Рабочая программа 1 классы урок музыки
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Рабочая программа  по предмету Искусство (Музыка). Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_1_-e_klassy.doc242.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

   Рабочая программа   предназначена для  1 класса, с  базовым уровнем подготовки обучающихся.

Количество недельных часов – 1

Количество часов в год – 33

Уровень  рабочей программы – базовый

 Место предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение музыки в 1 классе отводится 33  часа из расчета 1 ч в неделю.

Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными  документами:              

Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:              

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г.

№ 273-ФЗ;

  • Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;

- от 31.03.14 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);

- от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:

- от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

- от 24.11.2015 N 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

  • Письмо Министерства образования Российской федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 25 мая 2015 года №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования; программы отдельных учебных предметов;
  • Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.

     Цель массового музыкального образования и воспитания – становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

    Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:

- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- привить основы художественного вкуса;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- обучить основам музыкальной грамоты;

- сформировать потребность в общении с музыкой;

- обогатить  знаниями о  музыкальном  искусстве;

- научить  практическим  умениям  и  навыкам  в  учебно-творческой  деятельности.

Данная  программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом метапредметных и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей  младших школьников. Рабочая  программа  дает  распределение учебных часов по крупным разделам курса, содержит распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам, а также определяет конкретные виды музыкально-творческой деятельности обучающихся.

     Курс  нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества.

  Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

2. Общая характеристика учебного предмета

Характерная  тенденция, стандартов  второго  поколения – усиление  общекультурной  направленности  общего  образования, универсализация и интеграция  знаний.  Интегративность  обуславливает формирование  результатов  образования.  В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В  1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка, музыка всюду нам слышна». Оно  раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности:

- хоровое пение;

- слушание музыки и размышление о ней;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-ритмические движения;

- пластическое интонирование;

- импровизация;

- музыкально-драматическая театрализация.

Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, рабочей тетради, нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

    Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

     Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся  общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа  обеспечивает   формирование личностных,    коммуникативных,     познавательных    действий.   На  основе  освоения   обучающимися    мира  музыкального    искусства в сфере  личностных   действий    формируются    эстетические   и  ценностно  - смысловые     ориентации     учащихся,    создающие    основу    для   формирования      позитивной     самооценки,  самоуважения,     жизненного    оптимизма,    потребности    в  творческом   самовыражении.  Приобщение    к  достижениям    национальной,   российской    и мировой   музыкальной   культуры  и традициям,   многообразию    музыкального    фольклора    России,   образцам    народной    и   профессиональной       музыки    обеспечит формирование    российской    гражданской   идентичности    и толерантности    как  основы   жизни   в  поликультурном    обществе. Будут   сформированы     коммуникативные      универсальные учебные   действия   на  основе   развития   эмпатии   и  умения   вы являть  выраженные    в музыке   настроения    и  чувства  и  передавать  свои  чувства  и  эмоции   на  основе   творческого   самовыражения. В  области   развития    общепознавательных      действий   изучение   музыки   будет  способствовать    формированию     замещения и  моделирования. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

       Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями  к уровню подготовки учащихся  1 класса начальной школы в форме итоговых тестов  в конце каждой четверти.

      Принципиальной  установкой  программы является отсутствие  назидательности  и  прямолинейности  в  преподнесении  ее  содержания.  Подробная рубрикация содержания программы поможет учителю четко организовать поурочное  планирование. Точная  регламентированность не должна отражаться на живом характере занятий. Авторы допускают творческий подход со стороны учителя в том, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного музыкального материала, методики проведения урока.

     Подобная  рекомендация  напрямую  соотносится  с  установкой Примерной  программы  по  музыке, согласно  которой  «учитель  самостоятельно  осуществляет  выбор  методов  обучения,  придавая  особое  значение  сбалансированному  сочетанию  традиционных  и  инновационных  технологий,  в  том   числе  информационных  и  коммуникативных»

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

     В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю). Из  которых,  в  соответствии  с  гигиеническими  требованиями  к  условиям  реализации  образовательных  программ  1  класса  участвующего  в  муниципальном  эксперименте  по  апробации  ФГОС  II  поколения,  программа    рассчитана на  26  часов  классно-урочной  деятельности. Остальные 7  часов,  музыкальных   занятий  направлены  на  снятие  статического  напряжения  младшего школьника.

 4. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей. 

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии. 

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус. 

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений. 

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника. 

   

     

5. Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Искусство (Музыка)

 

 В  области  личностных  результатов:

- наличие  широкой  мотивационной  основы  учебной  деятельности,  включающей  социальные,

  учебно-познавательные   и  внешние  мотивы;

- ориентация  на  понимание  причин  успеха  в  учебной  деятельности;

- наличие  эмоционально-ценностного  отношения   к  искусству;

- реализация  творческого  потенциала  в  процессе  коллективного (индивидуального

  музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

  В области  метапредметных  результатов:

- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме

  (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);

- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также

  произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями

  музыки  и изобразительного искусства;

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие)  со

  сверстниками при решении музыкально - творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

  В области предметных результатов:

- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-

  творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных  инструментах, участие в

  импровизации, музыкальнопластическое движение, участие в музыкальнодраматических

  спектаклях);

- умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений,

  представленных в учебнике для 1 класса;

- владение некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро- медленно),

  динамики (громко - тихо);

- узнавание  по изображениям  некоторых  музыкальных  инструментов (рояль, пианино, скрипка,

  флейта, арфа),  а также народных  инструментов  (гармонь,  баян,  балалайка);

- проявление навыков  вокальнохоровой  деятельности  (вовремя начинать и заканчивать пение,

  уметь  петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять  музыкальные ударения, четко и

  ясно произносить слова  при исполнении, понимать дирижерский жест).

Методы музыкального образования и  воспитания младших школьников:

  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод концентричности организации музыкального материала;
  • метод игры;
  • метод создания «композиций»;
  • метод  междисциплинарных  взаимодействий;
  • стилевой  подход;
  • метод  восхождения  от  частного  к  общему;
  • творческий  метод;
  • метод перспективы и ретроспективы;
  • метод художественного контекста.

Формирование  универсальных  учебных  действий:

Личностные ууд.

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
  • Действие смыслообразования.
  • Нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные ууд

  • Умение выражать свои мысли.
  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные ууд

  • Целеполагание.
  • Волевая  саморегуляция.
  • Коррекция.
  • Оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания.
  • Смысловое  чтение.
  • Знаково – символическое моделирование.
  • Выделение и формулирование учебной цели.

Логические:

  • Анализ объектов.
  • Синтез, как составление целого из частей.
  • Классификация объектов.
  • Доказательство
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Построение  логической  цепи  рассуждения.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- устный опрос;

- самостоятельная работа;

- тесты-презентации;

- тест-игра

По итогам освоения программы 1 класса  обучающиеся  научатся:

- понимать  триединство: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- воспринимать  музыку  изученных жанров (песня, танец, марш);

- узнавать музыкальные  инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян,

   балалайка, свирель,  рожок, колокольчики, ложки, погремушка, кастаньеты, бубен,

   треугольник, металлофон,  аккордеон);

- называть  ноты, темпы  (быстро – медленно), динамику (громко - тихо);

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении,

   игре на детских музыкальных инструментах;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

- вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно

  выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать

  дирижерский жест.

 - использовать  приобретённые  знания  и  умения  в  практической  деятельности:

- исполнять  знакомые  песни;

- участвовать  в коллективном пении;

- музицировать  на детских музыкальных инструментах;

- передавать музыкальные впечатления через музыкально-пластические движения,

  импровизацию,  изобразительными средствами.

По итогам освоения  программы 2 класса  обучающиеся  получат  возможность  научиться:

     -высказывать  собственные  наблюдения  о музыке;

     -владеть  певческим  голосом  как  инструментом духовного самовыражения;  

     -разучивать  и  исполнять образцы музыкально-поэтического творчества  (прибаутки,

      скороговорки, загадки, хороводы, игры);

     -разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

     -участвовать  в  коллективной  творческой    деятельности;

     -демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства,

      взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной

      речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

      -наблюдать интонационное многообразие музыкального мира, ориентироваться в   различных

       видах  музыки.


