" Музыка" ,1 класс.
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме
Настоящая рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, авторской программой «Музыка» 1-4 классы, авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г., рабочей программой «Музыка» 1-4 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г. Данная программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_ktp_1muzyka.docx | 52.61 КБ |
moya_poyasnitelnaya_zapiska.docx_1_klass_muzyka.docx | 57.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование |
№ | Дата проведение | Наименование раздела , темы урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Виды контроля | Требования к результату | Литература ,оборудование | |||
план | факт | |||||||||
«Музыка вокруг нас» (16 часов) | ||||||||||
1 | Как услышать музыку? Урок-путешествие.
| Коллективное пение, , знакомство с правилами работы на уроке музыки , знакомство с учебником , разучивание попевок. Коллетивное пение. Слушание музыки. | Устный опрос | Понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель», муза. Определять: настроение музыки, соблюдать певческую установку, владеть первоначальными певческими навыками. Участвовать: в коллективном пении, эмоционально откликаться на музыкальное произведение. Выражать: свое впечатление в пении, игре или пластике. | Правила поведения на уроке музыки; ТСО ,аудиозапись , учебник « Музыка» (1 класс). | |||||
2 | «И Муза вечная со мной!» Урок-концерт.
| Организованное участие в общей игре; соблюдение основного правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая ее звучания. Слушание музыки. Коллективное пение. | Устный опрос. Игра на определение внимания. | Понимать: понятия «хоровод», «хор», их общие признаки и различия. Что музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов. Узнавать: на слух основную часть музыкальных произведений. Передавать: настроение музыки в пении. Выделять: отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Давать: определения общего характера музыки. | ТСО, аудиозапись , учебник « Музыка» Сергеева ,Критская (1 класс). | |||||
3 | Хоровод муз. Урок-путешествие. | Участие в хороводах, выполнение движения по примеру учителя, участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. | Устный опрос , загадки | Понимать: название первичных жанров: песня, танец, марш. Определять: характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать: участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. | ТСО, фонохрестоматия | |||||
4 | Повсюду музыка слышна. Урок – игра.
| Участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности ,ритмические движения , слушание музыки. | Устный опрос. Ролевая игра. | Понимать: жанры: марш, песня, танец. Музыкальные термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения. Выявлять: характерные особенности жанров: песни, танца, марша, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. Определять и сравнивать: характер, настроение в музыкальных произведениях; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. | ТСО ,аудиозапись ,учебник | |||||
5 | Душа музыки – мелодия. Урок-игра.
| Слушание музыки. Уметь откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме, понимать значение мелодии в музыке. | Игра на определение внимания, самого внимательного (изменение ритма, темпа, характера). | Понимать: внешний вид музыкального инструмента – фортепиано и скрипки, музыкальные термины – оркестр, солист, что музыкальные произведения композиторов, рисунки художников, стихотворения поэтов тесно связаны с впечатлениями детей об осени. Различать: тембр музыкального инструмента - скрипки, выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку Владеть: способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | ТСО ,учебник ,слайды « Музыкальные инструменты» | |||||
6 | Музыка осени. Урок-концерт.
|
| Осмысленное владение способами певческой деятельности: подпевание, допевание, пропевание. | Прослушивание; контроль дыхания; пение по руке, дирижирование | Понимать: закрепление понятий - мелодия и аккомпанемент, значение термина - ритмический рисунок. Находить: нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А.Барто «Золотая осень» и песенки «Дождь идет». Владеть: элементами алгоритма сочинения мелодии, самостоятельно выполнять упражнения. Проявлять: личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. | Книга А.Барто ,ТСО ,учебниик. | ||||
7 | Сочини мелодию. Урок – игра.
| Участие в коллективном пении, исполнение ритма , владение элементами алгоритма сочинения мелодии. Поиск нужной интонации; оценка учащимися работ своих товарищей. | Выбор наиболее удачных сочинений; Ролевая игра | Понимать: взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни, основы нотной грамоты (названия нот, смысл понятий: скрипичный ключ, ноты, нотный стан). Узнавать: изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук, правильно передавать мелодию песни. | ТСО ,учебник | |||||
8 | «Азбука, азбука каждому нужна…». Урок- путешествие.
| Пение по руке учителя: начало, кульминация, конец фразы; ритмические движения. | Устный опрос | Понимать: элементы нотной грамоты. Значение музыкальных терминов: скрипичный ключ, ноты, нотный стан. Узнавать: изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук. | ТСО ,учебник ,фонохрестоматия , | |||||
9 | Музыкальная азбука. Урок-игра.
| Слушание музыки, исполнение знакомых песен. Ролевая игра. | Игра «Живой звукоряд»; конкурсы с элементами нотной грамоты. | Понимать: определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель», Узнавать: изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям Создавать: собственные интерпретации, исполнять знакомые песни. | ТСО ,учебник ,фонохрестоматия , | |||||
10 | Музыкальные инструменты.
| 1 | Слушание музыки ,исполнение вокального произведения без музыкального сопровождения. | Устный опрос | Понимать: название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания. Распознавать: духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов. Исполнять: вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить: сходства и различия в инструментах разных народов. | Набор картинок по теме « Музыкальные инструменты» ,ТСО ,учебник. | ||||
11 | «Садко». Из русского былинного сказа.
| 1 | Слушание музыки ,определение на слух звучания народных инструментов. | Устный опрос | Понимать: жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности. Воспринимать: информацию, внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах Определять: на слух звучание народных инструментов. | Иллюстрации «Былинные герои» (слайды) ,ТСО , учебник | ||||
12 | Музыкальные инструменты.
| 1 | Сравнительный анализ музыкальных произведений на основе своеобразного звучания музыкальных инструментов; слушание музыки. | Устный опрос | Понимать: названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов. Сопоставлять: звучание народных и профессиональных инструментов, выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. | Презентация по теме урока ,учебник ,ТСО | ||||
13 | Звучащие картины. Урок-экскурсия.
| 1 | Работа по картинкам , с учебником ,слушание музыки, коллективное пение ,элементы дирижирования. | Беседа. | Понимать: названия народных и профессиональных инструментов, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. Узнавать: музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты. | ТСО ,учебник | ||||
14 | «Разыграй песню».
| 1 | Графическое изображение мелодии, ролевая игра ,исполнение песни , импровизация «музыкальных разговоров» различного характера. | Ролевая игра | Понимать: что нотный текст может оставаться без изменений, а характер музыки изменяться исполнителями от событий, описанных в песне, основы понимания развития музыки. Планировать: свою деятельность, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. | ТСО ,аудиозапись ,учебник ,фонохрестоматия , | ||||
15 | Пришло Рождество – начинается торжество.
| 1 | Работа с учебником. Певческая установка. Умение петь тихо, выразительно, слышать себя и товарищей. Элементы дирижирования. | Устный опрос | Понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Рождество, названия рождественских песнопений - колядки. Соблюдать: при пении певческую установку, петь выразительно, слышать себя и товарищей, вовремя начинать и заканчивать пение, понимать дирижерские жесты. | ТСО ,учебник ,фонохрестоматия . | ||||
16 | Добрый праздник среди зимы.
| 1 | Участие в играх, песнях, танцах. | Устный опрос (индивидуальный, групповой) | Понимать: степень понимания роли музыки в жизни человека. Узнавать: освоенные музыкальные произведения, давать определения общего характера музыки. Принимать: участие в играх, танцах, песнях. | ТСО ,учебник ,фонохрестоматия . | ||||
«Музыка и ты» (17 часов) | ||||||||||
17 | Край, в котором ты живешь.
| 1 | Коллективное пение ,работа с учебником ,просмотр и обсуждение презентации. | Слуховой контроль пения (чистота интонации); выразительное исполнение; устный опрос | Понимать: что в музыке любого народа отражена любовь к своей родной природе, с каким настроением надо исполнять песни о Родине. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов. Высказывать: какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки. | Презентация ,учебник музыки. | ||||
18 | Поэт, художник, композитор. . | 1 | Пение ,пластические движения , работа с учебником. ,просмотр иллюстраций к картинам известных художников. | Слуховой контроль; игра на развитие внимания; устный опрос | Понимать: что виды искусства - музыка, литература, живопись, имеют общую основу- жизнь. У каждого вида искусства свой язык, свои выразительные средства. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Воспринимать: художественные образы классической музыки, расширять словарный запас. Передавать: настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать: определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. | Иллюстрации картин Васнецова . Репина и др. ,учебник. | ||||
19 | Музыка утра.
| 1 | Интонационно-образный анализ «Зимнего утра» , слушание музыки. | Устный опрос | Понимать: что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь Определять: по звучавшему фрагменту музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения. | ТСО ,учебник. | ||||
20 | Музыка вечера . | 1 | Нахождение нужных слов для передачи настроения в музыке ; сопоставление ,сравнение различных жанров музыки. Слушание музыки. | Устный опрос | Понимать: что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь, определение a capella. Определять: по звучавшему фрагменту музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. | ТСО , фонохрестоматия ,учебник | ||||
21 | Музыкальные портреты.
| 1 | Принимают участие в играх, пластическом интонировании. Слушание музыки. | Устный опрос ,загадки | Понимать: названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках. Определять: характер музыки и передавать ее настроение. Описывать: образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу, внимательно слушать. | ТСО ,презентация по теме урока | ||||
22 | «Разыграй сказку!»
