Возможности курса «Основы народной культуры» в гармоничном развитии младшего школьника в процессе их духовно-нравственного воспитания
статья
Комарова В.Г, Мирошкина Т.А., Воронова Е.В., Кононова О.В., Бобошко И.А.,
Черкиза. Е.Г.
БОУ «Средняя общеобразовательная школа №132»
Возможности курса «Основы народной культуры» в гармоничном развитии младшего школьника в процессе их духовно-нравственного воспитания
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами, но и во все прежние века. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро как источник радости, мира и согласия в душе; покаяние как отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовь к близким. Таких слов можно перечислить множество. Люли стали более нетермимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведённых часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нём желание делать добро. Образовавшийся духовный вакуум заставляет начальную школу искать пути совершенствования образовательного процесса.
Задача образовательного процесса – воспитать достойного гражданина своей страны. Возможность её решения даёт предмет внеурочной деятельности «Основы народной культуры» (автор М.Ю. Новицкая)
Цель курса – не только получение знаний, но и осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей.
Результатом каждого года обучения должно быть развитие проектных способностей детей. Учиться проектировать собственное будущее необходимо каждому человеку. Но важно, чтобы это умение имело точкой отсчёта не субъективный произвол эгоиста, а позицию личности эмоционально, нравственно, эстетически, интеллектуально развитой.
В нашей школе в течении четырёх лет учителя начальных классов занимались по учебникам «Родная земля», рекомендованным Министерством образования и науки РФ.
Целью работы группы учителей начальных классов (В.Г. Комаровой, Т.А. Мирошкиной, О.В. Кононовой, Е.Г. Черкизой) стала разработка воспитательной системы на основе народных и православных традиций терпимости, патриотизма, эстетического и духовного воспитания подрастающего поколения. В этом помогла комплексная образовательная программа детской студии русской традиционной культуры «Теремок», автор-педагог дополнительного образования Е.В. Воронова. Данная программа была утверждена Центром творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива». Теоретичес- кую часть программы реализует автор Е.В. Воронова, а мы, учителя начальных классов, принимаем активное участие в подготовке практической части.
Детской студия русской традиционной культуры «Теремок» работает на базе нашей школы, где обучающиеся занимаются внеурочной деятельностью в коллективах «Забавушка», «Ложкарята», «Берегиня», «Лоскуток», «Русские узоры».
Для обучающихся предмет «Основы народной культуры» интересен и доступен. С 2007 года мы начали работу в данном направлении. На уроках ребята знакомятся с русскими народными песнями и с песнями народов России, а также с частушками, закличками, учатся играть на народных инструментах, разучивают народные игры, обряды, хороводы, сказки. Педагог Е.В. Воронова рассказывает ребятам значения сказок. На уроках изобразительного искусства и художественного труда ученики изучают виды народно-прикладного творчества и сами становятся мастерами. Вместе мы изучаем узоры рушников, дети обучаются вышиванию узоров на салфетках. Организуем выставки творческих работ у русским православным праздникам «Рождество», «Пасха».
Программа построена по календарному циклу. Каждый из четырёх календарно-обрядовых циклов осенний, зимний, весенний, летний наполнен фольклорным и православным материалом, передачу древних народных традиций, воссоздание истории. Тематика занятий предполагает разъяснения многих непонятных для детей явлений, декоративных мотивов, связанных со славянской мифологией, фольклорными образами, преданиями. В определённой степени посредством праздников и обрядов народ передаёт от поколения к поколению свои трудовые, культурные и нравственные достижения. Изучается исторический материал: во что играли, что и почему пели, как одевались, что и как танцевали.
С темой праздника тесно связаны и традиционные обряды, игры, хороводы, используемые в его содержании. Так в праздниках «Осенины» и «Капустник» присутствуют хороводы и игры, в содержании которых используются обряды сбора урожая, а вот в материале праздника «Кузьминки» используются припевки, частушки, вечёрочки и игровые песни. В обрядах праздника «Зимние святки» мы организуем обряд «колядования» в школе, приобщая к древним традициям даже тех, кто не принимает участия в обучении. Проводим святочные посиделки с показом вертепного театра, вечёрочными песнями, играми, танцами, в ходе которых приучаем этическим нормам общения и поведения на массовых мероприятиях.
В обычаях и обрядах праздника «Масленица» в течении масленичной недели дети выступают зачинчиками многих народных обрядов: хождение по кругу с песнями, катание с гор, взятие снежного городка, «сжигание» соломенной куклы, поедание обрядовой пищи – блинов. В завершение праздника – ритуал прощения.
В праздник «Вербное воскресенье» в нашей школе стал традиционным благотворительный вербный базар, изделия для которого готовятся в течении целого месяца обучающимися начальных классов и их родителями. Сами же школьники выступают в роли покупателей и продавцов. Нахвалить свой товар, вежливо отнестись к покупателю, помочь упаковать товар, внимательно отнестись к творчеству других, принять участие в массовых мероприятиях праздника – эти навыки приобретают все, кто присутствует на школьных ярмарках. Вырученные деньги организатор Ярмарки Е.В. Воронова отправляет в Благотворительный фонд «Радуга» в помощь больным ребятишкам.
В праздник «Пасха» в течении пасхальной недели проводятся этические беседы, экскурсии в православные храмы, поднимаемся на колокольню, звоним в колокола, а также проводим игровые программы «Поём, весну аукаем», «Праздник птиц». Ребятишки играют в игру «Крашеные пасхальные яйца». Организуем выставку «Пасхальные яйца».
В рамках пасхальной недели учителем Бобошко И.А. был создан телекоммуникационный познавательно - творческий проект «Пасха – праздник Светлого Христового Воскресенья». Цель проекта: создать условия для развития у участников проекта социально-значимых духовно-нравственных качеств личности, формировать интерес к истории культуры нашей Родины. В результате реализации проекта ребята познакомились с историей происхождения праздника, с его украшениями и атрибутами, узнали о традициях его проведения, научились изготавливать пасхальные сувениры (разрабатывали варианты подставочек под пасхальные яйца), расписывать пасхальные яйца в различных техниках.
Заключительный в учебном году праздник «Русская берёзка» проводится в форме интерактивной игры и посвящены православному празднику «Троица». В ход праздника включаются все присутствующие на нём. Чем лучше дети знают содержание народных песен, умение играть в народные игры, цель праздника «Русская берёзка», тем активнее и дружнее принимают в нём участие командой класса.
Ребята принимают активное участие в городских, областных мероприятиях, ежегодных межрегиональных и областных фольклорных фестивалях:
- «Покровская Ярмарка»;
- «Рождественские вечёрки»;
- «Васильковое лето»;
- «Казачьему роду нет переводу».
Обучающиеся, участвуя в фестивальном движении, не только демонстрируют творческие достижения, но и активно пропагандируют изучение традиционной русской культуры. Ведь даже становясь активными зрителями на тематических праздниках, приглашённые школьники и родители узнают о традициях православной Руси.
Процесс творчества способствует воспитанию в детях любви, доброты, сопереживания, сочувствия к окружающим людям, познания красоты, наслаждения ею, проявлению положительных эмоций, чувств, раскрытию богатства разнообразия окружающего мира, воспитанию в детях душевной красоты, развивает нравственно-эстетические качества и свойства личности.
Литература:
- Т.Н. Кабинетская, Традиционные русские праздники в начальной школею-Псков,1998. - 56 с.
- В.С. Колесникова, Русские православные праздники. - М.: Крон -Пресс.1996.-165 с.
- А.А. Коринфский, Народная Русь.- М.1997.-316 с.
- Русский народный праздник. Научно-методическое пособие для работников культуры и образования /Отв. Ред. М.А. Жигунова, Н.А. Томилов. -Омск: Издательский дом «Наука», 2005. -284 с.
- В.И. Байтуганов, Т.Ю. Мартынова, Хрестоматии сибирской русской народной песни. Детский народный календарь. – Новосибирск, 2001. -
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комарова В.Г, Мирошкина Т.А., Воронова Е.В., Кононова О.В., Бобошко И.А.,
Черкиза. Е.Г.
