Урок музыки 4 кл Стравинский
презентация к уроку по музыке (4 класс) по теме
урок музыки 4 кл УМК "Планета знаний" РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ: И. Стравинский. Балет «Весна священная».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока и презентация к нему | 1.91 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Сокольская средняя общеобразовательная школа
Сокольского района Нижегородской области
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
В 4 КЛАССЕ
УМК «Планета знаний»
Тема: И. Стравинский.
Балет «Весна священная».
Учитель начальных классов
Муравьева Т.Ю.
п. Сокольское
2014 г.
Урок 10.РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ:
И. Стравинский. Балет «Весна священная».
Цель урока – знакомство с отраженными в балете образами древнеславянской культуры. Развитие интереса учащихся к русской классической музыке как «зеркалу» истории России.
Этапы урока:
- Игровая ситуация путешествия на музыкальной машине времени в музыкальный мир древних славян. Рассказ учителя о жизни и творчестве И.Ф. Стравинского. Знакомство с либретто и историей создания балета «Весна священная».
- Слушание отрывка из оперы И.Ф. Стравинского «Жар-птица» и отрывков из балета И.Ф. Стравинского «Весна священная».
Ход урока:
Игорь Фёдорович Стравинский (5 июня 1882 – 6 апреля 1971)
Слайд 1
Игорь Фёдорович Стравинский русский, французский и американский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Его творчество вобрало в себя практически все ведущие направления и стили своей эпохи.
Слайд 2
Игорь Стравинский родился в 1882 году. Его отец, Фёдор Стравинский — русский певец, солист Мариинского театра, в 58 лет получивший звание «заслуженного артиста». Мать будущего композитора — одарённая пианистка и певица Анна Кирилловна. В доме Стравинских в Петербурге принимали музыкантов, артистов, писателей, в числе которых был и Фёдор Достоевский.
С 1904 по 1906 год Игорь Стравинский брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, который предложил Стравинскому занятия два раза в неделю, параллельно с его уроками у В. Калафати. Это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел профессией в совершенстве.
В 1906 году женился на Екатерине Гавриловне Носенко. В 1907 году родился первый сын, художник Фёдор Стравинский, в 1910 году второй сын, композитор и пианист Святослав Сулима-Стравинский. В 1900—1910-е семья Стравинских жила подолгу в своём имении, в г.Устилуг Волынской губернии (Украина).
Слайд 3
Важным источником творчества композитора были русские народные песни. К сожалению, многие годы своей жизни композитор прожил вдали от Родины. В начале 1914 года, перед началом Первой мировой войны, выехал с семьёй в Швейцарию. После окончания войны Стравинский принял решение не возвращаться в Россию и спустя некоторое время переехал во Францию. С 1920 года композитор жил с семьёй в Париже.
Среди сочинений этого времени — опера «Соловей» по сказке Х. К. Андерсена и «История солдата».
Стравинский жил во Франции до 1940 года. Здесь состоялись премьеры его оперы «Мавра», танцевальной кантаты (балета с пением) «Свадебка»— итогового произведения русского периода, а также оперы-оратории «Царь Эдип», знаменовавшей собой начало нового периода в творчестве композитора, который принято называть «неоклассическим».
В 1924 году состоялся дебют Стравинского в качестве пианиста: он исполнил собственный концерт для фортепиано и духового оркестра. Как дирижёр Стравинский выступал с 1915 года. 1926 год отмечен первым обращением композитора к духовной музыке. В 1928 году появляются новые балеты, а два года спустя — знаменитая и грандиозная «Симфония псалмов» на латинские тексты Ветхого Завета.
В начале 1930-х годов Стравинский обращается к жанру концерта — он создаёт концерт для скрипки с оркестром и концерт для двух фортепиано. В 1934 году пишет автобиографическую книгу «Хроника моей жизни».
С 1936 года Стравинский периодически посещает с гастролями США, во время которых укрепляются его творческие связи с этой страной. Стравинского приглашают прочитать курс лекций в Гарвардском университете. Наконец, в связи с начавшейся войной, Стравинский решает переехать в США. Композитор поселяется сначала в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелесе. В 1945 году он становится американским гражданином.
Слайд 4
В марте 1939 года Екатерина Гавриловна Стравинская умерла от туберкулёза. Через год Стравинский женился на Вере Артуровне Судейкиной (был знаком с ней с 1922 г.)
На протяжении десятилетий Стравинский активно гастролировал как дирижёр в Европе и США. Осенью 1962 года впервые после долгого перерыва он приезжал на гастроли в СССР, дирижировал своими сочинениями в Москве и Ленинграде.
Стравинский умер 6 апреля 1971 года от сердечной недостаточности. Похоронен в Венеции рядом со своей второй женой Верой.
Слайд 5
В честь Стравинского выпущены монеты и почтовые марки; назван кратер на Меркурии. В Лозанне есть аллея его имени, в Амстердаме — улица. Площадь Стравинского в родном городе Ломоносове.
В его честь получили название музыкальная школа и музыкальная аудитория. Также существует фонтан Стравинского в Париже.
Имя Стравинского носит самолет А-319 компании «Аэрофлот».
Первый в мире музей Игоря Стравинского открыт на Украине в городе Устилуг в 1990 году.
12 июня 2010 года в Луцке открылся уже VII Международный фестиваль «Стравинский и Украина».
Сергей Дягилев еще в 1914 году предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная.
Включить эпизод из оперы «Жар-птица».
Эти произведения характеризуются рядом схожих черт: все они рассчитаны на чрезвычайно многочисленный оркестр, и в них активно используются русские фольклорные темы и мотивы. Сюжеты этих балетов связаны с русским фольклором.
Слайд 6 Задание в рабочей тетради
Слайд Прочтение Либретто балета «Весна священная»
Премьера «Весны священной», поставленной «Русским балетом» Дягилева в Париже 29 мая1913 года, сопровождалась бурным выражением негодования со стороны публики. Балет «Весна священная» переносит нас в таинственный мир древних славян. Мир, наполненный звуками природы, древних народных напевов и наигрышей. На сцене исполняются старинные древнеславянские пляски, игры, обряды и ритуалы.
Действие балета делится на 2 части. Первая – «Поцелуй земли». В ней несколько музыкальных эпизодов: Вступление, Весенние гадания, Пляски щеголих, Игра умыкания, Вешние хороводы, Игра двух городов, Шествие Старейшего-Мудрейшего, Поцелуй земли, Выплясывание земли.
Вторая часть – «Великая жертва». В ней также несколько музыкальных эпизодов: Вступление, Тайные игры девушек, Хождение по кругам, Величание избранной, Взывание к праотцам, Действо старцев, Великая священная пляска (Избранница).
Либретто балета Игоря Стравинского «Весна священная»
Славянское племя собиpается на пpаздник священной весны. Одна из девушек должна быть пpинесена в жеpтву богу Солнца. Избpанницей становится возлюбленная Пастуха, котоpый не в силах ее спасти. В Пастухе закипает пpотест пpотив жестокости и ваpваpства.
Действующие лица
Старцы. Старейший-Мудрейший. Дева-избранница. Девушки, женщины. Совет мудрейших. Юноши. Предки.
Поднимается занавес, и открывается дикий пейзаж: нагромождения скал, среди которых неподвижно сидят две группы — юноши и девушки. Всматриваясь в священный камень, они ждут его вещего знака.
Девушки поднимаются. Среди них появляется Старец. Они водят вокруг него хороводы.
Включить вступление «Весна священная»
Слайд 8
Старец направляется к священному кургану, за ним — девушки. Начинаются весенние гадания и танцы юношей. Землю, еще не проснувшуюся от зимнего сна, утаптывают молодые ноги танцем, заклинают ее расстаться с зимой. Чтобы умилостивить силы природы, танцуют и девушки. Обрядовые движения символизируют повседневный труд. Девушки прядут пряжу, юноши взрыхляют землю, чтобы заставить ее дать обильные всходы. Танцы становятся все более живыми. Девушки и юноши захвачены движением.
Танец, наполненный счастливым упоением, переходит в дикую пляску. Умыкания девушек. Каждый юноша уводит с собой избранную. Начинаются Вешние хороводы,
Включить «Вешние хороводы»
Слайд 9
За ними — Игра двух городов. Ее ведут юноши, разделенные на две группы.
Накопленные за долгие месяцы зимы силы рвутся наружу. Старец силится унять выхваляющихся юношей. К его мудрым, полным значения словам прислушиваются разгоряченные игрой юноши. Они падают на землю, чтобы выразить свое преклонение перед нею Поцелуем земли. Затем следует шествие Старейшего - Мудрейшего.
Опускается ночь. Последние лучи солнца окровавили облака. Девушки усаживаются у костра, окружая Старца.
Чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтоб ожила природа, чтоб люди могли пожинать дары земли, нужно окропить землю девичьей кровью. Дабы избрать среди подруг жертву, девушки водят круги, затевают Тайные игры, в конце которых приступают к обряду Величания Избранной. За ними следует Действо взывания к праотцам, переходящее в Священную пляску Избранницы. Земля приняла жертву: луг зеленеет, на деревах распускаются листья. Расцветает жизнь. Все племя, охваченное восторгом и благодарностью земле, выражает свои чувства в Великой священной пляске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»
Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся. «Какой дьявол может победить народ, способн...
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...
Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...
Урок музыки "Музыка вокруг нас. Музыка осени."
Разработка содержит технологическую карту урока и презентацию. На уроке подразумевается разучиваение с обучающимися песни "Скворушка прощается"...
Методическая разработка урока музыки в 4 классе по теме: Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка"
Методическая разработка урока музыки в 4 классе по теме: Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка". На данном уроке учащиеся впервые знакомятся с творчеством композитора И.Ф.Стравинского и его бале...