Интегрированный урок музыки и изо в 4 классе "Музыка и культура Японии"
план-конспект урока по музыке по теме

Скопина Ирина Николаевна

Разработка интегрированного урока музыки и изо для 4 класса  о музыке и культуре Японии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_i_kultura_yaponii.doc34.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКА И КУЛЬТУРА ЯПОНИИ

Цели: 

— обобщить представления учащихся об особенностях национальной японской культуры;

— формирование у школьников конкретного представления об особенностях японской музыки и культуры;

— развитие познавательного интереса у учащихся;

— воспитание дружеских отношений.

Оборудование:Интерактивная доска,  карта мира, синтезатор, фонохрестоматии, доска, мел, тонированный лист (голубого цвета), тушь плакатная черного цвета, трубочка и акварель, тряпочка.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура:

— ознакомление с темой урока, постановка целей и задач;

— проверка домашнего задания;

— проверка знаний и умений, учащихся по пройденному материалу;

— изложение нового материала;

— первичное закрепление изученного;

— подведение итогов урока. 

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Музыкальное  приветствие  «Здравствуйте ребята».

2. Сообщение темы и цели урока.

    Тема нашего урока:  «Музыка и культура Японии».

    Мы познакомимся не только с музыкой Японии, но и узнаем многое другое о культуре японцев.

    Самого активного ученика будет ждать сюрприз. Дело в том, что от японских друзей пришло письмо, и адресовано оно тому, кто покажет лучшие знания на уроке.

II. Объяснение нового материала ( мозговой штурм)

  1.  Запишите число и тему урока в рабочей тетради по музыке.
  2.  Внимание на интерактивную доску:

— Посмотрите, ребята, Япония расположена на берегу моря. (В записи звучит шум моря.) Это островное государство омывается Японским, Восточно-Китайским морями и Тихим океаном. Численность населения – 1млрд 27млн 3тыс человек. Слайд 2 (карта).

— В жилищах японцев мебели почти нет, пол застелен циновками, в разных местах комнат — вазы с цветами. Как называется японский национальный костюм? (Кимоно.) Слайд 3,4 (жилище, кимоно).

Япония- страна самобытного искусства. Именно в Японии зародились такие виды искусства, как икебана и оригами.

— И очень любят японцы стихи, давайте послушаем, ребята нам их прочтут.

Я видел, они расцвели — Ветки вишневых деревьев,

Но в сумраке еле сквозит

Благоуханная дымка

На вечереющем небе.

У прохожих в толпе

Рукава кимоно розовеют

Лепестками цветов — Будто залиты вешнею краской

Распустившихся в городе вишен.

Гдё он, ветер

Цвета вишневых лепестков?

Скрылся бесследно.

А скажут: «Земля как в снегу,

Есть еще, чем любоваться!»

Учитель ИЗО.  А кто, ребята, назовет любимое дерево японцев? (Японская вишня — сакура.)

День цветения сакуры отмечается своеобразно. Люди терпеливо ждут, когда начнут распускаться цветы. Это момент любования и раздумья о жизни. Нежно-розовые цветы, окутывающие деревья, помогают людям верить в то, что прекрасное вечно. Давайте и мы полюбуемся красотой. Слайд 5 (сакура).

Сразу все согласно и неслышно,

Словно кто-то дал команду тут,

Белые и розовые вишни

Надо всей Японией цветут!

Учитель МУЗЫКИ. 

   Давайте споём японскую народную песню «Вишня» (исполнение учителя).

    Мы спели песню на русском языке, давайте послушаем песню в оригинале на японском языке.

(Слушание песни «Вишня» на японском языке. )

Проведём анализ прослушенной музыки. Задание: выявить характерные черты японской музыки.

( Спокойный характер, мелодичность, одноголосье, незаконченность формы)

Какие музыкальные инструменты вы услышали в сопровождении произведения?( ответы детей)

Звучание японских инструментов несколько похоже на известные нам инструменты – это арфа, флейта, лютня, барабан. Знакомство с изображением и звучанием известных японских инструментов.( слайды)

1. Струнные   ( Сямисэн – лютня, Кото – арфа)

2. Духовые      ( Сякухати – бамбуковая флейта, хора- гай – свистулька)

3   Ударные      ( Тайко – большой барабан, тидзин – малый барабан)

        .( Игра на воображаемых японских музыкальных инструментах по группам. )                                                                

Рефлексия..( Музыкальная физминутка  « я – художник»)

Учитель ИЗО. Краткая справка о японском изобразительном искусстве.

    А теперь попробуем нарисовать японскую вишню. Нам понадобиться тушь плакатная черного цвета, трубочка и акварель. Цветки у цветущей сакуры маленькие нежно-розовые, листья весной пурпурные (красные, бардовые), летом зелёные или оранжевые, осенью – фиолетовые или коричневые.

Задание: на белый лист, капнув каплю туши с помощью трубочки раздуть, придав капле вид дерева или ветки. Остальные детали (листья, цветочки) выполнить красками.( Творческая работа по группам).Самооценка.

.

1V. Подведение итогов урока.

     Россияне уважают и  любят японскую культуру. Мы надеемся , что сегодня  далекая Япония приблизилась к нам. Наши сердца соединились, а границы исчезли. Мы, русские люди,  должны быть толерантными и относиться с уважением не только к своей культуре, но и к культуре других стран.

ИКЕБ˜АНА (япон. Ikebana — живые цветы; второе рождение цветов), японское искусство составления композиций из живых или засушенных растений, получившее признание во всем мире. Задача икебаны — создать собственный микромир, подчеркнуть красоту и совершенство природы, внести гармонию в помещение, где стоит композиция, и повлиять на настроение людей. В японском доме икебана ставится традиционно в специальной нише — токономе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыка - ИЗО во 2 классе на тему: «Краски в музыке и ИЗО».

План-конспект интегрированного урока музыка - ИЗО во втором классе 3 четверть, на тему "Краски в музыке и ИЗО"...

Интегрированный урок музыки в 5 классе. "Можем ли мы увидеть музыку"

План - конспект  урока «Можем ли мы увидеть музыку» обобщает знания учащихся о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Знания полученные на уроках изо помогают учащимся вести диалог не т...

Интегрированный урок музыки и физической культуры во 2-ом "Б" классе по теме "Эти разные марши"

Тематическое построение среднего звена предполагает знакомство школьников с жанрами маршевой музыки;Содержание урока адекватно педагогическим требованиям, теме и целям урока. Структура урока соответст...

Технологическая карта урока ИЗО «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры»

Технологическая карта урока ИЗО «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры» на уроке обучающиеся знакомятся с традициями и обычаями Япо...

Искусство видеть красоту. Живопись на веере и японская поэзия: интегрированный урок в 4-м классе по теме "Культура Японии"

История и культура Японии в школьных программах представлены фрагментарно. Интегрированный урок сочетает повторение изученного на уроках внеклассного чтения и изобразительного искусства и введение нов...