6. Содержание   учебного предмета.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Основное содержание

темы, термины

 и понятия.

Форма организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Тема года: «Музыка, музыка всюду слышна»

 «Нас в школу приглашают задорные звонки»  

1 час

Музыка встречает ребят в первый школьный день. Ожидание  увлекательного  путешествия в  музыкальную   страну.  Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Войти в мир музыки – значит открыть для себя то прекрасное, без чего жизнь человека не может быть возможной. Разговор о настроении: радостном, весёлом, торжественном, серьёзном.

Урок.

формы учебной деятельности учащегося:

Групповая Коллективная.

Наблюдение

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

.«Музыка, музыка всюду нам слышна»  

1 час

Музыка   как  вид  искусства.  Значение  песни  в  жизни  человека. Знакомство  с  музыкальным  жанром – песня. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с  мелодией.  Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Мелодия – главная  мысль песни.  Характер  музыки  (задорно, весело, радостно, звонко).

Урок.

(видеолекции)

формы учебной деятельности учащегося:

Групповая Коллективная

Наблюдение

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»

1 час

Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки.

Урок-конференция.

Наблюдение  

Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

4.

Краски осени

1 час

Погружение в мир красоты особой осенней поры — золотой осени.  Разговор об осенней природе. Музыкальный  образ  осени.  Характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно.

Урок - беседа

Наблюдение  

Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

5-6

«Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?»

2 часа

Продолжение   темы  об осенней природе. Во всем чувствуется холодное дыхание осени.  Образ осени в музыке, живописи и поэзии.  Осеннее  настроение  передают  в  своей  музыке  композиторы.   Интонационно-образная природа осени  в музыкальном искусстве. Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло.

Урок. Рассказ.

Наблюдение  

Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

7

Музыкальное эхо  

1 час

Эхо – явление  природы, имитация  эхо  в  музыке.  Разновидность  динамики  (громко - тихо) – в музыке.  Средства  музыкальной   выразительности  тесно связаны с исполнительскими средствами — выполнением того или иного технического приема, или способа воспроизведения звука. Восприятие и  слушание изменения  динамических  оттенков  как способ выражения характера музыки.

Урок

Наблюдение  

Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: 

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

-Просмотр учебных фильмов.

-Объяснение наблюдаемых явлений.

8-9

Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!

2 часа

Первые  каникулы   в  жизни  школьника. Музыкальные  средства  выразительности. Темп  (быстрый - медленный). Восприятие  темпа  как способ выражения характера музыки, ощущение  роли темпа и его изменений, восприятие  темпа  как организующее  начало в  музыке. Обобщающий  урок  1  четверти.

Самостоятельная работа

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

10.

«Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…» 

1 час

Знакомство  с  музыкальным  жанром – танец. Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. Характерные  особенности и разновидности  танца. Вальс (тихо, нежно, плавно), полька (громко, быстро), карнавал.  

Урок.

формы учебной деятельности учащегося:

Групповая Коллективная.

Наблюдение  

Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

11

Ноги сами в пляс пустились

1 час

Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Хоровод, пляска (весело, быстро, задорно). Хорово́д - «групповой танец с песней», древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Хороводом  называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода.

Урок.

формы учебной деятельности учащегося:

Парная .Коллективная.

Наблюдение  

Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

12

Русские народные музыкальные инструменты.

Оркестр русских народных музыкальных инструментов.

1 час

Русские   народные  музыкальные   инструменты  – гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель,  рожок, колокольчики, ложки (внешний вид, тембр). Оркестр – коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на различных музыкальных инструментах. Состав оркестра русских народных инструментов.

Урок.

формы учебной деятельности учащегося:

Парная .Коллективная.

Групповая

Наблюдение  

Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

13

Марш деревянных солдатиков

1 час

Знакомство  с  жанром  марш. Характерные  особенности марша. Марш  и его разновидности. Марши  бывают  разные. Мелодическое родство дает возможность точнее определить признаки, отличающие один марш от другого, и подчеркнуть то общее, что объединяет все виды маршей — равномерность, четкость пульсации

Урок -  конференция.

формы учебной деятельности учащегося:

Парная .Коллективная.

Групповая

Наблюдение  

Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

14

Детский альбом П.И. Чайковского

1 час

Знакомство  с  творчеством  русского  композитора  П.И.Чайковского. Музыка  для  детей  «Детский альбом». Компози́тор -  составитель, сочинитель, автор музыкальных произведений; человек, сочиняющий  музыку. Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого дарования и требует специального обучения композиции.

Конференция, мультимедиа лекции.  

формы учебной деятельности учащегося:

Коллективная

Наблюдение  

Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

15

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

1 час

В. Одоевский «Городок в табакерке». Любой музыкальный инструмент имеет свой механизм. Нужно бережно с ним обращаться. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения – заклички, прибаутки  (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.

Урок.

формы учебной деятельности учащегося:

Коллективная.

Групповая

Наблюдение  

Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

16

Новый год! Новый год! Закружился хоровод.

1 час

Новогодний хоровод – традиция старая, ей уже больше двух веков. Традиция водить хороводы – один из самых древних обычаев на Руси. В русском хороводе кружились все: и женщины и девы,  юноши, и старики. Особенно  хороводы любили  дети.  Новогодние хороводы стали своеобразным продолжением старинной традиции.  Музыкальный инструмент - челеста.  

Другие виды работ.

формы учебной деятельности учащегося:

Коллективная.

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:       Слушание объяснений учителя.

17-18

Зимние игры

2 часа

Зимние  игры  на  каникулах.  Русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами неслучайно стала одним из символов России.

Любимые зимние забавы – катания на санях – приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и леса, а скрипучий под ногами снег так и зовет детей  на веселую прогулку!

Зачетный урок.

Учебная экскурсия на предприятие

.

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

- Самостоятельная работа с учебником.

19.

«Водят ноты хоровод»

1 час

Музыкальная   азбука- это начало большого путешествия в страну музыки. Постепенно знакомясь со всеми жителями этой страны, можно много  узнать и многому  научиться. В  музыке  есть  свои  музыкальные  буквы,  которые  называются  нотами.  Элементы музыкальной  грамоты: ноты, звукоряд.

Урок.

формы учебной деятельности учащегося:

Коллективная.

Наблюдение  

Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

20

Кто-кто в теремочке живёт?

2 часа

Пение, театрализация, игра на детских музыкальных инструментах. Инструменты погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон.  Встреча  с главными  героями  русской  народной  сказки «Теремок»

Урок.

формы учебной деятельности учащегося:

Коллективная.

Наблюдение  

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

21-22

Весёлый праздник Масленица.

2 часа

Народный праздник на Руси – Масленица. Ма́сленица — народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих  времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья.

Урок.

формы учебной деятельности учащегося:

Коллективная.

Наблюдение  

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

23

Где живут ноты?

1 час

Путешествие в музыкальную страну  «Музыкальной  азбуки». Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Система графических знаков для записи музыки.

Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, (скрипичный ключ).

Урок.

формы учебной деятельности учащегося:

Коллективная.

Наблюдение  

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

24

Весенний вальс

1 час

Музыка, литература и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.  Образ матери – великая тема искусства.  Пианино, рояль.

Консультации

формы учебной деятельности учащегося:

Коллективная.

Наблюдение Работа с книгой

Решение познавательных задач (проблем)

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

-Самостоятельная работа с учебником.

25

Природа просыпается.

1 час

Весеннее  настроение и  единая  мысль  в разных  областях произведений  искусства. Соотношение и  осмысление содержания, построенное  на сопоставлении  поэзии,  живописи  и  музыки. Образ весны через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный. Музыкальность  картин.

Самостоятельная работа

формы учебной деятельности учащегося:

Индивидуально-обособленная

 Наблюдение

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Самостоятельная работа с учебником.( доп. датериалом)

26

В детском музыкальном театре.

1час

Путешествие  первоклассников  в мир музыкального театра. Музыкальный театр – это сказка детства!  В  детском  музыкальном  театре  всегда  оживленно  и  весело. Артисты  показывают  детям  сказочные  музыкальные  представления: они  играют,  танцуют  и  поют.  Перед  сценой  находится  оркестровая  яма,  в которой  располагается оркестр. Руководит  оркестром  дирижер  (артисты, оркестр, дирижёр, антракт). Правила поведения в театре.

Урок.

формы учебной деятельности учащегося:

Коллективная.

Наблюдение Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

-Самостоятельная работа с учебником.

27

Мелодии и краски весны.

1 час

Весеннее настроение. Творческое  воображение  посредством углубления  понимания художественного  образа: поэтического,  музыкального,  живописного. Мелодия, музыкальность. Светлые,  радостные,  грустные  и печальные мелодии.

Урок.

формы учебной деятельности учащегося:

Коллективная.

Наблюдение Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

-Самостоятельная работа с учебником.

28

Мелодии дня.

1 час

Мелодии  дня  в  музыке, в  живописи, в поэзии. Светло, ласково, радостно, звонко.  Спокойно, тихо, таинственно, загадочно.

Урок.

формы учебной деятельности учащегося:

Коллективная.

Наблюдение Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

-Самостоятельная работа с учебником.

29

Музыкальные инструменты.  Тембры краски.

1 час

Каждый  музыкальный  инструмент,  как  и  любой  человеческий  голос,  имеет   свое  собственное  звучание,  собственную  окраску – тембр. Встреча с музыкальными инструментами – арфой, флейтой, скрипкой, пианино. Внешний  вид  инструментов, тембр , выразительные  возможности.  

Урок.

формы учебной деятельности учащегося:

Коллективная.

Парная.

Наблюдение Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

-Самостоятельная работа с учебником.

230

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

1 час

Н. Носов «Как  Незнайка  был музыкантом»- сказка.  Исполнитель кто это? Легко ли им стать? Для  того,  чтобы  стать  музыкальным  исполнителем,  необходимо   много  учиться  и  трудиться.  

Урок.

формы учебной деятельности учащегося:

Коллективная,

парная,

групповая

Наблюдение Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

-Самостоятельная работа с учебником.

31

На  концерте.

1 час

Новое понятие – концерт,  исполнитель. Правила поведения на концерте. Во  время концерта  полагается  спокойно,  молча  слушать  музыку. Во  время  концерта   или  спектакля  нельзя   вставать  и  уходить.  Это  очень  невежливо  по  отношению  к  артистам  и  слушателям.  

Урок –беседа .

формы учебной деятельности учащегося:

Коллективная,

парная,

групповая

Наблюдение Работа с книгой

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

-Самостоятельная работа с учебником

32

Но на свете почему-то торжествует доброта

1 час

Музыка, которая  звучит  в   мультфильмах. Мультфильмы  любят  все – и  дети,  и  взрослые. Любят  за их  юмор,  веселье,  любят  за  доброту,  которая  всегда  побеждает. Музыка  в  м /фильмах  играет  очень  важную  роль.  Она помогает  лучше  узнать    главных   героев – их  настроение,  характер,  поступки.

Консультации

формы учебной деятельности учащегося:

Коллективная.

Наблюдение

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Самостоятельная работа с учебником

33

«Давайте сочиним оперу», или  Музыкальная  история

 про  Чиполлино  и  его друзей.

1час

Путешествие в музыкальную страну  опера. Многие   первоклассники  знакомы  с  замечательными  и  отважными  героями  сказки  «Чиполлино». Чиполлино  и  его  друзья  храбро  сражались  за  свободу  против  злых  и  коварных  правителей  Италии – принца  Лимона, барона  Апельсина, синьора  Помидора.  Нелегкая  победа,  одержанная  верными  друзьями,  принесла  освобождение  и  радость   многим  простым  и  честным  жителям  Италии.  Опера, хор, солист.

Урок

формы учебной деятельности учащегося:

Коллективная.

Наблюдение

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

-Самостоятельная работа с учебником

7. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Примерные сроки изучения *

Дата фактическая

Примечания

 «Нас в школу приглашают задорные звонки»  

с 1 по 8.09

.«Музыка, музыка всюду нам слышна»  

с 8 по 15.09

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»

      с 15 по 22.09

Краски осени

с 22 по 29.09

   5-6

«Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?»

с 29 по 6.10

   7.

Музыкальное эхо  

с 6 по13.10

   8-9

Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!

 с 13 по 27.10

    10.

«Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…» 

с 20 по 27.10

    11

Ноги сами в пляс пустились

с 27 по 3.11

    12.

Русские народные музыкальные инструменты.

Оркестр русских народных музыкальных инструментов.

с 14 по 21.11

     13.

Марш деревянных солдатиков

с 21 по 28.11

     14

Детский альбом П.И. Чайковского

с 28 по 05.12

     15.

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

с 05 по 12.12

     16

Новый год! Новый год! Закружился хоровод.

с 12 по 19.12

 17-18.

Зимние игры

с 19 по 26.12

    19

«Водят ноты хоровод»

с 16 по 23.01

    20.

Кто-кто в теремочке живёт?

с 23 по 30.01

 21-22.

Весёлый праздник Масленица.

с 30.01 по 06.02

23

Где живут ноты?

с 06.02 по 13.02

24.

Весенний вальс

с 13.02 по 20.02

25.

Природа просыпается.

с 27.02 по 06.03

     26

В детском музыкальном театре.

с 06.03 по 13.03

27.

Мелодии и краски весны.

с 13.03 по 20.03

      28

Мелодии дня.

с 20.03 по 27.03

29.

Музыкальные инструменты.  Тембры краски.

с 20.03 по 27.03

30

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

с 03.04 по 10.04

31

На  концерте.

с 10.04 по 17.04

32

Но на свете почему-то торжествует доброта

с 17.04 по 24.04

33

«Давайте сочиним оперу», или  Музыкальная  история

 про  Чиполлино  и  его друзей.

с 24.04 по 01.05



8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Класс

Программа

Учебник

Методическое, дидактическое обеспечение

1а, 1б, 1в, 1г

 «Музыка. 1-4 классы», авторы В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Музыка. 1 кл.: учебник  для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. – 111, [1]

- Музыка. 1 кл.: Рабочая тетрадь: пособие для общеобразоват. учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. – 95, [1]с.: ил.

- Музыка. 1 кл.: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие / Сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2009. – 207, [1] с.: нот.

- Музыка. 1 кл.: Фонохрестоматия, 2 кассеты /  В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2009г.

- Музыка. 1 кл.: CD-1, CD-2/   В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2009г.

 -Арсенина  Е.Н.  Музыка  1-4 классы.

-Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

-«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

-Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.

-Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

-Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

-Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

-Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

-Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

-Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

-Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

-Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

-Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

-Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

 -Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

 -Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

 -Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

-Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

-Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

-.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

- Уроки  музыки 1-8 классы. Мультимедийное  приложение  к  урокам  ООО  «Глобус»  2008 г.

- Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

- ФЦИОР   Электронный  образовательный  ресурс (ЭОР) нового  поколения (НП) 2008 г.

- Энциклопедия  Классической  музыки  «Интерактивный  мир»  2002 г.

- Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Для обеспечения образовательного процесса по учебному курсу « Искусство (музыка)» в 1 классе используется следующее материально-техническое обеспечение:

  • Цифровое фортепиано
  • Моноблок Lenovo
  • Магнитофон
  • Экран
  • Проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Музыка" для 1 класса В.О.Усачевой, Л.В. Школяр

Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе Усачевой Школяр...

Рабочая программа модуля "Мир музыки". 2 класс

Цель модуля: выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знания...

Рабочая программа модуля "Мир музыки". 1 класс

Цель модуля: выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знания...

Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина

Календарно-тематическое планирование по  "Музыке" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина...

Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Музыка" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс  УМК "Школа России"...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Музыка и движение»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный первый класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для обучающихся 3 – 4 классов по обновленной программе ФГОС НОО

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения...