Рабочая программа музыка 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основнаяобщеобразовательная школа с. Петровского
Уржумского района Кировской области
Рассмотрена: на заседании МС Протокол №____ «___»_________20__года | Согласовано: заместитель директора по УВР __________________ «___»_____________20___года | Утверждаю: Директор МКОУ ООШ с.Петровского Уржумского района Кировской области Приказ №____от______20___года |
Рабочая программа по музыке для 4 класса (базовый уровень) |
Рабочую программу составила
Копанева Г.А., учитель
начальных классов,
квалификационная категория- I
образование-среднее специальное
стаж работы-25 лет
с. Петровское, 2014
Пояснительная записка
4 класс (34 часа, 1ч. в неделю)
Рабочая программа учебного предмета « Музыка» составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы начального образования, авторской программы Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой, утверждённой МО РФ (базовый уровень) 2010, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально- пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.
Общая характеристика учебного предмета.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного курса
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, соответствующие знания и умения, проявляющиеся в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение музыки во 2 классе отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан во 2 классе — 34 ч (34 учебные недели).
Авторы программы
«Музыка для I-IV классов» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина
Ценностные ориентиры
содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
- уважительное отношение к культуре других народов:
- эстетические потребности, ценности и чувства
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
- понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
- и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2.Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
- построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека)
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа»(вариант 1), учебный предмет «Музыка» представлен в предметной области «Искусство», изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 33 часа (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 34 часа (34 учебных недели).
Рекомендуемый общий объём учебного времени составляет 135 часов.
Критерии оценки результатов освоения учебного предмета
Основой для определения критериев оценки результатов освоения программы по курсу «Музыка» стал компетентностный подход, отражающий требования Стандарта и рекомендации примерной образовательной программы по музыке.
Компетентностный подход предполагает:
• проявление знания и понимания школьниками предметной области;
• демонстрацию ими практического и оперативного применения знаний предметной области в конкретной творческой деятельности;
• осознание бытийной, ценностной значимости предметных знаний в социальном контексте.
Планируемые результаты освоения программы «Музыка» достигаются в процессе личностных, познавательных и коммуникативных учебных универсальных действий обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоционально-нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это и стало основными критериями результативности музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом:
1. Степень развития интереса к музыке проявляется в: многообразии образов, характеристик, понятий, жанров и пр., которыми оперируют обучающиеся; ценностном постижении произведений искусства, их сопоставлении, многовариантности высказываний, образном самовыражении в творчестве; устойчивости интереса – длительности впечатлений от знакомых произведений, желании познакомится с новыми произведениями, потребности в собственном художественном творчестве.
2. Степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение выявляется через: выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способность к сопереживанию; высказывание самостоятельных взглядов и суждений; способность к нравственной оценке.
Высокая степень – устойчивое, средняя – периодическое, низкая – эпизодическое проявления положительных чувств, эмоций, переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке.
3. Степень развития музыкальной грамотности обучающихся определяется по: способности «с лету», без предварительной подготовки, после однократного знакомства «схватить» самое существенное в произведении; способности свободно ориентироваться в специфике музыкального языка; способности размышлять о музыке – анализировать, сравнивать, обобщать; способности ощутить авторский стиль; способности отличать шедевр от моды (развитие художественного вкуса).
Постоянное проявление данных способностей свидетельствует о высокой степени, периодическое – о средней, эпизодическое – о низкой степени музыкальной грамотности обучающихся.
Таким образом, критериальный подход к музыкальному развитию обучающихся способствует безотметочному оцениванию промежуточных и итоговых результатов работы по музыке в каждом классе, ибо данный процесс личностно ориентирован и имеет диалектический характер художественного познания мира.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
- Расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- Выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
- Воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать её содержание, форму, музыкальный
язык на интонационно-образной основе;
- Развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- Формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- Формирование умений и навыков выразительно исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической
деятельности;
- Развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования - формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки,
самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
- Расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства( литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- Совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
Содержание
Раздел 1. Россия - Родина моя.
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Музыкальный материал
Концерт №3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов. Вокализ. С. Рахманинов.
Ты, река ль, моя реченька, русская народная песня. Песня о России. В. Локтев, слова О. Высоцкой.
Колыбельная, обраб. А.Лядова; У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова. Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Родные места. Ю.Антонов, слова М. Пляцковского.
Раздел 2. День, полный событий.
«В краю великих вдохновений...». Один день с А.Пушкиным, музыкально-поэтические образы. Музыкальный материал
В деревне. М. Мусоргский.
Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Пастораль. Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский
У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский
Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни.
Зимняя дорога. В.Шабалин, стихи А.Пушкина.
Зимняя дорога Ц. Кюи, стихи А.Пушкина. Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А.Пушкина.
Три чуда. Вступление ко второму действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский — Корсаков. Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы « Евгений Онегин». П.Чайковский. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Венецианская ночь. М.Глинка, слова И. Козлова.
Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм.
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Музыкальный материал Земле Русская, стихира.
Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых. Симфония №2 («Богатырская») 1-я часть (фрагмент). А.Бородин. Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки». М.Мусоргский. Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев.
Гимн Кириллу и Мефодию. П.Пипков, слова с. Михайловски.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
Баллада о князе Владимире, слова А.Толстого.
Тропарь праздника Пасхи.
Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.
Богородице Дево, радуйся (№6) из «Всенощного бдения» . С.Рахманинов.
Не шум шумит, русская народная песня.
Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С.Рахманинов.
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Народная песня -летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Музыкальный материал
Ой ты, реченька, реченька; Бульба, белорусские народные песни. Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни. Аисты, узбекская народная песня.
Колыбельная, английская народная песня.
Колыбельная, неаполитанская народная песня.
Санта Лючия, итальянская народная песня.
Вишня, японская народная песня и др.
Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П.Чайковский.
Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г.Свиридов. Светит месяц, русская народная песня-пляска.
Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н.Римский - Корсаков. Троицкие песни.
Раздел 5. В музыкальном театре
Линии драматургического развития в опере. Основные темы - музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры лёгкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Музыкальный материал
Интродукция, танцы из 2 действия, сцена и хор из 3 действия, сцена из 4 действия. Из оперы «Иван Сусанин». М.Глинка. Песня Марфы («Исходила младшенька»); пляска персидок. Из оперы «Хованщина». М.Мусоргский. Персидский хор. Из оперы «руслан и Людмила» М.Глинка. Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А.Хачатурян. Первая картина. Из балета «Петрушка». И.Стравинский. Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И.Штраус.
Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. Звёздная река. Слова и музыка В.Семёнова.
Джаз. Я. Дубравин, слова В.Суслова.
Острый ритм. ДЖ. Гершвин, слова А.Гершвина.
Раздел 6. В концертном зале
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Музыкальный материал
Ноктюрн (3 часть). Из Квартета №2 А.Бородин.
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П.Чайковский. Сирень. С. Рахманинов, слова Е.Бекетовой
. Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М.Мусоргский.
Песня французского рыцаря, ред.С.Василенко.
Полонез ля мажор; Мазурки №47 ля минор, №48 фа мажор, №1 си-бемоль мажор. Ф.Шопен. Желание. Ф.Шопен, слова С. Витвицкого.
Соната №8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен. Венецианская ночь. М.Глинкз, слова И.Козлова.
Арагонская хота. М.Глинка.
Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П.Чайковский.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...
Произведения композиторов - классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трёхчаствная, сонатная), авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Музыкальный материал
Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С.Рахманинов. Прелюдии №7 №20 для фортепиано. Ф.Шопен.
Соната №8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано. Л. Бетховен. Песня Сольвейг; Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Исходила младшенька; Тонкая рябина, русские народные песни. Пастушка, французская народная песня, обраб. Ж. Векерлена. Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыка Б. Окуджавы.
Песня о друге. Слова имузыка В. Высоцкого.
Резиновый ёжик; Сказка по лесу идёт. С. Никитин, слова Ю. Мориц.
Шехерезада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Формы реализации программы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
- наблюдение;
- практический;
- объяснительно- иллюстративный;
- информативный;
-частично- поисковый.
