Программа музыкально-ритмических занятий для I – IV классов
календарно-тематическое планирование по музыке на тему
Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса, направленного на эстетическое воспитание неслышащих учащихся средствами музыки и танца, развитие их слухового восприятия и навыков произношения, совершенствование движений, на эмоциональное развитие детей, расширение их кругозора, развитие воображения, творчества. Приобщение неслышащих учеников к духовной культуре общества содействует их социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_programme_po_muz.-ritm._zanyatiyam.doc | 62.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Школа-интернат I вида № 31
Невского района
Программа
музыкально-ритмических занятий
для I – IV классов
Санкт-Петербург
Школа-интернат I вида № 31
Невского района
Календарно-тематическое планирование
музыкально-ритмических занятий
Учитель: Кольцова Ирина Евгеньевна
Тематическое планирование составлено на основе:
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида – М., Просвещение, 1997
- Яхнина Е.З. «Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов» - М., 1997
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. «Фонетическая ритмика» - М., 1989
- Шадрина Л.П., Напольских Л.В. «Фонетическая ритмика с элементами риторики»
- Черкасская Л.А., Магда О.Н. Авторская программа по предмету «Хореография»
Санкт-Петербург, 2005 г.
Пояснительная записка
«Всё что заложено в человеке с детства остаётся с ним на всю жизнь. Чем больше граней прекрасного откроется нашим детям, тем радостнее и интереснее будет их жизнь. Наша задача – воспитать поколение новых гармонично развитых людей».
Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса, направленного на эстетическое воспитание неслышащих учащихся средствами музыки и танца, развитие их слухового восприятия и навыков произношения, совершенствование движений, на эмоциональное развитие детей, расширение их кругозора, развитие воображения, творчества. Приобщение неслышащих учеников к духовной культуре общества содействует их социальной адаптации.
Коррекционная работа на музыкально-ритмических занятиях базируется на взаимодействии музыки, движений и устной речи. Сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.
В настоящее время в соответствии с учебным планом специальных школ для неслышащих детей музыкально-ритмические занятия проводятся с первого по четвёртый класс по 2 ч. в неделю. Музыкально-ритмические занятия включены также в учебный план обучения умственно отсталых глухих учащихся по 1 ч. в неделю с первого по четвёртый класс.
Школьники воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. На занятиях слуховые аппараты работают в режиме, определённом для постоянного ношения. В кабинете, оснащённом индукционной петлёй, регулятор на верхней панели из положения «М» (микрофон) переводится в положение «Т» (индукционная катушка) или «МТ»; при этом усиление немного увеличивается с помощью регулятора громкости.
Основным способом восприятия речевого материала на музыкально-ритмических занятиях является слухо-зрительное. При этом, как и на других уроках и занятиях, большое внимание уделяется развитию речевого слуха, закреплению произносительных навыков в ходе всего занятия. Речевой материал включает доступные в лексическом и грамматическом отношении слова. Речевой материал подбирается, прежде всего, по принципу необходимости в общении и отвечает фонетическим задачам урока. Планирование речевого материала осуществляется совместно с учителем класса и дефектологом. Развитие речи школьников осуществляется так же, как и на других уроках.
К музыкально-ритмическому занятию предъявляются требования, аналогичные требованиям к любому фронтальному уроку в специальных школах для неслышащих детей. Особое значение придаётся реализации дифференцированного подхода к учащимся в зависимости от состояния их слуховой функции, возможностей восприятия на слух речи и основных музыкальных структур, состояния произношения, общего и речевого развития, а также двигательных способностей и других индивидуальных особенностей.
Обучение неслышащих школьников осуществляется по четырём образовательным вариантам:
- I базовый вариант (цензовый) для детей с сохранным интеллектом;
- II базовый вариант (коррекционно-развивающий) для детей, имеющих задержку развития, возникшую на основе психического или психофизического инфантилизма, или обусловленного астеническим, церебрастеническим состоянием;
- III базовый вариант (коррекционно-развивающий) для детей с задержкой психофизического развития, уровень подготовленности к школе которых не соответствует требованиям первого класса. Учебный материал планируется с отставанием на один год.
- IV вариант (компенсаторно-адаптационный) для детей с нарушением интеллекта.
Один вариант от другого отличается темпом и сроками усвоения материала, изменением сложности содержания и последовательности изучения разделов, облегчением речевых конструкций, предлагаемых для воспроизведения и восприятия. Своеобразие каждого варианта программы связано с особенностями психофизического развития детей.
Календарно-тематическое планирование ориентировано на школьников, обучающихся по II базовому варианту. На учителе лежит ответственность за поурочное планирование речевого материала, изменение требований к выполнению программы в зависимости от психофизических особенностей детей того или иного класса.
Физическое развитие глухих детей – одна из важнейших задач, решению которой способствуют музыкально-ритмические занятия и, конечно же, экзерсис. Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц, и подвижность суставов, гибкость. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому развитие двигательных способностей глухих учащихся рассматривается не только, как важнейшая цель коррекционной работы, но и как средство, содействующее развитию слуховых и двигательных навыков.
Экзерсис (классического урока хореографии) – это стройно разработанная система движений, начинается с развития у ребёнка правильной осанки, т.е. умения сохранять в танцевальных движениях и позах устойчивость тела. Экзерсис – азбука движений человеческого тела. Экзерсис развивает и укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, даёт правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность и свободу, эластичность и координацию движений. Вместе с тем, упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а так же собранности внимания. Сочетание экзерсиса с системой вспомогательных к нему упражнений особенно важно в начальный период обучения детей, когда организм ещё податлив к тренировкам. К вспомогательным упражнениям относятся:
- корригирующие упражнения для исправления дефектов осанки;
- упражнения для укрепления мышцы свода стопы, препятствующие развитию плоскостопия;
- дыхательные упражнения, которые имеют цель научить ребёнка управлять своим вдохом и выдохом;
- упражнения на статическую координацию;
- упражнения на ритмический рисунок;
- упражнения на моторику и динамическую координацию рук;
- упражнения для разогрева тела (разминка) и развития физических данных.
Разминка включает в себя танцевальные комбинации и маленькие этюды. Танцы и этюды учитель согласует с возможностями учеников.
Программа танцев:
1-ого года обучения – «Полька» бытовая;
«Птички» (утята);
«Третий лишний»;
«Леткис», «Сиртаки», «Хоровод».
2-ого года обучения – «Полька школьная»;
«Полька берлинская»;
«Модный рок»;
«Кадриль»;
«Большая прогулка».
3-его года обучения – «Вару-Вару»;
«Полонез», «Вальс фигурный»;
«Вальс в три па».
4-ый год обучения – «Французский хоровод»;
«Сударушка», «Вальс английский»;
«Меренга», «Менуэт»;
«Паванна», «Фристайл».
Упражнения на ритмический рисунок сочетают одинаковые и различные по длительности в определённом темпе, ровные и акцентированные, с паузами. Ритмический рисунок может быть выполнен хлопками, притопами и ритмическими глаголами.
Восприятие, понимание и усвоение школьниками учебного материала во многом зависит от их внимания. Упражнения на развитие внимания вырабатывают умение сосредотачиваться на нужном материале, воспитывают привычку быть внимательным. Развитие внимания в условиях школы связывается:
- во-первых, с формированием сознательного и ответственного отношения школьника к выполняемой им учебной деятельности;
- во-вторых, с формированием познавательных интересов;
- в-третьих, с организацией жизни и деятельности ученика.
Основным средством привлечения внимания неслышащих школьников является наглядное исполнение упражнений и этюдов учителем, а также использование разнообразных наглядных пособий. В развитии внимания неслышащих учащихся большую роль играет формирование навыков коллективного поведения, а именно синхронное исполнение этюдов и упражнений, которые создают предпосылки для сосредоточенности учеников на уроке. Развитие внимания у глухих школьников осуществляется всей системой учебно-воспитательского процесса. Это специальная задача, от которой зависит успех учебной деятельности глухого ребёнка.
Опыт использования игры в учебном процессе показывает, что включение детей в игровую деятельность способствует формированию интереса их к содержанию обучения, глубине и прочности знаний, повышению продуктивной деятельности учащихся и тем самым способствует повышению эффективности урока. Игры помогают лучше понять и закреплять материал, использовать полученные знания. Игры и упражнения используются в соответствии с состоянием здоровья, возрастом детей, их физической подготовленностью, психическим развитием и возможностями. Игры на уроке снимают усталость и дают возможность ученикам более эффективно усваивать учебный материал, вовлекают неслышащего ребёнка в серьёзную учебную деятельность. Игры подбираются в соответствии с темой и целью урока. Подвижные игры оказывают огромное корригирующее воздействие на детей с речевыми и двигательными расстройствами.
Уроки подразделяются:
- Обучающий урок. Основная задача – освоение отдельных новых элементов и композиций. Одновременно с этим решаются задачи физического развития.
- Разминочный урок. Его задача – подготовить организм к работе, а так же сохранить достигнутый уровень мастерства. Урок разминочный проходит перед репетицией танцев, этюдов или перед постановочной работой.
- Урок, закрепляющий знания. В каждом классе новый материал соответствует возрасту и уровню подготовки учащихся с учётом интересов, способностей и возможностей детей.
Последние два урока четверти – контрольные, обобщающие и закрепляющие полученные знания.
В конце учебного года ребёнок должен знать:
- Речевой материал, терминологический словарь, названия музыкальных произведений и исполняемых танцев;
- Основные правила исполнения движений;
- Что такое ритмический рисунок, ритм, темп, музыкальная фраза.
В конце учебного года ребёнок должен уметь:
- концентрировать внимание;
- выполнять не только отдельные элементы, но и комбинации составленные педагогом;
- выполнять требования педагога, чувствовать музыку, выделять акценты, выдерживать паузы и правильно вступать в начало комбинации.
В течение учебного года, наряду с образовательными и коррекционными задачами решается ряд воспитательных задач:
- Формирование тактичного поведения, уважительного отношения к партнёру и окружающим;
- Развитие умения работать в коллективе и ставить интересы коллектива выше своих;
- Помощь ребёнку реализовать себя как личность;
- Нравственное развитие глухого ребёнка, развитие добрых начал.
Средства обучения – наглядный показ движений и музыкальный материал.
Музыкально-ритмические занятия вселяют уверенность, дают возможность почувствовать себя способным овладеть речевыми и двигательными умениям и навыками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.
Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР.
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР....
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи.
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи....
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии.
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии....
Программа индивиуально-групповых занятий по математике 4 класс
Программа предназначена для учащихся СКК VII вида. Программа направлена на совершенствование умения решать текстовые задачи, так как данный вид работы наиболее затруднителен для учащихся с задержкой п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Музыкально-ритмические занятия» 3 А класс вариант 1.2
Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На занятиях глухие школьники учатся вос...