| 1 | Определение характера и настроения в музыке. Слушание музыки. Ролевая игра. | Ролевая игра. Устный опрос | Понимать: образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи. Уметь: вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки, соединять слуховые впечатления детей со зрительными. | ТСО ,учебник. | ||||
23 | «Музы не молчали».
| 1 | Работа с учебником, игра, слушание музыки ,коллективное пение. | Устный опрос ,игра | Понимать: образы народного фольклора. Выделять: характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные | ТСО ,учебник | ||||
24 | Музыкальные инструменты.
| 1 | Игра на воображаемых музыкальных инструментах. Слушание музыки. Хоровое пение. | Проверка степени развития у учащихся культуры слушания музыки; кроссворд; игра на воображаемом музыкальном инструменте | Понимать: что песенное начало музыки ее напевность помогает передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки. (колыбельные) Передавать: эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями. | ТСО , набор иллюстраций « Музыкальные инструменты». | ||||
25 | Мамин праздник.
| 1 | Выразительное чтение стихов ,интонирование ,хоровое пение. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный) | Понимать: названия изученных жанров музыки; названия изученных произведений и их авторов; Узнавать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Исполнять: музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.) | ТСО, аудиозаписи ,учебник. | ||||
26 | Музыкальные инструменты. Звучащие картины.
| 1 | Игра на воображаемых музыкальных инструментах. Слушание музыки. Хоровое пение. | Устный опрос | Понимать: особенности звучания музыкальных инструментов: волынка и фортепиано, понятия: громко - тихо. Звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса разных музыкальных инструментов. Уметь: вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах | ТСО , набор иллюстраций « Музыкальные инструменты». | ||||
27 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | 1 | Игра. Сравнение звучания разных музыкальных инструментов. Участие в различных формах музицирования на уроке. | Викторина | Понимать: внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара. Сравнивать: звучание музыкальных инструментов. Узнавать: музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. | ТСО ,фонохрестоматия. | ||||
28 | Музыка в цирке.
| 1 | Пластическое интонирование; слушание музыки ,просмотр и обсуждение презентации. Слушание музыки. | Пластическое интонирование; устный опрос | Понимать: что язык музыки понятен и без слов, особенности русской народной музыки. Названия музыкальных инструментов, их тембровую окраску. Уметь: размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Расширять: словарный запас. Давать: определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне | ТСО ,фонохрестоматия, учебник ,презентация по теме урока. | ||||
29- 30 | Дом, который звучит.
| 1 | Передача настроения музыки и его изменения музыкально-ритмическими движениями. Слушание музыки. | Музыкальная викторина; инструментальное музицирование; | Понимать: фамилии композиторов и их произведения, Уметь: определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш. Узнавать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Передавать: настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. | ТСО ,аудиозаписи. | ||||
Дом, который звучит.
| Прослушивание музыкальных фрагментов, игра ,пластические упражнения. Хоровое пение. | Пластическое интонирование; устный опрос | Понимать: определение жанров: опера – балет, сходства и различия, названия произведений и их авторов. Вслушиваться: в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться: на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | ТСО ,аудиозаписи | ||||||
31 | Ничего на свете лучше нет…
| 1 | Сольное и хоровое исполнение знакомых песен. Сравнение и сопоставление жанров в музыке. | Конкурс на лучшего исполнителя роли; совместное музицирование; устный опрос | Понимать: определения: опера, хор, солисты, оркестр. Различать: характер музыки: танцевальный, песенный, маршевый. Уметь назвать: понравившееся произведения, дать его характеристику. Уметь сопоставлять: сравнивать, различные жанры музыки. | ТСО ,аудиозаписи | ||||
32 | Опера-сказка. | 1 | Игры. Элементы дирижирования ,музыкально-ритмические движения. | Ролевые игры: «Играем в композитора», «Играем в дирижера»,устный опрос | Понимать: элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока Уметь: через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей. | ТСО ,аудиозаписи ,учебник | ||||
33 | Обобщающий урок по теме «Музыка и ты». | 1 | Интерпретация , хоровое пение , конкурсы. | Конкурсы ,устный опрос | Понимать: что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. Понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель. Размышлять: о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации. | ТСО ,аудиозаписи |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Чертковский район с. Щедровка
(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Щедровская основная общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
« Утверждаю»
Директор МБОУ Щедровская ООШ
Приказ от _____________ № ______
____________________ Огула Л.А.
(подпись руководителя)
Рабочая программа
по музыке
(учебный предмет, курс)
начальное общее образование , 1 класс
(уровень общего образования , класс)
Количество часов: 33.
Учитель: Полякова Татьяна Васильевна.
Программа разработана на основе
рабочей программы «Музыка» 1-4 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.
(указать примерную программу /программы, издательство, год издания при наличии)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора УВР
методического совета ____________ Мельникова Т.В.