Способы и средства:
- технические средства;
- дидактические материалы;
- портреты и таблицы.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 4 класс
№ п\п | Дата план | Дата факт | Тема урока. | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||||
Содержание материала | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||||
Россия-Родина моя 3 ч Характеристика деятельности учащихся: Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | |||||||||
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню» | Мелодия. С.В.Рахманинов. Жанр: инструментальный концерт. «Песня о России». В.Локтев. Куплетная форма. | Научится слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструментального концерта. Получит возможность научиться владеть навыками кантиленногопения. | Регулятивные: Целеполагание в постановке учебных задач. Познавательные: Владение навыками речевого высказывания. Коммуникативные: Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России. | ||||
2 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей» | Вокализ. С.В.Рахманинов. а капелла. А.В.Нежданова. Сопрано. | Научится определять новый жанр музыки. Получит возможность развивать творческие способности, певческий голос. | Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли. П: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности. К: продуктивное сотрудничество со сверстниками . | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества. | ||||
3 | «Ты откуда ,русская, зародилась музыка» Кантата. | Кантата. С.С.Прокофьев. Меццо-сопрано. Альт. | Научится воспринимать музыку кантаты. Получит возможность научиться участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя. П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Становление эстетических идеалов. Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. | ||||
День, полный событий.-5 ч. Характеристика деятельности учащихся: Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознаватьиз художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Участвовать в коллективно музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др. ). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | |||||||||
4 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | Лирика в поэзии и музыке. П.И.Чайковский «Осенняя песнь». Г.В.Свиридов «Осень», «Пастораль». | Научится воспринимать музыку и размышлять о ней. Развитие навыков кантиленного пения. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения. К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов. | Наличие эмоционального отношения к искусству. | ||||
5 | Зимнее утро. Зимний вечер. | Выразительность. Изобразительность. П.И.Чайковский «Зимнее утро». «У камелька». А.С.Пушкин «Зимний вечер». Зимний пейзаж. | Научится эмоционально выражать свое отношение к искусству, соотносить выразительные и изобразительные интонации. | Р: Развернутость анализа музыкального сочинения. П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке. К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней. | ||||
6 | «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. | Музыкальная тема. Регистры. Тембры. Н.А.Римский-Корсаков. | Научится наблюдать за результатом музыкального развития на основе различий интонаций, тем, образов. | Р: Обобщенность действий, критичность. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Оценка действий партнера в групповой деятельности. | Развитие эмоциональной отзывчивости. | ||||
7 | Ярмарка в искусстве. Святогорский монастырь | Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни. Вступление к опере. Имитация колокольных звонов. | Научится сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки. Получит возможность реализовать собственные замыслы в инсценировке песни. | Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия. П: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | ||||
8 | «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок. | Романс. М.И.Глинка «Венецианская ночь». Муза. Дуэт. | Научится ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, знать отличительные особенности жанра романса. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса. К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа. | Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся. | ||||
В музыкальном театре.-4 ч. Характеристика деятельности учащихся: Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с исполнением знаний основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | |||||||||
9 | Опера «Иван Сусанин» | Музыкальный образ. М.И.Глинка «Иван Сусанин». Полонез. Мазурка. | Научится наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Узнавать и называть танцевальные жанры. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | Ценностное отношение к музыкальной культуре. | ||||
10 | Опера «Иван Сусанин» | Музыкальная драматургия. Контраст. | Научится наблюдать за развитием драматургии оперы. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Использовать общие приемы решения задач. К: Умение вести диалог. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | ||||
11 | Исходила младёшенька | Опера М. Мусоргского «Хованщина» | Научится определять характер, чувства, внутренний мир человека через прослушивание песни-арии | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П:Активизация творческого мышления. К: Умение учитывать разные мнения. | Уважительное отношение к истории и культуре русского народа | ||||
12 | Русский Восток. Восточные мотивы. Балет «Гаянэ» | Восточные интонации. Вариации. Орнамент. Контрастные образы. А.И.Хачатурян. Мелодический рисунок. | Научится слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М.И.Глинки и М.П.Мусоргского. | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов. | Готовность выражать свое отношение к искусству. | ||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч Характеристика деятельности учащихся: Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (Хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять приемы мелодично варьирования на предлагаемые тексты. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать собственные исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | |||||||||
