конспект урока в 4 классе. Картины родной природы. Творчество Э.Грига.
методическая разработка по музыке (4 класс) по теме
Урок музыки в 4 классе по теме: «Картины родной природы. Творчество Э.Грига». Урок составлялся с учетом требований программы для 4 класса.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Из опыта работы:
конспект интегрированного урока (музыка и ИЗО)
в 4 классе с применением
информационно-коммуникационных технологий
Тема: Картины родной природы.
Творчество Э. Грига.
Автор: Суворова О.И.
2013год
Тема: Картины родной природы. Творчество Э. Грига.
Задачи: уметь понять замысел композитора и изобразить картины природы при помощи художественных средств.
Ход урока:
Оргмомент. Вход под лирическую музыку (Исполняется звукозапись на слайде 2) .
Учитель музыки: Здравствуйте, дети!
Целеполагание: Мы сегодня поговорим о пробуждении природы после ночи, затем послушаем произведение Эдварда Грига «Утро» и постараемся представить себе то, что изобразил в этом произведении композитор. Попробуем нарисовать восход солнца, как вы его представляете. А в конце урока продолжим разучивать песню «Утро встает» (Луч солнца золотого…М.Магамаева).
Изучение нового: На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что музыка всегда что-то выражает или изображает. Например: «Подснежник» П.И. Чайковского. Композитор вложил всю свою огромную любовь ко всему родному – весенней свежести, русской природе. Музыка очень нежная, светлая. Казалось, будто цветок действительно тянется к солнышку и постепенно распускает свои лепестки. Мы слышим и представляем эту картину.
Но сначала давайте поговорим, что такое утро? Что такое восход? Как выглядит солнце, когда всходит из-за горизонта?
Небо – синее-синее. Звезды большие, яркие, на небе большая луна, а на речке от нее лунная дорожка (фрагмент музыки Э. Грига «Утро»).
И вот на горизонте, там, где, кажется, что небо сходится с землей, показалась светлая полоска. Она растет, ширится, а звезды начинают бледнеть и одна кажется розовой. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц поднимается над землей солнце. Множество блесков сверкает растянутая в лесу паутина (фрагмент музыки Э. Грига «Утро»).
Представьте себе, что все в природе спит. Спит лес, спит речка, тоненький ручек тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину. Маленьким зеленым листочкам снятся маленькие зелененькие сны. Спят звери и птицы. В дупле старого дерева мама белка прикрыла своим пушистым хвостом бельчат и уютно спит. (Музыкальный фрагмент «Утро»).
И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над землей. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет, улыбается.
Начинается новый день.
Какое это событие? (радостное, яркое, доброе, интересное, хорошее). А вот, как описал восход солнца поэт С. Есенин, прочитает Ирина П.:
Загорелась зорька красная.
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Лучи солнышко высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.
Утро описал в своем произведении и норвежский композитор Эдвард Григ (слайд 3.) Григ любил утром прогуляться по лесу. И вот однажды, гуляя, он встретил девочку. Маленькая девочка была так хороша, добра и ласкова, что Григу захотелось ей что-то подарить, но у него ничего с собой не было. И тогда он решил подарить ей музыку. «Только не сейчас, - сказал он – маленьким детям не дарят такие подарки, а потом, через 10 лет». И вот девочка выросла, и когда ей исполнилось 18 лет, она пошла в театр и услышала, как объявили, что сейчас прозвучит знаменитая пьеса Грига «Утро», которая посвящена Дагни, дочери лесника, по случаю исполнения ей 18 лет. И девочка вспомнила свою встречу в лесу с седым старичком и его обещание. Так было написано произведение «Утро», которое предлагаю вам послушать (прослушивание).
Вот что представила себе Дагни: вот стало все просыпаться, раскрылись цветочки, протирают сонные глазки белки и бурундуки. Веточки и листья тянутся к первым лучам солнца. И вот взошло солнце и поплыло по небу величаво и добро и теплые лучи стали согревать землю, траву, луга и горы.
Нежная фея Волшебная Заря с хрустальной палочкой стала будить все, к чему ее палочка прикасалась, а хрустальные корабли в море взбивали пену морских волн.
Ребята, а какими звуками, интонациями, оттенками выразил Григ пробуждение природы?
1) Грубые они или нежные? (Вы же постепенно открываете глаза после сна.)
2) Тихие или громкие звуки? (Где громче – появляется солнце, а где тихо?)
3) Плавные, медленные звуки или быстрая музыка?
4) Грустные или радостные? Новый день – всегда радость, мы ждем только хорошего от нового дня, надеемся только на приятные впечатления.
5) Какими еще звуками можно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца? Выберите эти слова из карточек, данные вам (мелодичные, ласковые, волшебные, чудесные и т.д.).
Просмотрим слайды с изображением утра (на компьютере с 4 по 14 слайд).
Продолжает урок учитель рисования:
Какие краски вы видите на слайдах?
А теперь давайте мы с вами попробуем изобразить утро. Время года можно выбрать любое (слайд15).
Я покажу вам, как мы будем рисовать (приклеен чистый лист к доске).
Рисовать будем приемом «А-ля-прима», т.е. сразу, без контуров карандаша. Берем голубую акварель, предварительно размачиваем ее большим количество воды. Делим лист пополам. Проводим линию горизонта, выше будет небо, ниже – земля.
Рисуем утреннее небо: краска голубая, кистью водим слева направо, по одному месту несколько раз проводить нельзя – скатается бумага. Не ждите, когда высохнет краска, чтобы границы были нечеткими. Какого цвета восходящее солнце? (желтое). А лучи от него? (тоже желтые).
Солнце будет у нас видно чуть-чуть. А лучи уже будут видны? (Да). Добавим немного розового цвета. Я вот так себе представляю восход солнца. А как вы? Может, кто-то нарисует ту волшебницу, которую представила себе Дагни. Ведь все люди талантливы, и вы тоже покажите, как представляете рассвет. Чтобы вам было приятнее и легче рисовать, будет звучать музыка Грига «Утро» (рисуют).
Домашнее задание: внизу могут быть горы, цветы, волшебница, которую представила себе Дагни. Все что угодно, дорисуете дома. (слайд16)
На следующем уроке мы оформим стенд «Рисуем музыку».
Продолжает урок учитель музыки:
Исполнение песни: на прошлом уроке мы знакомились с песней «Утро встает» (Луч солнца золотого…), (слайд 17) Давайте вспомним ее, ведь в ней тоже звучит мелодия утра (исполнение под фонограмму).
Домашнее задание: Выучить слова песни «Утро встает».
Рефлексия: итак, дети, закончите мое предложение: «Сегодня на уроке я узнал…» Слушали музыку Э.Грига «Утро» и рисовали картины под впечатлением этой музыки. Музыка всегда помогает в работе.
Итог урока: оценки поставим, друг другу и объясним за что.
Понравился ли вам урок? (слайд18)
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь.
Говорю я: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в третьем классе «Сказочные образы в творчестве Эдварда Грига»
Цель урока:Познакомить детей с изображением сказки в музыке на примере произведений Эдварда ГригаЗадачи:обучающие: познакомить с особенностями творчества Э.Грига; определение понятий «фольклор», «колл...
Статья “ Воспитание эмоционально- ценностного отношения к родному языку через изучение русской поэзии”. Презентации "Картины родной природы в стихах русских поэтов"
Начальная школа призвана работать над проблемой приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей, поэтому необходимо подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством р...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Картины родной природы ("Март в лесу", "Весна")" 3 класс "Перспектива"
"Картины родной природы ("Март в лесу", "Весна")"...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна») Перспектива 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна»)». Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А....
Технологическая карта урока по литературному чтению Тема урока Картины родной природы. Б. Заходер «Что такое стихи». УМК "Перспектива"
.Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомство с новым разделом и процессе чтения и анализа стихотворения Б. Захо...
Технологическая карта урока литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тема: "Картины родной природы. Что такое творчество?"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности младших школьников...
Технологическая карта урока Литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихом «Что такое стихи?»; ознакомление учащихся с творчеством Б. Заходера; р...
Комментарии
Урок музыки в 4 классе по
Урок музыки в 4 классе по теме: «Картины родной природы. Творчество Э.Грига». Урок составлялся с учетом требований программы для 4 класса.