рабочая программа 4 класс по музыке
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме

Арзаева Наталья Владимировна

Полная рабочая программа по музыке в 4 классе Критской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx58.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 68 г. Дзержинск

Рабочая учебная программа по

курсу «Музыка»

для 4 класса

год разработки 2014

составлена на основе авторской программы  «Музыка. 1-4 классы», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, (М., Просвещение, 2010.)

Программу составила:

Арзаева Н.В.


Пояснительная записка

    Программа создана на основе:

•федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования по искусству;

• примерной программы начального общего образования по музыке;

• программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

      Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

   Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

    Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

    Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

 Предмет музыка имеет цель:

  • формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению   задач:
  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание  эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации. 

   В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

   

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым  признакам;  работать  с  нотной  записью  как  простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.

Основные виды учебной деятельности школьников

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиции, танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры - драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Содержание программы

выстраивается с учетом преемственности  музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что  для III класса:

1. “Россия – Родина моя”- 3 ч.

2. “День, полный событий”-6 ч.

3. “О России петь – что стремиться в храм”-4 ч.

4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -3 ч.

5. “В музыкальном театре”-6 ч.

6. “В концертном зале”-5 ч.

7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”-7 ч.

    Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

      В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.

    Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:

  • наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
  • наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. так и окружающих людей;
  • наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  •  наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Регулятивные УУД:

  • умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника
  • умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • установление простых причинно-следственных связей.
  • Познавательные УУД:
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;
  • умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
  • осуществление элементов синтеза как составление целого;
  • понимание основ смыслового чтения художественного текста.

Коммуникативные УУД:

  • наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
  •  участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

выпускник научится:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)

Выпускник получит возможность научиться:

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
  • соотносить образцы народной и профессиональной музыки;
  • распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации).

Метапредметные результаты:

  • – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
  • – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
  • – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • – овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
  • – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
  • – формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
  • – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
  • – умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).


Тематическое планирование по курсу «Музыка»

 34 часа в год, 1 час в неделю

№ п/п

№ в теме

Тема урока

 Содержание учебного предмета

Музыкальный материал

Домашнее задание

Характеристика деятельности учащихся 

Раздел 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (3 часа).

1

1

Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выразишь словами, звуком на душу навей...

Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов.   Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).  

Концерт 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов; Вокализ. С. Рахманинов.

  Родные места   Ю. Антонов, слова М. Пляцковского

 Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

 Знать композиторов

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании.

Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Импровизировать на заданные тексты.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Подбирать ассоциативные ряды художественным проведениям различных видов искусства.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

2

2

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная. Особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения.  

 Знать жанры народных песен.

3

3

 Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! 

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.  

 Ты, река ль, моя реченька, русская народная песня.

Песня о России. В. Локтев, слова О. Высотской.

Колыбельная, обраб. А. Лядова;

У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод;

А  мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова

 Выучить текст песен.

Раздел 2. ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ (6 часов).

5

1

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...    

«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское.  

    В деревне. М. Мусоргский.

 

 

 

 Вспом-нить стихи и сказки Пушкина.

 Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.

Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.

Распознавать их художественный смысл.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.).

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

6

2

Что за прелесть эти сказки! Три чуда.

 Музыкальность поэзии А. Пушкина. Музыкально-поэтические образы   сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

 Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе) Салтане». Н. Римский-Корсаков.

Девицы, красавицы;

Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковский.

Нарисо-вать рисунок к сказкам.

7

3

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

Колокольные звоны.

  Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Нарисо-вать рисунок по теме.

8.9.

4.5.

Приют, сияньем муз одетый...

Многообразие жанров народной музыки. Музыкально-литературные вечера - романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт).  

 Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

 Знать композиторов

17

6

Зимнее утро. Зимний вечер.

Музыкально-поэтические образы природы в творчестве композиторов.

Осенняя  песнь.   (Октябрь).   Из  цикла  «Времена года» П. Чайковский.

Пастораль.   Из   Музыкальных   иллюстраций   к   повести А.Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни.

Зимняя дорога  В. Шебалин, стихи А. Пушкина.

Зимняя дорога  Ц. Кюи, стихи А. Пушкина.

Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина.

Подобрать стихи к музыке о природе, нарисо-вать рисунок.

Раздел 3. ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО (3часа).

10

1

Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян.

Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества.  

Интонационная выразительность народных песен.  

Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни; Солнце, в дом войди; Светлячок; Сулико. грузинские народные песни; Аисты, узбекская народная песня; Колыбельная, английская народная песня; Колыбельная, неаполитанская народная песня; Санта Лючия. итальянская народная песня; Вишня, японская народная песня.

   

 Нарисо-вать и запомнить музыкальные инструменты.

Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

Исследовать историю создания музыкальных инструментов.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты.

Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения.

Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.

Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

11

2

Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка  

    Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах.     Вариации в народной и композиторской музыке.  Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.

Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский; Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский; Ты воспой, воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни". Г. Свиридов

Нарисо-вать рисунок по теме.

29

3

Народные праздники. (Троица).

  Церковные и народные праздники на Руси. Троицын день. Икона «Троица» А. Рублева.

Светит месяц, русская народная песня-пляска.   «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков Пляска скоморохов из оперы. Троицкие песни.

Вспом-нить  русские народные песни, игры, забавы к празднику

 Раздел 4. В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ (5 часов).

12

1

Музыкальные инструменты симфонического оркестра.  Скрипка, виолончель.

Вариации на тему рококо.

 

Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра).    

Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.

Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.

Знать композиторов.

Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов

Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сальная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании. импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.

Корректировать собственное исполнение.

Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

13

2

 

14

3

Старый замок. Счастье в сирени живет...

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.    

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.

Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

Сообще-ние о Шопене.

15

4

Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы...

Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии).

Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.

Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.

 

16

5

Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра.

Особенности музыкальной драматургии.  Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Арагонская хота. М. Глинка.

 (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский

 

Раздел 5. В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (6 часов).

18

1

Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II действие). За Русь мы все стеной стоим... (III действие).  

События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева.

Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.  

Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из Щ действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка.

 

 Нарисо-вать рисунок по теме.

Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.

Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности.

Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.

Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках.

Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

19

2

Сцена в лесу (IV действие).

20

3

Исходила младешенька.

Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Орнаментальная мелодика.  Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.

Песня Марфы («Исходила младешенька»);

Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка

Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

 Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

Выучить текст песен.

21

4

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

 

22

5

Балет «Петрушка».

Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.

Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский.

Нарисо-вать рисунок по теме.

23

6

Театр музыкальной комедии.

 Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц.  Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей.

Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

Звездная река. Слова и музыка В. Семенова.

Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Нарисо-вать рисунок по теме.

Раздел 6. О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ (4 часа).

4

1

Святые земли Русской. Илья Муромец.    

Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и  Илья Муромец), их почитание и восхваление.       

Земле Русская, стихира.

Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская)  1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.

Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.

 Величание князю Владимиру и княгине Ольге. Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.

Прочитать былины об Илье Муромце.

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы,

 фрески, скульптуры.

Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.

Сочинять мелодии на поэтические тексты.

Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пенни и разного рода импровизациях.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

26

2

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.  

 Праздники Русской православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств».  Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Особенности мелодики, ритма, исполнения.   

 Тропарь праздника Пасхи.

Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.

Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Не шум шумит, русская народная песня.

 

Сообщение о любом православном празднике

Вспом-нить  русские народные песни, игры, забавы к празднику

27

3

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Народные традиции праздника.

Светлый праздник. Финал сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинова.

28

4

Кирилл и Мефодий.

Святые Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности.

Величание  святым  Кириллу  и  Мефодию,   обиходный распев.

Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.

 Рассказ о святых Кирилле и Мефодии.

 Раздел 7. ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ (7 часов).

24

1

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.  

Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.).        

Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд   №    12    («Революционный»)    для    фортепиано.

Ф.Шопен.

Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.

 Знать композиторов.

 Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений.

Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

Оценивать свою творческую деятельность.

Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.

Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.

25

2

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). 

 Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня).

  Обработка. Переложение. Импровизация.  

Пожелания    друзьям;    Музыкант.    Слова    и    музыка Б. Окуджавы.

Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.

Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.  

 Выучить текст песен.

30

3

В интонации спрятан человек.

 Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня).        

 Песня Сольвейг; Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.

Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.

Пастушка, французская народная песня

 Знать жанры музыки.

31

4

Музыкальный сказочник.

Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова.

Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Нарисо-вать рисунок по теме. 

32

5

Рассвет на Москве-реке.

Образ Родины в музыке М. Мусоргского.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Вспом-нить стихи о Родине.

33

6

Обобщающий урок.

Интонационная выразительность музыкальной речи. Форма музыки (трехчастная, сонатная).  

34

7

Заключительный урок-концерт.

 


Основные требования к уровню знаний и умений.

• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и  композиторских школ;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности; 
• развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
• совершенствование умений и навыков творческой  музыкально-эстетической деятельности.

К концу обучения в начальной школе учащиеся овладеют способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы  (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходства и различия объектов и явлений искусства и жизни (видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). У детей формируются  представления о мире музыки, формах её бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает эмоционально-чувственную сферу учащихся, что создаёт возможность более глубокого изучения музыкального искусства в основной школе.


Знать/ понимать

  • Слова и мелодию Гимна России;
  • Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
  • Смысл понятий: « композитор», « исполнитель», « слушатель»;
  • Названия изученных жанров и форм музыки;
  • Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, обряды);
  • Названия изученных произведений и их авторов;
  • Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

Уметь

  • Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  • Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
  • Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
  • Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
  • Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;
  • Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающихся);

Использовать  приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
  • Исполнения знакомых песен;
  • Участие в коллективном пении;
  • Музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
  • Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

Критерии уровня музыкального развития:

  • Насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней;
  • Умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональных характер и определять образное содержание;
  • Умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
  • Каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально – ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.

Нормы оценивания знаний.

      Функция оценки - учет знаний: проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции), умение пользоваться ключевыми и частными знаниями, проявление музыкальных способностей и стремление   их проявить.
     «5» -  присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции); умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
    «4» -  присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции); проявление музыкальных способностей и стремление их проявить; умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
   
«3» - проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции); умение пользоваться ключевыми или частными знаниями; проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
   
«2» - нет интереса, эмоционального отклика; неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями; нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.

Перечень учебно-методического обеспечения:

   Для реализации программного содержания курса  музыки используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся  4 класса. – М.: Просвещение, 2009.

2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Просвещение, 2010.

3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008.

4. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 4класс.  

5.Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Музыка" для 1 класса В.О.Усачевой, Л.В. Школяр

Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе Усачевой Школяр...

Рабочая программа модуля "Мир музыки". 2 класс

Цель модуля: выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знания...

Рабочая программа модуля "Мир музыки". 1 класс

Цель модуля: выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знания...

Рабочая программа по предмету «Музыка» УМК "Школа 2100" 2 класс

Программа адресована учащимся 1 -4  классов общеобразовательных школ...

Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина

Календарно-тематическое планирование по  "Музыке" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина...

Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Музыка" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс  УМК "Школа России"...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Музыка и движение»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный первый класс...