Методические рекомендации " Музыкальная деятельность как средство воспитания нравственно-патриотической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации | 40.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Аннотация
Методическая разработка направлена на формирование нравственно-патриотической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности. Приобщение детей с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями к музыкальному наследию своего народа позволит воспитать в них чувство патриотизма, национального единства, транслировать нравственно-патриотические ценности и лучшие образцы культуры, что способствует их интеграции в социокультурное пространство.
Цель работы
Формирование и развитие у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) уважения к своей Родине, гордости за свое отечество, чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умение формулировать, высказывать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности.
Задачи работы:
1. Формирование у обучающихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.
2. Воспитание толерантности.
3. Формирование чувства гражданского долга.
4. Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни через музыкальную культуру страны.
5. Формирование нравственных основ личности.
Область применения: образовательные организации, реализующие инклюзивное обучение.
Формы реализации: индивидуальная, групповая, коллективная деятельность обучающихся.
Методы реализации: воспитательные, коррекционные, развивающие, обучающие.
Возраст обучающихся: 7-12 лет.
Результаты:
Будут сформированы: уважение и любовь к своей Родине, осознание неразрывных связей между собой и государством РФ, умение высказывать свое мнение.
Введение
Освоение обучающимися ФАООП УО предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования –введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения ФАООП УО включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, в том числе осознание себя как гражданина России и чувство гордости за свою Родину.
Любовь к национальной культуре, близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка с ОВЗ, что еще раз подчеркивает актуальность выбранной темы.
Актуальность методических рекомендаций
Патриотическое воспитание является одним из основных важнейших элементов в системе воспитания и образования. Патриотическое воспитание - это формирование у граждан общей ответственности, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов своей Родины. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота своей Родины, который способен успешно выполнять гражданские обязанности.
Одним из эффективных средств, обладающим культурно-воспитательным потенциалом воздействия на ребенка, является музыкальное искусство. Оно активизирует эмоционально-образное восприятие, обеспечивает обогащение социального опыта, включение в социокультурную жизнь общества, а также формирует любовь к национальной культуре, бережное отношение к природе.
Воспитание нравственно-патриотической культуры мы понимаем, как систему нравственных ценностей и патриотического самосознания, образцов поведения, транслируемых обществом, что позволяет взаимодействовать в рамках конкретной социокультурной среды.
В психолого-педагогической литературе анализируются вопросы теории и практики формирования патриотических качеств с позиции деятельностного подхода такими педагогами и психологами, как: Н. И. Болдырев, И. П. Подласый, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов и др.
Роль музыкального искусства в формировании нравственно-патриотической культуры изучалась Д. Б. Кабалевским. Основополагающим для нас является положение композитора, в соответствии с которым задачей музыкального воспитания детей школьного возраста является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие посредством музыки на духовный мир школьников, прежде всего, на обогащение их нравственного и социокультурного опыта, привитие чувства патриотизма, сопричастности с судьбой Отечества.
Основная часть
Музыкальное воспитание для детей с интеллектуальными нарушениями взаимодействует со всеми сторонами коррекционно-развивающего процесса и решает образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Развитие детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в организованном процессе различными видами и формами музыкальной деятельности. Знания, умения и навыки музыкальной деятельности обучающиеся приобретают в процессе восприятия музыки, пения, движений под музыку, игры на детских музыкальных инструментах. А организационные формы музыкальной деятельности (урок музыки, культурно-досуговая деятельность, объединение дополнительного образования) позволяют целенаправленно приобщать ребенка к музыкальной культуре и обеспечивать овладение необходимыми знаниями и умениями в музыкальной практической деятельности. Учет клинико-психологических особенностей развития ребенка с различными вариантами психического дизонтогенеза является обязательным условием в определении организационной, дидактической, конструктивной, коммуникативной сторон процесса музыкального воспитания детей.
Основными задачами нравственного- патриотического воспитания средствам музыкальной деятельности являются:
1 ) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
2 ) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
3 ) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников.
Работа над текстом песни
Одной из проблем ребёнка с ОВЗ является нарушение речи. Большинство детей с интеллектуальными нарушениями имеют логопедические проблемы в произношении слов, в построении предложений, не владеют пересказом и т.д. Так же наблюдаются проблемы в структурном понимании литературного текста, сюжета произведения. Поэтому при работе над пониманием текста песни, рекомендуется преемственность методов и приемов разбора литературного произведения на уроках чтения. Рекомендации по работе с текстом на уроках чтения были представлены в 2023-2024 учебном году на вебинаре «Взаимообучение городов. Москва», «Методическая копилка: приемы работы с литературным текстом на уроках чтения с обучающимися с расстройствами аутистического спектра». (https://vk.com/video-131259229_456239225?list=ln-COz7hjrlr9hgPJFbiI )
Интеграция уроков по литературному чтению и музыки на основе сопоставительных связей, согласования учебного материала, выявления общих понятий, изучаемых в этих дисциплинах, способствует глубокому проникновению обучающихся в мир звуков и слов, формированию у них навыков устной и письменной речи.
Использование различных жанров музыки на уроках чтения создает непринужденную атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу содержания текста, в полной мере ощутить атмосферу описываемого автором произведения.
Самыми доступными в плане воспроизведения музыкальной мелодии для ребенка с особенностями в развитии младших классов (1,2 класс) являются народные песни. Но в связи их диалектическими особенностями текста, обучающимся бывает сложно понять смысл песни. Эти песни пришли к нам с далеких времен и некоторые слова вышли из обихода, стали не понятны современным детям.
Поэтому тексты народных песен, хороводов следует разбирать с помощью сюжетных и предметных картинок, инсценировок, карточек схем. Включать в работу логопедические чистоговорки, логоритмические упражнения.
Формирование народной идентичности
На начальном этапе обучения рекомендуется предлагать народные песни: «Как у нашей Дуни», «Как у наших у ворот», «Сидит Дрема», «Во кузнице», «Пошла млада за водой», « Солдатушки, бравы ребятушки», « Во поле береза стояла» и др. Важно, что все эти песни дети не только любят петь, но и инсценировать. Состав группы/класса бывает не однородный, однако активно принимать участие в музыкальной деятельности могут все обучающиеся. Так, например, дети имеющие двигательные (ДЦП) или системные нарушения речи могут подыгрывать на шумовых инструментах. Таким образом в коллективную музыкальную деятельность включаются все обучающиеся класса.
В таблице представлены варианты использования хороводных игр, хороводов, песен для занятий с обучающимися младшего школьного возраста.
№ | Название | Варианты репертуара |
1 | Хороводные игры с пением | Игра «Ходит Ваня» Дети берутся за руки и образуют круг. Выбирается «Ваня», который становится в середину круга. Дети поют песенку – потешку и идут по кругу, а «Ваня» ходит противоходом в центре круга. Ходит Ваня, ходит Ваня, Посреди кружочка! Ищет Ваня, ищет Ваня. Для себя дружочка По окончанию пения «Ваня», выбирает себе пару и танцует под весёлую музыку ( «Ах, вы сени», «Во саду ли, в огороде», «Два весёлых гуся» и т.п.), Дети, стоящие в кругу, хлопают в такт в ладоши. Хоровод-игра «Со вьюном я хожу» Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой верневочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками. Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается. С вьюном я хожу, С зеленым я хожу. Я не знаю, куда Вьюн положить С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий. Положи ты вьюн, Положи ты вьюн, Положи ты вьюн На правое плечо. На третий куплет движения повторяются. А со правого, А со правого, А со правого На левое положи. К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется. Игра «Заря-заряница» Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют. Заря-заряница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты расписные. Один, два, три – не воронь, А беги, как огонь! На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника. |
2 | Хороводы | «А я по лугу» (русская народная песня) «Ах, улица, улица широкая» (русская народная песня) «Ой, вставала я ранешенько» (русская народная песня) «Во поле береза стояла» (русская народная песня) |
3 | Песни для хорового исполнения | «Где был, Иванушка», «Лапти», «Ходила младешенька по борочку», «Как на тоненький ледок», «Ах вы, сени, мои. Сени», «Я на камушке сижу» и др. |
Слушание музыкальных произведений
Прослушивание музыкальных произведений великих русских композиторов, таких как М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, П.И. Чайковский о подвигах русских героев и Родине позволяет ребенку осознать важность патриотического чувства, его красоту через эмоциональное включение в прослушивание и дальнейший анализ композиции. Слушание музыкальных произведений, имеющих историческое содержание – еще один мощный инструмент патриотического воспитания младших школьников. Воспринимая музыкальные произведения данной тематики, ученики узнают о памятных датах Отечества, великих сражениях и силе духа народа. Прослушиванию должны предшествовать установки на восприятие. В частности, можно попросить детей запомнить образы, которые будут возникать при прослушивании композиции; чувства и эмоции, вызываемые данным произведением.
Для ребенка с ОВЗ образы классической музыки наиболее понятны через наглядные образы в изобразительном искусстве. Живопись и музыка тесно связаны друг с другом, они вместе ведут к созданию художественных образов и помогают на занятиях по знакомству с музыкальными произведениями и произведениями живописи формировать у детей художественно - эстетические представления. «Ребёнок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» - К.Д.Ушинский. Для ребёнка творчество-это естественная среда, а для ребёнка с интеллектуальными нарушениями, это может быть основной язык, с помощью которого он может рассказать о себе, выразить свои чувства, снизить тревожность, повысить самооценку.
Для детей с ограниченными особенностями здоровья интегрированные уроки музыки и изобразительного искусства особенно важны, потому, что кроме общих и художественно-эстетических задач, решаются коррекционные задачи. Такая деятельность носит терапевтический эффект, который посредством синтеза музыки и живописи, даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие, улучшение психического здоровья, оздоровление психики, чувство уверенности в себе, а так же корректирует имеющиеся недостатки эмоционально-волевой сферы. Занятия благотворно влияют на развитие мышления, воображения, внимания, нормализации процессов возбуждения и торможения, снятия излишнего мышечного тонуса, ориентировке в пространстве, координации движения, мелко моторике.
Знакомство с классической музыкой, позволят каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, независимо от его способностей, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить свою страну, видеть красоту родного края, проникнуться историей русского народа.
В таблице представлены варианты тем интегрированных уроков предметной области «Искусство» с примерным музыкальным и художественным материалом.
Интегрированный урок по музыке и ИЗО | Музыкальный материал | Картины художников |
Тема «Русский сарафан в музыке и живописи» | А. Варламов. «Красный сарафан»; р. н. п. «Во кузнеце», «Ах вы сени…», «Барыня», «Во поле березка стояла…». | А. Г. Венецианов. «Жнецы». А. Г. Венецианов. «На пашне. Весна». К. А. Коровин. «Северная идиллия». Д. Левицкий «Портрет дочери Агафьи. В.М. Васнецов «Три царевны подземного царства». |
Практическая деятельность детей | Разучивание русской народной песни «Во кузнецы» | Рисование русского сарафана на вырезанных учителем заготовках из картона. |
Тема интегрированного урока «Осень в произведениях русских композиторов и художников» | А. Рыбников «Осенняя мелодия» П.И Чайковский «Времена года» Слова А. Плещеева Музыка Ц. Кюи «Осень» | И.И. Бродский «Летний сад» И. Левитан «Золотая осень» И. Левитан «Осень. Дорога в деревне» А. К. Саврасов «Осень. Деревушка у ручья» |
Практическая деятельность детей | Исполнение песни Ц. Кюи «Осень» | Рисование осеннего пейзажа на альбом листе |
Хоровое и сольное исполнение песен
Пение – наиболее понятный вид деятельности для детей. Принимая непосредственное участие в процессе художественного исполнения, обучающиеся наиболее осознанно усваивают необходимый воспитательный материал. Анализируя с детьми песенное музыкальное произведение, можно акцентировать их внимание на том, что песня отражает мысли и чувства всего народа. Исполняя музыкальное произведение, дети учатся видеть за текстом чувства и передавать их с помощью интонирования. Важно раскрыть содержание музыкальной композиции, ее основную мысль и на этой основе производить работу над вокальным исполнением произведения.
В 4- 5 классах обучающиеся знакомятся с музыкальном наследием русских и советских композиторов, с авторскими песнями о Родине. На таком музыкальном материале дети учатся выражать свои мысли и чувств о природе русского леса, жизни людей, событиях происходивших в стране в разные эпохи. Воспринимая то или иное музыкальное произведение, ребёнок приобщается к выражаемым в произведении ценностям, переживает схожее эмоциональное состояние. Музыка, передающая патриотические чувства, представляет собой огромный потенциал в воспитании личности школьника.
Поскольку учебные предметы строятся в логике конкретных наук, и все они в той или иной степени связаны друг с другом, возникает необходимость установления межпредметных связей.
Именно межпредметные связи призваны обеспечить единую методологическую основу предметной системы в целом на базе выделения таких систематизирующих научных идей, которые должны пронизывать обучение по всем.
Удивительная способность музыки познавать мир на чувственной основе при помощи яркой образности «помогает детям лучше понимать мир, находить интересные формы общения, что создает условия для формирования способности мыслить и чувствовать одновременно». Поэтому рекомендуется использовать музыку на различных уроках. Интегрированные уроки природоведения, мира природы и человека и музыки, формируют познавательный интерес у обучающихся к тем или иным явлениям или событиям. Учат ориентироваться в социальном мире, способствует к саморазвитию. Помогают осознать свою этническую принадлежность, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России. При изучении следующих тем: «Страна Россия», «Моря и океаны страны», «Реки и озера страны», «Города России», «Золотое кольцо России» - рекомендуется использовать песни о России, ее городах, реках и морях.
№ | Тема | Музыкальный материал |
1 | «Страна Россия» | И. Дунаевский «Широка страна моя родная» Л. Афанасьев «Гляжу в озера синие» Д Кабалевский «Наш край» |
2 | «Реки и озера страны» | М. Фрадкин «Течёт река Волга» «Славное море — священный Байкал» — русский романс, Дмитрия Павловича Давыдова. «Река Есиней» Ю. Визборг |
3 | «Города России» | И.Дунаевский «Дорогая моя столица» Самара-городок - А. М. Полонский. Автор музыки — Блантер Матвей Исаакович. слова М. Л. Матусовского. Музыка Б. А. Мокроусова. «Вологда» Василий Соловьёв-Седой (музыка), Александр Чуркин (слова) «Вечерняя песня» («Город над вольной Невой») «Вдоль по Питерской» Музыка – народная, Федор Шаляпин (слова) |
Ориентиром современного национального воспитательного идеала является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
В разные виды внеурочной деятельности целесообразно включать музыкальное наследие русского народа. Приоритетные ценности воспитания обучающихся с ОВЗ любовь к своему отечеству, своей малой и большой Родине. Дети должны знать и уважать историю и культуру страны.
В таблице представлен подбор музыкальных произведений по различным темам предлагаемый для прослушивания и пения во внеурочной деятельности.
Тема | Содержание | |
1 | «Россия – Родина моя. Символы РФ» | Формирование знания о Родине, государственных символах Закрепление знаний с помощью рисунков – национальные символы России. Музыкальный ряд: - Гимн РФ - М.Бернес «С чего начинается Родина» |
2 | «Гимн РФ – главная песня страны» | Прослушивание гимна РФ Ознакомление учащихся с символом РФ, авторами текста и музыки. Анализ текста гимна, выявление в нем национальных ценностей Анализ Гимна с точки зрения средств музыкальной выразительности Творческая работа учащихся: создание плакатов по содержанию текста гимна с целью его усвоения |
3 | «Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов» | Формирование знания о народных музыкальных инструментах России, оркестре народных музыкальных инструментов» Прослушивание звучания народных инструментов, звучания оркестра народных музыкальных инструментов. Создание импровизированного оркестра народных инструментов России. Музыкальный ряд: - русская народная песня «Светит месяц» - русская народная песня «Калинка» - звучание жалейки, гуслей, ложек - Андрей Широков «Маленькая приветственная увертюра» в исполнении оркестра русских народных инструментов |
4 | «Русские народные песни в аранжировке русских композиторов» | Расширение знаний учащихся о народных песнях России Прослушивание музыкальных композиций, рефлексия внутреннего состояния после прослушивания Выявление национального характера народа путем анализа содержания и музыкального оформления произведений композиторов Музыкальный ряд: - В. Малышев «Русский хоровод» - М.И. Глинки «Комаринская» - А.П. Бородин «Что ты, зоренька» - Н.А. Римский – Корсаков «Как за речкою, да за быстрою» - П.И. Чайковский «Я ли в поле да не травушка была» |
5 | «Композиторы о героях России и исторических событиях» | Введение понятия «герой». Путешествие по временной ленте, ознакомление с историческими событиями и героями России Ознакомление учащихся с музыкальными композициями, посвященными героям РФ и важным историческим событиям Выявление национального характера путем анализа содержания музыкальных произведений Музыкальный ряд: - Хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» - А.П. Бородин «Ария Игоря» из оперы «Князь Игорь» - эпилог к кантате «Въезд Александра Невского в Псков» С.С. Прокофьева -М.П. Мусоргский. Хор «Кормилец батюшка, хлеба!» из оперы «Борис Годунов» - М.П. Мусоргский. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве – реке». - М.И. Глинка. Ария Сусанина «Ты придешь, моя заря» из оперы «Иван Сусанин» - С.С. Прокофьев. Ария Кутузова из оперы «Война и мир» |
6 | «День Победы» | Актуализация и пополнение знаний учащихся о ВОв Зрительный ряд: - А. Дейнека «Окраина Москвы» - В. Кохаль. «На безымянной высоте» - Л. Карташев. «Москва, 1941-й год» - М. Самсонов «Бойцы Сталинграда» - Н. Бут «Глоток воды» - Ю. Горелов «Хотят ли русские войны?» Литературный ряд: - Б.Окуджава «Ах, война» - Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны», Музыкальный ряд: - Б. Акуджавы «Ах, война, что ж ты сделала…» - "Священная война" слова В. Лебедева-Кумача, муз. А. В. Александрова - «Песня защитников Москвы» в исполнении военного хора - «Гвардейский марш». Музыка: А. Хачатурян Слова: В. Лебедев-Кумач. - Л. Ошанин и А. Новиков «Эх, дороги! - М. Бернес «Журавли» |
7 | «Мы о Родине поём» | Песня "Моя Россия". Музыка: Г. Струве Слова: Н. Соловьева. "Синеокая Россия". Слова: Галины Барановой - Петровой. Музыка: Татьяны Верной. Песня «Россия» Слова и музыка: Жанна Колмагорова. «Маков цвет» музыка А.Аверкина, слова В.Бокова. |
Вывод
Музыка благотворно влияет на развитие учащихся, оказывает сильное влияние на их нравственное патриотическое воспитание, что очень важно для успешной социализации детей. Срабатывает педагогический принцип «Музыка радует – музыка воспитывает».
Таким образом, воспитание у учащихся чувства патриотизм средствами музыкального искусства результативно, так как на уроках происходит обращение к эмоциональной сфере учащихся одновременно с пополнением базы знаний детей о России, ее символике, народных инструментах, героях и исторических событиях.
Патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача.
Патриотами люди не рождаются- честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях использую творческое наследие страны.
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Н. М. Карамзин.
Литература
- http://www.iodnt.ru/rukovoditelyam-kollektivov/311-khorovoj-zhanr/metodicheskaya-literatura/detskij-folklor/5105-repertuarnye-sborniki
- https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1026/federalnaia-adaptirovannaia-osnovnaia-obshcheobrazovatelnaia-programma/?ysclid=lxlr0xthyf625025869
- https://www.teacherjournal.ru/categories/21/articles/1733?ysclid=lxlr311hrd376870573
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание и просвещение для детей с ограниченными возможностями здоровья
Данный материал является методической разработкой. Включает элементы современных педагогических технологий, применяемых к учебной программе.Состоит из теоретического блока и разработок конкретных меро...
Проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального фольклора»
Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации....
Воспитание экологического мировоззрения у детей с ограниченными возможностями здоровья
Представление опыта работы на РМО учителей СКК VIII вида...
Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.
Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...
Гимнастика – как средство формирования координационных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного и младшего школьного возраста.
В статье мы рассмотрим актуальность занятий гимнастикой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения ( с легкой и умеренной умственной отсталостью). Осно...
Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья...
Физическое воспитание как средство реабилитации,коррекции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подборка упражнений. подвижных игр....