рабочая программа 4 класс по музыке
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме
Полная рабочая программа по музыке в 4 классе Критской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie.docx | 58.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 68 г. Дзержинск
Рабочая учебная программа по
курсу «Музыка»
для 4 класса
год разработки 2014
составлена на основе авторской программы «Музыка. 1-4 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, (М., Просвещение, 2010.)
Программу составила:
Арзаева Н.В.
Пояснительная записка
Программа создана на основе:
•федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;
• примерной программы начального общего образования по музыке;
• программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Предмет музыка имеет цель:
- формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.
Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиции, танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры - драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Содержание программы
выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для III класса:
1. “Россия – Родина моя”- 3 ч.
2. “День, полный событий”-6 ч.
3. “О России петь – что стремиться в храм”-4 ч.
4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -3 ч.
5. “В музыкальном театре”-6 ч.
6. “В концертном зале”-5 ч.
7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”-7 ч.
Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. так и окружающих людей;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Регулятивные УУД:
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- установление простых причинно-следственных связей.
- Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление элементов синтеза как составление целого;
- понимание основ смыслового чтения художественного текста.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
выпускник научится:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)
Выпускник получит возможность научиться:
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- соотносить образцы народной и профессиональной музыки;
- распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации).
Метапредметные результаты:
- – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- – овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- – формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- – умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Тематическое планирование по курсу «Музыка»
34 часа в год, 1 час в неделю
№ п/п | № в теме | Тема урока | Содержание учебного предмета | Музыкальный материал | Домашнее задание | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (3 часа). | ||||||
1 | 1 | Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выразишь словами, звуком на душу навей... | Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). | Концерт 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов; Вокализ. С. Рахманинов. Родные места Ю. Антонов, слова М. Пляцковского Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. | Знать композиторов | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным проведениям различных видов искусства. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. |
2 | 2 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная. Особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. | Знать жанры народных песен. | ||
3 | 3 | Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! | Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. | Ты, река ль, моя реченька, русская народная песня. Песня о России. В. Локтев, слова О. Высотской. Колыбельная, обраб. А. Лядова; У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова | Выучить текст песен. | |
Раздел 2. ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ (6 часов). | ||||||
5 | 1 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... | «В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское. | В деревне. М. Мусоргский.
| Вспом-нить стихи и сказки Пушкина. | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
6 | 2 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | Музыкальность поэзии А. Пушкина. Музыкально-поэтические образы сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). | Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе) Салтане». Н. Римский-Корсаков. Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковский. | Нарисо-вать рисунок к сказкам. | |
7 | 3 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | Колокольные звоны. | Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. | Нарисо-вать рисунок по теме. | |
8.9. | 4.5. | Приют, сияньем муз одетый... | Многообразие жанров народной музыки. Музыкально-литературные вечера - романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). | Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. | Знать композиторов | |
17 | 6 | Зимнее утро. Зимний вечер. | Музыкально-поэтические образы природы в творчестве композиторов. | Осенняя песнь. (Октябрь). Из цикла «Времена года» П. Чайковский. Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский. У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни. Зимняя дорога В. Шебалин, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога Ц. Кюи, стихи А. Пушкина. Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина. | Подобрать стихи к музыке о природе, нарисо-вать рисунок. | |
Раздел 3. ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО (3часа). | ||||||
10 | 1 | Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян. | Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Интонационная выразительность народных песен. | Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни; Солнце, в дом войди; Светлячок; Сулико. грузинские народные песни; Аисты, узбекская народная песня; Колыбельная, английская народная песня; Колыбельная, неаполитанская народная песня; Санта Лючия. итальянская народная песня; Вишня, японская народная песня.
| Нарисо-вать и запомнить музыкальные инструменты. | Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты. Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
11 | 2 | Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка | Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. | Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский; Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский; Ты воспой, воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни". Г. Свиридов | Нарисо-вать рисунок по теме. | |
29 | 3 | Народные праздники. (Троица). | Церковные и народные праздники на Руси. Троицын день. Икона «Троица» А. Рублева. | Светит месяц, русская народная песня-пляска. «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков Пляска скоморохов из оперы. Троицкие песни. | Вспом-нить русские народные песни, игры, забавы к празднику | |
Раздел 4. В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ (5 часов). | ||||||
12 | 1 | Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Скрипка, виолончель. Вариации на тему рококо.
| Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы. | Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский. | Знать композиторов. | Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сальная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании. импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполнение. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
13 | 2 |
| ||||
14 | 3 | Старый замок. Счастье в сирени живет... | Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. | Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский. Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко. | Сообще-ние о Шопене. | |
15 | 4 | Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы... | Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии). | Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен. Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого. |
| |
16 | 5 | Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. | Особенности музыкальной драматургии. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. | Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Арагонская хота. М. Глинка. (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский |
| |
Раздел 5. В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (6 часов). | ||||||
18 | 1 | Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II действие). За Русь мы все стеной стоим... (III действие). | События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. | Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из Щ действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка.
