Закликание весны- праздник-театрализованное действие в вокально-театральной студии "Пять плюс"
методическая разработка (4 класс) по теме
Сценарий театрализованного действия "Закликание весны", рассчитанный на детей разного возраста - от 4х до 15 лет, с использованием знакомых весенних закличек,стихов и загадок про весну, весенних песен в исполнении разных хоров....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy-zaklikanie_vesny.docx | 445.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник – театрализованное действие «ЗАКЛИКАНИЕ ВЕСНЫ»
Дата проведения: 04.03.2014
Разработала: Алимова О.С.
Цель:
Расширять представления детей о приметах весеннего цикла, развивать образное мышление, приобщать детей к культуре и традициям русского народа.
Задачи: Развивать:
- вокальные навыки,
- музыкальные творческие способности,
- умение взаимодействовать в коллективе,
- умение, верно, оценивать свои действия и действия товарищей.
Тип урока:
Комбинированный урок
Используемое оборудование:
Проектор для просмотра мультимедиа, экран, ноутбук. Иллюстративный материал: изображения по теме: "Весна" (прикрепленные файлы- слайды), DVD-проигрыватель.
Краткое описание:
На занятии дети знакомятся с русскими народными песнями весеннего цикла. Сами придумывают заклички, используя иллюстративный материал. Поют знакомые ранее песни и разучивают новые. Играют в русскую народную игру под музыку.
Ход занятия.
Организационный этап.
Дети входят в зал свободно. Педагог здоровается с детьми.
1.Распевка (проводится стоя) - со всеми группами.
1. «Приди, приди солнышко, под мое окошечко» , «Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышко- красно ведрышко» и другие.
2.Скороговорки: «Насушила мышка сушек», «Масляна, масляна, куда ты идешь?».
Основная часть
2.Загадки.
Педагог.
Отгадайте, ребята, загадки:
1."Как на масляной неделе, Вдоволь мы чего поели?" Дети отвечают (Блинов, пирогов, оладий и т.д.). - Правильно, ребята. (Слайд №1-2)
Проводим зиму с почетом. Давайте, вспомним русскую народную песню "Блины" и споем её, задорно, приплясывая, как на празднике!- Исполняется р.н.п. "Блины " гр.Звездочки .Запевалу в последнем куплете выбирают по желанию.
2.Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает. -= Подснежник =-
3.Снег чернеет на полянке, С каждым днём теплей погода.
Время класть в кладовку санки. Это, что за время года. -= Весна =-
4.В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. -= Ручеёк =-
А гр.Бусинки нам исполнит песню русского композитора Н.А.Римского-Корсакова «Проводы зимы».
Ну а напоследок, давайте вспомним всеми группами известную р.н.п «Вот уж зимушка проходит».
3.Сообщение по теме.
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Слова «как птицы прилетят, так теплота у нас пойдёт» означают не только последовательность событий, но выражают представление о причине и следствии. Чтобы вызывать прилёт птиц, а следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство закликанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки — обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.
Послушайте некоторые заклички:
1.Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, руки, ноги отморозила.
2.Солнышко.покажись! Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода:
Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка.
3.Весна-красна! Весна- красна! На чем пришла? На чем приехала?
На сошечке, на бороночке.
Дети узнают последнюю закличку. Хор старших детей исполняет песню А.Гречанинова «Призыв весны».
4.Повторение знакомых закличек.
А теперь солнышко позовем.
Дети поют знакомые заклички.
1.Весна-красна, приди сюда! Нам зима-то надоела,
Все живое переела. Ау!
2.Солнышко-ведрышко, Выгляни в окошечко,
Там детки сидят, Тебя видеть хотят. Ау!
5.Разучивание новых закличек.
Весну, с ее теплом и светом, закликали прийти, и прийти пораньше. Закликали весну в разных регионах России в разные дни марта: 3(17) марта, на Герасима-грачевника; 9 (22) марта, “на сорок мучеников”, “Сороки”; 25 марта (7 апреля), на Благовещение. В это время начиналось возвращение из теплых краев перелетных птиц, которые, по народному представлению, и должны были принести на своих крыльях весну. В стремлении приблизить, ускорить это хозяйки пекли из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями, вставляли глазки из коринки, черемухи, изюма. И называлась эта выпечка “грачами”, “жаворонками”, “птюшками”, “чувилька-ми”. Такое печенье получал каждый член семьи и, выйдя на улицу, подбрасывал его в воздух с такими приговорками:
«Чувиль- чувиль, жавороночек, прилети к огням, принеси ты нам
Весну красную, красно солнышко»- разучиваем р.н.п. «Чувиль-чувиль»
«Жавороночки на соломочке, прилетите к нам , принесите нам
Лето теплое, весну красную» - разучиваем р.н.п.»Жавороночки»
Закличек было много. Накричавшись (говорить закличку нужно было громко, чтобы весна услышала), наигравшись с “жавороночками”, ребята засовывали их под застрехи в сараях, под крыши домов, прикрепляли к веткам деревьев. Оставшееся печенье съедали и скармливали его скоту.
И все для того, чтобы живительные силы природы коснулись всех — и людей, и животных.
6. Игра-шутка.
Педагог.
Вы, конечно, знаете, что весной птицы возвращаются в родные места. Я буду петь, о летящих птицах, а вы, повторяйте за мной - «летят, летят», поднимайте руки и машите ими, как птицы. Будьте внимательны – не ошибитесь.
1. Грачи летят, на всю Русь кричат:
«Гу-гу-гу! Мы несем весну».
2. Воробьи летят, на всю Русь кричат:
«Чи-вить, чи-вить, мы хотим полить».
3. Поросята летят, полосатые визжат:
«Хрю-хрю, хрю-хрю, надоело нам в хлеву»!
Дети выполняют движения по уговору, некоторые ошибаются и кричат, когда не нужно. Все смеются.
Давайте послушаем еще одну песню про весну- красну в исполнении гр.Лучики-
«Хор птиц» Н.А.Римского-Корсакого
7. Сюрпризный момент.
Педагог.
Ну, а теперь для вас – неожиданный подарок. Вносят блюдо с «птушками» (печенье из песочного теста в форме птички). Поет еще одну закличку.
Жаворонушки - перелётушки,
Прилетите к нам! Гу!
Весну красную, весну ясную
Принесите нам! Гу! Взрослые раздают печенье детям.
8.Закрепление материала.
Педагог.
Раньше, дети подбрасывали птичек из теста вверх и звали весну. Давайте и мы позовем еще раз!
Еще раз все вместе поют закличку. Выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая программа для начальных классов "Здоровье - овощи плюс фрукты, плюс ягоды"
Цель - убедить детей, что зелень, овощи, ягоды, фрукты должны стать привычными на нашем столе, привить любовь к растительной пище. Дети рассказывают легенды об овощах....
сценарий праздника "Театрализованный сбор"
Сценарий внеклассного мероприятия "Театрализованный сбор на цветочной поляне"...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Разработка индивидуального маршрута по вокалу в вокально-театральной студии (для одаренных детей). Москва 2014 г.
В целях более полноценного и углубленного развития детей с более ярко-развитыми вокальными способностями, были предприняты первые разработки индивидуального маршрута по вокалу для дополнительных занят...
Сценарий праздника (театрализованного представления) «Новогоднее происшествие» для учащихся начальных классов.
Данный сценарий предназначен для учащихся 2-3 класса. Дети готовят утренник для своих родителей, которых под Новый год мы хотим вернуть в детство, подарить им миг счастья....
Сценарий праздника (театрализованного представления) «Королевство волшебных затей» для учащихся начальных классов.
В санатории ДТС «Петродворец» каждое лето проходит в игровой ситуации. Смена летнего лагеря 2009 года проходила по теме: «Киностудия ДТС». Дети развивают свои творческие способности ...
Воспитательный час: «Здоровье - овощи плюс фрукты плюс ягоды».
Используя интересные научные данные, учитель рассказывает о целебных свойствах овощей, ягод и фруктов....