Разработка индивидуального маршрута по вокалу в вокально-театральной студии (для одаренных детей). Москва 2014 г.
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему
В целях более полноценного и углубленного развития детей с более ярко-развитыми вокальными способностями, были предприняты первые разработки индивидуального маршрута по вокалу для дополнительных занятий с одаренными детьми студии в центре детского творчества (г.Москва).
На основе этого шаблона составляется индивидуальный план на каждый год обучения на каждого одаренного ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план индивид.маршрута развития ребенка по вокалу | 51.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Цель программы – воспитание осознанного, творческого отношения к музыке и вокальному искусству, приобретение устойчивых вокальных навыков в сочетании с элементами исполнительского мастерства, освоение разнообразного жанрового репертуара.
Основные задачи:
- воспитать у учащегося интерес к вокальному искусству;
- научить учащегося самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять голосом вокальные произведения из репертуарного списка;
- обучить различным видам вокальной техники;
- развить вокально-интонационные возможности певческого аппарата;
- дать основы вокально-теоретических знаний;
- развить основные музыкальные способности (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение, восприятие и т. д.);
- научить читать с листа вокальные произведения.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является личностно-ориентированный подход к обучающимся и включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, а также
применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами) и использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность.
Преподаватель и обучающийся на уроке - равноправные участники учебно - творческого процесса, что не исключает ведущей роли преподавателя, который умело направляет его к самостоятельному открытию необходимого знания, тем самым, определяя для себя перспективу творческого роста.
Формы и методы работы
В основу программы положен комплексный метод преподавания. Педагог совмещает обучение вокальному исполнительству с разъяснением основ вокальной методики и теории обучения.
Возрастной состав влечёт за собой определённую специфику в подборе педагогом репертуара с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Для достижения поставленных задач используются следующие группы методов:
1. наглядно-слуховые;
2. наглядно-зрительные;
3. практические.
Дополнительными формами обучения являются:
- посещение концертных залов;
- прослушивание аудиозаписей с выступлениями профессиональных вокалистов и просмотр видеозаписей;
- самостоятельные концертные выступления.
Формы и режим занятий:
- индивидуальные занятия – урок 45 минут;
- репетиции в период подготовки к публичным выступлениям;
- прослушивание к концертам, конкурсам.
Занятия проходят в соответствии с учебно-тематическим планом.
Воспитательные задачи, стоящие перед преподавателем, также как и методы его работы с обучающимися, реализуются в основном на уроке, проводимом в форме индивидуального занятия с учеником 2 раза в неделю по 45 минут.
Важно при осуществлении программы руководствоваться требованиями к организации учебного процесса:
- чётко определять объём знаний и навыков, обязательных для овладения репертуаром;
- наиболее продуктивно использовать время уроков;
- в развитии обучающегося ставить дальнюю цель, которая и будет определять стратегию и тактику развития, учитывать репертуарный план.
Ожидаемые результаты.
В результате занятий по предмету «вокал» дети должны:
- понимать выразительность, изобразительность и музыкальность интонации;
- понимать конкретные художественные задачи при изучении и при исполнении вокального произведения;
- знать нужные приёмы правильного дыхания и фразировки для реализации поставленных технических и вокально-исполнительских задач;
- уметь передавать настроение музыки и его изменение посредством различных штрихов и звуковедения (звукоизвлечения);
- уметь исполнять различные по жанру и по форме вокальные произведения;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
В основе учебно-педагогической работы данной программы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся.
Контроль и учет успеваемости.
Разностороннее музыкальное развитие учащихся может быть достигнуто лишь в том случае, если важнейшим аспектам учебно-воспитательной работы будет уделено должное внимание не только в процессе повседневных занятий, но и при оценке успеваемости учащегося.
Успеваемость учащегося в вокальном исполнительстве учитывается на контрольных уроках, академических концертах, переводных экзаменах, а также на открытых занятиях, конкурсах, фестивалях.
Способы определения результативности ожидаемого совпадают с основными формами отчёта, которые могут быть разнообразными:
- контрольный урок;
- зачёт;
- контрольное прослушивание;
- академический концерт;
- итоговая аттестация;
- сольные выступления обучающихся, в рамках шефских концертов, концертов для родителей, на музыкальных фестивалях, конкурсах, праздниках, классных вечерах и собраниях;
- урок в присутствии родителей, преподавателей, администрации;
- музыкально - творческие уроки;
- тематические уроки.
Для внутреннего пользования в студии разработана пятибалльная система оценок успеваемости учащихся. Без оценки невозможно корректировать развитие деятельности как процесса. Учебная деятельность нуждается в оценке её субъектов - преподавателя и обучающегося. Критерии оценки зависят от целей, стоящих перед участниками деятельности. При оценке важно выделять то положительное, что показано обучающимся в процессе учебной деятельности, в содержании его работы. Во всех случаях основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение произведения.
5 баллов:
- самостоятельный слуховой контроль певческого дыхания и звуковедения;
- умение осмыслить и донести форму, образное содержание произведения;
- художественное воспроизведение музыкального материала.
4 балла:
- стабильное исполнение;
- выполнение вокальных, интонационных и ритмических задач в произведениях программы, но с небольшими помарками - не совсем чистое интонирование сложных скачков, недостаточно правильное использование дыхания.
3 балла:
- неуверенное вокальное исполнение, ритмически и интонационно неустойчивое;
- интонационно невыразительное, без динамических оттенков;
- с текстовыми помарками.
2 балла:
- неспособность исполнить текст от начала до конца без ошибок;
- неумение справиться с основными требованиями прочтения и исполнения нотного текста;
- не владение вокальными приёмами исполнения.
Условия реализации программы
- Основная форма обучения - индивидуальные занятия, проводятся два раза в неделю по 45 минут. Программа будет реализована при совместном сотрудничестве педагога, родителей и обучающегося.
Материально-технические условия
Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:
- Наличие репетиционного зала (кабинет, сцена);
- Фортепиано, музыкальный центр, компьютер;
- Электроаппаратура.
Методический материал.
Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:
- Нотный материал;
- Дидактические материалы;
- Записи фонограмм в режиме «+» и «-» ;
- Записи аудио, видео формат CD, MP3.
2. Учебно – тематический план
Занятия по данной программе дополнительного образования детей по предмету «вокал» в вокально-театральной студии «Пять плюс» проводятся в тесном сочетании с занятиями по вокальному ансамблю, сольфеджио, музыкальной литературе, а также по предметам «Орф-оркестр», «Мастерство актера», «Ритмика», а также как синтез теоретических знаний и сольной исполнительской практики с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Все темы учебно-тематического плана, связанные с вокальным исполнительством, отрабатываются на практике на каждом уроке.
II ступень
2-й год обучения.
№ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, МОДУЛЯ | ЧАСЫ | ФОРМА ОТЧЕТА/ ДЕМОНСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ | СРОКИ |
1. | Введение, владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков:
| 3 | ||
2. | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. | 6 | ||
3. | Вокальные навыки:
| 9 | ||
4. | Вокально – хоровая работа:
| 10 | ||
5. | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения:
| 5 | ||
6. | Развитие и закрепление навыка двухголосного пения. | 5 | ||
7. | Работа над собственной манерой вокального исполнения. | 7 | ||
8. | Нотная грамота. | 4 | ||
9. | Сценическое искусство. | 3 | ||
10. | Сценическая хореография:
| 7 | ||
11. | Вокально- хоровые навыки в сочетании с хореографическими постановками:
| 7 | ||
12. | Концертная деятельность | 6 | ||
|
В результате прохождения программы учащийся должен знать:
- правильное применение певческой установки;
- правильное формирование гласных, а затем выравнивание их звучности, четко произнося согласные;
- использование активной артикуляции;
- работу над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
- элементарное представление о строении голосового аппарата, о работе резонаторов и гигиене голоса;
- знать, что певческий голос надо беречь.
В результате прохождения программы учащийся должен уметь:
- пользоваться мягкой атакой как постоянным приемом звукообразования;
- выработать ощущения округленности, близости звука, его высокой вокальной позиции;
- чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых произведениях;
- без напряжения, легким, звонким, напевным звуков исполнять песни разного характера и содержания;
- стремиться выполнить простейшие исполнительские задачи.
Примерный репертуарный список
Методы вокального воспитания школьников опираются лишь частично на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и, прежде всего, возрастную.
У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которыми нужно подходить к работе по постепенному расширению диапазона звучания.
II ступень
Сольные произведения
Русские нар. песни “В низенькой светелке”, “По небу, по синему”, “Я на камушке сижу”, “Меж крутых бережков”
Латышская нар. песня “Ярче розы я девчонка”, “Куда летишь, ястреб?”
Эстонская нар. песня “Синичку ветер убаюкал”
Грузинская нар. песня “Родина наша”
Финские нар. песни “Финский лес”, “Веселый пастушок”
Шведская нар. песня “К ручью пошла девчонка”
Датская нар. песня “Жаворонок”
Английская нар. песня “Старый король”
Американская нар. песня “Домик над рекой”
Семенов В. “Птичий концерт”
Глинка М. “Жаворонок”, “Что красотка молодая”, “Венецианская ночь”
Гурилев А. “Домик-крошечка”, “Вьется ласточка сизокрылая”, “Улетела пташечка”, “Сарафанчик”
Варламов А. “Звездочка ясная”, “Красный сарафан”, “Белеет парус одинокий”, “Ты не пой, соловей”, “Вдоль по улице метелица метет”
Верстовский А. “Два ворона”
Даргомыжский А. “Лезгинская песня”
Булахов П. “Колокольчики мои”
Кюи Ц. Детские песни: “Майский день”, “Зима”
Чайковский П. “Весна”, “Осень”, “Детская песенка”
Бах И. С. “Нам день приносит свет зари”, “Жизнь хороша!”
Моцарт В. А. “Тоска по весне”, “Детские игры”, “Жил-был на свете мальчик”, “Приход весны”, “Довольство жизнью”
Векерлен Ж. Менуэт Экзоде, “Приди поскорее весна”
Шуберт Ф. “Дикая роза”, “Колыбельная”
Шуман Р. “Песочный человечек”, “Мотылек”, “Небывалая страна”, “Совенок”
Брамс И. “Колыбельная”, “Спящая царевна”, “Неаполитанская колыбельная” в обр. Мельо
Александров А. “Веселые чижи”
Кабалевский Д. “Мельник, мальчик и осел”
Дунаевский И. “Спой нам, ветер”, “Скворцы прилетели”, “Песенка про капитана”
Пахмутова А. “Беловежская пуща”
Брусиловский Е. “Две ласточки”
Блантер М. “Колыбельная”
Гаврилин В. “Мама”
Левина 3. “Тик-так”, “Посмотри-ка, мама!”, “Куколка”, “Весна прискакала”, “Веселая песенка”
Хромушин О. “Что такое лужа?”, “Искры костра”
Струве Г. “Музыка”
Леви Н. “В Пушкинском парке”
Музыкальные спектакли
Абрамов А. “Ворона и канарейка”
Бертрам А. “Требуется волк”
Бодренков С. “Лиса и волк”
Дьяченко В. “Заячья избушка”
Екимовский В. “Сказка про Бабу-Ягу, ее сына Цыпу, Царевну-Матвевну и сундук с вениками”
Иорданский М. “Как попугай Лори стал разноцветным”
Калистратов В. “Репка”
Усович «Пряничный король»
Чайковский Б. “Кот в сапогах”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закликание весны- праздник-театрализованное действие в вокально-театральной студии "Пять плюс"
Сценарий театрализованного действия "Закликание весны", рассчитанный на детей разного возраста - от 4х до 15 лет, с использованием знакомых весенних закличек,стихов и загадок про весну, весенних песен...
Индивидуальный маршрут для одаренных детей
Для развития одаренности каждому обучающемуся необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся уже давно.. Большинство зарубеж...
Выступление на семинаре-практикуме "Разработка индивидуального маршрута воспитанников ДОУ по физическому воспитанию."
В статье представлен опыт работы по разработке индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников ДОУ...
Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Пример разработки индивидуального образовательного маршрута для ребенка с УО....
Индивидуальный образовательный маршрут развития одаренных детей
Существует мнение, что практически все дети при рождении в разной степени одарены. Но в процессе жизни, у них появляются разные условия для развития своей одаренности. Эти условия могут быть созданы в...
Авторская педагогическая разработка: Индивидуальная социально-ориентированная программа абилитационного домашнего обучения «Я Могу» для детей младшего школьного возраста
Количество детей, обучающихся на дому или не получающих образование с заключением «ДЦП с сопутствующими интеллектуальными нарушениями», от года к году не становится меньше. Практически отс...
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей...