Методическая разработка урока музыки в 4 классе по теме: Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка"
методическая разработка по музыке (4 класс)
Методическая разработка урока музыки в 4 классе по теме: Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка". На данном уроке учащиеся впервые знакомятся с творчеством композитора И.Ф.Стравинского и его балетом "Петрушка", а так же ребята знакомятся с понятием музыка в народном стиле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Балет Стравинского "Петрушка" | 18.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка»
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас в прекрасном настроении…
Подскажите мне, пожалуйста, какой яркий, веселый праздник мы все отмечали на прошлой неделе?
-Масленица
А кто мне может рассказать, что это за праздник?
-Это праздник проводов зимы и встречи весны.
Это древний языческий праздник, который традиционно широко отмечается в нашей стране на протяжении уже многих столетий.
Скажите, пожалуйста, какая есть традиция, связанная с этим праздником?
-Печь блины
А почему именно блины? На что они похожи?
-Блины такие же круглые и желтые, как солнце. Его то они и символизируют. Считалось, что чем больше хозяйка дома напечет блинов, тем плодороднее и успешнее будет год.
Мы с вами тоже по традиции во время праздника лакомились блинами и в школе, и дома…и даже выучили про блины песню. Предлагаю ее сейчас исполнить.
Песня «Блины»
Замечательно! После вашего исполнения даже настроение поднялось, сразу захотелось поесть блинов, а затем отправиться на народное гулянье или на ярмарку.
А что такое ярмарка? (сезонная распродажа товаров, рынок. На Руси пользовались большой популярностью)
Это место всем известно,
Людно там и интересно.
Ходят все назад-вперед,
Каждый что-то продает,
Кто-то что-то покупает,
Иль другого убеждает,
Что товара лучше нет
Ни в одном из ближних мест.
Там не станут вам грубить
И готовы уступить
Вам товар по той цене,
Что останетесь вполне
Вы довольные собой
И отправитесь домой.
Во время Масленицы такие ярмарки были очень популярны, народ с огромным удовольствием и пользой для себя приходил на ярмарку. Чего там только не было: и всевозможные угощения, и развлечения, а так же на ярмарки приезжали выступать небольшие балаганы.
-А что такое балаганы?
Это временная деревянная постройка для театральных и цирковых представлений, возводимая на ярмарках во время народных гуляний. Чаще всего выступали в них скоморохи, развлекающие народ песнями, танцами, шутками, и дрессировщики животных, чаще всего медведей.
Сегодня мы с вами окунемся в ярмарочную атмосферу, ведь действие произведения, с которым мы с вами познакомимся, происходит на ярмарке, проводимой во время масленичной недели.
-Скажите, пожалуйста, а как называется музыкальный спектакль, где все герои танцуют и выражают свои чувства и эмоции с помощью мимики, движений и танцев?
-Балет!
Совершенно верно!
-Кто-нибудь догадался, о чем сегодня на уроке пойдет речь?...О балете…
Итак, сегодня мы с вами будем говорить о балете, который написал в начале 20 века русский композитор Игорь Федорович Стравинский и назвал его «Петрушка».
Откроем тетрадь и запишем тему урока….
И.Ф. Стравинский (1882-1971)-русский композитор, дирижер и пианист, родился в Петербурге в семье известного певца Федора Стравинского. В доме часто были гости - известные музыканты, певцы и композиторы, постоянно звучала музыка. Поэтому с раннего детства маленький Игорь приобщался к музыке, играл на рояле и довольно рано начал сочинять свои первые произведения. Ну а в 1911году, совместно с Александром Николаевичем Бенуа (русский художник и писатель) Стравинский в 29 лет пишет либретто к балету «Петрушка»( в тетрадь: авторы либретто)
- Что такое либретто?
А.Н. Бенуа, будучи художником, выполнил эскизы декораций и костюмов к балету.
Кто такой Петрушка? (шут, балагур, развлекает народ)
Балет небольшой, одноактный, т.е. в нем всего одно действие. Действие балета происходит в Петербурге, в начале 30х годов 19 века.
1 картина
На одной из площадей развернулось ярмарочное гулянье. Тут и барабанщики, и трюкачи, и торговцы, и праздно гуляющие зеваки… Появляется фокусник и заводит свою мелодию на флейте…Раздвигается занавес небольшого уличного балагана и перед нами появляются главные герои балета: это куклы Петрушка, Арап и Балерина. Фокусник, прикосновением своей флейты оживляет их, и куклы пускаются в пляс. Особое внимание уделите музыке при прослушивании…
Смотрим фрагмент «Русская» Видео 1
-Обратили внимание на музыку? Она какая по характеру? Что автор хотел изобразить в этой сцене? Что-то нам напоминает? Похожа ли она на музыку тех балетов, которые мы изучали раньше? Чем отличается?
-музыка необычная, яркая, громкая, изображает народное гулянье, многолюдную толпу. Очень похожа на народную музыку…Но на народная, а композиторская…Стилизованная под народную…Такая музыка называется «в народном стиле» запишем в тетрадь…
2 картина – изображает нам образ Петрушки.
Петрушку после представления фокусник запихивает в его небольшую клетушку. Петрушка ругается на фокусника, высказывает свое негодование, жалуется, что тот его бьет и обижает, бросается на портрет фокусника. Его негодование сменяется ощущением полного бессилия и чувством безысходности. Он не в силах что-либо изменить…
Смотрим фрагмент 2 картины Видео 2
Каким Петрушка предстал перед нами?
-несчастным, но ранимым, тонко чувствующим несправедливость, при этом задиристым, он тяжело переживает свое уродство
Вам удалось его рассмотреть? Грим, одежда…перекошен, уродлив…
Голова на бок (деревянная, набита опилками)
Руки тряпишные, болтаются…Руки и ноги развернуты вовнутрь…
Но едва на пороге появляется Балерина, все изменяется. Петрушка безответно влюблен в Балерину…
3 картина представляет нам Арапа и Балерину
Глупый и злой Арап очень нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка мучается ревностью, между куклами происходит ссора
Фрагмент 3 картины Видео 3
Какими мы увидели Арапа и Балерину?
Арап сильный, злой, жестокий, самоуверенный, полная противоположность Петрушке.
А Балерина как себя вела?.....
В 4 картине сцена на улице.. в разгар драки куклы выбегают на улицу, где Арап поражает Петрушку ударом сабли, Петрушка погибает. Толпа зевак, думая, что произошло страшное преступление и убит человек, окружает Петрушку, переживает. Но фокусник показывает всем, что перед ними кукла…Толпа успокаивается и расходится…а над балаганом появляется призрак Петрушки и грозит им и показывает нос толпе, он все еще протестует и негодует
Фрагмент 4 картины Видео 4
Ребята, подумайте и скажите, в чем заключается главная особенность МУЗЫКИ балета «Петрушка»?
Основная особенность балета-то, что музыка в нем написана в народном стиле. Это композиторская (авторская) музыка, но очень похожа на народную….Стилизована под народную… к своем балете Стравинский даже использует музыкальную цитату-фрагменты двух русских народных песен: Ах вы сени мои сени и Вдоль по Питерской…
Давайте вспомним, кто является автором балета? И помогал ему….
Что такое ярмарка? Балаган?
Предлагаю в заключении урока выполнить синквейн…(кроссворд)
Продолжите фразу: сегодня на уроке я узнал…..
Мне особенно запомнилось:…..
Какой герой балета вам ближе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 3 классе по теме"Обозначение геометрических фигур буквами"
Урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока в 3 классе по теме"Обозначение геометрических фигур буквами"
Урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока в 3 классе на тему «Мой дом»
Мастерская – это оригинальный способ организации взаимодействия учеников в составе малой группы при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер коммуникативной деятельности...
Методическая разработка урока в 3 классе по теме "Распорядок дня. Описание внешности. Настоящее простое время".
Данный урок является заключительным по темам "Распорядок дня"и "Описание внешности." Предполагается, что ученики 3 класса уже изучили лексику по этим темам и знают, как образуется Present Simple. Глав...
Методическая разработка урока музыки 1 класс
Тема урока: «Портреты запели и заговорили»Цель: Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.Задачи: 1. Развивать умение определять жив...
Методическая разработка урока музыки 4 класс "Звать через прошлое к настоящему"
Разработка урока "Звать через прошлое к настоящему" составлена на высокохудожестенных образцах русской культуры (кантата С.Прокофьева, картина П.Корина, фильма С.Эйзенштейна) с целью духовно...
Методическая разработка урока музыки 1 класс "Музыка вечера"
Конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...