Возможности фольклорных музыкальных театров для ознакомления детей с народной культурой.
статья по музыке (4 класс) по теме

Кораблев Александр Олегович

Возможности фольклорных музыкальных театров для ознакомления детей с народной культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teatr.docx26.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Возможности фольклорных музыкальных театров для ознакомления детей с народной культурой.

Для возрождения России как самобытного государства, уважаемого мировым сообществом, необходимо, чтобы растущие поколения развивались и определяли смысл своей жизни как саморазвитие во имя служения народу и Отечеству. Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву межэтнических связей и отношений, что в свою очередь приводит к проблемам толерантности общества, порождая агрессию и нетерпимость.

     В связи с этим сегодня актуализируется значимость обучения и воспитания подрастающего поколения на этнокультурном материале, обеспечивающем духовное становление личности учащегося, формирование нравственных представлений как необходимой составляющей мировоззренческого потенциала и условия интеграции его в мировую культуру.

    Современным школьникам предоставлены большие возможности для патриотического воспитания не только в урочное, но и во внеурочное время. Большую роль здесь играет  организация народных коллективов на базе общеобразовательных школ, музыкальных школ, центров внешкольной работы. Но вопросами музыкального и нравственного воспитания должны заниматься не только школа, но и в первую очередь, как нам кажется, семья. К сожаленью не в каждой современной семье уделяется достаточное внимание вопросам музыкального и нравственного воспитания детей. Современные семьи, как правило, уделяют не достаточно внимания культурно-эстетическому воспитанию ребёнка. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Уровень развития культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в образовательном процессе. СМИ, интернет, в основном направленные только на развлекательность, являясь перенасыщенными рекламой зачастую отрицательного (нездорового образа жизни, насилия). [1] По мнению М.И.Резниковой ежедневно появляющиеся на российской сцене так называемые «звезды» эстрады, несущие примитивные и низкопробные «ценности» пагубно влияют на духовность и нравственные взгляды подрастающего поколения. [2]   Современные семьи, как правило, уделяют не достаточно внимания культурно-эстетическому воспитанию ребёнка. В общности это даёт ребенку неправильное восприятия окружающего мира, лишая его полной «палитры чувств» к своей Родине.

Вместе с тем, именно занятия художественно-эстетического цикла, такие как фольклорные музыкальные театры, обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека.

Многие великие педагоги указывают на это в своих трудах: Г.С.Виноградов утверждал, что у народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения и т.д. Совокупность и взаимозависимость их дают то, что следует назвать народной педагогикой.[2]

Через фольклор и фольклорные театры ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. В подобных занятиях подобран прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

Л.С.Выготский писал о значении драматизации в развитии ребенка следующее: «…Важно не то, что создают дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении ».[3]

Основной задачей изучения народных традиций через фольклорные театры является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основе у школьников развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

К сожалению, в современной школьной практике знакомство с фольклором обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен и восприятие музыки. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса.

Обнаруженное противоречие позволяет выделить проблему: каковы возможности фольклорных музыкальных театров для ознакомления детей с народной культурой?

Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учебного процесса на основе ознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих школах России. Такой интерес объясняется следующими причинами:

  • Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия - многонациональное государство. Если человек не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.
  • Русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье. В отношениях между молодыми людьми и пожилыми людьми между верующими и неверующими людьми.
  • Раскрыть эти и другие секреты русского житейского уклада и передать их педагогическими средствами подрастающему поколению - одна из важнейших задач.
  • Народное творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуры.
  • Интерес к народному творчеству, в том числе и к обрядам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое было утрачено. Появилась необходимость изучения народного творчества - это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов, увеличение количества специализированной литературы по народному творчеству, появлении на телевидении и радио специальных передач по фольклору и этнографии.

В связи с указанными причинами значимости фольклора в воспитании школьников можно говорить о необходимости создания и функционирования музыкальных фольклорных театров на базе общеобразовательных школ, ход работы которых может осуществляться по следующим этапам:

Коллектив во главе с руководителем отправляются в экспедицию по родному краю с целью собрать и записать произведения песенного фольклора, ознакомиться с природой данной местности, обычаями, возможно даже костюмами и предметами быта.

После фольклорной экспедиции начинается работа над театрализованным представлением по следующему плану:

1. Создание сценария театрализованного представления. Сценарий составляется вместе с детьми. Он основан на местном фольклорном материале, полученном в ходе экспедиции.

2. Распределение ролей. Учитывая то, что фольклорные театрализованные представления включают в себя песни и танцевальные движения, подбор актёров на главные роли происходит, исходя из их вокальных данных и пластичности учеников.

3. Чтение текста сценария по ролям. Разучивание песен. Важно добиться от участников театрализованного представления хорошей дикции, умения владеть своим голосом. Для разучивания песен понадобятся отдельные репетиции, так как это достаточно длительный процесс. (Необходимо учитывать при составлении плана репетиций).

4. Репетиции. На репетиции оттачивается мастерство исполнителей, актёры записывают рисунок своего передвижения по сцене и запоминают его. Больших усилий требует обучение пластическим навыкам — умению двигаться, жестикулировать, следить за своей осанкой, мимикой, жестами.

5. Музыкальное оформление представлений. Музыку к представлению подбирает руководитель, в качестве помощника может быть выбран ученик, отвечающий за музыкальное оформление театрализованного представления. Он должен чётко знать свои обязанности: уметь пользоваться аппаратурой, знать когда, после каких слов включать тот или иной музыкальный фрагмент.

6. Создание декораций. Декорации изготавливаются вместе с детьми из картона (макет русской избы, деревья и т.д.). Также можно использовать предметы из школьного краеведческого уголка, некоторые предметы, учащиеся по возможности могут принести из дома (тканые половики, полотенца со старинной вышивкой, самовар, прялку, глиняную посуду). Во время изготовления декораций дети наглядно знакомятся с бытом своих предков.

7. Подбор костюмов. Данный вопрос зависит от финансирования коллектива. Если есть возможность - костюмы шьются в ателье, в ином случае изготавливаются самостоятельно. При создании костюмов руководитель может воспользоваться данными из экспедиции, если таких данных не было получено, то необходимо воспользоваться иллюстрациями в этнографической литературе или интернет ресурсами.

8. Выступление. С готовым театрализованным представлением коллектив может выступать как на школьных, так и на городских мероприятиях.

Ниже мы указываем функции, которые преследует фольклорный музыкальный театр в ходе работы.

Функции фольклорных постановок:

  • - развивающая
  • - информационно-просветительная
  • - культурно-творческая

  • - рекреативно-оздоровительная
  • импровизационно-творческую
  • организационно-деятельную

Заключение

  1. Фольклорный музыкальный театр входит сферу специально организованного обучения. С первых занятий, дети активно задействованы в 3  компонентах народной эстетики и педагогики: слово – музыка – танец.
  2. Во внеурочное время, во время репетиций дети получают познавательную информацию, влияющую не только на развитие интеллекта школьников, но и на воспитание чувства гражданского патриотизма.
  3. На фоне воспитательной работы, существования фольклорного музыкального театра носит цель эстетического развития школьников, дает возможность творческой самореализации.
  4. В создании подобной внеурочной деятельности необходимо учитывать особенности фольклора именно данного региона, соответственно и материалы, и литература должны относиться именно к данной местности. На сегодняшний день подобных источников не так уж много, следовательно, руководителям таких коллективов необходимо вести большую исследовательскую работу.
  5. В процессе игры ребенок познает мир, расширяет  свои  познания  и умения в области музыки,  поэзии.  Игры,  без  сомнения,  развивают  ребенка физически,  уроки  хореографии   укрепляют   мышечный   аппарат,   развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру  театра  — в  процесс  создания  сценария  и  самого  спектакля  по  сказкам.   Ребенок перевоплощается в героя сказки, он  переживает  ситуацию  сказочного  героя, воплощает его образ, учится двигаться по сцене,  поет,  танцует.

Список литературы:

  1. Статья  «Народная песня и её роль в патриотическом воспитании школьников» Чернышевой Л.В. Сборник трудов 54 научной студенческой конференции ТГПИ имени А.П.Чехова, Таганрог, 2011 год.
  2. М.И.Резникова. Этнография.устные и музыкальные традиции русского народа, Таганрог, 2007

  1. Георгий Семенович Виноградов и Виноградовские чтения: Библиографический указатель / Сост. отв. ред. В.Ф.Шевченко. – Ульяновск: Лаб. культурологии, 1998.
  2. Л.С.Выготский.Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1967.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к национальной культуре в фольклорном кружке « Чишма» (« Родник»)»

Системообразующая идея развития духовно-нравственной и творческой личности гимназистов моего класса определяется этнокультурным содержанием образования, которое реализуется в моей авторской программе ...

Приобщение детей к национальной культуре в фольклорном кружке « Чишма» (« Родник»)

Включение национально-регионального компонента в музыкальное воспитание учащихся создает в гимназии, на мой взгляд, определенную музыкальную среду и дает положительные результаты: из года в год ...

Дополнительная образовательная программа для детей 5-6 лет клуба «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры».

Дополнительная образовательная  программа для детей 5-6 летклуба «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры»....

Конспект занятия по ознакомлению детей с предметным миром для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вид 8.2): «Предметы, облегчающие труд человека в быту

Краткий конспект занятия по ознакомлению детей с предметным миром для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вид 8.2): «Предметы, облегчающие труд человека в быту"...

Возможности курса «Основы народной культуры» в гармоничном развитии младшего школьника в процессе их духовно-нравственного воспитания

Комарова В.Г, Мирошкина Т.А., Воронова Е.В., Кононова О.В., Бобошко И.А., Черкиза. Е.Г.БОУ «Средняя общеобразовательная школа №132» Возможности курса «Основы народной культ...

Статья " Музыкальное воспитание детей через традиции народной культуры"

Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, определяют  творческий, познавательный и  увлекательный  характер процесса музыкального развития детей....

Методические рекомендации " Музыкальная деятельность как средство воспитания нравственно-патриотической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическая разработка направлена на формирование нравственно-патриотической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности. Приобщение детей с расстройст...