План – конспект открытого урока "Светлый праздник Пасха!"
методическая разработка по музыке (3 класс) по теме
Открытый урок "Светлый праздник Пасха!". Урок творчества с применением групповых форм работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 423 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока
Светлый праздник Пасха!
Дата проведения: 10.04.2011
Класс: 3 «А»
Предмет: Музыка
Учитель: Болдырева Лариса Эдуардовна
Тема урока: «Светлый праздник Пасха! »
Тип урока: Урок творчества с применением групповых форм работы.
Цели:
познакомить учащихся с традициями русского народа, связанными с православным праздником Пасхи;
Задачи:
дать представление о праздновании Пасхи на Руси, обычаях, традициях праздника;
организовать совместную музыкально-творческую деятельность, применить музыку как средство коммуникации;
развивать творческие, музыкальные способности детей;
формировать исследовательские способности, познавательный интерес;
осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные
связи (изобразительное искусство, музыка, внеклассная работа);
прививать бережное отношение к культурным традициям народа;
воспитывать любовь к русской народной музыке, приобщать к истокам культурных традиций русского народа, прививать интерес к русскому музыкальному фольклору.
Оборудование:
Технические средства: компьютер, проектор, экран, магнитофон;
Слайды с портретом композитора С.Рахманинова; мультимедийная презентация «древа русской музыки» выполненная с помощью пакета презентационной графики Power Point
стол с народной утварью: ваза с вербой и веточками берёзы, расписанные деревянные яйца в лукошке, пасхальный стол (кулич, пасха, самовар), костюмы, Колокольчики разных форм, репродукция картины Б.Кустодиева «Христосование»;
поделки из дерева и рисунки костюмов, узоров в народном стиле;
Подготовительный процесс:
1. Дети подбирают стихи о Пасхе;
2. Готовят рассказы о праздновании Пасхи и традициях русского народа;
3. Разучивают загадки, пословицы, приметы;
4. Готовят материал об искусстве: о Воскресении Господнем;
5. Готовят блюда русской кухни: кулич, пасху, крашеные яйца.
6. Рисунки на тему «Светлый праздник Пасха».
Ход урока
Звучит музыка П.И. Чайковского « Подснежник», ученики входят в зал.
1.Организация начала урока Приветствие «Здравствуйте, ребята» учащиеся работают в группах: сопрано и альты.
2. Проверка выполнения домашнего задания в течение всего урока
Распевание «Уж как шла лиса». «Раз, два, три, четыре», «Ой, ребята та- ра- ра» аккомпанируют сами дети.
3. Постановка цели занятия перед учащимися.
Учитель: Сегодня у нас, ребята, урок – творчества «Светлый праздник - Пасха!». Мы уже говорили с вами о многообразии содержания музыкальных произведений на музыкально - исторические, музыкально-патриотические и духовные темы. Музыка является универсальным средством выражения духовных ценностей и передачи их последующим поколениям. Музыка - это тоже язык, но у каждого народа он свой. Мы являемся носителями своего языка и культуры своего народа. Это выражается в интонации речевой, музыкальной, в ритме разговорной речи, в её длительностях, в движениях, костюмах, обычаях, религии.
3.1. Исполнение песни «Край, в котором ты живешь» Сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Антонова. Слайд №2
3.2. Чтение стихов В. Берестова. Слайд №3
Даша: Очень часто за событиями
И за сутолокой дней.
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Кирилл: Хоть и более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Учитель: На этом уроке мы с вами обратимся к прошлому нашего народа.
Полина: Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
5.Организация восприятия и осмысления новой информации
У.: Давайте представим себя деревенскими жителями, обратимся к традициям и обычаям и, конечно же, народным праздникам. Проникнемся духом того времени.
5.1. Презентация рисунков
Учитель: Посмотрите на выставку рисунков.
Что вы хотели передать в своих работах, и удалось ли вам это?
(ребята рассказывают о том, что они нарисовали, о своих впечатлениях от поисков этой информации из различных источников, в том числе Интернет).
Расскажите о своём отношении к тому, что вы изображали.
Рассказы учеников
6. Первичная проверка понимания
Учитель: Пасха - самый любимый христианами праздник. С самого утра раздается радостный перезвон колоколов, улыбающиеся лица людей на улицах, и чем ярче, и радостнее этот день, тем тяжелее дни ему предшествующие - Страстная седмица - дни, когда Господь наш Иисус Христос принимал мучения и был распят.
Учитель: А что такое седмица? Кто знает? Слайд №4.5
6.1. Работа с терминами
Ученик: Страстная - от слова «страсти», мучения. Когда Христа схватили, мучили и издевались над Ним, а в пятницу, повели Его на распятие. Он нес крест и просил, чтобы пощадили мучителей Его, которые не знали, что творят... поэтому на Страстной седмице соблюдают строгий пост, вспоминают о Христовых мучениях.
Вслед за тем наступает светлое Воскресенье, Пасха то есть, когда воскрес Иисус Христос.
6.2. Слушание и музыкальное наблюдение. Слайд №6
Учитель: Сейчас мы с вами прослушаем стихиру "Воскресение Твое, Христе Спасе"
в исполнении ребят из 5 «в» класса.
Стихира, глас 6.
Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Учитель: Праздновать Пасху начинали в ночь с субботы на воскресение. Верующие и колеблющиеся, старые и молодые, приходили в храмы на молитву. Слайд №7
Учитель: Ребята, давайте, и мы побываем на службе в храме. В пасхальном богослужении поют очень красивую молитву: “Ангел вопияше”.
6.3.Слушание молитвы “Ангел вопияше” П.Чеснокова. Слайд №8,9
Ангел вопияше благодатней, Чистая Дево радуйся, и паки реку, радуйся:
Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся.
Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе.
Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.
Учитель: Кто исполнял?
Ученик: Церковный хор, солист пели, а капелла.
Вопросы и задания. Слайд №10
1.Какое общее настроение господствует в музыке?
2.Какие интонации слышны в звучании хора?
3. Обратите внимание: иногда мажорное звучание сменяется минорным. С чем, по - вашему, это связано? (ответы учеников)
Учитель: Самым простым и доступным песнопением Пасхи является тропарь. Его исполняют все присутствующие в храме: священники и прихожане. В пасхальном тропаре всего три звука, его может исполнить каждый.
Учитель: Давайте и мы сегодня постараемся исполнить эту молитву. Разучим 1-2 фразу тропаря. Задача: петь спокойно, тихо, напевно, с любовью.
7. Разучивание праздничного тропаря “Иисус Воскрес”.
7.1. Работа с терминами. Слайд №11
Учитель: ТРОПА́РЬ (греч. τροπάριον, от τρόπος), и СТИХИ́РА (греч. στιχηρά, букв. "многостишие" — поворот, оборот, а также как музыкальный термин: тон, лад, мелодия) — в православной церкви — краткое молитвенное песнопение.
7.2. Чтение стихотворения Я. Полонского "Пасхальные вести".
Никита: Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи...
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи...
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз...
И на камни стали капать слезы
Злой зимой очищенных берез.
Полина: И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На Кресте Распятый, всех прощая,
Умер Бог, Спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем...
Поднялись, морями стали реки,
И в горах пронесся первый гром.
Артем: Третья весть была необычайна:
Бог воскрес и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна...
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И внимая трелям соловьиным
Ландыши и розы зацвели.
7.3.Слушание и музыкальное наблюдение. Сюита для двух фортепиано “Светлый праздник”. С.Рахманинов. Слайд №12
Учитель: Сейчас мы услышим заключительную часть первой сюиты для двух фортепьяно С.В. Рахманинова, посвященную - светлой Пасхе.
Учитель: Тянутся длинные аккорды, создавая ощущение оцепенения, застылости…Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре. Соответствует ли характер музыки эмоциональному настроению стихотворения?
Ученик: Да соответствует. Мелодия вначале звучит сумрачно и печально, а потом в конце торжественно и радостно, в мелодии узнается звучание ТРОПАРЯ ПАСХИ, которым открывался наш урок.
Учитель: Что напоминает звучание фортепиано?
Ученик: Перезвон колоколов.
Спасо-Преображенский собор (Тольятти)
7.4. Чтение стихотворения А.Хомякова. Слайд №13
Саша: И мощный звон промчался над землею,
И воздух, весь гудя, затрепетал.
Певучие серебряные громы
Сказали весть святого торжества.
Учитель: А какой прием использовал С.Рахманинов в своем произведении? (прием имитации или подражания, так как звон колоколов передается игрой на двух фортепьяно). Колокольная тема присутствует о многих произведениях С. Рахманинова. Он очень любил Россию, русскую песню и звон колоколов.
8. Работа в группах, шумовой оркестр
Учитель: Хотите попробовать себя в роли звонарей и создать подобие колокольного звона?
Ученики: Да.
Учащиеся делятся на3 группы, каждый исполняет свой ритмический рисунок. Идет наслоение ритмов. Слайд №14
Учитель: Молодцы ребята. Колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе – музыке. Отечественные композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. М.И.Глинка Опера «Иван Сусанин», хор «Славься». С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский», хор «Вставайте, люди русские». С.В.Рахманинов «Второй концерт для фортепьяно с оркестром».
8.1. Работа с терминами
Ученик: Слово «пасха» переводится как «прохождение, избавление». Для христиан это означает искупление Иисусом Христом грехов человеческих.
( на доске «Пасха - «песах»). Слайд №15
Ученик: Слово «Пасха» образовалась от древнееврейского слова «песах», что значит - «прохождение». На русском означает – освященная стопочка сыра, творога. Праздник Пасхи – самый почитаемый в народном календаре. Он всегда проходит весной, а весна связана со светлыми надеждами, ожиданиями.
8.2.Чтение стихотворения
Вот просыпается земля
И одеваются поля.
Весна идет, полна чудес.
Христос воскрес!! Христос воскрес!!
Учитель: Праздник Пасхи это не только молитвы. У крестьян был обычай поздравлять своих соседей. Они ходили по домам, пели песни, играли на русских народных музыкальных инструментах. Таких людей называли - волочебниками. Слово это означает «поющие под окном».
9.Театрализованное представление «Пасха пришла»
Идёт процессия ряженых детей. Девочка обращается к зрителям, произнося стих нараспев:
Максим: Благослови, мати весну закликати.
Рано-рано весну закликати
Зимочку в возочку
Летечко в чёлночку
Дай, весна, добрые годы,
Годы добрые хлебородные.
кулич – куличики распевка на 2х - голосие . Слайд №16
Исполнение песни "Чудо выше всех чудес" Н.Арсеньева. Слайд №17
Дети исполняют её с ритмическими движениями или элементами театрализации.
Чтение стихотворения К. Феофанова
Полина: Под напев молитв Пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
Тимофей: Сосны в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
Надя: И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.
Илья: Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
Все вместе: Пасха в гости к нам пришла!
Учитель: Продолжите пословицу Слайд №18
Весна идёт - полна чудес – дети отвечают - Христос воскрес, Христос воскрес!
Исполнение частушек:
Катя. Вот и Пасха пришла,
Кто нас покачает?
Как у нонешних ребят
Веревок не хватает.
Надя. Подкачнуся высоко
И увижу далеко,
Где мой братка гуляет,
Червонное яйцо катает.
Артём. Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Эльдар. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Полина. За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам.
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
10. Исполнение народной песни “Не шум шумит”
Песню исполняет ученица 5 «в» класса Дундарь Анна.
Не шум шумит, не гром гремит!
Христос Воскрес, Сыне Божий.
Шумят, гремят волочебники.
Христос Воскрес, Сыне Божий.
А к чьему двору, ко богатому-
Христос Воскрес, Сыне Божий.
Ко богатому – к Николаеву ( Имя хозяина)
Хозяюшка, наш батюшка!
Раствори окошечко, посмотри немножечко!
Что у тебя в доме деется!?
Среди двора, против окна кутняго,
Стоит церковь с ярого воску.
А в той церкви, все праздники –
Все святые, годовые,
Из года в год раз побывают,
Христа величают!
Учитель: Похожа ли мелодия песни на молитвенный тропарь?
Ученик: У неё совсем другой характер.
Учитель: Какую мелодию легче запомнить?
Ученик: Мелодию народной песни.
Учитель: Почему в народной песне очень часто повторяются одни и те же слова?
Ученик: Чтобы легче запомнить. Ведь народная песня передавалась из уст в уста.
Учитель: В народной песне исполнение мелодии часто поручалось верхнему голосу, а нижний вторит ему подголоском.
Учитель: На Пасху было принято проводить семейные застолья, игры с пасхальными яйцами - катание и битье. Вот и мы сейчас с вами поиграем.
11. Пасхальные игры. Слайд №19
1. «Катание яиц». Для игры нужно сделать деревянный «каток». Вокруг освободить ровное пустое место, на котором разложить крашеные яйца, или маленькие игрушки, конфеты. Все подходят по очереди к «катку» и катят свое яйцо, выигрывая тот предмет, который его яйцо тронет.
2. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.
3.«Битиё яиц». Слайд №20
Весь класс делиться на две команды. Нужно биться Пасхальными яйцами (держа в руках яйцо носиком вверх) до тех пор, пока у одного из участников не треснет скорлупа яйца. Разбитое яйцо отдается на съедение победителю.
Учитель: Существуют традиции и символы этого праздника. Слайд №21-22
Учитель: Конечно же, любимой традицией на Пасху была традиция красить яйца. Их называли крашенки, писанки.
12. Презентация «Пасхальные писанки и крашенки», выполненная с помощью пакета презентационной графики Power Point Слайды №23 - 33
13. Работа по картине Б. Кустодиева «Христосование». Слайд №34-35
Учитель: Тема Пасхи была близка не только композиторам, но и художникам. Пасхальные традиции также отразились и в работе художника Б. Кустодиева «Христосование». Рассмотрите картину
Учитель: Что изобразил художник?
Ученик: Пасхальную традицию Христосование.
Учитель: Что вы слышали об этой традиции? Сохранилась ли она сейчас?
Ученик: «Христосование – поздравление с праздником воскресения Христова»
Учитель: Какое настроение передал художник в своей картине? Какие краски ему помогли в этом?
Ученик: Настроение праздника. Краски сочные, яркие создали настроение праздника.
13.1. Презентация картин русских художников, выполненная с помощью пакета презентационной графики Power Point. Слайд №36-42
Учитель: Мы можем увидеть пасхальную тему на картинах Б.Кустодиева, Н.К.Пимоненко «К заутрене. Пасха», С.И.Блонской «Девочки. Вербное воскресенье», С. Жуковского «Пасхальный натюрморт», Н.К.Пимоненко «К заутрене. Пасха», В.Е. Маковского «Молебен на Пасху».
Ученик: Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
14. Загадки
Учитель: Сяду рядышком на лавку.
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадку,
Кто смышлёней погляжу!
На полянках девчонки
В белых рубашонках,
В зелёных полушалках.
Ученики: Берёзки.
Учитель: Почему берёзка – это символ весны? Её символизируют с женским началом, она символ нашей Родины - России .
15. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Существует много примет и поверий, связанных с Пасхой. Знакомы ли они вам? В старину верили:
« Если на Пасху погода теплая, то лето также будет теплым»
« Пастухи верили, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину»
« На Пасху деды расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове»
« Считалось, что, ежели девица встанет на топор на Пасху, будет она крепкой и ладной».
15.1. Пасхальная игра «Что в кулич положим мы»
Учитель: Игра с ответами «да» или «нет». Из чего же состоят Пасхальные куличи. Вы громко кричите "Да!", если считаете, что в Пасхальный кулич этот ингредиент положить можно. Если нельзя – то еще громче кричите "Не!" (после каждой строчки делается остановка , для ответа детей).
Учитель:
Я в кулич кладу корицу,
Мед туда же будет литься
Ванилина порошок,
И овса большой мешок,
Огурцов насыплю я,
А вот бабушка моя
Сыпала туда муку,
Яйца будут наверху.
В куличе нужна вода,
Ром туда кладут всегда,
А еще изюм, цукаты,
Гвозди, молотки, лопаты,
Творог, масло, простоквашу,
А еще молитву нашу,
Соль и сахар, и цемент.
И кулич готов в момент!
16. Подведение итогов.
Учитель: Из выше сказанного и увиденного на уроке можно сделать вывод, что русский человек прекрасно мог и трудиться, и отдыхать. Ребята, на уроке себя показали замечательными деревенскими жителями. Вы замечательно и работали и веселились.
16.1Творческая работа.
Учитель: На такой веселой ноте наш урок подходит к концу. Подумайте, красками какого цвета вы бы раскрасили этот праздник, и закончите фразу « Пасха – это…»
16.2. Исполнение песни «Пасха в гости к нам пришла» музыка С. Крупа- Шушариной, И.Яворовской. Слайд №43
16.3. Мультимедийная презентация «древа русской музыки» выполненная с помощью пакета презентационной графики Power Point. Слайд №44
17. Рефлексия.
Учитель: Ребята, вам понравился урок?
Ответы учеников.
18.Оценка знаний
Молодцы ребята! Хорошо подготовились к уроку, я вам всем выставлю оценки.
19. Чаепитие.
Дети пьют чай, угощаются.
Список литературы: 1.Народный дневник. Народные праздники и обычаи: Из “Сказаний русского народа”, собранных И. П. Сахаровым. – М.: “Дружба народов”, 1991. 2.Панкеев И. А. Русские праздники и игры. – М.: ООО Изд-во “Яуза”, ЗАО Изд-во “ЭКСМО – Пресс”, 1999. 3.Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. - С-Пб: “Брайт Лайт”, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект спортивного праздника «БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ» для 2-4 классов
План-конспект спортивного праздника «БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ» для 2-4 классов. Цель праздника: Привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, пропаганд...

План-Конспект урока на тему "Пасха"
Цель урока: познакомить учащихся с пониманием праздника Пасхи в русской православной культуре...

План-конспект СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА «ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ»
среди учащихся 5-6 классовЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:1. оздоровление учащихся;2. привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом;3. выявление сильнейших команд;Место проведения: сп...

План-конспект занятия "Праздник Пасха. Пасхальный подарок"
План-конспект занятия "Праздник Пасха. Пасхальный подарок" и краткая презентация "Пасха"...
План-конспект проведения праздника "Halloween" в 3-4м классе(повышенный, углубленный уровень обучения)
В материале полностью описан весь ход мероприятя Дополнительно загружены приложения для проведения конкурсов.Праздник проводился несколько раз,возможны вариации....