Рабочая программа 1 классы урок музыки
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка). Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_-e_klassy.doc | 242.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для 1 класса, с базовым уровнем подготовки обучающихся.
Количество недельных часов – 1
Количество часов в год – 33
Уровень рабочей программы – базовый
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение музыки в 1 классе отводится 33 часа из расчета 1 ч в неделю.
Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:
Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:
- Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ;
- Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;
- от 31.03.14 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);
- от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:
- от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
- от 24.11.2015 N 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- Письмо Министерства образования Российской федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 25 мая 2015 года №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования; программы отдельных учебных предметов;
- Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
- Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.
Цель массового музыкального образования и воспитания – становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- обучить основам музыкальной грамоты;
- сформировать потребность в общении с музыкой;
- обогатить знаниями о музыкальном искусстве;
- научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности.
Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, содержит распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам, а также определяет конкретные виды музыкально-творческой деятельности обучающихся.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
2. Общая характеристика учебного предмета
Характерная тенденция, стандартов второго поколения – усиление общекультурной направленности общего образования, универсализация и интеграция знаний. Интегративность обуславливает формирование результатов образования. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка, музыка всюду нам слышна». Оно раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности:
- хоровое пение;
- слушание музыки и размышление о ней;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- музыкально-ритмические движения;
- пластическое интонирование;
- импровизация;
- музыкально-драматическая театрализация.
Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, рабочей тетради, нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий формируются эстетические и ценностно - смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе. Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения вы являть выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждой четверти.
Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении ее содержания. Подробная рубрикация содержания программы поможет учителю четко организовать поурочное планирование. Точная регламентированность не должна отражаться на живом характере занятий. Авторы допускают творческий подход со стороны учителя в том, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного музыкального материала, методики проведения урока.
Подобная рекомендация напрямую соотносится с установкой Примерной программы по музыке, согласно которой «учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникативных»
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю). Из которых, в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям реализации образовательных программ 1 класса участвующего в муниципальном эксперименте по апробации ФГОС II поколения, программа рассчитана на 26 часов классно-урочной деятельности. Остальные 7 часов, музыкальных занятий направлены на снятие статического напряжения младшего школьника.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Искусство (Музыка)
В области личностных результатов:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального
музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме
(в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также
произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями
музыки и изобразительного искусства;
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
В области предметных результатов:
- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-
творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в
импровизации, музыкальнопластическое движение, участие в музыкальнодраматических
спектаклях);
- умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений,
представленных в учебнике для 1 класса;
- владение некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро- медленно),
динамики (громко - тихо);
- узнавание по изображениям некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка,
флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);
- проявление навыков вокальнохоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение,
уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и
ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
Методы музыкального образования и воспитания младших школьников:
- метод эмоциональной драматургии;
- метод концентричности организации музыкального материала;
- метод игры;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- стилевой подход;
- метод восхождения от частного к общему;
- творческий метод;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод художественного контекста.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные ууд.
- Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
- Действие смыслообразования.
- Нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные ууд
- Умение выражать свои мысли.
- Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
- Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные ууд
- Целеполагание.
- Волевая саморегуляция.
- Коррекция.
- Оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
- Умение структурировать знания.
- Смысловое чтение.
- Знаково – символическое моделирование.
- Выделение и формулирование учебной цели.
Логические:
- Анализ объектов.
- Синтез, как составление целого из частей.
- Классификация объектов.
- Доказательство
- Выдвижение гипотез и их обоснование.
- Построение логической цепи рассуждения.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- устный опрос;
- самостоятельная работа;
- тесты-презентации;
- тест-игра
По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся научатся:
- понимать триединство: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- воспринимать музыку изученных жанров (песня, танец, марш);
- узнавать музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян,
балалайка, свирель, рожок, колокольчики, ложки, погремушка, кастаньеты, бубен,
треугольник, металлофон, аккордеон);
- называть ноты, темпы (быстро – медленно), динамику (громко - тихо);
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении,
игре на детских музыкальных инструментах;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно
выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать
дирижерский жест.
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
- исполнять знакомые песни;
- участвовать в коллективном пении;
- музицировать на детских музыкальных инструментах;
- передавать музыкальные впечатления через музыкально-пластические движения,
импровизацию, изобразительными средствами.
По итогам освоения программы 2 класса обучающиеся получат возможность научиться:
-высказывать собственные наблюдения о музыке;
-владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения;
-разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки,
скороговорки, загадки, хороводы, игры);
-разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
-участвовать в коллективной творческой деятельности;
-демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства,
взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной
речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-наблюдать интонационное многообразие музыкального мира, ориентироваться в различных
видах музыки.
6. Содержание учебного предмета.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Основное содержание темы, термины и понятия. | Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности | |
Тема года: «Музыка, музыка всюду слышна» | ||||||
«Нас в школу приглашают задорные звонки» | 1 час | Музыка встречает ребят в первый школьный день. Ожидание увлекательного путешествия в музыкальную страну. Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Войти в мир музыки – значит открыть для себя то прекрасное, без чего жизнь человека не может быть возможной. Разговор о настроении: радостном, весёлом, торжественном, серьёзном. | Урок. формы учебной деятельности учащегося: Групповая Коллективная. | Наблюдение I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: -Наблюдение за демонстрациями учителя. | ||
.«Музыка, музыка всюду нам слышна» | 1 час | Музыка как вид искусства. Значение песни в жизни человека. Знакомство с музыкальным жанром – песня. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Мелодия – главная мысль песни. Характер музыки (задорно, весело, радостно, звонко). | Урок. (видеолекции) формы учебной деятельности учащегося: Групповая Коллективная | Наблюдение I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: -Наблюдение за демонстрациями учителя. | ||
«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку» | 1 час | Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. | Урок-конференция. | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: -Наблюдение за демонстрациями учителя. | ||
4. | Краски осени | 1 час | Погружение в мир красоты особой осенней поры — золотой осени. Разговор об осенней природе. Музыкальный образ осени. Характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно. | Урок - беседа | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: -Наблюдение за демонстрациями учителя. | |
5-6 | «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?» | 2 часа | Продолжение темы об осенней природе. Во всем чувствуется холодное дыхание осени. Образ осени в музыке, живописи и поэзии. Осеннее настроение передают в своей музыке композиторы. Интонационно-образная природа осени в музыкальном искусстве. Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло. | Урок. Рассказ. | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: -Наблюдение за демонстрациями учителя. | |
7 | Музыкальное эхо | 1 час | Эхо – явление природы, имитация эхо в музыке. Разновидность динамики (громко - тихо) – в музыке. Средства музыкальной выразительности тесно связаны с исполнительскими средствами — выполнением того или иного технического приема, или способа воспроизведения звука. Восприятие и слушание изменения динамических оттенков как способ выражения характера музыки. | Урок | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: -Наблюдение за демонстрациями учителя. -Просмотр учебных фильмов. -Объяснение наблюдаемых явлений. | |
8-9 | Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться! | 2 часа | Первые каникулы в жизни школьника. Музыкальные средства выразительности. Темп (быстрый - медленный). Восприятие темпа как способ выражения характера музыки, ощущение роли темпа и его изменений, восприятие темпа как организующее начало в музыке. Обобщающий урок 1 четверти. | Самостоятельная работа | I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. | |
10. | «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…» | 1 час | Знакомство с музыкальным жанром – танец. Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. Характерные особенности и разновидности танца. Вальс (тихо, нежно, плавно), полька (громко, быстро), карнавал. | Урок. формы учебной деятельности учащегося: Групповая Коллективная. | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: -Наблюдение за демонстрациями учителя. | |
11 | Ноги сами в пляс пустились | 1 час | Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Хоровод, пляска (весело, быстро, задорно). Хорово́д - «групповой танец с песней», древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Хороводом называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. | Урок. формы учебной деятельности учащегося: Парная .Коллективная. | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: -Наблюдение за демонстрациями учителя. | |
12 | Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов. | 1 час | Русские народные музыкальные инструменты – гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки (внешний вид, тембр). Оркестр – коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на различных музыкальных инструментах. Состав оркестра русских народных инструментов. | Урок. формы учебной деятельности учащегося: Парная .Коллективная. Групповая | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: -Наблюдение за демонстрациями учителя. | |
13 | Марш деревянных солдатиков | 1 час | Знакомство с жанром марш. Характерные особенности марша. Марш и его разновидности. Марши бывают разные. Мелодическое родство дает возможность точнее определить признаки, отличающие один марш от другого, и подчеркнуть то общее, что объединяет все виды маршей — равномерность, четкость пульсации | Урок - конференция. формы учебной деятельности учащегося: Парная .Коллективная. Групповая | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: -Наблюдение за демонстрациями учителя. | |
14 | Детский альбом П.И. Чайковского | 1 час | Знакомство с творчеством русского композитора П.И.Чайковского. Музыка для детей «Детский альбом». Компози́тор - составитель, сочинитель, автор музыкальных произведений; человек, сочиняющий музыку. Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого дарования и требует специального обучения композиции. | Конференция, мультимедиа лекции. формы учебной деятельности учащегося: Коллективная | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: -Наблюдение за демонстрациями учителя. | |
15 | Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. | 1 час | В. Одоевский «Городок в табакерке». Любой музыкальный инструмент имеет свой механизм. Нужно бережно с ним обращаться. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения – заклички, прибаутки (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку. | Урок. формы учебной деятельности учащегося: Коллективная. Групповая | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: -Наблюдение за демонстрациями учителя. | |
16 | Новый год! Новый год! Закружился хоровод. | 1 час | Новогодний хоровод – традиция старая, ей уже больше двух веков. Традиция водить хороводы – один из самых древних обычаев на Руси. В русском хороводе кружились все: и женщины и девы, юноши, и старики. Особенно хороводы любили дети. Новогодние хороводы стали своеобразным продолжением старинной традиции. Музыкальный инструмент - челеста. | Другие виды работ. формы учебной деятельности учащегося: Коллективная. | I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: Слушание объяснений учителя. | |
17-18 | Зимние игры | 2 часа | Зимние игры на каникулах. Русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами неслучайно стала одним из символов России. Любимые зимние забавы – катания на санях – приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и леса, а скрипучий под ногами снег так и зовет детей на веселую прогулку! | Зачетный урок. Учебная экскурсия на предприятие . | I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: - Самостоятельная работа с учебником. | |
19. | «Водят ноты хоровод» | 1 час | Музыкальная азбука- это начало большого путешествия в страну музыки. Постепенно знакомясь со всеми жителями этой страны, можно много узнать и многому научиться. В музыке есть свои музыкальные буквы, которые называются нотами. Элементы музыкальной грамоты: ноты, звукоряд. | Урок. формы учебной деятельности учащегося: Коллективная. | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: -Наблюдение за демонстрациями учителя. | |
20 | Кто-кто в теремочке живёт? | 2 часа | Пение, театрализация, игра на детских музыкальных инструментах. Инструменты погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон. Встреча с главными героями русской народной сказки «Теремок» | Урок. формы учебной деятельности учащегося: Коллективная. | Наблюдение I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: -Наблюдение за демонстрациями учителя. | |
21-22 | Весёлый праздник Масленица. | 2 часа | Народный праздник на Руси – Масленица. Ма́сленица — народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья. | Урок. формы учебной деятельности учащегося: Коллективная. | Наблюдение I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: -Наблюдение за демонстрациями учителя. | |
23 | Где живут ноты? | 1 час | Путешествие в музыкальную страну «Музыкальной азбуки». Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Система графических знаков для записи музыки. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, (скрипичный ключ). | Урок. формы учебной деятельности учащегося: Коллективная. | Наблюдение I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: -Наблюдение за демонстрациями учителя. | |
24 | Весенний вальс | 1 час | Музыка, литература и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Образ матери – великая тема искусства. Пианино, рояль. | Консультации формы учебной деятельности учащегося: Коллективная. | Наблюдение Работа с книгой Решение познавательных задач (проблем) I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. -Самостоятельная работа с учебником. | |
25 | Природа просыпается. | 1 час | Весеннее настроение и единая мысль в разных областях произведений искусства. Соотношение и осмысление содержания, построенное на сопоставлении поэзии, живописи и музыки. Образ весны через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный. Музыкальность картин. | Самостоятельная работа формы учебной деятельности учащегося: Индивидуально-обособленная | Наблюдение I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Самостоятельная работа с учебником.( доп. датериалом) | |
26 | В детском музыкальном театре. | 1час | Путешествие первоклассников в мир музыкального театра. Музыкальный театр – это сказка детства! В детском музыкальном театре всегда оживленно и весело. Артисты показывают детям сказочные музыкальные представления: они играют, танцуют и поют. Перед сценой находится оркестровая яма, в которой располагается оркестр. Руководит оркестром дирижер (артисты, оркестр, дирижёр, антракт). Правила поведения в театре. | Урок. формы учебной деятельности учащегося: Коллективная. | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. -Самостоятельная работа с учебником. | |
27 | Мелодии и краски весны. | 1 час | Весеннее настроение. Творческое воображение посредством углубления понимания художественного образа: поэтического, музыкального, живописного. Мелодия, музыкальность. Светлые, радостные, грустные и печальные мелодии. | Урок. формы учебной деятельности учащегося: Коллективная. | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. -Самостоятельная работа с учебником. | |
28 | Мелодии дня. | 1 час | Мелодии дня в музыке, в живописи, в поэзии. Светло, ласково, радостно, звонко. Спокойно, тихо, таинственно, загадочно. | Урок. формы учебной деятельности учащегося: Коллективная. | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. -Самостоятельная работа с учебником. | |
29 | Музыкальные инструменты. Тембры краски. | 1 час | Каждый музыкальный инструмент, как и любой человеческий голос, имеет свое собственное звучание, собственную окраску – тембр. Встреча с музыкальными инструментами – арфой, флейтой, скрипкой, пианино. Внешний вид инструментов, тембр , выразительные возможности. | Урок. формы учебной деятельности учащегося: Коллективная. Парная. | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. -Самостоятельная работа с учебником. | |
230 | Легко ли стать музыкальным исполнителем? | 1 час | Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом»- сказка. Исполнитель кто это? Легко ли им стать? Для того, чтобы стать музыкальным исполнителем, необходимо много учиться и трудиться. | Урок. формы учебной деятельности учащегося: Коллективная, парная, групповая | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. -Самостоятельная работа с учебником. | |
31 | На концерте. | 1 час | Новое понятие – концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте. Во время концерта полагается спокойно, молча слушать музыку. Во время концерта или спектакля нельзя вставать и уходить. Это очень невежливо по отношению к артистам и слушателям. | Урок –беседа . формы учебной деятельности учащегося: Коллективная, парная, групповая | Наблюдение Работа с книгой I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. -Самостоятельная работа с учебником | |
32 | Но на свете почему-то торжествует доброта | 1 час | Музыка, которая звучит в мультфильмах. Мультфильмы любят все – и дети, и взрослые. Любят за их юмор, веселье, любят за доброту, которая всегда побеждает. Музыка в м /фильмах играет очень важную роль. Она помогает лучше узнать главных героев – их настроение, характер, поступки. | Консультации формы учебной деятельности учащегося: Коллективная. | Наблюдение I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Самостоятельная работа с учебником | |
33 | «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей. | 1час | Путешествие в музыкальную страну опера. Многие первоклассники знакомы с замечательными и отважными героями сказки «Чиполлино». Чиполлино и его друзья храбро сражались за свободу против злых и коварных правителей Италии – принца Лимона, барона Апельсина, синьора Помидора. Нелегкая победа, одержанная верными друзьями, принесла освобождение и радость многим простым и честным жителям Италии. Опера, хор, солист. | Урок формы учебной деятельности учащегося: Коллективная. | Наблюдение I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: -Самостоятельная работа с учебником |
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Примерные сроки изучения * | Дата фактическая | Примечания | ||||
2а | 2б | 2в | 2г | |||||
«Нас в школу приглашают задорные звонки» | с 1 по 8.09 | |||||||
.«Музыка, музыка всюду нам слышна» | с 8 по 15.09 | |||||||
«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку» | с 15 по 22.09 | |||||||
Краски осени | с 22 по 29.09 | |||||||
5-6 | «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?» | с 29 по 6.10 | ||||||
7. | Музыкальное эхо | с 6 по13.10 | ||||||
8-9 | Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться! | с 13 по 27.10 | ||||||
10. | «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…» | с 20 по 27.10 | ||||||
11 | Ноги сами в пляс пустились | с 27 по 3.11 | ||||||
12. | Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов. | с 14 по 21.11 | ||||||
13. | Марш деревянных солдатиков | с 21 по 28.11 | ||||||
14 | Детский альбом П.И. Чайковского | с 28 по 05.12 | ||||||
15. | Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. | с 05 по 12.12 | ||||||
16 | Новый год! Новый год! Закружился хоровод. | с 12 по 19.12 | ||||||
17-18. | Зимние игры | с 19 по 26.12 | ||||||
19 | «Водят ноты хоровод» | с 16 по 23.01 | ||||||
20. | Кто-кто в теремочке живёт? | с 23 по 30.01 | ||||||
21-22. | Весёлый праздник Масленица. | с 30.01 по 06.02 | ||||||
23 | Где живут ноты? | с 06.02 по 13.02 | ||||||
24. | Весенний вальс | с 13.02 по 20.02 | ||||||
25. | Природа просыпается. | с 27.02 по 06.03 | ||||||
26 | В детском музыкальном театре. | с 06.03 по 13.03 | ||||||
27. | Мелодии и краски весны. | с 13.03 по 20.03 | ||||||
28 | Мелодии дня. | с 20.03 по 27.03 | ||||||
29. | Музыкальные инструменты. Тембры краски. | с 20.03 по 27.03 | ||||||
30 | Легко ли стать музыкальным исполнителем? | с 03.04 по 10.04 | ||||||
31 | На концерте. | с 10.04 по 17.04 | ||||||
32 | Но на свете почему-то торжествует доброта | с 17.04 по 24.04 | ||||||
33 | «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей. | с 24.04 по 01.05 |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Класс | Программа | Учебник | Методическое, дидактическое обеспечение |
1а, 1б, 1в, 1г | «Музыка. 1-4 классы», авторы В.В. Алеев, Т.Н. Кичак | Музыка. 1 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. – 111, [1] | - Музыка. 1 кл.: Рабочая тетрадь: пособие для общеобразоват. учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. – 95, [1]с.: ил. - Музыка. 1 кл.: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие / Сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2009. – 207, [1] с.: нот. - Музыка. 1 кл.: Фонохрестоматия, 2 кассеты / В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2009г. - Музыка. 1 кл.: CD-1, CD-2/ В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2009г. -Арсенина Е.Н. Музыка 1-4 классы. -Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г. -«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г. -Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г. -Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г. -Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г. -Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г. -Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г. -Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г. MULTIMEDIA – поддержка предмета: -Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ -Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 -Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн». -Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий» -Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» -Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» -Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве" -Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.» -Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» -Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку» -.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ - Уроки музыки 1-8 классы. Мультимедийное приложение к урокам ООО «Глобус» 2008 г. - Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008. - ФЦИОР Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП) 2008 г. - Энциклопедия Классической музыки «Интерактивный мир» 2002 г. - Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП) |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Для обеспечения образовательного процесса по учебному курсу « Искусство (музыка)» в 1 классе используется следующее материально-техническое обеспечение:
- Цифровое фортепиано
- Моноблок Lenovo
- Магнитофон
- Экран
- Проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Музыка" для 1 класса В.О.Усачевой, Л.В. Школяр
Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе Усачевой Школяр...
Рабочая программа модуля "Мир музыки". 2 класс
Цель модуля: выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знания...
Рабочая программа модуля "Мир музыки". 1 класс
Цель модуля: выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знания...
Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина
Календарно-тематическое планирование по "Музыке" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина...
Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс УМК "Школа России"...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный первый класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для обучающихся 3 – 4 классов по обновленной программе ФГОС НОО
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения...
- Мне нравится (1)