Технологическая карта урока литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Иванова Дарья Андреевна

Тема: "Картины родной природы. Что такое творчество?"
Тип урока: "открытие" нового знания
Цель урока:  формирование читательской компетентности младших школьников через знакомство с произведениями Б. Заходера «Что такое стихи», В. Берестова «Тучка»; ознакомление с новым разделом.

Задачи урока

Дидактические:

1. Познакомить учащихся с новым разделом «Картины родной природы», раскрыть основные понятия раздела.
2. Научить правильно читать стихотворения;
3. Научить выполнять анализ лирического произведения;

Развивающие:
1. Развивать устную речь, навыки выразительного чтения;
2. Развивать читательскую компетентность учащихся.

Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
2. Воспитывать любовь к чтению лирических произведений;
3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Картины родной природы"119 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 04.05.2021 г.

Школа: МАОУ СОШ № 104

Класс:

Урок: 5

Время: 11:40 – 12:20  Кабинет: 203

Студент: Иванова Дарья

Группа: 31

Учитель: Артемьева Ирина Эдуардовна

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Картины родной природы. Что такое творчество?»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетентности младших школьников через знакомство с произведениями Б. Заходера «Что такое стихи», В. Берестова «Тучка»; ознакомление с новым разделом.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с новым разделом «Картины родной природы», раскрыть основные понятия раздела.
  2. Научить правильно читать стихотворения;
  3. Научить выполнять анализ лирического произведения;

Развивающие:

  1. Развивать устную речь, навыки выразительного чтения;
  2. Развивать читательскую компетентность учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать любовь к чтению лирических произведений;
  3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы.


Оборудование: учебник Литературное чтение Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская УМК «Перспектива» 3 кл., 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
1 мин

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный:  психологический настрой


Фронтальная

  1. Приветствие, психологический настрой на работу.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

– Прочитайте высказывание на слайде.

Как вы его понимаете?

«Не красна книга письмом, красна умом».

-Как вы его понимаете?

-Мы отправляемся с вами в удивительный мир литературного чтения. Удачи вам и новых открытий!

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Высказывают свое мнение.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: включение в учебную деятельность.

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

6 мин

Готовность мышления и осознание

Словесный: беседа

Практический: речевая разминка

Фронтальная

1. Проводит обобщающую беседу по пройденному материалу.
2. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Какой раздел мы закончили изучать?
- Какие сказки называют литературными?

- А какие бывают еще сказки?

- Какие произведения, с которыми вы познакомились в предыдущем разделе, вам больше всего понравились?

- На ваш взгляд нужно ли ораторское искусство, умение красиво говорить при чтении сказки? Почему?
Давайте потренируем собственную речь.

3. Проводит речевую разминку.

Прочитайте чистоговорку про себя.


-
У Вари на бульваре варежки пропали,
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане варежки Варвара.


- Какой звук повторяется?
- А теперь все вместе прочитаем медленно.
Теперь ускорим темп.
И последний раз читаем быстро.

- Молодцы!
Ребята, мы с вами сейчас тренировались читать быстро, чётко и громко, примените эти навыки на нашем уроке.

Отвечают на вопросы:

«Литературная сказка»

- Сказки, написанные автором.
- Народные.

- Высказывают свое мнение («Братья Маугли», «Винни-Пух»)

Читают чистоговорку про себя.

- Звук [р].

Чтение чистоговорки
(медленно, быстрее и быстро)

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.  

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
3 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Практический: работа с учебником

Словесный: беседа

Фронтальная

Наглядный: 
учебная презентация

1.Подводит к постановке темы урока и цели урока.

Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел.

- Откройте учебник на с. 135 и прочитайте название раздела.

- Как вы думаете, о чем будет этот раздел, какие произведения нам здесь встретятся?

-Прочитайте диалог Ани и Вани на стр. 135 учебника. Что вы из него узнали?

- Какие слова будут главными на нашем уроке?


- Ребята, а задумывались ли вы, что такое творчество?

- Давайте прочитаем, что о творчестве нам расскажет профессор Самоваров. Прочитайте его высказывание на стр. 136.
-Что нового вы узнали?

-Предположите тему нашего сегодняшнего урока.


- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке


- А для того, чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо спланировать нашу работу.

Составим план, используя слова на доске.

Узнаем, …

Познакомимся …

Сделаем …

3. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

- А для того, чтобы отслеживать работу на уроке, после каждого задания, вы будете оценивать свою деятельность в «Речевых картах».  Они лежат у вас на парте.

Ознакомьтесь с критериями оценивания:

2 балла – справился с заданием на отлично
1 балл – справился с заданием, но возникли трудности

0 баллов – с заданием не справился.

- Оцените свои умения в произношении чистоговорок в «Речевой карте»

Отвечают на вопросы:

- «Картины родной природы»

Высказывают свое  мнение.


- Творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

Высказывают свое мнение.

- Творчество – это значит творить, создавать, что-то новое.

