Программа музыкально-ритмических занятий для I – IV классов
календарно-тематическое планирование по музыке на тему

Кольцова Ирина Евгеньевна

Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса, направленного на эстетическое воспитание неслышащих учащихся средствами музыки и танца, развитие их слухового восприятия и навыков произношения, совершенствование движений, на эмоциональное развитие детей, расширение их кругозора, развитие воображения, творчества. Приобщение неслышащих учеников к духовной культуре общества содействует их социальной адаптации.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Школа-интернат I вида № 31

Невского района

Программа

музыкально-ритмических занятий

для I – IV классов

Санкт-Петербург

Школа-интернат I вида № 31

Невского района

Календарно-тематическое планирование

музыкально-ритмических занятий

Учитель: Кольцова Ирина Евгеньевна

Тематическое планирование составлено на основе:

  • программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида – М., Просвещение, 1997
  • Яхнина Е.З. «Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов» - М., 1997
  • Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. «Фонетическая ритмика» - М., 1989
  • Шадрина Л.П., Напольских Л.В. «Фонетическая ритмика с элементами риторики»
  • Черкасская Л.А., Магда О.Н. Авторская программа  по предмету «Хореография»

Санкт-Петербург, 2005 г.

Пояснительная записка

   «Всё что заложено в человеке с детства остаётся с ним на всю жизнь. Чем больше граней прекрасного откроется нашим детям, тем радостнее и интереснее будет их жизнь. Наша задача – воспитать поколение новых гармонично развитых людей».

   Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса, направленного на эстетическое воспитание неслышащих учащихся средствами музыки и танца, развитие их слухового восприятия и навыков произношения, совершенствование движений, на эмоциональное развитие детей, расширение их кругозора, развитие воображения, творчества. Приобщение неслышащих учеников к духовной культуре общества содействует их социальной адаптации.

   Коррекционная работа на музыкально-ритмических занятиях базируется на взаимодействии музыки, движений и устной речи. Сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

   В настоящее время в соответствии с учебным планом специальных школ для неслышащих детей музыкально-ритмические занятия проводятся с первого по четвёртый класс по 2 ч. в неделю. Музыкально-ритмические занятия включены также в учебный план обучения умственно отсталых глухих учащихся по 1 ч. в неделю с первого по четвёртый класс.

   Школьники воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. На занятиях слуховые аппараты работают в режиме, определённом для постоянного ношения. В кабинете, оснащённом индукционной петлёй, регулятор на верхней панели из положения «М» (микрофон) переводится в положение «Т» (индукционная катушка) или «МТ»; при этом усиление немного увеличивается с помощью регулятора громкости.

Основным способом восприятия речевого материала на музыкально-ритмических занятиях является слухо-зрительное. При этом, как и на других уроках и занятиях, большое внимание уделяется развитию речевого слуха, закреплению произносительных навыков в ходе всего занятия. Речевой материал включает доступные в лексическом и грамматическом отношении слова. Речевой материал подбирается, прежде всего, по принципу необходимости в общении и отвечает фонетическим задачам урока. Планирование речевого материала осуществляется совместно с учителем класса и дефектологом. Развитие речи школьников осуществляется так же, как и на других уроках.  

   К музыкально-ритмическому занятию предъявляются требования, аналогичные требованиям к любому фронтальному уроку в специальных школах для неслышащих детей. Особое значение придаётся реализации дифференцированного подхода к учащимся в зависимости от состояния их слуховой функции, возможностей восприятия на слух речи   и основных музыкальных структур, состояния произношения, общего и речевого развития, а также двигательных способностей и других индивидуальных особенностей.

   Обучение неслышащих школьников  осуществляется по четырём образовательным вариантам:

  • I базовый вариант (цензовый) для детей с сохранным интеллектом;
  • II базовый вариант (коррекционно-развивающий) для детей, имеющих задержку развития, возникшую на основе психического или психофизического инфантилизма, или обусловленного астеническим, церебрастеническим состоянием;
  • III базовый вариант (коррекционно-развивающий) для детей с задержкой психофизического развития, уровень подготовленности к школе которых не соответствует требованиям первого класса. Учебный материал планируется с отставанием на один год.
  • IV вариант (компенсаторно-адаптационный) для детей с нарушением интеллекта.

   Один вариант от другого отличается темпом и сроками усвоения материала, изменением сложности содержания и последовательности изучения разделов, облегчением речевых конструкций, предлагаемых для воспроизведения и восприятия. Своеобразие каждого варианта программы связано с особенностями психофизического развития детей.

   Календарно-тематическое планирование ориентировано на школьников, обучающихся по II базовому варианту. На учителе лежит ответственность за поурочное планирование речевого материала, изменение требований к выполнению программы в зависимости от психофизических особенностей детей того или иного класса.

   Физическое развитие глухих детей – одна из важнейших задач, решению которой способствуют музыкально-ритмические занятия и, конечно же, экзерсис. Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц, и подвижность суставов, гибкость. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому развитие двигательных способностей глухих учащихся рассматривается не только, как важнейшая цель коррекционной работы, но и как средство, содействующее развитию слуховых и двигательных навыков.

  Экзерсис (классического урока хореографии) – это стройно разработанная система движений, начинается с развития у ребёнка правильной осанки, т.е. умения сохранять в танцевальных движениях и позах устойчивость тела. Экзерсис – азбука движений человеческого тела. Экзерсис развивает и укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, даёт правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность и свободу, эластичность и координацию движений. Вместе с тем, упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а так же собранности внимания. Сочетание экзерсиса с системой вспомогательных к нему упражнений особенно важно в начальный период обучения детей, когда организм ещё податлив к тренировкам. К вспомогательным упражнениям относятся:

  • корригирующие упражнения для исправления дефектов осанки;
  •  упражнения для укрепления мышцы свода стопы, препятствующие развитию плоскостопия;
  • дыхательные упражнения, которые имеют цель научить ребёнка управлять своим вдохом и выдохом;
  • упражнения на статическую координацию;
  • упражнения на ритмический рисунок;
  • упражнения на моторику и динамическую координацию рук;
  • упражнения для разогрева тела (разминка) и развития физических данных.

   Разминка включает в себя танцевальные комбинации и маленькие этюды. Танцы и этюды учитель согласует с возможностями учеников.

   Программа танцев:

   1-ого года обучения – «Полька» бытовая;

                                          «Птички» (утята);

                                          «Третий лишний»;

                                          «Леткис», «Сиртаки», «Хоровод».

   2-ого года обучения – «Полька школьная»;

                                          «Полька берлинская»;        

                                          «Модный рок»;

                                          «Кадриль»;

                                          «Большая прогулка».

   3-его года обучения – «Вару-Вару»;

                                         «Полонез»,  «Вальс фигурный»;

                                         «Вальс в три па».

   4-ый год обучения –  «Французский хоровод»;

                                        «Сударушка», «Вальс английский»;

                                        «Меренга», «Менуэт»;

                                        «Паванна», «Фристайл».

   Упражнения на ритмический рисунок сочетают одинаковые и различные по длительности в определённом темпе, ровные и акцентированные, с паузами. Ритмический рисунок может быть выполнен хлопками, притопами и ритмическими глаголами.

   Восприятие, понимание и усвоение школьниками учебного материала во многом зависит от их внимания. Упражнения на развитие внимания вырабатывают умение сосредотачиваться на нужном материале, воспитывают привычку быть внимательным. Развитие внимания в условиях школы связывается:

  • во-первых, с формированием сознательного и ответственного отношения школьника к выполняемой им учебной деятельности;
  • во-вторых, с формированием познавательных интересов;
  • в-третьих, с организацией жизни и деятельности ученика.

   Основным средством привлечения внимания неслышащих школьников является наглядное исполнение упражнений и этюдов учителем, а также использование разнообразных наглядных пособий. В развитии внимания неслышащих учащихся большую роль играет формирование навыков коллективного поведения, а именно синхронное исполнение этюдов и упражнений, которые создают предпосылки для сосредоточенности учеников на уроке. Развитие внимания у глухих школьников осуществляется всей системой учебно-воспитательского процесса. Это специальная задача, от которой зависит успех учебной деятельности глухого ребёнка.

   Опыт использования игры в учебном процессе показывает, что включение детей в игровую деятельность способствует формированию интереса их к содержанию обучения, глубине и прочности знаний, повышению продуктивной деятельности учащихся и тем самым способствует повышению эффективности урока. Игры помогают лучше понять и закреплять материал, использовать полученные знания. Игры и упражнения используются в соответствии с состоянием здоровья, возрастом детей, их физической подготовленностью, психическим развитием и возможностями. Игры на уроке снимают усталость и дают возможность ученикам более эффективно усваивать учебный материал, вовлекают неслышащего ребёнка в серьёзную учебную деятельность. Игры подбираются в соответствии с темой и целью урока. Подвижные игры оказывают огромное корригирующее воздействие на детей с речевыми и двигательными расстройствами.

   Уроки подразделяются:

  • Обучающий урок. Основная задача – освоение отдельных новых элементов и композиций. Одновременно с этим решаются задачи физического развития.
  • Разминочный урок. Его задача – подготовить организм к работе, а так же сохранить достигнутый уровень мастерства. Урок разминочный проходит перед репетицией танцев, этюдов или перед постановочной работой.
  • Урок, закрепляющий знания. В каждом классе новый материал соответствует возрасту и уровню подготовки учащихся с учётом интересов, способностей и возможностей детей.

Последние два урока четверти – контрольные, обобщающие и закрепляющие полученные знания.

   В конце учебного года ребёнок должен знать:

  • Речевой материал, терминологический словарь, названия музыкальных произведений и исполняемых танцев;
  • Основные правила исполнения движений;
  • Что такое ритмический рисунок, ритм, темп, музыкальная фраза.

   

   В конце учебного года ребёнок должен уметь:

  • концентрировать внимание;
  •  выполнять не только отдельные элементы, но и комбинации составленные педагогом;
  •  выполнять требования педагога, чувствовать музыку, выделять акценты, выдерживать паузы и правильно вступать в начало комбинации.

   

   В течение учебного года, наряду с образовательными и коррекционными задачами решается ряд воспитательных задач:

  • Формирование тактичного поведения, уважительного отношения к партнёру и окружающим;
  • Развитие умения работать в коллективе и ставить интересы коллектива выше своих;
  • Помощь ребёнку реализовать себя как личность;
  • Нравственное развитие глухого ребёнка, развитие добрых начал.

   

   Средства обучения – наглядный показ движений и музыкальный материал.

   Музыкально-ритмические занятия вселяют уверенность, дают возможность почувствовать себя способным овладеть речевыми и двигательными умениям и навыками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.

Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР.

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР....

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи.

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии.

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии....

Программа индивиуально-групповых занятий по математике 4 класс

Программа предназначена для учащихся СКК VII вида. Программа направлена на совершенствование умения решать текстовые задачи, так как данный вид работы наиболее затруднителен для учащихся с задержкой п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Музыкально-ритмические занятия» 3 А класс вариант 1.2

Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На занятиях глухие школьники учатся вос...