План-конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Частушки и сострадания"
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме

Бухарь Ольга Витальевна

Работа предназначена для учителей музыки и начальной школы по УМК "Начальная школа 21 века" автор Усачёва, 3 класс.

 

            План-конспект в виде урока творчества. Использованы работа  в парах, в группах,  самостоятельная, по карточкам, на музыкальных инструментах, игровые моменты,  различные виды проектной работы. Разработка направлена на  исследование знаний о частушках, видах частушек,  проблемные ситуации,  творчество, музыкальность, сочинительство.

             Можно применить на уроке музыки и внеклассных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок музыки 3 класс45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  музыки в 3  классе  по теме:

« Частушки и сострадания»

Цели: познакомить детей с одним из видов русского народного музыкального  творчества – частушкой, состраданием, углублять знания учащихся по народному музыкальному творчеству; использовать ранее полученные знания детьми на уроках,  развивать речь, внимание, логическое мышление, музыкальные память и слух, уметь анализировать и сравнивать произведения, развивать музыкальные способности игры на инструментах  и

творчество детей, умение работать в коллективе и группах, воспитание любви и интереса к народной музыке.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, система голосования, музыкальное оформление, учебники «Музыка» 3 класс, диск «Игры и задачи» 1-4 класс., диск караоке «Лучшие детские песни».

Форма урока: урок творчества.

Учитель: Ольга Витальевна Бухарь

 Ход урока.

  1. Организация класса.

         а) Звенит звонок, начинаем музыкальный урок.

         3 класс, 3 класс приглашает Вас!

         б) Вход в класс под музыку.

2. 3-минутное чтение учебника «Музыка» 3 класс

3. Актуализация знаний учащихся с использованием системы голосования.

1). Проверка домашнего задания.

2) Тесты

-Фольклор - это:

 а) устное творчество; б) жанр устного народного творчества;

в) герой народной сказки.

- Краткое законченное образное изречение обобщающего характера, применимое к самым различным случаям  - это:

а) загадка, б) поговорка, в) пословица.

- Народные сказки делятся на волшебные, бытовые и:

 а) сказки о растениях; б) сказки о животных; в) сказки о насекомых.

- Сопоставление двух предметов с целью пояснить один из них при помощи другого - это

 а) сравнение; б) обращение; в) эпитет

- Под окном растет калина, красны ягоды висят.

Как по улице по нашей девчата песни голосят- это

 а) загадка; б) сказка, в)частушка.

3. Создание проблемой ситуации.

1) Прослушивание музыки (частушки, песни-сострадания)

2). Игра «Как понимаешь?

4.Вывод  темы и цели урока учениками.

5. Активизация учащихся.

1). Рассказ учителя:

Частушка самый любимый и распространенный жанр  русского народного творчества. Это русские народные песни четкого танцевального ритма, используемые чаще во время гуляния, основанные на многократном повторении куплета в сопровождении музыкального инструмента (балалайки или гармони). Произошла частушка от старинных шуточных и плясовых песен. Эмоциональный тон частушки чаще мажорный.

Наша страна Россия очень большая и в разных уголках нашей страны частушки называли по своему.

2) Словарная работа:  частухи, припевки, вертушки, туртышки, пригудки, частоговорки, коротушки, повертушки.)

  Разделить частушки:

1) политические                      

2) общественные

3)лирические- страдания

4) детские

5)шуточные( юмористические)

Частушка тесно связана с литературой. Долгое время бытовали 8 строчные, затем 6-строчные и только потом частушка укоротилась до 4- строк( четверостишья)

Важным  моментом в частушке является совпадение окончаний. Существуют 2 основных варианта литературных строф.

Перекрёстная                   Парная

---------------------0           ----------------------0

---------------------*           ----------------------0

---------------------0           ----------------------*

---------------------*           ----------------------*

   А я умница, да я разумница,

Про то знает вся улица.

Петух да курица, кот да кошечка,                      парная

Мой друг Ермошечка да я немножечко !

Я –весёлая Снегурка, 

Поиграю с Вами в жмурки.

Но боюсь напиться чаю-                                     парная

От горячего растаю.

Дети водят хоровод,

Хлопают в ладоши. 

Здравствуй, здравствуй, Новый год!             перекрёстная

Ты такой хороший!

Вам частушки мы пропели,

А теперь торопят нас.

До свиданья, чтоб успели                            перекрёстная

К вам прийти ещё не раз.

6. Дифферецированная работа в группах.

1группа – «Частушки про школу».

2 группа – «Частушки про семью».

3 группа - Игра «Выбери».

Цель игры:  выработать умение чувствовать ритм частушки, видеть рифму, различать художественные средства.

Ход игры:

У учителя в руках карточки с записанными на них частушками (первые 2 строчки), а у ребят 2 две строчки. Учитель читает начало и исполняет, а учащиеся - по содержанию, ритму, рифме определяют и исполняют свою часть и определяют художественные особенности, характерные для данной частушки

7. Практическая работа.

На партах у учащихся лежат музыкальные инструменты : ложки , бубны, бубенцы, трещотки. Дети играют вместе с учителем на инструментах по группам : 1 группа-  ложки и трещотки,2 группа – бубны и бубенцы.

8. Музыкальная физминутка.

9. Проблемные вопросы: 

-как вы понимаете, что такое сострадание?

-кому проявляют чувства сострадания?

10. Эмпатия (от греч.– сопереживание) – постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека.

Термин "сострадание"  связан с переживанием.  Учёные выявили случаи проявления сострадания не только к людям, но к животным, куклам, растениям, образцам людей или животных в картинках или рассказах.

Выделяют два вида эмпатии – гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят эмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого (сорадование, сострадание, сочувствие, жалость). Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а за себя. Страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя.

11.Игра «Ситуации»

1.Ты возвращаешься домой, а у подъезда маленький щенок или котенок. У него болит лапка, он замёрз и хочет кушать. Он мяукает и жалобно смотрит на тебя. Твои действия:

А) Пройду мимо, это не моя проблема – я этого щенка (котенка) не выбрасывал, у меня дома своя собака.

Б) Впущу его в подъезд, вынесу поесть. Может кто-нибудь подберет.

В) Попытаюсь помочь ему – накормить, согреть, вылечить лапку. Если родители позволят, то оставлю его дома, а если нет, то попытаюсь пристроить его в хорошие руки.

2. Ты гуляешь во дворе, вдруг видишь – маленькая девочка стоит совсем одна и горько плачет. Твои действия:

А) Буду заниматься своими делами, сейчас наверняка подойдет её мама, она лучше успокоит её и разберется, что случилось.

Б) Понаблюдаю немного за ней, если никто не подойдет, то подойду сам (а) и спрошу, что случилось.

В) Сразу же подойду к ней, успокою и помогу решить проблему.

3. Когда ты смотришь мультфильм,  кинофильм, читаешь книгу, и с твои любимым героям происходят неприятные события, ему плохо. Ты:

А) Не расстраиваюсь, так как я знаю, что все это выдумка, это не на самом деле.

Б) Переживаю и жду, когда опять все будет хорошо.

В) Очень расстраиваюсь, даже плачу. Не люблю книги, фильмы с грустным финалом.

Эмпатия - эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся в сопереживании и сочувствии. Это - умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Музыкальные произведения способствует развитию сострадания к чувствам человека

Гречанинов "Котик заболел"        азвитие сострадания к животным         Внимание к проблеме помощи своим домашним питомцам в трудной ситуации, разговор об ответственности за них

Песни военных лет – о разлуке, о подвиге, о любви

Развитие чувства сопереживания людям, пережившим войну.        

Песенка Мамонтенка  развивает эмоциональные переживания, сострадание к сверстнику.

12. Исполнение песни позволит обратить внимание на детей – сирот, формированию желания помочь им.

13. Подведение итогов урока.

1)- в чём затруднились на уроке?- что узнали новое?- что понравилось? Что мы узнали о частушке? Какие виды частушек существуют? Что можно сказать о сострадании ? Как и кем исполняется песня сострадание ?

2)д/з сочинить собственную частушку на тему о школе или  о семье.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект сюжетного урока в 1 классе "Морское путешествие"

Сюжетный урок в 1 классе. Учитель вместе с учениками фантазирует и пускается в морское путешествие. На уроке, играючи, дети проходят новый материал, повторяют старый, закрепляют умения и навыки....

план-конспект к уроку чтения 3 класс С.Есенин "Поёт зама, аукает..."

Тема урока.         С.Есенин «Поёт зима, аукает…»Цели:     развивать воображение учащихся, умение работать с поэтическим текстом...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 1 КЛАССЕ «Развитие двигательных способностей учащихся посредством народных игр».

План урока Место проведения: Спортивный зал Тема урока: Подвижные национальные игры Цель урока: Ознакомление с народными подвижными играми. Задачи урока: Образовательная: разучить подвиж...

План-конспект открытого урока во 2 классе

План-конспект открытого урока во 2 классе по УМК "Еnjoy-English"...

План-конспект открытого урока в 3 классе "Решение задач разного вида"

План-конспект в соответствии с ФГОС для аттестации по УМК "Перспектива". Класс 3. Тема: Решение задач разного вида. Интегрированный урок (математика, окружающий мир). Цель: повторить и обобщить получе...

План-конспект открытого урока для 4 класса "Сопереживание. Дорогою добра" по программе Б.М Неменского

План-конспект открытого урока для 4 класса "Сопереживание. Дорогою добра." по программе Б. М. Неменского....