Методическая разработка урока музыки в 4 классе по теме: Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка"
методическая разработка по музыке (4 класс)

Методическая разработка урока музыки в 4 классе по теме: Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка". На данном уроке учащиеся впервые знакомятся с творчеством композитора И.Ф.Стравинского и его балетом "Петрушка", а так же ребята знакомятся с понятием музыка в народном стиле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Балет Стравинского "Петрушка"18.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка»

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас в прекрасном настроении…

Подскажите мне, пожалуйста, какой яркий, веселый праздник мы все отмечали на прошлой неделе?

-Масленица

А кто мне может рассказать, что это за праздник?

-Это праздник проводов зимы и встречи весны.

Это древний языческий праздник, который традиционно широко отмечается в нашей стране на протяжении уже многих столетий.

Скажите, пожалуйста, какая есть традиция, связанная с этим праздником?

-Печь блины

А почему именно блины? На что они похожи?

-Блины такие же круглые и желтые, как солнце. Его то они и символизируют. Считалось, что чем больше хозяйка дома напечет блинов, тем плодороднее и успешнее будет год.

Мы с вами тоже по традиции во время праздника лакомились блинами и в школе, и дома…и даже выучили про блины песню. Предлагаю ее сейчас исполнить.

Песня «Блины»

Замечательно! После вашего исполнения даже настроение поднялось, сразу захотелось поесть блинов, а затем отправиться на народное гулянье или на ярмарку.

А что такое ярмарка? (сезонная распродажа товаров, рынок. На Руси пользовались большой популярностью)

Это место всем известно,

Людно там и интересно.

Ходят все назад-вперед,

Каждый что-то продает,

Кто-то что-то покупает,

Иль другого убеждает,

Что товара лучше нет

Ни в одном из ближних мест.

Там не станут вам грубить

И готовы уступить

Вам товар по той цене,

Что останетесь вполне

Вы довольные собой

И отправитесь домой.

Во время Масленицы такие ярмарки были очень популярны, народ с огромным удовольствием и пользой для себя приходил на ярмарку. Чего там только не было: и всевозможные угощения, и развлечения, а так же на ярмарки приезжали выступать небольшие балаганы.

-А что такое балаганы?

Это временная деревянная постройка для театральных и цирковых представлений, возводимая на ярмарках во время народных гуляний. Чаще всего выступали в них скоморохи, развлекающие народ песнями, танцами, шутками, и дрессировщики животных, чаще всего медведей.

Сегодня мы с вами окунемся в ярмарочную атмосферу, ведь действие произведения, с которым мы с вами познакомимся, происходит на ярмарке, проводимой во время масленичной недели.

-Скажите, пожалуйста, а как называется музыкальный спектакль, где все герои танцуют и выражают свои чувства и эмоции с помощью мимики, движений и танцев?

-Балет!

Совершенно верно!

-Кто-нибудь догадался, о чем сегодня на уроке пойдет речь?...О балете…

Итак, сегодня мы с вами будем говорить о балете, который написал в начале 20 века русский композитор Игорь Федорович Стравинский и назвал его «Петрушка».

Откроем тетрадь и запишем тему урока….

И.Ф. Стравинский (1882-1971)-русский композитор, дирижер и пианист, родился в Петербурге в семье известного певца Федора Стравинского. В доме часто были гости - известные музыканты, певцы и композиторы, постоянно звучала музыка. Поэтому с раннего детства маленький Игорь приобщался к музыке, играл на рояле и довольно рано начал сочинять свои первые произведения. Ну а в 1911году, совместно с Александром Николаевичем Бенуа (русский художник и писатель) Стравинский в 29 лет пишет либретто к балету «Петрушка»( в тетрадь: авторы либретто)

- Что такое либретто?

А.Н. Бенуа, будучи художником, выполнил эскизы декораций и костюмов к балету.

Кто такой Петрушка? (шут, балагур, развлекает народ)

Балет небольшой, одноактный, т.е. в нем всего одно действие. Действие балета происходит в Петербурге, в начале 30х годов 19 века.

1 картина

На одной из площадей развернулось ярмарочное гулянье. Тут и барабанщики, и трюкачи, и торговцы, и праздно гуляющие зеваки… Появляется фокусник и заводит свою мелодию на флейте…Раздвигается занавес небольшого уличного балагана и перед нами появляются главные герои балета: это куклы Петрушка, Арап и Балерина. Фокусник, прикосновением своей флейты оживляет их, и куклы пускаются в пляс. Особое внимание уделите музыке при прослушивании…

Смотрим фрагмент «Русская» Видео 1

-Обратили внимание на музыку? Она какая по характеру? Что автор хотел изобразить в этой сцене? Что-то нам напоминает? Похожа ли она на музыку тех балетов, которые мы изучали раньше? Чем отличается?

-музыка необычная, яркая, громкая, изображает народное гулянье, многолюдную толпу. Очень похожа на народную музыку…Но на народная, а композиторская…Стилизованная под народную…Такая музыка называется «в народном стиле» запишем в тетрадь…

2 картина – изображает нам образ Петрушки.

Петрушку после представления фокусник запихивает в его небольшую клетушку. Петрушка ругается на фокусника, высказывает свое негодование, жалуется, что тот его бьет и обижает, бросается на портрет фокусника. Его негодование сменяется ощущением полного бессилия и чувством безысходности. Он не в силах что-либо изменить…

Смотрим фрагмент 2 картины Видео 2

Каким Петрушка предстал перед нами?

-несчастным, но ранимым, тонко чувствующим несправедливость, при этом задиристым, он тяжело переживает свое уродство

Вам удалось его рассмотреть? Грим, одежда…перекошен, уродлив…

Голова на бок (деревянная, набита опилками)

Руки тряпишные, болтаются…Руки и ноги развернуты вовнутрь…

Но едва на пороге появляется Балерина, все изменяется. Петрушка безответно влюблен в Балерину…

3 картина представляет нам Арапа и Балерину

Глупый и злой Арап очень нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка мучается ревностью, между куклами происходит ссора

Фрагмент 3 картины Видео 3

Какими мы увидели Арапа и Балерину?

Арап сильный, злой, жестокий, самоуверенный, полная противоположность Петрушке.

А Балерина как себя вела?.....

В 4 картине сцена на улице.. в разгар драки куклы выбегают на улицу, где Арап поражает Петрушку ударом сабли, Петрушка погибает. Толпа зевак, думая, что произошло страшное преступление и убит человек, окружает Петрушку, переживает. Но фокусник показывает всем, что перед ними кукла…Толпа успокаивается и расходится…а над балаганом появляется призрак Петрушки и грозит им и показывает нос толпе, он все еще протестует и негодует

Фрагмент 4 картины Видео 4

Ребята, подумайте и скажите, в чем заключается главная особенность МУЗЫКИ балета «Петрушка»?

Основная особенность балета-то, что музыка в нем написана в народном стиле. Это композиторская (авторская) музыка, но очень похожа на народную….Стилизована под народную… к своем балете Стравинский даже использует музыкальную цитату-фрагменты двух русских народных песен: Ах вы сени мои сени и Вдоль по Питерской…

Давайте вспомним, кто является автором балета? И помогал ему….

Что такое ярмарка? Балаган?

Предлагаю в заключении урока выполнить синквейн…(кроссворд)

Продолжите фразу: сегодня на уроке я узнал…..

Мне особенно запомнилось:…..

Какой герой балета вам ближе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 3 классе на тему «Мой дом»

Мастерская – это оригинальный способ организации взаимодействия учеников в составе малой группы при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер коммуникативной деятельности...

Методическая разработка урока в 3 классе по теме "Распорядок дня. Описание внешности. Настоящее простое время".

Данный урок является заключительным по темам "Распорядок дня"и "Описание внешности." Предполагается, что ученики 3 класса уже изучили лексику по этим темам и знают, как образуется Present Simple. Глав...

Методическая разработка урока музыки 1 класс

Тема урока: «Портреты запели и заговорили»Цель: Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.Задачи: 1. Развивать умение определять жив...

Методическая разработка урока музыки 4 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Разработка урока "Звать через прошлое к настоящему" составлена на высокохудожестенных образцах русской культуры (кантата С.Прокофьева, картина П.Корина, фильма С.Эйзенштейна) с целью духовно...

Методическая разработка урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

Конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...