Интегрированный урок музыки в 5 классе. "Можем ли мы увидеть музыку"
план-конспект урока по музыке на тему
План - конспект урока «Можем ли мы увидеть музыку» обобщает знания учащихся о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Знания полученные на уроках изо помогают учащимся вести диалог не только о музыке, но и о живописи. Такие занятия развивают ассоциативно-образное мышление обучающихся, совершенствуют их "внутренний слух" и "внутреннее зрение", расширяют знания детей об окружающем мире, формируют яркие, положительные эмоции. Сценарий таких уроков: прочувствовать, осознать, проявить своё отношение в практической деятельности через моделирование музыки красками, цветом, палитрой. Интегрированный урок по теме “Можем ли мы увидеть музыку”, разработан учителями музыки и изобразительного искусства для учащихся 5-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 22.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Можем ли мы увидеть музыку?»
Интегрированный урок в 5 – классе (музыка. изобразительное искусство) по музыке М.П. Мусоргского «Рассвет на Москва – реке».
Цели урока:
- Воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия музыкальных и художественных образов;
- Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка и изобразительное искусство).
Задачи:
- Знакомство с творчеством русского композитора (М.П. Мусоргского).
- Формировать внимательное отношение к музыкальному языку произведения, развивать эмоционально-осознанное восприятие музыки; формировать художественно-образное мышление как основы развития творческой личности.
- Развитие исполнительско – творческих навыков и умений.
- Воспитывать любовь к природе, чувства доброты и патриотизма.
- Обогатить духовный мир учащихся.
Тип урока:
Углубление знаний. Обобщение.
Методы:
Беседа, исполнение, исследование, показ.
Оборудование и материалы:
- Магнитофон;
- Запись произведения «Рассвет на Москва – реке»;
- Фортепиано;
- Аккордеон;
- Ноты и текст песен;
- Портрет М.П. Мусоргского;
- Термины: вступление, опера, декорация, занавес, афиша, костюмы;
- Альбом, краски, гуашь, кисти.
Музыкальный материал:
- М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва – реке» (вступление к опере «Хованщина»).
- Муз. О. Хромушина, сл. Б.Гершта «Разноцветная песенка».
- Муз. В.Локтева, сл. О.Высотской «Песня о России».
Оформление доски:
- Тема урока;
- Портрет М.П. Мусоргского;
- Плакат с записью главной мелодии вступления «Рассвет на Москва – реке».
М: - учитель музыки Усачева В.Р.
И: - учитель изобразительного искусства Толмачева И.У.
Ход урока.
М.: Здравствуйте, ребята!
На уроках музыки мы не раз задавали вопрос: Можем ли мы увидеть музыку?
Может ли музыка вызвать в нашем воображении разные картины? (картины природы, картины жизни людей).
Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу.
(звучит песня в исполнении обучающихся «Песня о России»)
И.: Природа и искусство неразделимы одно от другого и навсегда входит в жизнь каждого человека.
М.: Есть музыкальные произведения, которые были сочинены с расчетом на то, что их будут не только слушать, но и смотреть. Я говорю о музыке, предназначенной для театра и кино.
И.: Сегодня мы окунемся в прекрасный и неизведанный, таинственный и всем интересный мир оперного театра.
И непросто будем слушать музыку, наблюдать за действием, происходящим на сцене, но и постараемся создать декорации к спектаклю.
М.: Представьте. Занавес, который закрывает декорации и артистов, еще не поднят. Но спектакль уже начался.
Звучит (короткий фрагмент, несколько тактов) из вступления к опере «Хоаванщина» М.П. Мусоргского.
Вопросы:
- О каком произведении и о каком композиторе пойдет речь?
У.: Это Модест Петрович Мусоргский.
М.: Совершенно верно. Что за фрагмент прозвучал сейчас?
У.: Прозвучал фрагмент вступления к опере «Хованщина».
М.: Правильно. Продолжая наш урок, давайте вспомним, что такое опера?
У.: Опера – вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой.
Вступление – начальный музыкальный эпизод, подготовляющий появление основной оперы.
- Что хочет сказать композитор, какое время суток изображает музыка?
- Какие живописные картины вы представили?
Слушание. Вступление к опере «Хованщина» «Рассвет на Москва – реке» М.П. Мусоргского.
И так прозвучал фрагмент вступления к опере «Хованщина» Мусоргского.
Беседа по окончании слушания по вопросам:
- Какие изобразительные интонации есть в музыкальном языке вступления? (Борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Музыка изображает утренний рассвет, пробуждение природы ранней весной.)
- Как М.П. Мусоргский показал национальный русский колорит музыки? (Мелодия плавная, протяжная близка к русской народной песне, движение мелодии восходящая, темп медленный)
- Какими чувствами наполнена музыка наполнена музыка М.П. Мусоргского?
- Какие музыкальные инструменты симфонического оркестра исполняют мелодию?
( Исполняет симфонический оркестр. Композитор добавил к музыке две очень точные изобразительные подробности, уточняющие картину рассвета – коротенькие, пронзительные фразы гобоя и трубы, похожие на перекличку петухов, тяжелые удары колокола, возвещающие о начале утреннего богослужения.
М.: Действие оперы происходит в 1685 году. Место действия – московское княжество. Время, когда начиналось царствование Петра Великого, задумавшего уничтожить в стране обычаи привычки старой, темной Руси, распространить в народе культуру, свет знаний, науки и искусства.
Опера «Хованщина» - народная музыкальная драма М.П. Мусоргского. Композитор работал над ней с 1872г. По 1880г. После его смерти огромную работу над завершением партитуры проделала Н.А. Римский – Корсаков.
И.: «Хованщина» впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 февраля 1886 года. Сейчас в наше время эту оперу ставят не только на подмостках театра нашей стране, но и сценах других стран.
И сегодня мы попробуем создать театральную сцену не всей оперы, а только начальной сцены.
Музыка у нас есть. Что еще не хватает для создания спектакля?
У.: Декораций.
И.: Что такое декорации?
У.: Живописные изображение места и обстановки действия, устанавливаемое на сцене.
И.: Кто создает декорации?
У.: Декорации создает художник.
И.: Что влияет на художника, когда он оформляет сцену для какого-либо спектакля?
У.: Художник знакомится с содержанием произведения, слушает музыку. И затем свои впечатления, своё видение этого произведения он воплощает в эскизах.
И.: А в чём ещё заключается работа художника в театре?
У.: художник создаёт занавес, афиши, костюмы.
И.: Сегодня вы выступаете в роли художников – декораторов.
М.: Нарисовав во вступлении к «Хованщине» картину рассвета над Москвой, и мы видим, поднимается занавес, как первые лучи солнца позолотят нарисованные в глубине сцены купола московских церквей, видим, как темное ночное небо станет постепенно розовым, чистым и голубым. Пустующая сцена начнет заполняться московским людом.
И.: Как мы выяснили, ответственная задача перед художником в театре – прочувствовать музыкальное произведение, замысел писателя и с помощью изобразительных средств создать образы, которые будут понятны и близки зрителю. А сейчас мы попробуем создать эскиз декорации ко вступлению оперы «Хованщины».
Настроение у вас сложилось? Какие цвета будем использовать?
У.: Светлые, теплые…
И.: Итак, приступаем…
Началась практическая работа.
После окончания работы:
И.: Итак, ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось.
М.: Определим, насколько ваша работа соответствует музыке?
И.: Каждый из вас может подойти к доске и прикрепить свой эскиз декорации на доску.
М.: Как вы думаете, что хотел сказать композитор слушателям, показывая приход в Московскую державу нового дня, утверждая победу света над тьмой? (Композитор думал при этом о картине более широкой, чем утро над Москвой – о рассвете в жизни всей Русской державы).
Итог урока.
Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.
В заключении урока ученики исполняют песню
«Разноцветная песенка». Муз. О. Хромушина, сл. Б.Гершта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и литературного чтения "Музыка стиха"
урок - исследование...
Интегрированный урок музыка - ИЗО во 2 классе на тему: «Краски в музыке и ИЗО».
План-конспект интегрированного урока музыка - ИЗО во втором классе 3 четверть, на тему "Краски в музыке и ИЗО"...
Интегрированный урок музыки и изо в 4 классе "Музыка и культура Японии"
Разработка интегрированного урока музыки и изо для 4 класса о музыке и культуре Японии....
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Я хочу увидеть музыку"
Мероприятие проводилось в рамках недели музыки; призвано приобщать детей к эстетическому восприятию окружающего мира, воспитывать в детях чувство прекрасного, расширять их музыкальный кругозор....
Я хочу увидеть музыку...
Я хочу увидеть музыку,Я хочу услышать музыку. Что такое это музыка? Расскажите мне скорей! Птичьи трели — это музыка, И капели — это музыка, Есть особенная музыка В тихом...
Интегрированный урок по литературному чтению и музыке "Изобразительные и выразительные средства в поэзии и музыке на примере некоторых стихотворений А.С.Пушкина.
На уроке звучит несколько стихотворений А.С.Пушкина и романсы русских композиторов....
Интегрированный урок музыки и риторики во 2 классе по теме «Интонация в музыке и разговорной речи»
Интегрированный урок раскрывает понятие"интонация"в музыке и разговорной речи, дети в групповой работе осознают и выясняют,что может быть различная интонация, выполняя различные задания....