13 | Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России | Народные песни. Музыка в народном стиле | Знать народные обычаи, обряды, особенности их проведения | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П:Узнавать русские музыкальные инструменты К:Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности | ||||
14 | Оркестр русских народных инструментов | Балалайка.гармонь, баян. | Различать тембры народных музыкальных инструментов | Р: Ставить новые учебные задачи. П:Узнавать русские музыкальные инструменты К:Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | |||||
15 | «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок. | Норвежская народная песня «Волшебный смычок» | Исследовать историю создания народных музыкальных инструментов | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов. | уважительное отношение к культуре других народов: | ||||
В концертном зале.-8 ч. Характеристика деятельности учащихся: Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполнение. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | |||||||||
16 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).Вариации на тему рококо. | Музыкальная форма: вариации. Стиль рококо. Штрихи: легато, стаккато, акценты. | Научится определять форму вариаций. Возможность научиться оценивать явление муз.культуры. Возможность научиться импровизировать (вариации на заданную тему). | Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки. П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке. К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | Мотивация учебной деятельности. Я – слушатель. Реализация творческого потенциала. | ||||
17 | Сюита. «Старый замок» | Сюита. Трубадуры, менестрели. М.П.Мусоргский. Музыка средневековья. | Научится воспринимать музыку, размышлять о ней. Возможность научиться музицированию, импровизирования | Р: Вопросы учащихся к анализу муз.пьесы. Оценка собственной муз.-творческой деятельности. П: Приобретение информации о временах замков, трубадуров. К: Музицирование по группам. | Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы. Творческое развитие. | ||||
18 | Счастье в сирени живет… | Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. С.В.Рахманинов. Сопрано. | Научится воспринимать музыку вокальных жанров. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса. К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа. | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни. | ||||
19 | Мир Шопена. | Музыкальный жанр: полонез. Судьба Ф.Шопена. | Научится определять муз.язык, стиль композитора, жанр музыки. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П:Активизация творческого мышления. К: Умение учитывать разные мнения. | Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека. | ||||
20 | Танцы, танцы, танцы… | Мазурка. Трехчастная форма музыки. | Научится определять танцевальные жанры музыки, форму муз.произведения. Возможность научится оценивать явления музыкальной культуры Польши. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения . П: Умение проводить сравнения муз. произведений. К: Способность встать на позицию другого человека. Умение вести диалог. | Уважительное отношение к культуре польского народа. | ||||
21 | Патетическая соната. | Музыкальный жанр: соната. Главные темы экспозиции. Людвиг ван Бетховен. | Научится узнавать характерные черты музыкальной речи Бетховена. | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. | Усвоение жизненного содержания музыкальных образов . | ||||
22 | Годы странствий | Симфоническая увертюра. Хота. Кастаньеты. | Научится взаимодействовать в процессе коллективного воплощения художественного творчества. | Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности. П: Выбор способов решения учебных задач. К: Сотрудничество с учителем и сверстниками. | Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству. | ||||
23 | Царит гармония оркестра. | Симфонический оркестр. Орхестра. Дирижер. | Научится понимать жесты дирижера. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом этюде. | Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности. П: Поиск информации о жанрах симфонической музыки в учебнике. К: Совершенствование действий контроля, оценки действий партнера. | Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. Мотивация учебной деятельности. | ||||
В концертном зале-2ч. | |||||||||
24 | Балет «Петрушка». | И.Ф.Стравинский. Оркестровые тембры. Музыка в народном стиле. | Научится распознавать художественный смысл музыки, понимать роль музыки в жизни человека. | Р: Использовать речь для регуляции своего действия. П: Узнавать, называть знакомые интонации. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета. | Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству. | ||||
25 | Оперетта. | Музыкальный жанр: оперетта, мюзикл. И.Штраус. Ф. Лоу. | Научится ориентироваться в разнообразии музыкального искусства, сравнивать жанры. | Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства. П: Узнавать, называть жанры. К: Формулировать собственное мнение и позицию. | Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. | ||||
«О России петь, что стремиться в храм».-3 ч. Характеристика деятельности учащихся: Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственные музыкально- исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | |||||||||
26 | Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий | Стихира. Пение а,капелла. Икона «Всех святых в земле Русской просиявших». | Научится оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Узнавать, называть жанры духовной музыки. К: Формулировать свои затруднения. | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. | ||||
27 | Илья Муромец. Былинные наигрыши и напевы | Былинный напев. Песнь-сказание. А.П.Бородин «Богатырская» симфония. | Научится узнавать народные былинные песнопения, слышать их интонации в музыке русских композиторов. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Воспитание патриотических чувств. К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | ||||
28 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | Тропарь. Молитва. Песнопение. Пасхальное Богослужение. Икона «Воскресенье». | Научится воспринимать пасхальное песнопение. Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения. | Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке жанров религиозной музыки. К: Совершенствование представлений о рус.муз. культуре. | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. | ||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»-1 ч. | |||||||||
29 | Народные праздники. Троица. | Народный праздник. Обычаи обряды. Икона «Троица» | Знать народные обычаи, обряды, особенности их проведения | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности | ||||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»-5ч. Характеристика деятельности учащихся: Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их зависимости и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развитияв произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе).называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать своё отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятельность. Самостаятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений. Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку. | |||||||||
30 | Прелюдия. | Музыкальный жанр: прелюдия. С.В.Рахманинов. Форма музыки: трехчастная. | Научится передавать собственные музыкальные впечатления, определять на слух 3-х частную форму. | Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Определение способов взаимодействия . | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | ||||
31 | Исповедь души. Революционный этюд. | Развитие музыкального образа в прелюдии. Ф.Шопен. Музыкальный жанр: этюд. Ф.Шопен «Революционный этюд». | Научится размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками. | Уважительное отношение к истории и культуре польского народа. | ||||
32 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты. В каждой интонации спрятан человек. | Композитор, исполнитель, слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи | Научится понимать жизненный смысл музыкального произведения. | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. | Развитие эмоциональной отзывчивости. | ||||
33 | Музыкальный сказочник. | Музыкальная сказка. Н.А.Римский-Корсаков. Опера. | Научится видеть и слышать, т.е. понимать жизненный смысл произведения. | Р: Развернутость анализа музыкального сочинения. П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке. К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. | Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя. | ||||
34 | Рассвет на Москве реке. Заключи-тельный урок-концерт. | Программа концерта. | Научится правильно держаться на сцене, петь эмоционально, выразительно. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя. П: Контролировать и оценивать результат деятельности. К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами. | Развитие эмоциональной отзывчивости. |
№ урока | Тема урока | дата | |
план | факт | ||
1 | Мелодия | 05.09. | |
2 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | 12.09. | |
3 | Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности | 19.05. | |
4 | «Я пойду по полю белому…» | 26.05. | |
5 | «На великий праздник собралася Русь!» | 03.10. | |
6 | Святые земли Русской | 10.10. | |
7 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновения…» | 17.10. | |
8 | «Что за прелесть эти сказки…» | 24.10. | |
9 | Музыка ярмарочных гуляний | 31.10. | |
10 | Святогорский монастырь | 14.11. | |
11 | «Приют, сиянием муз одетый…» | 21.11. | |
12 | Композитор—имя ему народ. | 28.11. | |
13 | Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. | 05.12. | |
14 | О музыке и музыкантах. | 12.12. | |
15 | Музыкальные инструменты | 19.12. | |
16 | Старый замок. «Счастье в сирени живёт» | 26.12. | |
17 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» | 16.01. | |
18 | «Патетическая соната Л.Ванн Бетховена. Годы странствий.»Царит гармония оркестра…» | 23.01. | |
19 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 30.01. | |
20 | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (2-3 действия) | 06.02. | |
21 | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (4 действие) | 13.02. | |
22 | «Исходила младшенька…» | 20.02. | |
23 | Русский Восток. Восточные мотивы. | 27.02. | |
24 | Балет И.Стравинского «Петрушка» | 06.03. | |
25 | Театр музыкальной комедии. | 13.03. | |
26 | Исповедь души. | 27.03. | |
27 | Мастерство исполнителя | 03.04. | |
28 | «Праздников праздник, торжество из торжеств» | 10.04. | |
29 | Светлый праздник | 17.04. | |
30 | Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий | 24.03. | |
31 | Праздник русского народа: Троицын день. | 08.05. | |
32 | Музыкальные инструменты | 15.05. | |
33 | Музыкальный сказочник. | 22.05. | |
34 | Рассвет на Москве-реке | 29.05. |
Учебно-методическое обеспечение
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений:
*учебник «Музыка 4 класс» (Москва Просвещение, 2011);
*рабочую тетрадь
*хрестоматию музыкального материала
*фонохрестоматию
*пособие для учителя «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы: Музыка вокруг нас»
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа,
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия,
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия,
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение,
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник.
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука,
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение,
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Музыка. 1 класс.
Программа "Музыка" 1 класс УМК "Школа 2100"...
рабочая программа "Музыка" Е.Д. Критская 3 класс
Рабочая учебная программа по музыке для 3 -го класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа. Музыка 3 класс
Рабочая программа по музыке в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...
УМК "ШКОЛА 2100 "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.МУЗЫКА. 3 КЛАСС.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.3 КЛАСС.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ....
Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Музыка
Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Рабочая программа. Музыка 2 класс ФГОС
Рабочая программа по музыке составлена на основе авторской программы Г.С. Ригиной, система Л.В. Занкова....
Рабочие программы Музыка ФГОС 1-4 классы
Программы содержат развернутое календарно-тематическое планирование по музыке для 1-4 классов...