занятие по музыке Опера. "Волк и семеро козлят"
план-конспект по музыке на тему
Учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказочных сюжетов, учатся слушать и понимать музыку оперы, получая при этом высокое эстетическое наслаждение, формируются навыки осмысления и анализа музыкального материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_doc.docx | 24.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Номаль И. Ю. № 221-936-376
Занятие по музыке
Тема: Опера «Волк и семеро козлят»
Цель: формирование музыкального кругозора детей через творческое воображение, фантазию, умение мыслить музыкальными образами
Задачи:
1.Познакомить воспитанников с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказочных сюжетов.
2. Научить воспитанников слушать и понимать музыку оперы, получая при этом высокое эстетическое наслаждение.
3. Сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала.
4. Воспитывать у детей
Тип учебного занятия: комбинированный
Форма проведения занятия: эвристическая беседа
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный и эвристический, элементы продуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.
Методическое обеспечение занятия: иллюстрации оперы, рисунки иллюстраций из сказки «Волк и семеро козлят», портрет композитора М. Коваля, понятийные карточки, наглядный материал.
Оборудование: Музыкальный центр, пианино, СД-диски.
Музыкальное оформление: М. Коваль фрагменты из оперы «Волк и семеро козлят»: темы Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Болтушки, Малыша, песенка мамы Козы, хор «Целый день поём, играем», заключительный хор «Семеро козлят».
Ход занятия
- Организационный момент
- Изучение новой темы урока
Педагог: Всем нам с раннего детства известна русская народная сказка под названием «Волк и семеро козлят». Кто помнит её содержание?
Воспитанники: (Дети поочерёдно вспоминают сюжет сказки).
Педагог: Правильно, там говорится про то, что в избушке на лесной опушке жила-была коза с козлятами. Коза каждый день уходила пастись в лес, а козлята оставались дома. Мама Коза наказывала своим детям: никому дверь не открывать, а то придёт серый Волк и утащит их в лес. Весело играли козлята дома, но однажды обхитрил их Волк притворился мамой-козой, запел тонким голоском:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Открыли козлята дверь, впустили Волка. Собрал он всех в мешок и унёс в тёмный лес. Только самый маленький козлёнок спрятался в печку и уцелел. Он рассказал маме-Козе про волка…
Композитор Мариан Викторович Коваль написал на сюжет этой сказки детскую оперу. Но прежде, чем мы познакомимся с ней, узнаем, что такое опера.
Опера – это музыкальный спектакль. В нём все действующие лица поют в сопровождении оркестра.
В опере объединены различные виды искусства: музыка (солисты, хор, оркестр), драматическое действие, т.е. какое-то событие, а также изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим) и танцы. Как я уже сказала, в опере все действующие лица не говорят, а поют. Основа оперы – либретто (словесный текст).
Итак, к опере пишутся слова, которые называются либретто.
Композитор Мариан Викторович Коваль на сюжет русской народной сказки «Волк и семеро козлят» написал детскую оперу – такую, чтобы её могли исполнять не взрослые, а сами дети. Сейчас мы познакомимся с некоторыми отрывками из этой оперы.
Педагог: Как мы помним, у козы было семеро козлят. (показ иллюстрации к сказке).
Но в сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные: Всезнайка, Топтушка, Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и самого маленького козлёнка звали Малыш. Они все очень весёлые. И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже весёлая. Это их общая песенка, которой мы можем подпевать.
Там есть такие слова:
Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело, весело шумят… Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болтушке, Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться. (дети разучивают песенку козлят).
Педагог: Давайте послушаем этот хор, тихонечко подпевая героям оперы.
(Слушание хора «Семеро козлят», разучивание текста и мелодии с сопровождением).
3. Физминутка. (Исполнение песни «Семеро козлят» с танцевальными движениями каждого козлёнка)
Педагог: Теперь мы послушаем и разучим песенки каждого козлёнка. Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.
(Идет поочерёдное прослушивание и знакомство с песенками козлят).
- Песенка Всезнайки.
Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут – Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки: А я знаю за лежанкой
Прячет мать с вареньем банку.
А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами: Пусть танцуют, пусть играют,
В сладком толк Всезнайка знает.
(разучивают слова песни с сопровождением)
2. Песенка Топотушки.
Козлёнок по имени Топотушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке: Я на венике верхом
Объезжаю всё кругом.
Ты беги, Мазилка, вслед,
Ну, догонишь или нет?
3. Песенка Бодайки.
Третий козлёнок – Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: «Забодаю, забодаю!»
4. Песенка Болтушки.
Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка:
Вот Всезнайка и Топтушка
Говорят, что я Болтушка,
Говорят, что много вру,
А я правду говорю.
5. Песенка Малыша.
У самого младшего козлёнка по имени Малыш – самая грозная и решительная песенка. Потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нём командиром. Вот какие слова в его песенке:
Стойте, друзья,
Командиром стал я
По команде сдвойте ряд
Начинаем наш парад.
После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша.
(дети разучивают песенку Малыша)
Педагог: Мы познакомились с песенками козлят, теперь настала пора познакомиться с мамой Козой. Мы послушаем песенку, которую она поёт своим козлятам, когда укладывала их спать. А как называются песни, которые поются детям перед сном?
Воспитанники: (ответы детей)
Педагог: Правильно колыбельные. И, наверное, ещё не слыша этой песенки, вы можете угадать, какой у неё будет характер? Какими бывают колыбельные песни и как их исполняют?
Воспитанники: (идут ответы детей – тихими, ласковыми, негромкими, неторопливыми, спокойными).
Педагог: Верно, вот такую же песенку-колыбельную написал для мамы Козы в своей опере композитор М. Коваль. Мама Коза укачивает деток спать и каждого из них называет по имени.
Спи, дочурочка, Болтушка,
Спи, забавник, Топотушка,
Не бодайся мой Бодайка,
Баю-баюшки, Всезнайка,
Перестань шалить Дразнилка,
Не мешай уснуть Мазилке,
Крепко спи меньшой Малышка,
Тише, детки, тише, тише.
Педагог: Давайте не только внимательно послушаем этот музыкальный отрывок, но и немного покачаем корпусом в такт музыке, словно помогая маме укладывать детей спать. ( прослушивание «Колыбельной мамы Козы).
Педагог: Мы с вами выучили почти все песенки козлят, осталось разучить их общий хор, который называется так – «Целый день поём, играем».
И слов в нём немного: Целый день поём, играем
Очень весело живём.
(дети разучивают и исполняют хор «Целый день поём, играем»)
4. Итог урока.
Педагог: Итак, сегодня вы познакомились с оперой, как она называется?
Кто запомнил композитора, который сочинил эту оперу?
Что такое опера?
Какие виды искусства объединены в опере?
(музыка, драматическое действие, изобразительное искусство, танцы)
Музыка – солисты, хор, оркестр; драматическое действие – событие;
изобразительное искусство –декорации, костюмы, грим; танцы –хореография.
Как называются слова в опере? (либретто).
Домашнее задание: нарисуйте одного из понравившихся вам козлёночков и опишите его характер, что он любит, чем занимается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский музыкальный театр. Опера «Волк и семеро козлят»
Опера "Волк и семеро козлят"...
Занятие по внеурочной деятельности "Мир праздника" по теме "День наших бабушек и мам" Волк и семеро козлят"
Цель занятия: формирование духовно-нравственных и эстетических чувств через семью; воспитание уважения и любви к женщинам, мамам, бабушкам и сестрам; Задачи:образовательна...
План конспект урока музыки на тему «Мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова».
Плавн конспект по музыке для 3 класса....
Конспект урока по музыке М. Коваля «Волк и семеро козлят». 1 класс
Конспект урока по музыке М. Коваля «Волк и семеро козлят». 1 класс...
Музыка 1 класс «Опера Волк и семеро козлят»
Конспект по музыкеТема: «Опера Волк и семеро козлят»...
Маршрутный лист урока. Путешествие в мир театра. Опера М.В. Коваль «Волк и семеро козлят».
Маршрутный лист урока может помочь учителю и ученику в условиях дистанционного обучения. Маршрутный лист помогает организовать самостоятельную работу и активизировать учебный процесс, а также индивиду...
Конспект к уроку: Детский музыкальный театр. Опера-сказка «Волк и семеро козлят» Мариан Коваль.
Цель урока: Знакомство с музыкальным театром, с оперой Мариана Коваля «Волк и семеро козлят».Задачи:Познакомить учеников с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказо...