Индивидуальный образовательный маршрут развития одаренных детей
учебно-методический материал

Проскурякова Светлана Валентиновна

Существует мнение, что практически все дети при рождении в разной степени одарены. Но в процессе жизни, у них появляются разные условия для развития своей одаренности. Эти условия могут быть созданы в семье, дошкольном учреждении, школе, учреждении дополнительного образования и т.д. Поэтому в целях сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала страны, необходимо поддерживать как на государственном, так и на региональном, муниципальном уровнях условия для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ._obrazovat._marshrut_razvitiya_odarennyh_detey.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут развития одаренных детей

Существует мнение, что практически все дети при рождении в разной степени одарены. Но в процессе жизни, у них появляются разные условия для развития своей одаренности. Эти условия могут быть созданы в семье, дошкольном учреждении, школе, учреждении дополнительного образования и т.д. Поэтому в целях сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала страны, необходимо поддерживать как на государственном, так и на региональном, муниципальном уровнях условия для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей.        

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

«Способные», одаренные дети – это дети, которые делают немного раньше, немного лучше, немного быстрее и немного не так, как большинство детей»

К основным видам одаренности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная.

– в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

 – в познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного  содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

– в художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;

– в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность;

– и, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности.

В каждом классе есть дети, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью.   Их поиск, выявление и развитие, являются одним из важнейших аспектов деятельности школы. Чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к той или иной деятельности, тем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче будет ему найти свое призвание. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах: индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивная, творческая деятельность ученика и учителя; вариативность программ, учебных курсов, что позволяет реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей; качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:

• образовательная база (знания, которыми учащийся владеет);

• психическое и физическое состояние учащегося;

• личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность и т.д.)

• возраст;

• социальный аспект (пожелания родителей)

Методика построения индивидуального образовательного маршрута.

Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего учреждения.

Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута - как структурировать материал?

Различают 3 вида структуры индивидуального образовательного маршрута:

1.        Линейная – принцип построения - от простого к сложному. Это позволяет реализовать систематичность и последовательность, так строится большая часть образовательных программ. Построить программу, ориентированную на развитие одаренности,  очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к творческим заданиям. Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов и направлений деятельности.

2.        Концентрическая - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов.

В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий. Такой тип структуры может быть использован для учащихся младших классов.

3.        Логарифмическая спираль - наиболее продуктивный тип структуры,   так как один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности обучающихся, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.

Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута.

            Используя методику известного специалиста в области одаренных детей Джона Рензулли, была разработана примерная схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей в МОУ.

  1. Диагностика уровня развития и интересов ребенка.
  2. Определение целей и задач, видов деятельности.
  3. Определение времени.
  4. Определение роли родителей.
  5. Разработка учебно-тематического плана.
  6. Разработка содержания, форм работы и оценивания знаний.
  7. Интеграция с другими специалистами.
  8. Определение способов оценивания успехов.

На этапе диагностики выясняется круг познавательных интересов ребенка, развитие его способностей и индивидуальные особенности.

Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Назовем несколько из них:

  • тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?»;
  • экспресс-диагностика;
  • опросник С. Леднёвой;
  • методика «Неоконченные предложения» М. Ньюттена в модификации А.Б. Орловой;
  • диагностика умственных способностей;
  • анкета для родителей;
  • диагностика мышления;
  • методика «оценка общей одарённости»;
  • методика «индивидуальный портрет».

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

На третьем этапе в индивидуальном порядке, по согласованию с учащимся, в соответствии с поставленными целями и задачами определяется срок действия маршрута. Возможно совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой, только в углублённом изучении проблемы, затрагиваемой на уроке.

Четвертый этап  предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком.

На пятом этапе  педагогу необходимо совместно с учащимся и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

На шестом этапе  определяется содержание учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов работы. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт, характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.

№ п/п

Качество личности

Характеристика качеств личности

Методы и формы работы

1.

Любопытство, любознательность, познавательная потребность

Любопытство характерно для каждого ребёнка и одарённого и обычного.

Любознательность - признак одарённости. Ребёнок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одарённым детям в большей степени свойственно стремление к познанию.

Включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;  работа с дополнительной литературой;

2.

Сверхчувствительность к проблеме

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где всё

представляется как будто ясным - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного  человека.

Использование современных образовательных технологий на уроках (технология проблемного обучения) ориентированные на самостоятельную творческую работу.

3.

Склонность к задачам дивергентного типа

Дивергентность развития -многообразие появляющихся в ходе развития признаков и свойств, действий и способов поведения на основе их постепенного расхождения.

Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов; нестандартные уроки Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)

4

Оригинальность мышления

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных.

Использование современных образовательных технологий на уроке(деятельностный, проектный методы) Работа по разработке новых идей или уже существующих.

5.

Высокая концентрация внимания

Способность долгое время

концентрировать внимание на одном объекте.

  • Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных , сам. работ по разным предметам.

Сложные и сравнительно долговременные задания. (обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания)

6.

Способность к оценке

Производное

критическое

мышление

  • Организована работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в опред образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе);

задания   по анализу собственной или чужой деятельности

7.

Отличная память

Синтез    памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко  выражается в склонности к коллекционированию.

Задания  по ведению летописи, собирание материала для музея.

8.

Широта интересов

Одарённые дети могут если не всё, то многое

Развивать и поддерживать широту интересов.

Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)

Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы. Причем методы и формы работы с одаренными учащимися на уроках, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаться.

На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным учащимся других специалистов. Работа с такими учащимися распадается на две формы – урочную и внеурочную.

Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником. 

Рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа (например, завершения исследования, участия в конкурсе, олимпиаде).

Если воспитанник, занимающийся по индивидуальной программе, сможет самореализовать свои интеллектуальные, социальные и творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут на одаренного ученика

В маршруте представлены цели и задачи организации индивидуальной работы с одаренным учеником, этапы работы, план работы на учебный год....

индивидуальный образовательный маршрут с одаренными детьми

Предлагаю индивидуальный образовательный маршрут для работы с одаренными детьми...

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка (творческая одаренность)

В статье рассматривается понятие «одаренность». Рассмотрены методы развития музыкальных способностей. Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, вк...

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях обучающихся.

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о...

Индивидуальный образовательный маршрут с одаренными детьми

Индивидуальный образовательный маршрут с одаренными детьми...

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка

Адресная работа с различными категориями детей...

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей...