Во поле береза стояла», Петровский виватный кант XVIII века «Радуйся, Росско земле!», колыбельные, потешки, прибаутки, заклички
для импровизации; П. И. Чайковский. Мелодия «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин», пьеса «Осень» из фортепианного цикла «Времена года»

Регулятивные: осуществлять мобилизацию  сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач.

Коммуникативные: умение опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок; прогнозирование хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи.

Личностные: осознание эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

Фронтальная – разучивать и петь песни народные и композиторские; наблюдать за отражением
в песне различных чувств
и мыслей человека; выявлять интонации, типичные для разных песенных жанров; импровизировать мелодии песен на народные слова.

Индивидуальная – сочинять мелодию к словам песни; разыгрывать песни
и представлять их своим одноклассникам; разучивать мелодию песни

П. И. Чайковского, анализировать её строение; подбирать слова к мелодии песни; выявлять соотношение слов и мелодии в песне; исполнять песню П. И. Чайковского

Импровизировать мелодии песен на народные слова. Сочинять мелодию
к словам песни

Фронтальная
и индивидуальная беседы

8

Песенная музыка

(решение частных задач)

Песенная мелодия в симфонической музыке: образное содержание, особенности развития. Инструменты симфонического оркестра. Характерные особенности музыки Л. Бетховена.

Музыкальный материал: Л. ван Бетховен. Связующая тема экспозиции финала Пятой симфонии. Мелодия напевная и речитативная

Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.

Познавательные: осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности; использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные: использование речевых  средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: проявление навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности

Фронтальная – разучивать и исполнять (в пении, пластическом интонировании) связующую тему финала Пятой симфонии

Л. Бетховена, ориентируясь по графической записи; соотносить тембровую окраску (валторны) песенной мелодии Л. Бетховена с её ритмическим характером, передавать особенности тембрового звучания темы в пении и пластическом интонировании.

Индивидуальная – определять жанровую основу и характерные черты мелодии

Л. Бетховена

Фронтальная
и индивидуальная беседы

9

Пьесы для фортепиано

П. И. Чайковского,

С. С. Прокофьева

(решение частных задач)

Песенные мелодии в фортепианных пьесах П. Чайковского и С. Прокофьева. Построение пьес. Трехчастная форма. Взаимодействие содержания и композиции в музыке.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Сладкая греза», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» из цикла фортепианных пьес «Детский альбом». С. С. Прокофьев. «Раскаяние»

Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные: владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств.

Коммуникативные: понимание сходства
и различия разговорной и музыкальной речи.

Личностные: ориентированы на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры

Фронтальная – слушать
и следить по графической записи пьесы «Сладкая греза» П. И. Чайковского
и «Раскаяние» С. С. Прокофьева; разучивать и исполнять мелодии двух пьес; наблюдать за выражением в музыке различных чувств и мыслей человека; определять форму фортепианных пьес; слушать пьесы; сочинять разные музыкальные истории, меняя последовательность пьес.

Индивидуальная – выявлять зависимость содержания музыки от её построения

Определять жанровую основу и характерные черты мелодии
Л. Бетховена

Фронтальная
и индивидуальная беседы

10

Кто написал эти мелодии?

(освоение нового материала)

Своеобразие песенных мелодий разных композиторов.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. Главная тема

2-й части симфонии № 4. С. С. Прокофьев. Побочная тема из 1-й части симфонии № 7. Людвиг ван Бетховен. Связующая тема из экспозиции
4-й части симфонии № 5

Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

Познавательные: осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: проявление интереса к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся

Фронтальная – разучивать и исполнять мелодии П. И. Чайковского, Л. Бетховена, С. С. Прокофьева; определять жанровую основу и образное содержание этих мелодий.

Индивидуальная – размышлять о сходстве разных мелодий, написанных одним композитором

Фронтальная
и индивидуальная беседы

11

Собираем музыкальное произведение

(обобщение и систематизация знаний)

Композиционные функции музыкальной речи (вступление, изложение, развитие, завершение).

Музыкальный материал: Людвиг ван Бетховен. Экспозиция финала Пятой симфонии

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся. Коммуникативные: понимание сходства
и различия разговорной и музыкальной речи.

Личностные: проявление чувства гордости
за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе

Фронтальная – петь, пластически интонировать, анализировать четыре музыкальные темы Л. Бетховена в опоре на графическую запись.

Индивидуальная – составлять музыкальную композицию из этих тем, опираясь на представление об общности композиционных функций музыкальной
и разговорной речи; слушать и пластически интонировать экспозицию финала симфонии целиком

Составлять музыкальную композицию

Фронтальная
и индивидуальная беседы

«О чём говорит музыка?» (8 ч)

12

О чём рассказывает музыка?

Выразительность

и изобразительность

в музыке

(постановка учебной задачи, поиск ее решения)

Особенности выражения в музыке чувств и мыслей людей.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Мужик на гармонике играет», «Песня жаворонка», «Шарманщик».

С. С. Прокофьев. «Дождь и радуга».

М. И. Глинка. «Попутная песня»

Регулятивные: ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах.

Познавательные: осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности.

Коммуникативные: умение вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов
и оценок, прогнозирование хода развития событий, сличение полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи.

Личностные: проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Фронтальная – сочинять мелодии музыкальных пьес по их названиям
и иллюстрациям к ним; слушать фортепианные
пьесы П. И. Чайковского
и С. С. Прокофьева, напевать их мелодии; определять жизненную основу музыкальных интонаций; выявлять различия в содержании музыкальных интонаций; анализировать и соотносить выразительные
и изобразительные интонации.
 Индивидуальная – разучивать и исполнять «Попутную песню» М. И. Глинки в опоре на графическую запись; соотносить мелодию и аккомпанемент песни, её содержание и построение; выявлять различия соотношения слов и мелодии основной темы и середины; анализировать музыкальное произведение
в опоре на знания основных средств музыкальной выразительности; сравнивать разные интерпретации песни

Сочинять мелодии музыкальных пьес
по их названиям и иллюстрациям
к ним

Фронтальная
и индивидуальная беседы

13

Музыкальный портрет

(освоение нового материала)

Основные характеристики музыкального героя. Воплощение в интонации внутреннего
и внешнего облика музыкального героя. Сходство и различие музыкальных образов песни.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Мама», «Баба Яга», «Неаполитанская песенка» и изученные ранее музыкальные произведения -

Регулятивные: действовать конструктивно,
в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Познавательные: осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности. 

Коммуникативные: понимание композиционных особенностей устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывание их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях.

Личностные: осмысление взгляда на мир
в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия

Фронтальная – слушать, петь и пластически интонировать пьесы П. И. Чайковского из «Детского альбома»; слышать в музыке человека и его жизненные обстоятельства; размышлять о возможностях музыки в отражении внешнего и внутреннего облика человека; разучить мелодию русской народной песни «Выходили красны девицы» в опоре на нотную и графическую записи; разыграть песню по ролям.

Индивидуальная – создавать разные музыкальные портреты путём переинтонирования одной мелодии

Создавать музыкальные портреты. Разыграть песню
по ролям

Фронтальная
и индивидуальная беседы

14

Герои симфонической

сказки

С. С. Прокофьева «Петя
и волк»

(решение частных задач)

Инструменты симфонического оркестра, их выразительные и изобразительные возможности

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи.

Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

Фронтальная – характеризовать тембровую окраску темы каждого героя.

Индивидуальная – слушать, петь, пластически интонировать (в опоре
на графическую запись) музыкальные портреты героев симфонической сказки
С. С. Прокофьева «Петя и волк»

Фронтальная
и индивидуальная беседы

15

Разнообразие движений в музыке

(решение частных задач)

Движение как важнейшая характеристика музыкального образа. Особенности движений в музыке и средства их воплощения.

Музыкальный материал: С. С. Прокофьев. Музыкальные образы симфонической сказки «Петя
и волк». Вальс
из оперы «Война
и мир». Людвиг ван Бетховен. Главная тема финала Пятой симфонии.
П. И. Чайковский. «Мама», «Баба Яга», «Болезнь куклы», «Новая кукла».

М. И. Глинка. «Попутная песня»

Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.

Познавательные: пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: проявление положительного  отношения к учебной деятельности, освоение способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

Фронтальная – определять особенности музыкального воплощения движений; выявлять сходство
и различие разных типов движения в музыке.

Индивидуальная – слушать, петь, пластически интонировать разнообразные музыкальные образы, подчёркивая выразительность их движения

Фронтальная
и индивидуальная беседы

16

Взаимодействие музыкальных образов

в симфоническом произведении

(освоение нового материала)

Музыкальные образы в симфоническом произведении.

Повтор и контраст – принципы развития музыки. Интонационный анализ симфонических музыкальных образов.

Графическая запись.

Музыкальный материал: Людвиг ван Бетховен. 3-я часть Пятой симфонии

Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные: выполнять логические действия сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств.

Коммуникативные: понимание сходства
и различия разговорной и музыкальной речи.

Личностные: соблюдение нравственных норм, проявление доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

Фронтальная – слушать, петь, пластически интонировать диалог двух музыкальных героев в опоре
на графическую запись; наблюдать за изменением тем-образов в процессе её развития, отмечать этапы сближения музыкальных героев; обсуждать с одноклассниками смысл происходящих изменений; анализировать средства воплощения музыкальных образов и их развития.

Индивидуальная – слушать, петь музыку среднего раздела в опоре на графическую запись; характеризовать выразительность полифонических приемов развития и передавать «многоголосие» музыки в пластическом интонировании

Фронтальная
и индивидуальная беседы

17

Взаимодействие музыкальных образов

в симфоническом произведении

(освоение нового материала)

Музыкальные образы в симфоническом произведении.

Повтор и контраст –

принципы развития музыки. Интонационно-тематическое родство в симфонии.

Музыкальный материал: Людвиг ван Бетховен. Экспозиция финала Пятой симфонии. Людвиг ван Бетховен.

3-я часть и экспозиция финала Пятой симфонии

Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

Познавательные: выполнять логические  действия сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, выдвигать предположение, доказывать.

Коммуникативные: использование речевых  средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: проявление эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

Фронтальная – слушать, пластически исполнять
и анализировать переход от третьей к четвёртой части симфонии; прогнозировать последующее развитие музыкальной истории.

Индивидуальная – слушать продолжение симфонии Бетховена; анализировать интонационное родство тем Третьей и Четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена на основе пластической и графической моделей этой музыки; слушать и пластически интонировать Третью часть
и экспозицию Финала Пятой симфонии Бетховена

Фронтальная
и индивидуальная беседы

18

Что отличает

музыку

П. И. Чайковского? (решение частных задач)

Начальные представления о композиционных функциях музыки (вступление и завершение). Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Утренняя молитва», «В церкви»;

пьесы из цикла фортепианных пьес «Детский альбом»

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности.

 Коммуникативные: умение понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях.

Личностные: проявление навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности

Фронтальная – слушать и следить по графической записи две пьесы «Утренняя молитва», «В церкви»
(из цикла фортепианных пьес «Детский альбом»); выявлять зависимость характера мелодической линии пьесы от ее местоположения в цикле.

Индивидуальная – разучивать основные темы пьес, охарактеризовать их жанровую основу

Фронтальная
и индивидуальная беседы

19

П. И. Чайковский.

«Детский альбом». Что отличает музыку Чайковского?

(обобщение
и систематизация знаний)

Начальные представления о композиционных функциях музыки: группировка частей цикла. Своеобразие музыкальной речи

П. И. Чайковского

Регулятивные: мобилизировать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач.

Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи.

Личностные: ориентированы на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры

Фронтальная – размышлять о последовательности пьес в цикле и группировать их; составить звуковое оглавление цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Индивидуальная – слушать и анализировать разные

интерпретации одной-двух

пьес (по выбору учащихся); слушать, петь, пластически интонировать мелодии

П. И. Чайковского; определять особенности музыкальной речи П. И. Чайковского в опоре на графическую запись

Фронтальная и индивидуальная беседы

Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете (8 ч)

20

Музыкальные образы

в балете

(постановка учебной задачи, поиск ее решения)

Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств в балете. Создатели балетного спектакля. Особенности создания балетного спектакля. Музыкальный
и сценический портреты героев балета

Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения.

Коммуникативные: приобретение опыта общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Личностные: ориентированы на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры

Фронтальная – слушать, петь, пластически интонировать; выполнять интонационный анализ тем двух фей с помощью графической записи; обсуждать сцены Большого вальса в видеозаписи.

Индивидуальная – выявлять специфические особенности балетного спектакля и процесса его создания.

Фронтальная
и индивидуальная беседы

21

Развертывание

музыкального

действия в балете

(освоение нового материала)

Специфика образов и их взаимодействие в балетной музыке. Танцевальное начало в балете: танец-состояние и танец-действие. Моделирование по музыке последовательности событий. Интонационный анализ сцены завершения бала. Инсценировка фрагмента сцены.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. Интродукция, вальс и финал 1-го действия из балета «Спящая красавица»

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач.

Коммуникативные: умение вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок прогнозирование ход развития событий, сличение полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи.

Личностные: проявление положительного отношения к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся

Фронтальная – знакомиться в классе с видеофрагментом сцены бала и обсуждать с одноклассниками его сценическое решение; слушать финал 1-го действия балета и определять по музыке последовательность происходящих событий; разыгрывать в классе фрагменты финала 1-го действия.

Индивидуальная – слушать и анализировать музыку вступления к балету как обобщенное выражение его содержания; распознавать пластическое выражение музыкальных образов в балете; создавать на основе музыкального образа словесный и пластический портреты балетного героя; подбирать из знакомых вальсов П. И. Чайковского подходящий по характеру для звучания на балу

Разыгрывать
в классе фрагменты финала 1-го действия

Фронтальная
и индивидуальная беседы

22

Музыкальные

образы

в опере

(постановка учебной задачи, поиск ее решения)

Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств в опере. Создатели оперного спектакля. Музыкальный и сценический портреты героев оперы

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач.

Коммуникативные: понимание сходства

и различия разговорной и музыкальной речи.

Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества

Фронтальная – выявлять специфические особенности оперного спектакля
и процесса его создания; создавать сценические образы героев (пение, движение, жесты, мимика, осанка).

Индивидуальная – слушать и анализировать музыкальный фрагмент

Фронтальная
и индивидуальная беседы

23

Развертывание

музыкального

действия

в опере

(освоение нового материала)

Специфика образов и их взаимодействие в оперной музыке. Ведущая роль пения
в опере. Мужской, женский и смешанный хоры.

Музыкальный материал: М. И. Глинка. Интродукция
из оперы «Иван Сусанин»

Регулятивные: ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах.

Познавательные: владеть логическими действиями сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, выдвигать предположения и подтверждать их.

Коммуникативные: умение вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов
и оценок; прогнозирование хода развития событий; сличение полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи.

Личностные: проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявление в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Фронтальная – характеризовать тембровую окраску мужского, женского и смешанного хоров; разучивать хоры интродукции, выявлять основные интонации и их соотношение; моделировать мелодию заключительного хора («Беда неминучая») на основе интонаций предшествующих хоров; составлять план инсценировки фрагмента встречи ополченцев и разыгрывать его, знакомиться с видеозаписью постановки этого фрагмента. 

Индивидуальная – распознавать по музыке состояние героев и содержание сценического действия в опере; создавать на основе музыки оперы образы сценических героев в слове, жесте, движении

Создавать
на основе музыки оперы образы сценических героев в слове, жесте, движении. Составлять план инсценировки фрагмента встречи ополченцев и разыгрывать его

Фронтальная
и индивидуальная беседы

24

Музыкальные

образы

в симфонии

(постановка учебной задачи, поиск ее решения)

Своеобразие инструментальных жанров. Создатели симфонии. Группы инструментов симфонического оркестра

Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала; определять известное и неизвестное при решении различных учебных задач.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения.

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии

Фронтальная – получить представление о группах инструментов симфонического оркестра.

Индивидуальная – выявлять особенности симфонической музыки, процесса её создания и исполнения

Фронтальная
и индивидуальная беседы

25–

26

Взаимодействие музыкальных образов

в первой части Пятой симфонии

Л. Бетховена

(решение частных задач)

Специфика образов симфонии и их взаимодействие. Своеобразие обобщенной сюжетности в симфонии, психологический контекст анализа взаимодействия тем- образов. Первоначальные представления о композиционных функциях экспозиции, разработки, репризы, коды. Инструменты симфонического оркестра.

Музыкальный материал: Людвиг ван Бетховен. 1-я часть симфонии № 5 (экспозиция, разработка, реприза, кода)

Регулятивные: ставить новые учебные задачи

в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе

Фронтальная – слушать, петь, пластически интонировать, характеризовать основные темы-образы
в опоре на графическую запись; предвосхищать возможные пути развития музыки, подтверждать свои предложения музыкальной импровизацией; распознавать содержание симфонии по характеру развития музыкальных образов; анализировать изменение тем-образов в процессе их развития (разработка, реприза, кода), выявлять причинно-следственные связи соотношения тем-образов и их взаимодействия; получать представление
о композиционных функциях экспозиции, разработки, репризы, коды.

Индивидуальная – сравнивать разные интерпретации экспозиции симфонии (слушание, пластическое интонирование) и обсуждать в классе особенности трактовки музыки
в каждом исполнении

Фронтальная
и индивидуальная беседы

27

Жизнь музыкальных образов

в симфонии, опере, балете (обобщение

и систематизация знаний)

Формы бытования музыкально-сценических и симфонических произведений. Пение, пантомима, пластическое интонирование,

инсценировка. Заочное путешествие

в Большой театр

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Коммуникативные: приобретение опыта общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Личностные: становление гуманистических
и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения
к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Фронтальная – выявлять и сравнивать особенности бытования музыкально-сценических и инструментальных жанров музыки в современных условиях; просмотр

Фронтальная
и индивидуальная беседы

«Как говорит музыка?» (6 ч)

28

Речь музыкальная
и разговорная. Интонация в речи музыкальной и разговорной

(постановка учебной задачи, поиск ее решения)

Сходство и отличие музыкальной
и разговорной речи: представление о типах интонаций. Интонация как носитель смысла в музыке. Представление о синтаксисе, композиционных функциях музыкальной речи. Перенитонирование – изменение смысла в музыкальном высказывании. С. С. Прокофьев. «Болтунья». Стихи А. Барто. Интонация в музыкальной речи композитора и исполнителя. Скороговорка как способ (манера) разговорной и музыкальной речи. Форма рондо

Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные: удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Коммуникативные: использование речевых  средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности
и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

Фронтальная – сравнивать музыкальную речь одного героя в разных обстоятельствах, выявлять произошедшие в ней изменения; переинтонировать мелодию в соответствии
с учебной задачей; разучивать песню С. С. Прокофьева «Болтунья».

Индивидуальная – вспоминать изученные музыкальные произведения, находить в них повествовательные, вопросительные, призывные, утвердительные интонации, передавать характер интонаций в исполнении (пении, пластическом интонировании); подбирать слова к мелодии и мелодию к словам; выявлять различие в соотношении слов и мелодии; определить особенности формы рондо в музыке

Подбирать слова к мелодии
и мелодию
к словам

Фронтальная
и индивидуальная беседы

29

Музыкальные диалоги

(освоение нового материала)

Взаимодействие героев в музыкальных диалогах. Сходство и различие музыкальной речи участников диалогов. Типы диалогов. Взаимодействие героев в музыкальном диалоге. Сходство и различие музыкальной речи участников диалога.

Музыкальный материал: М. И. Глинка. Интродукция
из оперы «Иван Сусанин». Л. ван Бетховен. Главная тема 1-й части Пятой симфонии.
С. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя
и волк». «Солдатушки, бравы ребятушки». Русская народная песня

Регулятивные: выполнять учебные действия

в качестве слушателя, исполнителя.

Познавательные: пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Коммуникативные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

Личностные: проявление навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности

Фронтальная – разучивать народную песню и разыгрывать ее по ролям; вспоминать изученные музыкальные произведения, находить в них диалоги согласия, борьбы, ссоры, примирения, сомнения, убеждения; разыгрывать в классе по ролям музыкальные диалоги из пройденных произведений.

Индивидуальная – вспоминать (петь, пластически интонировать, анализировать) темы музыкальных героев симфонической сказки; слушать симфоническую сказку целиком; выявлять и характеризовать диалоги музыкальных героев сказки; делать музыкальный пересказ диалогов
и разыгрывать эти диалоги по ролям; составлять краткую схему-план симфонической сказки; читать слова русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки» и сочинять к словам мелодию

Разучивать народную песню и разыгрывать ее по ролям

Фронтальная
и индивидуальная беседы

30

Музыка живёт во времени (решение частных задач)

Отличие передачи событий в живописи и музыке. Коммуникативные функции разделов музыкальных форм.

Музыкальный материал: изученные ранее произведения

Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

Познавательные: удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Коммуникативные: использование речевых  средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: проявление положительного отношения к учебной деятельности посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоение способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

Фронтальная – выявлять сходство и различие передачи событий в музыке
и живописи; вспоминать изученные музыкальные произведения, анализировать их построение, размышлять об обусловленности построения произведения его содержанием.

Индивидуальная – характеризовать значение основных разделов построения музыкального произведения

Фронтальная
и индивидуальная беседы

31

Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония.

Вторая часть

(решение частных задач)

Содержание музыкальных образов второй части, выразительные и изобразительные черты музыки. Взаимодействие тем в двойных вариациях. Этапы развития тем второй части

Регулятивные: ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах.

Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач.

Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.

Личностные: осмысление эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

Фронтальная – вспоминать музыку первой, третьей и четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена; сравнивать звучание тем двух героев в конце первой и начале третьей частей симфонии; моделировать образы второй части в вербальной и интонационной формах; сочинять свои мелодии и сравнивать их с композиторскими.

Индивидуальная – слушать, петь, пластически интонировать, анализировать две основные темы Второй части Пятой симфонии; наблюдать за изменениями тем от вариации к вариации, ориентируясь по графической записи; анализировать коду как обобщение музыкального развития Второй части

Сочинять свои мелодии
и сравнивать их с композиторскими

Фронтальная
и индивидуальная беседы

32

Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония (решение частных задач)

Обобщение жанра симфонии. Представление о содержании и композиционной функции частей симфонического цикла

Регулятивные: действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения.

Коммуникативные: понимание композиционных особенностей устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывание их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях.

Личностные: сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности

Фронтальная – вспоминать (слушать, петь, пластически интонировать) музыку всех частей Пятой симфонии Бетховена.

Индивидуальная – характеризовать каждую часть симфонического цикла как этап развития музыкальной истории; выявлять характерные особенности музыкальной речи Бетховена

Фронтальная
и индивидуальная беседы

33

Итоговый образовательный межпредметный модуль «Ярмарка достижений» Мир музыкальных образов

(обобщение
и систематизация знаний)

Разнообразие образов музыки

М. И. Глинки,

П. И. Чайковского,

С. С. Прокофьева, Людвига ван Бетховена. Характерные черты музыкального стиля композиторов. Выразительные возможности основных элементов музыкального языка и их неразрывное единство
в живой музыкальной речи

Регулятивные: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении прогнозировать содержание произведения
по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении.

Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач.

Коммуникативные: проявление активности

в решении познавательных задач.

Личностные: ориентирование на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, проявление бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры

Фронтальная – вспоминать произведения

М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Людвига ван Бетховена.

Индивидуальная – напевать основные темы; выявлять интонации, характерные для музыки каждого композитора; анализировать музыку, применяя знания основных средств музыкальной выразительности; исполнять фрагменты пройденных произведений (по выбору учащихся)

Фронтальная
и индивидуальная беседы


Материально-техническое обеспечение 8

1. Дополнительная литература для учителя.

1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст]: музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 2001.

Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.

2. Информационно-коммуникативные средства.

Можно использовать видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.

3. Наглядные пособия.

1. Портреты композиторов.

2. Альбомы с демонстрационным материалом.

3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

4. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2.Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

5. Технические средства обучения.

1. Музыкальные инструменты.

2. Электронные музыкальные инструменты (синтезаторы).

3. Магнитная доска.

4. Персональный компьютер.

5. Мультимедийный проектор.

6. Экспозиционный экран.

7. DVD-проигрыватель.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. Штатив для карт и таблиц.

3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

4. Ящики для хранения таблиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 4 класс по музыке

Полная рабочая программа по музыке в 4 классе Критской....

рабочая программа 3 класс ФГОС музыка

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание,требования к планируемым результатам изучения программы, календарно- тематическое планирование, перечень учебнго-методического обе...

Рабочая программа предшкольного класса по музыке

Пояснительная записка по музыке предшкольного класса. Календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа 1 классы урок музыки

Рабочая программа  по предмету Искусство (Музыка). Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа 4 класса по музыке УМК " Школа XXI века"

Программа начального общего образования, утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по музыке составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к р...

Рабочая программа 2 класс по музыке

Рабоча программа по музыке 2 класс. по Критской Е.Д....

Рабочие программы 1 класс по музыке

Аннотация к рабочей программе...