| Нарисо-вать рисунок по теме. | Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
19 | 2 | Сцена в лесу (IV действие). | ||||
20 | 3 | Исходила младешенька. | Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Орнаментальная мелодика. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. | Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. | Выучить текст песен. | |
21 | 4 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. |
| ||
22 | 5 | Балет «Петрушка». | Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. | Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский. | Нарисо-вать рисунок по теме. | |
23 | 6 | Театр музыкальной комедии. | Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. | Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. Звездная река. Слова и музыка В. Семенова. Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина. | Нарисо-вать рисунок по теме. | |
Раздел 6. О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ (4 часа). | ||||||
4 | 1 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. | Земле Русская, стихира. Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых. Симфония № 2 («Богатырская) 1 -я часть (фрагмент) А. Бородин. Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого. | Прочитать былины об Илье Муромце. | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пенни и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
26 | 2 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | Праздники Русской православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств». Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Особенности мелодики, ритма, исполнения. | Тропарь праздника Пасхи. Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков. Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. Не шум шумит, русская народная песня.
| Сообщение о любом православном празднике Вспом-нить русские народные песни, игры, забавы к празднику | |
27 | 3 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Народные традиции праздника. | Светлый праздник. Финал сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинова. | ||
28 | 4 | Кирилл и Мефодий. | Святые Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. | Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский. | Рассказ о святых Кирилле и Мефодии. | |
Раздел 7. ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ (7 часов). | ||||||
24 | 1 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). | Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано. Ф.Шопен. Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен. | Знать композиторов. | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятельность. Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений. Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку. |
25 | 2 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. | Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыка Б. Окуджавы. Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого. Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц. | Выучить текст песен. | |
30 | 3 | В интонации спрятан человек. | Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня). | Песня Сольвейг; Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ. Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни. Пастушка, французская народная песня | Знать жанры музыки. | |
31 | 4 | Музыкальный сказочник. | Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. | Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. | Нарисо-вать рисунок по теме. | |
32 | 5 | Рассвет на Москве-реке. | Образ Родины в музыке М. Мусоргского. | Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. | Вспом-нить стихи о Родине. | |
33 | 6 | Обобщающий урок. | Интонационная выразительность музыкальной речи. Форма музыки (трехчастная, сонатная). | |||
34 | 7 | Заключительный урок-концерт. |
Основные требования к уровню знаний и умений.
• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
• развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
• совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
К концу обучения в начальной школе учащиеся овладеют способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходства и различия объектов и явлений искусства и жизни (видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). У детей формируются представления о мире музыки, формах её бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает эмоционально-чувственную сферу учащихся, что создаёт возможность более глубокого изучения музыкального искусства в основной школе.
Знать/ понимать
- Слова и мелодию Гимна России;
- Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
- Смысл понятий: « композитор», « исполнитель», « слушатель»;
- Названия изученных жанров и форм музыки;
- Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, обряды);
- Названия изученных произведений и их авторов;
- Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
Уметь
- Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
- Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
- Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;
- Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающихся);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
- Исполнения знакомых песен;
- Участие в коллективном пении;
- Музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
- Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
Критерии уровня музыкального развития:
- Насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней;
- Умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональных характер и определять образное содержание;
- Умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
- Каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально – ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.
Нормы оценивания знаний.
Функция оценки - учет знаний: проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции), умение пользоваться ключевыми и частными знаниями, проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
«5» - присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции); умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
«4» - присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции); проявление музыкальных способностей и стремление их проявить; умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
«3» - проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции); умение пользоваться ключевыми или частными знаниями; проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
«2» - нет интереса, эмоционального отклика; неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями; нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для реализации программного содержания курса музыки используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся 4 класса. – М.: Просвещение, 2009.
2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Просвещение, 2010.
3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008.
4. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 4класс.
5.Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Музыка" для 1 класса В.О.Усачевой, Л.В. Школяр
Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе Усачевой Школяр...
Рабочая программа модуля "Мир музыки". 2 класс
Цель модуля: выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знания...
Рабочая программа модуля "Мир музыки". 1 класс
Цель модуля: выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знания...
Рабочая программа по предмету «Музыка» УМК "Школа 2100" 2 класс
Программа адресована учащимся 1 -4 классов общеобразовательных школ...
Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина
Календарно-тематическое планирование по "Музыке" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина...
Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс УМК "Школа России"...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный первый класс...