МБОУ Щедровская ООШ № _____ подпись
от ________2014года №_______ _____ ________ 2014года
________________ Передериева Г.А. дата
подпись руководителя МС
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, авторской программой «Музыка» 1-4 классы, авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г., рабочей программой «Музыка» 1-4 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г. Данная программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по музыке.
При составлении программы руководствовались Законом об Образовании РФ , письмом Минобразования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.1.1.- 4851м, письмом от 22.07.2013 №47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013-2014 учебном году» , «Положением об учебной рабочей программе», утверждённым приказом № 75 от 27.08.2014 по МБОУ Щедровская ООШ.
Цель программы: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи и направления музыкального образования и воспитания формулируются на основе целевой установки и вытекают из закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
● воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
● развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства;
● приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
● развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
● воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
● освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального и художественного образов, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Общая характеристика учебного курса
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.
Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.
Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
Место учебного предмета в учебном плане
С учётом психологической особенности школьников , согласно годовому календарному графику школы, утвержденному решением педсовета от 27.08.14. протокол № 8, образовательный процесс в1 классе осуществляется в режиме 33 учебных недель.
Из инвариативной части учебного плана на предмет « Музыка» в 1 классе отводится 33 часа в году ( 1 час в неделю). Из них:
№ | Разделы | Количество часов |
1 | «Музыка вокруг нас» » | 16 ч |
2 | «Музыка и ты» | 17 ч. |
Итого: | 33ч |
В I четверти – 9 ч , во II – 7 ч , в III - 9 ч , в IV - 8 ч.
Содержание учебного предмета « Музыка»
1 класс:
Содержание программы первого года делится на два раздела: “Музыка вокруг нас” (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия “Музыка и ты” (знакомство с музыкой в широком культорологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Раздел 2. «Музыка и ты
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Содержание музыкального материала:
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.
«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Гусляр Садко». В. Кикта.
«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
«Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Раздел 2. «Музыка и ты»
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
«Наигрыш». А. Шнитке.
«Утро». Э. Денисов.
«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Вечер». В. Салманов.
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
«Менуэт». Л. Моцарт.
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
«Баба Яга». Детская народная игра.
«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
«Волынка». И. С. Бах.
«Колыбельная». М. Кажлаев.
«Колыбельная». Г. Гладков.
«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
Лютневая музыка. Франческо да Милано.
«Кукушка». К. Дакен.
«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
«Клоуны». Д. Кабалевский.
«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
Тематическое планирование
№ | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности ученика | ||
Учебные действия | Универсальные действия | |||
1 | Музыка вокруг нас (16 часов) | |||
Как услышать музыку? «И Муза вечная со мной!» Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. «Азбука, азбука каждому нужна…» Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Звучащие картины. «Разыграй песню». Пришло Рождество – начинается торжество. Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок по теме: «Музыка вокруг нас» | Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об инновационной природе музыке во всем многообразии ее видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении проиозведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация). Музыкально-пластические движения. Общее представление о практических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиции. Танцевальные импровизации. Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
| Формирование универсальных учебных действий: Личностные:
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные универсальные действия: Общеучебные:
Логические:
| ||
2 | Музыка и ты (17 ч) | |||
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку!» «Музы не молчали». Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Опера-сказка. Музыка в цирке. Дом, который звучит. Ничего на свете лучше нет. Обобщающий урок по теме: « Музыка и ты». | Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об инновационной природе музыке во всем многообразии ее видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении проиозведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация). Музыкально-пластические движения. Общее представление о практических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиции. Танцевальные импровизации. Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств. | Формирование универсальных учебных действий: Личностные:
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные универсальные действия: Общеучебные:
Логические:
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Библиотечный фонд
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.)
2.Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. «Музыка 1-7 классы» – М. : Просвещение, 2011.
3.Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011.
4. Рабочая программа «Музыка» 1-7 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.
5. Уроки музыки. 1-4 классы. Поурочные разработки, авт.Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение, 2013 г.
6.Уроки музыки. 1класс. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение, 2013 г.
7.Музыка: 1кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
Печатные пособия
1.Альбом с демонстрационным материалом: «Музыкальные инструменты»
Технические средства обучения
1.Музыкальный центр
2. Телевизор.
3.Компьютер.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
4.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
6.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
7.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
8.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
9.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
Результаты освоения учебного предмета «Музыка»
К концу первого класса учащиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Выпускник начальной школы должен обладать следующими универсальными учебными действиями:
Личностные результаты
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Критерии оценивания
Согласно положению от 17.11.13 пр.№116 « О безотметочном обучении в 1 классе» для первоклассников нет критериев оценивания учебной деятельности по предмету « Музыка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки
Технологическая карта урока "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...
Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»
Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся. «Какой дьявол может победить народ, способн...
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...
Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...