РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Музыкально-ритмические занятия» 3 А класс вариант 1.2
рабочая программа (3 класс)
Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На занятиях глухие школьники учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальных аппаратов), правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения, декламировать или петь под музыкальное сопровождение песни, играют на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями. Развитие слухового восприятия учащихся имеет важное - значение для полноценного развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variant_1.2_-_3_a_klass_-_70_ch.docx | 69.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бугульминская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Республика Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор
______/А.Б.Вильданова ГБОУ «Бугульминская ГБОУ «Бугульминская
Протокол № ____ от школа-интернат для детей школа-интернат для детей
«__»_______20__г. с ограниченными возможностями с ограниченными возможностями
здоровья» здоровья»
_____________/Т.А.Лашкова ___________/Н.А.Корытин
«__»_______20__ г. «__»_______20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Музыкально-ритмические занятия»
3 А класс вариант 1.2
учителя Мишаниной Надежды Николаевны
на 2019-2020 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от « » 20 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыкально-ритмическим занятиям составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (вариант 1.2):
- примерной программы ФГОС для НОО глухих детей;
-учебного плана ГБОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»;
- локального акта «Положения о рабочей программе»;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей), допущенной МО РФ;
- учебного пособия: Яхнина Я.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха/Под ред.Б.П.Пузанова.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
В школе - интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья на изучение предмета «Музыкально-ритмические занятия» в 3 А классе отводится 70 часов, из расчета 2 ч в неделю, исходя из учебного плана школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На занятиях глухие школьники учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальных аппаратов), правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения, декламировать или петь под музыкальное сопровождение песни, играют на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями. Развитие слухового восприятия учащихся имеет важное - значение для полноценного развития ребёнка. Ценностные ориентиры содержания (коррекционного) занятия.
В процессе музыкально – ритмических занятий решаются важные и сложные коррекционно – развивающие задачи: коррекция и развитие двигательной сферы (формирование правильных координированных и ритмичных движений, хорошей осанки и др.); развитие слухового восприятия (овладение детьми различением, опознаванием и распознаванием на слух резко отличающихся по звучанию элементов музыки, определение обучающимися (самостоятельно и с помощью учителя) характера музыки и доступных средств музыкальной выразительности, включая звуковысотные, темпоритмические, динамические и тембровые отношения), а также развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны (автоматизация произносительных навыков с использованием фонетической ритмики). На занятиях активизируется речевое развитие детей, навыки речевого поведения. Важное значение придается развитию эмоционально – волевой и познавательной сфер. Тем самым музыкально – ритмические занятия способствуют всестороннему развитию обучающихся, наиболее полноценному формированию личности.
Результаты освоения содержания (коррекционного) предмета.
Личностные результаты:
- более полноценная социокультурная адаптация за счет приобщения к музыкальной культуре, понимания жизненных ситуаций, в которых звучит музыка;
- развитие эмоционального отношения к искусству;
- развитие уважения к культурным традициям своего народа и других народов мира;
- развитие познавательных интересов, желания посещать музеи, театры и др., читать литературу о музыке и музыкантах, доступную пониманию обучающихся;
- развитие мотивов к освоению художественной деятельности, связанной с музыкой;
- готовность к участию в музыкально – исполнительской деятельности, в том числе совместно со слышащими сверстниками, продуктивному сотрудничеству при решении творческих задач;
- реализация творческих возможностей и способностей в различных видах музыкально – ритмической деятельности;
- развитие мотивов к овладению устной речью, достижению высоких результатов в области ее восприятия и воспроизведения, активной устной коммуникации;
- развитие мотивов постоянного пользования средствами электроакустической коррекции, навыков их применения.
Метапредметные результаты:
- участие в совместной деятельности со взрослыми и детьми на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания, готовность к распределению функций и ролей в процессе деятельности, ответственность за ее результаты;
- применение речевых средств при решении коммуникативных и познавательных задач в различных видах деятельности;
- готовность к логическим действиям – анализу, сравнению, синтезу, обобщению при прослушивании музыки, восприятии речи.
Предметные результаты:
- развитие интереса к музыкальному искусству, к различным видам музыкально – творческой деятельности;
- развитие эмоционального восприятия музыки (в исполнении учителя, в аудиозаписи и видеозаписи), умений в словесной форме определять ее характер, жанр, доступные средства музыкальной выразительности;
- знание имен известных композиторов и исполнителей, названий произведений, танцев, песен, музыкальных инструментов, оркестров и др.;
- эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное исполнение под музыку музыкально – пластических и танцевальных композиций;
- эмоциональная, выразительная декламация песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление учителя при передаче темпоритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков;
- эмоциональное, выразительное и ритмичное исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сопровождения к музыкальной пьесе или песне, исполняемой учителем;
участие в театрализованных формах музыкально – творческой деятельности – музыкальных играх, инсценировании песен, музыкальных сказок при реализации сформированных умений и навыков в музыкально – ритмической и речевой деятельности.
Содержание начального общего образования на музыкально – ритмических занятиях распределено по разделам:
- обучение восприятию музыки
- обучение музыкально – ритмическим движениям
- обучение декламации песен под музыку
- обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле
- автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики и музыки)
Музыкальный материал соответствует возрасту и интересам учащихся, возможностям восприятия ими музыки в данный период обучения, принципам педагогической целесообразности и воспитывающего обучения.
При обучении восприятию музыки реализуются общие принципы, характерные для формирования речевой деятельности:
- направленность на развитие учащихся
-усиление коммуникативной направленности обучения
-целенаправленное формирование умственной и физической деятельности
-форм деятельности
-дифференцированный подход к учащимся
В процессе занятий дети учатся сопоставлять впечатления от музыки различного характера. Сначала они прослушивают каждую пьесу, с помощью учителя определяют ее характер (бодрый, веселый, грустный, спокойный и т.д.) и известные им средства музыкальной выразительности (звуковысотные, метроритмические, темповые, динамические, тембровые отношения в музыке). В процессе работы учащиеся воспринимают музыку в исполнении учителя и в грамзаписи.
Работа над формированием исполнительских навыков складывается из музыкально - ритмических движений (движения повадок животных, герои музыкальных сказок, музыкально-двигательные игры); импровизации движений под музыку, составления аппликаций, ответов на вопросы, бесед и др.
На каждом музыкально – ритмическом занятии проводятся специальные упражнения по автоматизации произносительных навыков учащихся с использованием фонетической ритмики (около 20 минут). Дети стоят, сидят или двигаются по кругу, много раз повторяя речевой материал и сопровождая речь движениями, соответствующими по напряженности, силе, темпу, длительности. Используются движения корпуса тела, головы, рук, ног (наклоны, повороты корпуса, различные движения рук, вращение кистей, хлопки, различные типы ходьбы, прыжки и т.п.), а также жесты, которые сочетаются с произнесением речевых структур.
Речевой материал включает слова, словосочетания, фразы, слоги, слогосочетания, звуки. На занятиях используются небольшие диалоги, стихотворения.
На музыкально – ритмических занятиях используются игры – драматизации, театрализованные игры, инсценирование музыкальных сказок. Работа над сказкой включает все виды деятельности, связанные с музыкой: дети учатся различать и узнавать на слух музыкальные фрагменты из сказки, разучивают танцевальные движения, несложные танцевальные композиции, передают под музыку в выразительных движениях повадки животных и характер сказочных героев, декламируют под музыку песни из сказки и др. Они учатся в инсценировках говорить эмоционально, выразительно и внятно, реализуя свои произносительные возможности.
К концу года учащиеся должны уметь:
-выполнять под музыку ходьбу, бег, несложные танцевальные движения, переключаться с одного движения на другое, ориентироваться в пространстве с соблюдением указанных направлений; сочетать движения с характером музыки;
-воспринимать на слух и воспроизводить несложные ритмические рисунки на шумовых инструментах, отхлопыванием и т.п.; определять на слух характер несложных фортепианных пьес;
-исполнять несложные песни, соблюдая правильное дыхание;
-воспринимать на слух (с индивидуальными аппаратами и без них) речевой материал урока, говорить внятно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, передавать в речи различные эмоции (например, радость, страх); правильно произносить гласные звуки; воспринимать на слух и воспроизводить (с движениями и без движений) усиление и ослабление голоса.
Формирование универсальных учебных действий:
Коммуникативные УДД
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
2.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций.
3.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать
вопросы.
Регулятивные УДД
· 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем
стандартные учебные действия.
4. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно
выполнять, в чем сложность выполнения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
· Умение структурировать знания,
· Выделение и формулирование учебной цели.
· Поиск и выделение необходимой информации
· Анализ объектов;
· Синтез, как составление целого из частей
· Классификация объектов
Тематика музыкально-ритмических занятий (как и количество часов) частично изменена с учётом особенностей психофизического развития детей.
Содержание материала музыкально-ритмических занятий
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов |
1 | Обучение движениям под музыку | 16 |
2 | Обучение восприятию музыки | 16 |
3 | Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах | 14 |
4 | Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики) | 10 |
5 | Декламация песен под музыку | 14 |
Всего | 70 |
Календарно-тематический план
Мишаниной Надежды Николаевны
учителя на 2019-2020 учебный год
План составлен согласно примерной программы ФГОС для НОО глухих детей;
• учебного пособия: Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха/Под ред.Б.П.Пузанова.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003
Предмет | Класс | Количество часов в неделю | Количество контрольных работ | Всего количество часов | Автор учебника, год издания |
Музыкально-ритмические занятия | 3 А | 2 | __________ | 70 | __________ |
Основное содержание материала «Музыкально-ритмические занятия»
1.Обучение движениям под музыку.
Дети учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения (ходьба, бег, прыжки), танцевальные и гимнастические упражнения, исполнять несложные композиции народных и современных танцев. Они обучаются движениям, передающим повадки животных, характеры героев музыкальных сказок, а также музыкально-двигательным играм. Важное значение придается импровизации движений под музыку.
2.Обучение восприятию музыки.
Обучение различению и узнаванию на слух основных свойств музыкальных звуков (высоты, силы, длительности, тембра) в различных их сочетаниях. Обучение внимательному слушанию музыкальных произведений (или фрагментов из них), проведение элементарного анализа (определение характера, доступных средств музыкальной выразительности), различение и узнавание на слух неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них.
3.Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах.
Способствует развитию у глухих учащихся звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового слуха, восприятия характера музыки. Учащиеся учатся исполнять в ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне на элементарных музыкальных инструментах (на металлофоне, бубне, барабане, маракасах, треугольниках, деревянных ложках).
4.Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики).
Ведется работа по развитию у учеников голоса нормальной высоты, силы и тембра, его модуляций по силе и высоте.
Работа над фразой включает развитие умений воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмическую структуру.
Важное значение придается развитию у учащихся ритмико-интонационной структуры речи: слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного; модуляции голоса по силе (нормальный, более громкий, более тихий) и высоте (нормальный, более высокий и более низкий); словесное ударение; логическое и синтагматическое ударение во фразе; темп речи (нормальный, быстрый, медленный). Работа над умением передавать повествовательную, побудительную, вопросительную интонацию, придавать речи определенную эмоциональную окраску, выражая чувства радости, испуга, боли,гнева и др.
5. Декламация песен под музыку.
Дети обучаются эмоциональной, внятной и выразительной декламации под аккомпанемент учителя, точному воспроизведению ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто). Репертуар содержит народные и современные детские песни, а также попевки, прибаутки.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Ритмика. Музыкальное движение. Руднева С. и Фиш Э. - М., «Просвещение», 1972. - 329 с.
2. Практический материал по преподаванию ритмики в школе глухонемых. М.Ф. Балицкая, З.Е. Пунина. - Учпедгиз, 1956. - 107 с.
3. Танцы в детском саду. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 112 с.
4. Музыкальные сказки для детского сада. Зарецкая Н.В. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
5. Музыкальные занятия в детском саду / З.Н. Бугаева. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 301 с.
6. Танцы в детском саду. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
7. Музыкальное воспитание в детском саду. Давыдова М.А. - М.: ВАКО, 2006. - 240 с.
8. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. Агапова И.А., Давыдова М.А. - М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Из/ «ДОМ. XXI век», 2007. - 222 с.
9. Танцы с нотами для детского сада / 3. Роот. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 112 с.
10. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста: метод.пособие/ Л.М. Малахова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 141с.
11. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей / И.В.Груздова, Е.К. Лютова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 254 с.
Технические средства обучения.
- Музыкальные инструменты.
- Электронный музыкальный инструмент (синтезатор).
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер.
- Музыкальный центр.
Календарно-тематическое планирование урока «Музыкально-ритмические занятия» в 3 «А» классе
(вариант 1.2)
№ | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Речевой материал | Используемый материал | Дата | |||
план. | факт | ||||||||
I четверть ( 18 часов) | |||||||||
Обучение движениям под музыку | |||||||||
1. | Выразительное выполнение под музыку гимнастических движений | 1ч | Знать порядок выполнения гимнастических движений. Уметь выразительно выполнять под музыку гим-настические движения | Гимнастика Мы учим гимнастику Выразительность движений Гимнастика называется… Мы делали гимнастику | Таблички Музыка для гимнастики | ||||
2. | Ритмичное выполнение под музыку гимнастических движений | 1ч | Знать порядок выполнения гимнастических движений. Уметь ритмично выполнять под музыку гимнастические движения | Гимнастика Мы учим гимнастику Ритмичность движений Гимнастика называется… Мы делали гимнастику | Таблички Музыка для гимнастики | ||||
3. | Выразительное исполнение танцевальных композиций под музыку | 1ч | Знать порядок выполнения танцевальных движений. Уметь выразительно выполнять под музыку танцевальные движения | Гимнастика Мы учим танец (гимнастику) Выразительность движений Гимнастика называется… Мы танцевали | Таблички Музыка для выполнения танцевальных движений | ||||
4. | Правильное и ритмичное исполнение танцевальных композиций под музыку | 1ч | Знать порядок выполнения танцевальных движений. Уметь правильно и ритмично выполнять под музыку танцевальные движения | Гимнастика Мы учим танец (гимнастику) Выразительность движений Гимнастика называется… Мы танцевали | Таблички Музыка для выполнения танцевальных движений | ||||
Обучение восприятию музыки | |||||||||
5. | Определение поступенного и скачкообразного звукорядов | 1ч | Знать основные понятия по теме (поступенный и скачкообразный звукоряд). Уметь определять на слух поступенный и скачкообразный звукоряд | Проверьте аппараты Слушай(-те) внимательно Поступенный звукоряд – ряд музыкальных звуков, шагающих друг за другом Скачкообразый звукоряд – переход скачками от одного звука к другому Какой звучит звукоряд? Определи(-те) звукоряд | Таблички Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога) | ||||
6. | Определение восходящего и нисходящего звукорядов | 1ч | Знать основные понятия по теме (восходящий и нисходящий звукоряды). Уметь определять на слух восходящий и нисходящий звукоряды | Проверьте аппараты Слушай(-те) внимательно Восходящий звукоряд – звуки идут по порядку вверх Нисходящий звукоряд – звуки идут по порядку веиз Какой звучит звукоряд? Определи(-те) звукоряд | Таблички Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога) | ||||
7. | Определение многократного повторения одного и того же звука | 1ч | Уметь определять на слух многократное повторение одного и того же звука | Проверьте аппараты Одинаковые звуки Повторить один и тот же звук | Таблички Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога) | ||||
8. | Различение на слух мелодий песен с опорой на графическую запись (при выборе из 2-4) | 1ч | Знать основные понятия по теме. Уметь соотносить услышанную мелодию песни с её графической записью | Проверьте аппараты Слушайте мелодию песни Определите графическую запись мелодии Ритмический рисунок (прохлопать) | Таблички Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога) Детские песни | ||||
Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах | |||||||||
9. | Ритмический аккомпанемент (от простого к сложному) | 1ч | Уметь исполнять простой и сложный ритмический аккомпанемент на музыкальных инструментах | Проверьте аппараты Ритм (простой, сложный) Ритмический рисунок Аккомпанемент Музыкальные инструменты: бубен, маракасы, металлофон, дудочки, деревянные ложки | Таблички Ритмический рисунок Музыкальные инструменты Музыка для сопровождения игры на музыкальных инструментах | ||||
10. | Знакомство с музыкальными инструментами (металлофон, дудка, бубен, маракасы, колокольчики, деревянные ложки) | 1ч | Знать названия музыкальных инструментов. Уметь определять звучание музыкальных инструментов | Проверьте аппараты Музыкальные инструменты Металлофон, дудка, бубен, маракасы, колокольчик, деревянные ложки Послушай(-те) как звучит металлофон, дудка, бубен, маракасы, колокольчики, деревянные ложки | Таблички Картинки Музыкальные инструменты: металлофон, дудка, бубен, маракасы, колокольчики, деревянные ложки | ||||
Автоматизация произносительных навыков | |||||||||
11. | Речевое дыхание | 1ч | Уметь работать над речевым дыханием | Дышим по темпу разговора «Взятие» дыхания Дыхательная пауза | Таблички | ||||
12. | Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра | 1ч | Уметь работать голосом, выдерживать силу и тембр голоса | Нормальная высота Сила голоса Тембр голоса | Таблички | ||||
Декламация песен | |||||||||
13. | Ритмические рисунки мелодий песен. | 1ч | Знать основные понятия по теме. Уметь воспроизводить ритмический рисунок мелодий песен. | Ритмический рисунок Прохлопать ритмический рисунок мелодии Слушайте внимательно | Таблички Ритмический рисунок Мелодии песен (по выбору) | ||||
14. | Ритмические рисунки мелодий песен в умеренном темпе (по выбору) | 1ч | Знать основные понятия по теме. Уметь воспроизводить ритмический рисунок мелодий песен в умеренном темпе | Ритмический рисунок Умеренный темп Прохлопатьритмический рисунок мелодии Слушайте внимательно | Таблички Ритмический рисунок Мелодии песен (по выбору) | ||||
15. | Ритмические рисунки мелодий песен в умеренно-быстром темпе (по выбору) | 1ч | Знать основные понятия по теме. Уметь воспроизводить ритмический рисунок мелодий песен в умеренно-быстром темпе | Ритмический рисунок Умеренно-быстрый темп Прохлопать ритмический рисунок мелодии Слушайте внимательно | Таблички Ритмический рисунок Мелодии песен (по выбору) | ||||
16. | Знакомство с песней «Полька зверей» | 1ч | Знать средства музыкальной выразительности. Уметь слушать мелодию песни, определять характер, отвечать на вопросы | Проверьте аппараты Слушайте внимательно Какая мелодия песни? Музыка весёлая, похожа на танец, в умеренно-быстром темпе, считать на «два» | Таблички Мелодия песни «Полька зверей» | ||||
Обучение движениям под музыку | |||||||||
17. | Вальсовая дорожка | 1ч | Уметь выполнять команды педагога. Уметь выполнять вальсовую дорожку | Вальс Считать на «3» Вальсовая дорожка Корпус прямой | Таблички П. Чайковский «Вальс цветов» | ||||
18. | Скользящий ход на полупальцах | 1ч | Уметь выполнять команды педагога. Уметь выполнять простые виды ходьбы (на полупальцах) | Ходьба Ходьба на полупальцах Корпус прямой Скользящий ход на полупальцах | Таблички Музыка для гимнастики | ||||
II четверть ( 13 часов) | |||||||||
19. | Присядка | 1ч | Уметь выполнять присядку под музыку | Присядка Согнутые колени | Таблички Русская народная музыка | ||||
20. | Упражнения с предметами (мяч) | 1ч | Уметь выполнять команды педагога. Уметь работать под музыку с мячом | Упражнения с мячом Наклоны туловища с мячом Повороты с мячом Мяч подкинуть вверх Поймать мяч Переброс мяча из руки в руку | Таблички Ритмичная музыка Мяч | ||||
Обучение восприятию музыки | |||||||||
21. | Определение характера в музыкальных произведениях (фрагментах) | 1ч | Уметь слушать музыку; определять характер музыкальных произведений | Проверьте аппараты Слушайте музыку Определите характер «Во поле берёза стояла»: грустная, печальная М.Глинка «Камаринская»: весёлая, игривая | Таблички Музыка для прослушивания | ||||
22. | Различение на слух фрагментов из одной мелодии (запев, припев) | 1ч | Знать основные понятия по теме: запев, припев. Уметь различать на слух фрагменты из одной мелодии (запев, припев) | Проверьте аппараты Слушайте мелодию песни Фрагмент мелодии (запев, припев) Определить на слух запев Определить на слух припев | Таблички Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога) Детские песни (фрагменты) | ||||
23. | Ритмический рисунок мелодий | 1ч | Знать понятие ритм, ритмический рисунок. Уметь читать и хлопать ритмические рисунки мелодий | Ритм Ритмический рисунок Читаем и хлопаем Внимательно слушаем мелодию | Таблички Ритмический рисунок Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога) | ||||
24. | Исполнение руками (хлопками) несложного ритмического рисунка мелодий (одновременно с её исполнением учителем) | 1ч | Знать понятие ритм, ритмический рисунок. Уметь исполнять руками (хлопками) несложные ритмические рисунки мелодий (одновременно с её исполнением учителем) | Проверьте аппараты Ритмический рисунок Хлопай(-те) ритм Слушай (-те) мелодию Исполни ритм руками Хлопай(-те) с учителем под музыку | Таблички Ритмический рисунок Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога) | ||||
Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах | |||||||||
25. | Цветонотки («Радуга») | 1ч | Знать цветовую гамму нот. Уметь подбирать цвет к нотам и определять цветонотки на слух (от соль2 до соль1) | Проверьте аппараты Слушайте внимательно Цветонотки: Звук Си - фиолетовый – «фиолетоваятýчка». Звук До – красный – «красное сóлнышко». Звук Ре – оранжевый – «оранжеваяпирамúдка». Звук Ми – жёлтый – «жёлтое сóлнышко». Звук Фа – зелёный – «зелёные вéтви». Звук Соль – голубой – «голубое нéбо». Звук Ля – синий – «синее море». | Таблички Дидактический материал «Радуга» (цветонотки) Музыкальные инструменты | ||||
Автоматизация произносительных навыков | |||||||||
26. | Модуляции голоса при сохранении нормальной силы и тембра | 1ч | Уметь работать голосом, сохранять силу и тембр голоса | Модуляция голоса Слушайте внимательно Повторите Ровная интонация Повышение голоса Понижение голоса | Таблички | ||||
27. | Изменение темпа речи (постепенное замедление и убыстрение) | 1ч | Уметь работать над темпом речи | Темп речи Повторите упражнение Постепенно замедлять Постепенно убыстрять | Таблички | ||||
Декламация песен | |||||||||
28. | Песня «Полька зверей». Ритмический рисунок мелодии песни. Отрабатывание «взятия» дыхания | 1ч | Знать ритмический рисунок мелодии песни. Уметь воспроизводить ритмический рисунок руками и голосом на слог па-па-па… Уметь правильно брать дыхание при воспроизведении мелодии песни | Ритмический рисунок Отхлопать ритм «Взятие» дыхания Работа голосом на слог па-па-па… Слушайте внимательно Пропевание | Таблички Музыка песни «Полька зверей» | ||||
29. | Песня «Полька зверей». Логическое ударение во фразе. Эмоциональное исполнение песни | 1ч | Знать слова песни. Уметь воспроизводить фразу, под музыку, выделяя логическое ударение. Уметь эмоционально и выразительно исполнять песню под музыку | Слушайте мелодию Говорите слова тихо Вы услышите, что одно слово звучит громче Какое слово звучит громче? Выделяем логическое ударение Эмоциональное исполнение Выразительное исполнение Следите за жестами | Таблички Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога) Песня «Полька зверей» | ||||
30. | Знакомство с песней «Я на скрипочке играю» | 1ч | Знать средства музыкальной выразительности. Уметь слушать мелодию песни, определять характер, отвечать на вопросы | Проверьте аппараты Слушайте внимательно Какая мелодия песни? Музыка весёлая, похожа на танец, в умеренном темпе, считать на «два» | Таблички Мелодия песни «Я на скрипочке играю» | ||||
Обучение движениям под музыку | |||||||||
31. | Основные элементы бального народного танца | 1ч | Знать основные элементы бального народного танца. Уметь выполнять элементы движений бального народного танца | Будем учить элементы бального танца Танцуй(-те) легко, изящно Следите за осанкой | Таблички «Вальс Цветов» П.Чайковский | ||||
III четверть ( 22 часа) | |||||||||
32. | Тройной ход | 1ч | Знать порядок выполнения тройного хода. Уметь выполнять тройной ход под музыку | Будем учить тройной ход Шаг вперёд на «раз», то же на «два» и «три» | Таблички Русская народная музыка | ||||
33. | Переменный ход. Притоп | 1ч | Уметь правильно выполнять движения | Будем учить переменный шаг Приставной шаг и шаг с ноги Притоп (поочерёдно каждой ногой) | Таблички Русская народная музыка | ||||
34. | Разучивание танцевальной композиции «Сударушка» (IиII фигуры) | 1ч | Знать русские народные движения. Уметь выполнять движения русского танца. Уметь последовательно выполнять фигуры танца | Русский танец Будем учить народный танец «Сударушка» Танцуй (-те) правильно, красиво, легко Мы исполняли IиII фигуры | Таблички Русская народная музыка | ||||
35. | Разучивание танцевальной композиции «Сударушка» (III иIVфигуры) | 1ч | Знать русские народные движения. Уметь выполнять движения русского танца. Уметь последовательно выполнять фигуры танца | Русский танец Лицом друг к другу Полуприседание Нога на носок (пятку) Цепочка, полукруг Танцуй (-те) правильно, красиво, легко | Таблички Русская народная музыка | ||||
36. | Закрепление танцевальной композиции «Сударушка» | 1ч | Знать русские народные движения. Уметь выполнять движения русского танца. Уметь последовательно выполнять фигуры танца | Русский танец «Сударушка» Танцуй (-те) правильно, красиво, легко Внимательно слушай(-те), музыку, не опаздывайте | Таблички Русская народная музыка | ||||
Обучение восприятию музыки | |||||||||
37. | Слушание музыки. Э. Григ «В пещере горного короля» Д. Шостакович «Вальс-шутка» | 1ч | Знать характер и средства музыкальной выразительности. Уметь различать и узнавать фрагменты из музыкальных пьес по их характеру | «В пещере горного короля» Сюжет Какая музыка? Музыка таинственная, похожа на марш, тихо-громкая «Вальс-шутка» Какая музыка? Музыка лёгкая, вальс, в умеренном темпе | Таблички Музыка для прослушивания | ||||
38. | Слушание музыки. «Вальс» П.Чайковский | 1ч | Уметь слушать музыку; узнавать музыкальное произведение. Уметь определять динамику, темп | Проверьте аппараты Слушайте музыку Определите: динамику, темп, характер Вальс- музыка плавная, взволнованная, считать на «3» | Таблички Учебный плакат: «Доли. Такт. Размер» Музыка для прослушивания | ||||
39. | Прослушивание музыкальных произведений (фрагментов). «Народная музыка» | 1ч | Уметь слушать и анализировать музыкальные произведения по теме «Народная музыка» | Проверьте аппараты Народная музыка «Из под дуба, из под вяза» Музыка весёлая, плясовая | Таблички Музыка «Из под дуба, из под вяза» | ||||
40. | Прослушивание музыкальных произведений (фрагментов). «Природа в музыке» | 1ч | Уметь слушать и анализировать музыкальные произведения по теме «Природа в музыке» | Проверьте аппараты Природа в музыке «Карнавал животных»(сюита) К. Сен-Санс Какая музыка? | Таблички Музыка Фрагменты из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санс | ||||
41. | Знакомство со сказкой С.Прокофьева «Петя и волк». | 1ч | Знать содержание сказки | Симфоническая сказка С.Прокофьев Композитор Симфонический оркестр | Таблички Музыка для прослушивания | ||||
42. | Симфоническая сказка «Петя и волк». | 1ч | Знать состав симфонического оркестра. | Симфонический оркестр Дирижер Группы симфонического оркестра | Таблички Музыка для прослушивания | ||||
Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах | |||||||||
43. | Ритмический рисунок в музыкальной пьесе «Во поле берёза стояла» на музыкальных инструментах | 1ч | Уметь определять на слух ритм мелодии, воспроизводить ритм мелодии на элементарных музыкальных инструментах | Ритм мелодии Ритмический рисунок Отстучать ритм мелодии Слушайте внимательно Выполняйте правильно, выдерживайте ритм | Таблички Музыкальные инструменты | ||||
44. | Определение сильной доли такта в музыкальной пьесе «Во поле берёза стояла» | 1ч | Знать основные понятия по теме. Уметь определять сильную долю такта в мелодии, вступать с началом мелодии. | Сильная доля такта Вступать с началом мелодии Слушайте внимательно Считать на «два» | Таблички Музыкальная пьеса «Во поле берёза стояла» | ||||
45. | Средства музыкальной выразительности в музыкальной пьесе «Во поле берёза стояла» | 1ч | Знать средства музыкальной выразительности. Уметь определять в мелодии динамику, темп, характер, метр | Какая музыка ? Музыка грустная, печальная; тихо-громкая, в умеренном темпе, считать на «два» | Таблички Музыкальная пьеса «Во поле берёза стояла» | ||||
46. | Разучивание музыкальной пьесы «Во поле берёза стояла» на музыкальных инструментах | 1ч | Знать названия музыкальных инструментов. Уметь исполнять эмоционально и выразительно пьесу на музыкальных инструментах | Проверьте аппараты Слушайте внимательно Работа в ансамбле Слушайте как звучат музыкальные инструменты: бубен, дудка, металлофон, деревянные ложки, маракасы | Таблички Музыкальная пьеса Музыкальные инструменты | ||||
47. | Определение сильной доли такта в музыкальной пьесе двухдольного метра в умеренном темпе | 1ч | Знать основные понятия по теме. Уметь определять сильную долю такта в музыкальной пьесе двухдольного метра | Попевка Сильная доля такта Двухдольный метр Умеренный темп | Таблички Музыкальная пьеса | ||||
48. | Определение сильной доли такта в музыкальной пьесе двухдольного метра в быстром темпе | 1ч | Знать основные понятия по теме. Уметь определять сильную долю такта в музыкальной пьесе двухдольного метра | Попевка Сильная доля такта Двухдольный метр Быстрый темп | Таблички Музыкальная пьеса | ||||
Автоматизация произносительных навыков | |||||||||
49. | Выделение логического ударения во фразе | 1ч | Уметь выделять голосом логическое ударение во фразе | Логическое ударение Фраза (грузовая машина, доброе утро…) | Таблички | ||||
50. | Деление более длинных фраз на синтагмы (по подражанию учителя) | 1ч | Уметь правильно (по подражанию) делить фразы на синтагмы. | Длинная фраза Синтагма Деление фразы на синтагмы | Таблички Материал для упражнений | ||||
Декламация песен | |||||||||
51. | Песня «Я на скрипочке играю». Отрабатывание «взятия» дыхания | 1ч | Уметь правильно брать дыхание при воспроизведении мелодии песни | «Взятие» дыхания Работа голосом на слог па-па-па… Слушайте внимательно Пропевание | Таблички Музыка песни «Я на скрипочке играю» | ||||
52. | Песня «Я на скрипочке играю». Логическое ударение во фразе. | 1ч | Знать слова песни. Уметь воспроизводить фразу, под музыку, выделяя логическое ударение. | Слушайте мелодию Говорите слова тихо Вы услышите, что одно слово звучит громче Какое слово звучит громче? Выделяем логическое ударение | Таблички Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога) Песня «Я на скрипочке играю» | ||||
Обучение движениям под музыку | |||||||||
53. | Игра «Ритмическое лото» | 1ч | Знать ритмический рисунок. Уметь различать на слух ритмический рисунок песен | Проверьте аппараты Ритмический рисунок Будем слушать песенки Прохлопай(-те) ритмический рисунок песен Карточки Прохлопать песню | Таблички Металлофон Карточки пособия «Ритмическое лото» | ||||
IV четверть ( 17 часов) | |||||||||
54. | Ритмическая игра «Ритмика с верёвочкой» | 1ч | Знать основные определения по теме. Уметь скандировать стихотворение в ритме | Ритмика Колебание Стихотворение в ритме Прыгать через верёвку | Таблички Скакалка | ||||
Обучение восприятию музыки | |||||||||
55. | Симфоническая сказка «Петя и волк». Основные партии | 1ч | Знать названия музыкальных инструментов главных героев сказки | Симфонический оркестр Дирижер Музыкальные инструменты | Таблички Музыка для прослушивания | ||||
56. | Игра «Отгадай музыкальный инструмент» | 1ч | Знать названия музыкальных инструментов | Музыкальные инструменты | Таблички Музыка для прослушивания | ||||
Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах | |||||||||
57. | Разучивание пьесы: «Во саду ли, в огороде» на музыкальных инструментах (металлофон, бубен, погремушки, деревянные ложки) | 1ч | Уметь эмоционально и выразительно исполнять на музыкальных инструментах ритмический рисунок. | Проверьте аппараты Слушайте внимательно Играть на ммузыкальных инструментах Какая музыка по характеру? Ритмический рисунок (прохлопать) | Таблички Музыкальные инструменты Музыкальная пьеса «Во саду ли, в огороде» | ||||
58. | Ритмический рисунок в музыкальной пьесе «Светит месяц» на музыкальных инструментах | 1ч | Уметь определять на слух ритм мелодии, воспроизводить ритм мелодии на элементарных музыкальных инструментах | Ритм мелодии Ритмический рисунок Отстучать ритм мелодии Слушайте внимательно Выполняйте правильно, выдерживайте ритм | Таблички Музыкальные инструменты | ||||
59. | Определение сильной доли такта в музыкальной пьесе «Светит месяц» | 1ч | Знать основные понятия по теме. Уметь определять сильную долю такта в мелодии, вступать с началом мелодии. | Сильная доля такта Вступать с началом мелодии Слушайте внимательно Считать на «два» | Таблички Музыкальная пьеса «Светит месяц» | ||||
60. | Средства музыкальной выразительности в музыкальной пьесе «Светит месяц» | 1ч | Знать средства музыкальной выразительности. Уметь определять в мелодии динамику, темп, характер, метр | Какая музыка ? Музыка грустная, печальная; тихо-громкая, в умеренном темпе, считать на «два» | Таблички Музыкальная пьеса «Светит месяц» | ||||
61. | Разучивание музыкальной пьесы «Светит месяц» на музыкальных инструментах | 1ч | Знать названия музыкальных инструментов. Уметь исполнять эмоционально и выразительно пьесу на музыкальных инструментах | Проверьте аппараты Слушайте внимательно Работа в ансамбле Слушайте как звучат музыкальные инструменты: бубен, дудка, металлофон, деревянные ложки, маракасы | Таблички Музыкальная пьеса Музыкальные инструменты | ||||
Автоматизация произносительных навыков | |||||||||
62. | Восприятие на слух модуляций голоса (тихо-громко). | 1ч | Уметь воспринимать на слух силу голоса (тихо-громко). | Модуляция голоса Сила голоса Слушать Восприятие на слух Голос тихий Голос громкий | Таблички Материал для упражнений | ||||
63. | Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра | 1ч | Уметь работать голосом | Нормальная высота Сила голоса Тембр голоса | Таблички | ||||
64. | Изменение темпа речи (постепенное замедление и убыстрение) | 1ч | Уметь работать над темпом речи | Темп речи Повторите упражнение Постепенно замедлять Постепенно убыстрять | Таблички | ||||
65. | Ударение в двух-, трёхсложных словах | 1ч | Уметь правильно ставить словесное ударение в двух-, трёхсложных словах | Поставить ударение Двухсложные слова (лето, мама, кора, сажа) Трёхсложные слова (магазин, машина, учитель, бабушка) | Таблички | ||||
Декламация песен | |||||||||
66. | Песня «Я на скрипочке играю». Эмоциональное исполнение песни | 1ч | Знать слова песни. Уметь эмоционально и выразительно исполнять песню под музыку | Слушайте мелодию Говорите слова тихо Вы услышите, что одно слово звучит громче Какое слово звучит громче? Эмоциональное исполнение Выразительное исполнение Следите за жестами | Таблички Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога) Песня «Я на скрипочке играю» | ||||
67. | Песня «Пусть всегда будет солнце» Ритмический рисунок мелодии песни. | 1ч | Знать ритмический рисунок мелодии песни. Уметь воспроизводить ритмический рисунок руками и голосом на слог па-па-па… Уметь правильно брать дыхание при воспроизведении мелодии песни | Ритмический рисунок Отхлопать ритм «Взятие» дыхания Работа голосом на слог па-па-па… Слушайте внимательно Пропевание | Таблички Музыка песни «Пусть всегда будет солнце» | ||||
68. | Песня «Пусть всегда будет солнце». Отрабатывание «взятия» дыхания | 1ч | Уметь правильно брать дыхание при воспроизведении мелодии песни | «Взятие» дыхания Работа голосом на слог па-па-па… Слушайте внимательно Пропевание | Таблички Музыка песни «Пусть всегда будет солнце» | ||||
69. | Песня «Пусть всегда будет солнце». Логическое ударение во фразе. | 1ч | Знать слова песни. Уметь воспроизводить фразу, под музыку, выделяя логическое ударение. | Слушайте мелодию Говорите слова тихо Вы услышите, что одно слово звучит громче Какое слово звучит громче? Выделяем логическое ударение | Таблички Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога) Песня «Пусть всегда будет солнце» | ||||
70. | Песня «Пусть всегда будет солнце». Эмоциональное исполнение песни | 1ч | Знать слова песни. Уметь эмоционально и выразительно исполнять песню под музыку | Слушайте мелодию Говорите слова тихо Вы услышите, что одно слово звучит громче Какое слово звучит громче? Эмоциональное исполнение Выразительное исполнение Следите за жестами | Таблички Синтезатор (музыкальное сопровождение педагога) Песня «Пусть всегда будет солнце» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа музыкально-ритмических занятий для I – IV классов
Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса, направленного на эстетическое воспитание неслышащих учащихся средствами музыки и танца, развитие их слухового вос...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 1 класс, вариант обучения 7.1 и 7.2
Данная методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми с ОВЗ. Занятия проходят 3 раза в неделю. Всего 33 учебных недель....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий, (Вариант 7.2)
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекци...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс (вариант обучения 7.2)
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 2 класса составлена с учётом примерной программы основного общего образования, на основе ФГОС второго поколения, адаптированной образовательной п...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 3 класс, вариант обучения 7.2
Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися 3 класса по варианту обучения 7.2 из расчёта на 34 учебных часа или 68 учебных часа...
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс вариант обучения 7.2
Данная индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом потребностей определённого учащегося для успешного усвоения программного материала 2 класса , вариант обуче...
Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 1) 1-4 классы
Программа коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)...