Закликание весны- праздник-театрализованное действие в вокально-театральной студии "Пять плюс"
методическая разработка (4 класс) по теме

Сценарий театрализованного действия "Закликание весны", рассчитанный на детей разного возраста - от 4х до 15 лет, с использованием знакомых весенних закличек,стихов и загадок про весну, весенних песен в исполнении разных хоров....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy-zaklikanie_vesny.docx445.81 КБ

Предварительный просмотр:

         Праздник  – театрализованное действие     «ЗАКЛИКАНИЕ ВЕСНЫ»

Дата проведения:   04.03.2014

Разработала: Алимова О.С.

Цель:

Расширять представления детей о приметах весеннего цикла, развивать образное мышление, приобщать детей к культуре и традициям русского народа.

Задачи: Развивать:

  • вокальные навыки,
  • музыкальные творческие способности,
  • умение взаимодействовать в коллективе,
  • умение, верно, оценивать свои действия и действия товарищей.

Тип урока: 

 Комбинированный урок

Используемое оборудование: 

Проектор для просмотра мультимедиа, экран, ноутбук. Иллюстративный материал: изображения по теме: "Весна" (прикрепленные файлы- слайды), DVD-проигрыватель.

Краткое описание: 

 На занятии дети знакомятся с русскими народными песнями весеннего цикла. Сами придумывают заклички, используя иллюстративный материал. Поют знакомые ранее песни и разучивают новые. Играют в русскую народную игру под музыку.

Ход занятия.

Организационный этап.

Дети входят в зал свободно. Педагог здоровается с детьми. 

1.Распевка (проводится стоя) - со всеми группами.

1. «Приди, приди солнышко, под мое окошечко» , «Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышко- красно ведрышко» и другие.

2.Скороговорки: «Насушила мышка сушек», «Масляна, масляна, куда ты идешь?».

Основная часть

2.Загадки.

Педагог.

Отгадайте, ребята, загадки:

1."Как на масляной неделе, Вдоволь мы чего поели?" Дети отвечают (Блинов, пирогов, оладий и т.д.). - Правильно, ребята. (Слайд №1-2)

Проводим зиму с почетом. Давайте, вспомним русскую народную песню "Блины" и споем её, задорно, приплясывая, как на празднике!-  Исполняется р.н.п. "Блины " гр.Звездочки .Запевалу в последнем куплете выбирают по желанию.

2.Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает. -= Подснежник =-

3.Снег чернеет на полянке, С каждым днём теплей погода.
    Время класть в кладовку санки. Это, что за время года.
-= Весна =-

4.В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. -= Ручеёк =-

А  гр.Бусинки нам исполнит песню русского композитора Н.А.Римского-Корсакова «Проводы зимы».

Ну а напоследок, давайте вспомним всеми группами известную р.н.п «Вот уж зимушка проходит».

3.Сообщение по теме.

    На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Слова «как птицы прилетят, так теплота у нас пойдёт» означают не только последовательность событий, но выражают представление о причине и следствии. Чтобы вызывать прилёт птиц, а следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство закликанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки — обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну. 

Послушайте некоторые заклички:

1.Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, руки, ноги отморозила.

2.Солнышко.покажись! Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода:

    Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка.

3.Весна-красна! Весна- красна! На чем пришла? На чем приехала?

   На сошечке, на бороночке.

Дети узнают последнюю закличку. Хор старших детей исполняет песню А.Гречанинова «Призыв весны».

4.Повторение знакомых закличек.

А теперь солнышко позовем.

Дети поют знакомые заклички.

1.Весна-красна, приди сюда! Нам зима-то надоела,

Все живое переела. Ау!

2.Солнышко-ведрышко, Выгляни в окошечко, 

Там детки сидят, Тебя видеть хотят. Ау!

5.Разучивание новых закличек.

Весну, с ее теплом и светом, закликали прийти, и прийти пораньше. Закликали весну в разных регионах России в разные дни марта: 3(17) марта, на Герасима-грачевника; 9 (22) марта, “на сорок мучеников”, “Сороки”; 25 марта (7 апреля), на Благовещение. В это время начиналось возвращение из теплых краев перелетных птиц, которые, по народному представлению, и должны были принести на своих крыльях весну. В стремлении приблизить, ускорить это хозяйки пекли из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями, вставляли глазки из коринки, черемухи, изюма. И называлась эта выпечка “грачами”, “жаворонками”, “птюшками”, “чувилька-ми”. Такое печенье получал каждый член семьи и, выйдя на улицу, подбрасывал его в воздух с такими приговорками:

«Чувиль- чувиль, жавороночек, прилети к огням, принеси ты нам

  Весну красную, красно солнышко»- разучиваем р.н.п. «Чувиль-чувиль»

«Жавороночки на соломочке, прилетите к нам , принесите нам

  Лето теплое, весну красную» - разучиваем р.н.п.»Жавороночки»

Закличек было много. Накричавшись (говорить закличку нужно было громко, чтобы весна услышала), наигравшись с “жавороночками”, ребята засовывали их под застрехи в сараях, под крыши домов, прикрепляли к веткам деревьев. Оставшееся печенье съедали и скармливали его скоту.

И все для того, чтобы живительные силы природы коснулись всех — и людей, и животных.

6. Игра-шутка.

Педагог.

Вы, конечно, знаете, что весной птицы возвращаются в родные места. Я буду петь, о летящих птицах, а вы, повторяйте за мной -  «летят, летят», поднимайте руки и машите ими, как птицы. Будьте внимательны – не ошибитесь.

1. Грачи летят, на всю Русь кричат:

«Гу-гу-гу! Мы несем весну».

2. Воробьи летят, на всю Русь кричат:

«Чи-вить, чи-вить, мы хотим полить».

3. Поросята летят, полосатые визжат:

«Хрю-хрю, хрю-хрю, надоело нам в хлеву»!

Дети выполняют движения по уговору, некоторые ошибаются и кричат, когда не нужно. Все смеются.

http://studterra.ru/wp-content/uploads/2013/03/167036835.jpg

Давайте послушаем еще одну песню про весну- красну в исполнении гр.Лучики-

«Хор птиц» Н.А.Римского-Корсакого

7. Сюрпризный момент.

Педагог.

Ну, а теперь для вас – неожиданный подарок. Вносят блюдо с «птушками»        (печенье из песочного теста в форме птички). Поет еще одну закличку.

Жаворонушки  - перелётушки,

Прилетите к нам! Гу!

Весну красную, весну ясную

Принесите нам! Гу!  Взрослые раздают печенье детям.

8.Закрепление материала.

Педагог.

Раньше, дети подбрасывали птичек из теста вверх и звали весну. Давайте и мы позовем еще раз!

Еще раз все вместе поют закличку. Выходят из зала.

                                                                                                                                                                                 

http://yoga4you.org.ua/sites/default/files/zhavoronki_pechene.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа для начальных классов "Здоровье - овощи плюс фрукты, плюс ягоды"

Цель - убедить детей, что зелень, овощи, ягоды, фрукты должны стать привычными на нашем столе, привить любовь к растительной пище. Дети рассказывают легенды об овощах....

сценарий праздника "Театрализованный сбор"

Сценарий внеклассного мероприятия "Театрализованный сбор на цветочной поляне"...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Разработка индивидуального маршрута по вокалу в вокально-театральной студии (для одаренных детей). Москва 2014 г.

В целях более полноценного и углубленного развития детей с более ярко-развитыми вокальными способностями, были предприняты первые разработки индивидуального маршрута по вокалу для дополнительных занят...

Сценарий праздника (театрализованного представления) «Новогоднее происшествие» для учащихся начальных классов.

Данный сценарий предназначен для учащихся 2-3 класса. Дети готовят утренник для своих родителей, которых под Новый год мы хотим вернуть в детство, подарить им миг счастья....

Сценарий праздника (театрализованного представления) «Королевство волшебных затей» для учащихся начальных классов.

В санатории ДТС «Петродворец» каждое лето проходит в игровой ситуации. Смена летнего лагеря  2009 года проходила по  теме: «Киностудия ДТС». Дети развивают свои творческие способности ...

Воспитательный час: «Здоровье - овощи плюс фрукты плюс ягоды».

Используя интересные научные данные, учитель рассказывает о целебных свойствах овощей, ягод и фруктов....