БОУ «Средняя общеобразовательная школа №132»
Возможности курса «Основы народной культуры» в гармоничном развитии младшего школьника в процессе их духовно-нравственного воспитания
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами, но и во все прежние века. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро как источник радости, мира и согласия в душе; покаяние как отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовь к близким. Таких слов можно перечислить множество. Люли стали более нетермимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведённых часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нём желание делать добро. Образовавшийся духовный вакуум заставляет начальную школу искать пути совершенствования образовательного процесса.
Задача образовательного процесса – воспитать достойного гражданина своей страны. Возможность её решения даёт предмет внеурочной деятельности «Основы народной культуры» (автор М.Ю. Новицкая)
Цель курса – не только получение знаний, но и осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей.
Результатом каждого года обучения должно быть развитие проектных способностей детей. Учиться проектировать собственное будущее необходимо каждому человеку. Но важно, чтобы это умение имело точкой отсчёта не субъективный произвол эгоиста, а позицию личности эмоционально, нравственно, эстетически, интеллектуально развитой.
В нашей школе в течении четырёх лет учителя начальных классов занимались по учебникам «Родная земля», рекомендованным Министерством образования и науки РФ.
Целью работы группы учителей начальных классов (В.Г. Комаровой, Т.А. Мирошкиной, О.В. Кононовой, Е.Г. Черкизой) стала разработка воспитательной системы на основе народных и православных традиций терпимости, патриотизма, эстетического и духовного воспитания подрастающего поколения. В этом помогла комплексная образовательная программа детской студии русской традиционной культуры «Теремок», автор-педагог дополнительного образования Е.В. Воронова. Данная программа была утверждена Центром творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива». Теоретичес- кую часть программы реализует автор Е.В. Воронова, а мы, учителя начальных классов, принимаем активное участие в подготовке практической части.
Детской студия русской традиционной культуры «Теремок» работает на базе нашей школы, где обучающиеся занимаются внеурочной деятельностью в коллективах «Забавушка», «Ложкарята», «Берегиня», «Лоскуток», «Русские узоры».
Для обучающихся предмет «Основы народной культуры» интересен и доступен. С 2007 года мы начали работу в данном направлении. На уроках ребята знакомятся с русскими народными песнями и с песнями народов России, а также с частушками, закличками, учатся играть на народных инструментах, разучивают народные игры, обряды, хороводы, сказки. Педагог Е.В. Воронова рассказывает ребятам значения сказок. На уроках изобразительного искусства и художественного труда ученики изучают виды народно-прикладного творчества и сами становятся мастерами. Вместе мы изучаем узоры рушников, дети обучаются вышиванию узоров на салфетках. Организуем выставки творческих работ у русским православным праздникам «Рождество», «Пасха».
Программа построена по календарному циклу. Каждый из четырёх календарно-обрядовых циклов осенний, зимний, весенний, летний наполнен фольклорным и православным материалом, передачу древних народных традиций, воссоздание истории. Тематика занятий предполагает разъяснения многих непонятных для детей явлений, декоративных мотивов, связанных со славянской мифологией, фольклорными образами, преданиями. В определённой степени посредством праздников и обрядов народ передаёт от поколения к поколению свои трудовые, культурные и нравственные достижения. Изучается исторический материал: во что играли, что и почему пели, как одевались, что и как танцевали.
С темой праздника тесно связаны и традиционные обряды, игры, хороводы, используемые в его содержании. Так в праздниках «Осенины» и «Капустник» присутствуют хороводы и игры, в содержании которых используются обряды сбора урожая, а вот в материале праздника «Кузьминки» используются припевки, частушки, вечёрочки и игровые песни. В обрядах праздника «Зимние святки» мы организуем обряд «колядования» в школе, приобщая к древним традициям даже тех, кто не принимает участия в обучении. Проводим святочные посиделки с показом вертепного театра, вечёрочными песнями, играми, танцами, в ходе которых приучаем этическим нормам общения и поведения на массовых мероприятиях.
В обычаях и обрядах праздника «Масленица» в течении масленичной недели дети выступают зачинчиками многих народных обрядов: хождение по кругу с песнями, катание с гор, взятие снежного городка, «сжигание» соломенной куклы, поедание обрядовой пищи – блинов. В завершение праздника – ритуал прощения.
В праздник «Вербное воскресенье» в нашей школе стал традиционным благотворительный вербный базар, изделия для которого готовятся в течении целого месяца обучающимися начальных классов и их родителями. Сами же школьники выступают в роли покупателей и продавцов. Нахвалить свой товар, вежливо отнестись к покупателю, помочь упаковать товар, внимательно отнестись к творчеству других, принять участие в массовых мероприятиях праздника – эти навыки приобретают все, кто присутствует на школьных ярмарках. Вырученные деньги организатор Ярмарки Е.В. Воронова отправляет в Благотворительный фонд «Радуга» в помощь больным ребятишкам.
В праздник «Пасха» в течении пасхальной недели проводятся этические беседы, экскурсии в православные храмы, поднимаемся на колокольню, звоним в колокола, а также проводим игровые программы «Поём, весну аукаем», «Праздник птиц». Ребятишки играют в игру «Крашеные пасхальные яйца». Организуем выставку «Пасхальные яйца».
В рамках пасхальной недели учителем Бобошко И.А. был создан телекоммуникационный познавательно - творческий проект «Пасха – праздник Светлого Христового Воскресенья». Цель проекта: создать условия для развития у участников проекта социально-значимых духовно-нравственных качеств личности, формировать интерес к истории культуры нашей Родины. В результате реализации проекта ребята познакомились с историей происхождения праздника, с его украшениями и атрибутами, узнали о традициях его проведения, научились изготавливать пасхальные сувениры (разрабатывали варианты подставочек под пасхальные яйца), расписывать пасхальные яйца в различных техниках.
Заключительный в учебном году праздник «Русская берёзка» проводится в форме интерактивной игры и посвящены православному празднику «Троица». В ход праздника включаются все присутствующие на нём. Чем лучше дети знают содержание народных песен, умение играть в народные игры, цель праздника «Русская берёзка», тем активнее и дружнее принимают в нём участие командой класса.
Ребята принимают активное участие в городских, областных мероприятиях, ежегодных межрегиональных и областных фольклорных фестивалях:
- «Покровская Ярмарка»;
- «Рождественские вечёрки»;
- «Васильковое лето»;
- «Казачьему роду нет переводу».
Обучающиеся, участвуя в фестивальном движении, не только демонстрируют творческие достижения, но и активно пропагандируют изучение традиционной русской культуры. Ведь даже становясь активными зрителями на тематических праздниках, приглашённые школьники и родители узнают о традициях православной Руси.
Процесс творчества способствует воспитанию в детях любви, доброты, сопереживания, сочувствия к окружающим людям, познания красоты, наслаждения ею, проявлению положительных эмоций, чувств, раскрытию богатства разнообразия окружающего мира, воспитанию в детях душевной красоты, развивает нравственно-эстетические качества и свойства личности.
Литература:
- Т.Н. Кабинетская, Традиционные русские праздники в начальной школею-Псков,1998. - 56 с.
- В.С. Колесникова, Русские православные праздники. - М.: Крон -Пресс.1996.-165 с.
- А.А. Коринфский, Народная Русь.- М.1997.-316 с.
- Русский народный праздник. Научно-методическое пособие для работников культуры и образования /Отв. Ред. М.А. Жигунова, Н.А. Томилов. -Омск: Издательский дом «Наука», 2005. -284 с.
- В.И. Байтуганов, Т.Ю. Мартынова, Хрестоматии сибирской русской народной песни. Детский народный календарь. – Новосибирск, 2001. -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
Использование возможностей курса «Основы православной культуры» для формирования нравственных ценностей и развития культуры школьников.
Данная работа направлена на достижение планируемых результатов. В связи с этим мне хотелось, чтобы учащиеся в результате освоения курса «Основы православной культуры» научились:·...
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
laquo;Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!"...
Выступление на педсовете "Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС"
Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС....
Возможности курса «Основы народной культуры» в гармоничном развитии младшего школьника в процессе их духовно-нравственного воспитания
Комарова В.Г, Мирошкина Т.А., Воронова Е.В., Кононова О.В., Бобошко И.А., Черкиза. Е.Г.БОУ «Средняя общеобразовательная школа №132» Возможности курса «Основы народной культ...
Гармоничное развитие младших школьников в процессе творческой деятельности в ГПД
Развиваем фантазию, эмоциональную сферу, художественный вкус, коммуникативные навыки и самостоятельность....