Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Картины родной природы ("Март в лесу", "Весна")" 3 класс "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
"Картины родной природы ("Март в лесу", "Весна")"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Картины родной природы ("Март в лесу", "Весна")" | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа: №148 Учитель: Утарбекова Д.К
Класс: 3 «Д» Студент Глазырин Данил 43 группа
Время: 10:20-11:00
Кабинет: 214
Дата: 17.02.17
Конспект урока литературного чтения
Тема урока: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна»)»
Цель деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А.Майкова; создать условия для знакомства и анализа произведений «Март в лесу» и «Весна».
Планируемые результаты:
Личностные: формируют познавательную активность учащихся; воспитывают речевую культуру; пробуждают любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучаются правильному поведению и деятельности в природе.
Предметные: расширяют читательский опыт учащихся знакомством с произведением о природе; формируют читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения); учатся работать с текстом; формируют навыки правильного быстрого и выразительного чтения.
Оборудование: презентация, учебник Литературное чтение 3 класс, 2 часть, Л.Ф.Климанова.
Тип урока: открытие нового знания
Этапы, методы и приёмы. | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | 5 мин. | Звенит звонок веселый, Настал открытий срок. К познаниям готовы? (Да) Тогда начнем урок! - Добрый день! Пусть этот день действительно будет добрым для всех и разбудит в каждом лучшие чувства – желание слышать, понимать, помогать и поддерживать друг друга. | Приветствовать учителя. Настраивать на работу на уроке. | Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности; |
2. Мотивационный этап Метод: словесный. Прием: беседа. | 5 мин. | Страусы строят гнезда в сторонке. Странными смотрятся эти воронки. Ямы в песке роют быстро и просто Стройные птицы высокого роста. Проговорим: 1р. - медленно, 2р. - быстро, 3р. - тихо, 4р - громко. - Каждый приход весны пробуждает самые разные чувства. А какие ассоциации вызывает у вас слово «весна»? - Да, действительно, весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, появляются первые новые живые звуки жизни: Какие звуки? (капель, звон ручьев, шелест деревьев, пение птиц, начинается цветение трав, деревьев; Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь). | Слушать учителя. Строить логическое рассуждение Отвечать на вопросы учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. П: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; |
3. Постановка и решение учебной задачи. Метод: словесный. Прием: беседа.) Метод: наглядный. Прием: анализ текста | 10мин. | Весенняя природа побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, а поэтов и писателей – словом. Благодаря этим произведениям, мы чувствуем как дорога их сердцам родная природа. Они не только сами видят красоту, но и нас учат нас видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим не замечая. Каких писателей, вы знаете, кто писал о природе? Посмотрите на выставку книг. Кто авторы этих книг? (Иван Сергеевич Соколов – Микитов; Аполлон Николаевич Майков ) Как вы думаете, какая тема нашего урока? «Картины родной природы «Март в лесу», «Весна» Какие цель, мы поставим перед собой? (познакомимся с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А.Майкова; создадим условия для знакомства и анализа произведений «Март в лесу» и «Весна».) А какие задачи, мы поставим перед собой? Задачи: -формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения); -учиться работать с текстом; -формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения. Рассказ о поэте. Иван Сергеевич Соколов-Микитов – русский писатель – путешественник. Родился он в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе. С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним. Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки! А теперь, мы познакомимся с произведением этого автора. Откройте учебник на стр. 140. - Прочитайте название текста. О чём поведает нам автор в своём произведении? (о том, как меняется природа в марте). - Вы попытались выдвинуть свои предположения, опираясь только на название. Познакомимся с текстом и узнаем, совпали ли ваши предсказания. «Март в лесу» - Какое настроение вызывает у вас прочитанное произведение? - Какова главная мысль в тексте? (Что постепенно приходит весна и все меняется) - Как вы считаете: Это текст – рассуждение, описание или повествование? (это текст-повествование). Найдите выразительные слова и словосочетания, которые помогают услышать звуки весеннего леса: -звонкая барабанная трель; - торжественно звучат; - сухое звонкое дерево. - Кто издаёт эти звуки? (Пёстрый дятел). В природе существует несколько видов дятлов. О каком из видов рассказывает нам автор? (О дятлах-барабанщиках). Теперь перечитайте текст и опишите, как выглядит лес весной. Как вы понимаете выражение чуткое ухо? (Словарь Ожегова: Чуткое ухо - быстро и легко воспринимающее что-нибудь). - Этими словами автор обращает наше внимание на то, что только чуткий, внимательный, любящий природу человек может услышать первые звуки весны. слайд (музыка звуки дятла) - Ребята, автор в тексте говорит нам о том, что изменения, которые произошли в марте в лесу, разбудили не всех. Что ещё не пробудилось от зимнего сна? (деревья) Почему вы так решили? (Стоят недвижно) - А как можно узнать об их пробуждении? (начинается сокодвижение) Найдите средства художественной выразительности в тексте: тяжелая белая шапка рассыпалась (как словно). Вспомните, как называется этот приём. (этот приём называется метафора). | Слушать учителя. Определять тему урока. Ставить цели и задачи к уроку. Слушать учителя. Выбирать главное из рассказа учителя. Слушать рассказ о поэте Узнать информацию о русском поэте Читать произведение Отвечать на вопросы учителя. Слушать звуки дятла Отвечать на вопросы | Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. К: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции К:участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; определение основной и второстепенной информации; построение логической цепи рассуждений, доказательств; извлечение из текста необходимой информации. К: участвуют в учебном диалоге; |
Физ. минутка. | 3 мин. | По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.) Он горошину нашел, (Упор присев, встать.) А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.) Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево ) Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.) Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.) (Н. Френкель) | Участвовать в физ. минутке. | |
Решение частных учебных задач Метод: Практический Словесный. Прием: ответы на вопросы по стихотворению, выборочное чтение, работа с вопросами по учебнику, ответы на вопросы по содержанию частей, деятельностный метод; объяснение значения не понятных слов. Прием: выборочное чтение; выразительное чтение стихотворения. | 15мин. | Ребята, какое у нас идёт дальше произведение? («Весна»). Кто его автор? (Аполлон Николаевич Майков). Сейчас, мы узнаем немного из биографии автора. Вы слушаете и запоминаете. Аполлон Николаевич Майков – русский поэт. Родился в Москве в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Его отец был известным художником, академиком живописи, мать - писательница. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы. Художественная атмосфера дома способствовала формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать и сочинять стихи. Майков писал о природе, о красоте земли, живо интересовался историей России и других народов. Стихи его, написанные в разные годы, и в молодости и в старости одинаково светлы. Они полны спокойной ясности, доверии к жизни и нежного внимания к душе человека. - С одним из его стихотворений мы сейчас и познакомимся. И будем готовиться к выразительному чтению этого произведения Данное стихотворение Аполлон Николаевич посвятил Коле Трескину, как вы считаете кто этот человек? (Сын, друг, племянник, знакомый мальчик, ученик, важный для Майкова человек, кто-то родной). Вы правы в том, что Коля Трескин был важен для поэта, даже являлся в какой-то степени родственником. Есть в классе те, у кого есть крестные мама и папа? ( Есть). Вот и для Коли Трескина Аполлон Николаевич был крестным отцом. В студенческие годы Майков дружил с папой Коли Трескина, а позднее даже женился на Колиной тёте. Теперь вы примерно представляете, с какими чувствами поэт сел за произведение и что его на это подвигло. Чтение стихотворения. - Похоже ли это стихотворение на сказку? Докажите, используя поэтические строки. - Как называется приём, когда поэт говорит о временах года, как о живых существах? (Олицетворение) - Действительно, в основе этого стих-я лежит олицетворение. Для поэта времена года так одушевлены, что он пишет слово Весна с заглавной буквы. - Как вы думаете, а почему слово зима написано с маленькой буквы? (Т.к. весна победила зиму, и зима отступает, весна – победительница). - В своём стихотворении поэт рисует два образа. Образ зимы и образ весны. - Давайте проследим по тексту, какими себе представляет Майков зиму и весну. - Итак, читаем 1 четверостишие. (1 ученик) - Какая здесь зима? (седая) - А весна? (красавица, на золотой колеснице) - Почему колесница у весны золотая? (Солнечный день, много света, ярко светит солнце) -А что делает весна? (Мчится) - Она мчится, т.е. наступает очень быстро. - Читаем 2 четверостишие. (1 ученик) - А что здесь поэт говорит о зиме? (Она старая, тщедушная) - Подберите синоним к слову тщедушная. (еле живая, слабая) - Ребята, а весна здесь кто? (Царица) - Весна появляется с армией. Это говорит о том, что весна победительница. - А далее поэт употребляет слово ветерков. Почему не ветров? (Чтобы передать своё трепетное отношение к весне) - А теперь переходим к 3 четверостишию, послушайте его. - Какой здесь показана весна? - Поэт передаёт звуки весны, какие? (шум, гуденье, чиликанье, пенье) - Прочитайте 4 четверостишие (1 ученик) - К кому обращается поэт? (к зиме) - А какое оружие выбрала весна, чтобы прогнать зиму? (улыбку) - Значит весна какая? (добрая, тёплая) - А как здесь описана зима? - Она одета в саван белый. Что такое саван? (Погребальная одежда) - Что делает зима? (Поползла) - Как вы думаете, почему она поползла в овраг, в кусты? (Снег дольше сохраняется там, где прохладнее, куда не сразу попадают солнечные лучи) - Автор выбрал слово поползла. Почему не побежала или пошла? (Т.к. снег стаивает медленно на пригретых солнцем местах, вот и создаётся впечатление, что он уползает туда, где прохладнее). - И читаем 5 четверостишие. - Дальше мы понимаем, что снег не вечен. Найдут его и по оврагам. - И вот оно войско весны летит, шумит. Кто же служит в этом войске? (рои пчёл, отряды бабочек, благовонные ветерки, птички) - Ребята, а как догадались что птички, здесь нет такого слова? (Поэт говорит о чиликанье и пень, а это могут делать только птицы). - Ребята, а почему поэт бабочек сравнивает с победны флагом? (Они как пестрый флаг, развивающийся на ветру, порхают в воздухе). - Весна побеждает, она победительница. - Итак, какой представил поэт зиму? - А какой поэт нам показывает весну? - И мы с вами убедились, что весна победительница. Хорошо! | Работать по учебнику Отвечать на вопросы Слушать рассказ об авторе Разбирать не понятные слова в стихотворении Читать произведение по частям. Участвовать в обсуждении. Читать стихотворение Разбирать стихотворение по столбикам и задавать к ним смысловые вопросы | Л: -положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; -желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; -осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; -осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Р:принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем П: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. |
Рефлексивный Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение | 10 мин. | Ребята, с какими авторами и произведениями, мы сегодня познакомились? (Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Март в лесу»; Аполлон Николаевич Майков «Весна» – Что вам особенно понравилось в нашем уроке, что было наиболее интересно? (ответы детей) Итак, ребята, давайте посмотрим на задачи, которые мы ставили в начале урока. Как вы думаете, мы достигли их? Откройте дневники и запишите домашнее задание: Учебник-стр. 140. Нарисовать весенний пейзаж по рассказу, выразительное чтение текста; стр. 141 – приготовить выразительное чтение стихотворения. Замечательно! Урок окончен. | Анализируют проделанную работу, оценивают её. Прощаются с учителем. Записывать домашнее задание. | К: - аргументировать свои высказывания; - четко выражать свои мысли. Регулятивные: оценка и самооценка собственной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению: "Сохраним историю родного края", 3 класс.
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: "Сохраним историю родного края". 3 класс. Проектная технология. Создание детского журнала Хакасии. Цели: формирование у детей ответ...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщение и проверка знаний по разделу "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс
Тема: Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна.»Цели деятельности учителя: обобщение знаний детей «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые результа...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна») Перспектива 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна»)». Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А....
Технологическая карта урока по литературному чтению Тема урока Картины родной природы. Б. Заходер «Что такое стихи». УМК "Перспектива"
.Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомство с новым разделом и процессе чтения и анализа стихотворения Б. Захо...
Технологическая карта урока по литературному чтению "«Читаем о родной природе. Л. Толстой «Солнце и ветер». В. Бианки «Синичкин календарь»" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о родной природе, формирование умений видеть красоту родной природы, выраженную в художест...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Весна! Весна! И всё ей радо!" (УМК "Перспектива"), 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений об отличительных особенностях стихотворений посредством работы с лирическим произведением Ф.И. Тютчева «Зима...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему : "Люблю природу русскую. Весна"
Конспект урока по литературному чтению "Люблю природу русскую. Весна"...