-«Картины родной природы. Что такое творчество?»
- Узнать, что такое творчество.

Узнаем, что такое творчество.

Познакомимся с новыми произведениями.
Сделаем выводы.

 

Оценивают свои умения в «Речевой карте».

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Учебник стр. 135

Учебная презентация

«Речевая карта»

"Открытие" детьми нового знания
13 мин

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания

Практический:

Работа с учебником, чтение стихотворения

Фронтальная
Индивидуальная

1.Организует работу с языковым материалом по теме.

- Ребята, оказывается, что поэта и настоящего читателя объединяет творчество. А для того, чтобы узнать, как это происходит, нам поможет один писатель. Посмотрите на слайд, кто на нем изображен?

– Вы знакомы с творчеством писателя Б. Заходера?

Давайте проверим, что вы уже знаете, а что для вас окажется новым.

2. Организует работу в паре

- Вам необходимо будет восстановить биографию Б. Заходера, используя слова для справок.  

Работать будете в паре. Вспомним правила работы в паре.

Борис Владимирович Заходер.

(9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 гг.)

   В детстве самым главным увлечением Заходера были животные.

Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.

   Борис Заходер не только поэт, но еще и сказочник. Героями его сказок становятся “Братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы.

   Борис Заходер еще и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как: А. Милн “Винни-Пух и Все-Все-Все”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше, Л. Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”, П. Треверс “Мэри Поппинс”.

   За перевод книги Л. Кэрролла “Алиса в Стане Чудес” Борис Заходер был награжден почетным дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя.

   Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из них – это песенки Винни–Пуха, Мэри Поппинс, Алисы из Страны Чудес.

   А знаете ли вы, что в доме Заходера очень много книг – 60 полок!

  Читайте книги Бориса Заходера. Это полезное и увлекательное занятие.

3. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

- Вы закрепили свои знания о биографии Б. Заходера. Кто желает нам ее рассказать. Что стало для вас новым?  

- Оцените свои знания в «Речевой карте».

4. Организует работу со стихотворением.

-Б. Заходер  очень много произведений написанных в прозе, но так же много он написал и стихотворений. С одним из них мы с вами сейчас и познакомимся, оно называется «Что такое стихи?».
Давайте поскорее узнаем ответ на этот вопрос. Для этого откройте свои учебники на стр. 136.


- Сейчас каждый из вас жужжащим способом самостоятельно прочитает данное стихотворение. А после мы с вами его обсудим.


- Ребята, о чем говорится в стихотворении?

- Все ли словам вам были понятны.

- Какие средства выразительности есть в тексте, прочтите их.
- Какое определение стихотворению дал Заходер?


- Какое условие, указанное в стихотворении необходимо стихотворению, чтобы не быть «пустой болтовнёй»? Найдите и прочитайте строки из стихотворения, доказывающие это.

- Кто отвечает автору?


-Прочитайте строчки, в которых стихотворение делает оговорку, со слов «Но..»


- Какую основную мысль хочет до нас донести Стихотворение? Найдите и прочитайте эти строчки.

-Какой вывод мы можем сделать, что необходимо писателю, его творчеству?

5. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

Оцените свои успехи в «Речевой карте».

Физминутка

- А теперь давайте позволим нашим глазкам отдохнуть.

 - Посмотрите в левую сторону, теперь в правую сторону, теперь круговые движения. Разотрите свои ладони, и приложите их к глазам. Быстро-быстро поморгали глазками. А теперь потрясли руками.

 - Мы отдохнули, и можем продолжать урок.

Отвечают на вопросы:

- Борис Заходер.

- Да.


Работают в паре

Вспоминают правила работы в паре.

Высказывают свое мнение.


Оценивают свои знания в «Речевой карте».

Читают стихотворение жужжащим способом.

Высказывают свое мнение.
- Да

- Музыка сердцебиения, разума и тайное пение, танец.

-Лишь бессмысленная болтовня,

Если читателя нет у меня.

- стихотворение.

-Но я
лишь бессмысленная болтовня

Если

Читателя нет у меня.

- Ты, мой читатель,
Душой одаренный, -
Ты мне нужнее, чем сердце в груди,

Жду. Приходи.
- читатель.

Оценивают свою деятельность в «Речевой карте».


Выполняют динамическую паузу.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Раздаточный материал «Биография Б. Заходера»

«Речевая карта»

Учебник стр. 136

«Речевая карта»

Первичное закрепление
7 мин

Усвоение нового способа действий


Парная

Практический: работа в паре, чтение стихотворения

Словесный: беседа

Фронтальная

Индивидульная

1.Организует первичное закрепление знаний учащихся.
- Сейчас я вам предлагаю прочитать данное стихотворение по ролям, в паре. Один читает за автора, другой за Стихотворение.

- Сейчас одна пара прочитает нам стихотворение.

-Ребята,  как вы поняли, что же такое стихотворение?

- Отвечает ли автор стихотворения на вопрос, который вынесен в заголовок?
- Как бы вы ещё озаглавили это стихотворение? Почему?

2. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

Оцените свои успехи в «Речевой карте».

Читают по ролям в парах.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

-Да.

Высказывают свое мнение.



Оценивают свою деятельность в «Речевой карте».

Метопредметные:

П: структурирование знания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

К: инициативность в общем поиске нового знания

П: работать по предложенному плану;

П: Овладение логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебник стр. 136

«Речевая карта»

Самостоятельная работа с самопроверкой

7 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Практический: работа с учебником, выполнение задания

Словесный: беседа

Индивидуальная

1.Организует самостоятельную работу учащихся.

Ребята, поднимите руку те, кому было легко читать предыдущее стихотворение.

- Как вы думаете, почему? Что есть в этом стихотворении?
- А что же такое рифма?
Предлагаю вам самостоятельно подобрать рифмы к стихотворению поэта В.Берестова «Тучка», а также выучить это стихотворение наизусть и рассказать классу. У вас есть на это задание 5 минут.


2. Организует проверку выполнения задания.
Давайте проверим, как вы справились с заданием.
Сейчас 2-3 учащихся расскажут нам стихотворение. Все остальные внимательно слушают.

- Получилось ли у ребят сохранить рифму в данном стихотворении?

- Какие эмоции у вас возникают после данного стихотворения?

3. Организует самооценивание.

Оцените свои успехи в «Речевой карте».



- Рифма.

- Созвучие стихотворных строк.


Выполняют задание самостоятельно.

-Да.

Высказывают свое мнение.
Положительные, веселые.


Оценивают свою деятельность в «Речевой карте».

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Учебник стр. 137

«Речевая карта»

Включение в систему знаний, повторение

1 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Индивидульная

Словесный: беседа 

Практический: работа с учебником, чтение стихотворения

1.Организует работу со стихотворением.
- Откройте учебники на стр. 137 и прочитайте задание.

Что необходимо сделать?

-Давайте прочитаем стихотворения.

-Какая тема объединяет стихотворения школьницы?

- Какое слово придумала школьница?
Как вы его понимаете?

- Я вам даю 1 минуту, чтобы вы подготовились к выразительному чтению стихотворений.
(Выразительно читают стихотворения).


2.Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

Оцените свои результаты в «Речевой карте».

- А вашим домашним заданием будет: составить четверостишие о природе.


- Прочитать стихотворение и попробовать самим что-то сочинить о природе.

Читают стихотворения.



- Тема зимы.
-Предречный.
Высказывают свое мнение.




Оценивают свою деятельность в «Речевой карте».

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

Учебник стр. 137

«Речевая карта»

Рефлексия деятельности

2 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

 

Фронтальная

Словесный: обобщающая беседа

1. Организует беседу, связывая результаты урока с целями.


- Какой раздел учебника мы начали изучать?
- Давайте с вами вспомним, какая тема урока у нас была?


- Какую цель мы с вами ставили? Достигли мы ее?

- Какой вывод мы можем с вами сделать: важно ли творчество в жизни каждого из нас? Почему?


- С какими, произведениями мы с вами сегодня познакомились? 


- Как вы думаете, можно ли эти стихи положить на музыку? Что есть в стихотворении, благодаря чему оно певуче?
 

2. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

А теперь проанализируем результаты вашей деятельности на уроке. Те, у кого 12-11 баллов, вы большие молодцы, хорошо поработали на уроке и усвоили тему.

Поднимите руку, у кого 10-9 баллов. Хорошо опустили.
А теперь поднимите руку те, у кого менее 8 баллов, вам я посоветую быть более внимательными и активными в следующий раз.
Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы:

-«Картины родной природы.

- «Картины родной природы. Что такое творчество?»

Узнаем, что такое творчество.

Познакомимся с новыми произведениями.
Сделаем выводы.

Высказывают свое мнение.

- Б. Заходер «Что такое стихи?», В. Берестов «Тучка».

- Ритм, рифма.

Оценивают работу на уроке.


Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

Учебная презентация

«Речевая карта»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературного чтения В. Осеева "Волшебное слово" 3 класс УМК «Гармония»

Урок литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Волшебное слово"...

Технологическая карта урока литературного чтения С. Михалков «Сила воли» 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: С. И. Михалков «Сила воли» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Михалкова; воспитывать положительные качеств...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следу...

Технологическая карта урока истории Тема: "Родной дом - уголок Отчизны" (3 класс)

Цели деятельности учителя:  познакомить со значениями слов «мир», «экос», «ойкос», «ойкумена»;  с трёхчастной структурой старинного дома как о...

Технологическая карта урока литературного чтения «Люблю природу русскую. Осень» 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения раздела «Люблю природу русскую. Осень» и стихотворения И. Бунина «Лес, точно терем распи...

Технологическая карта урока ИЗО "Ритм в природе" УМК "Перспектива" (4 класс)

Цель урока: формирование представления о значении и роли ритма в природе, в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомиться с работами художников, на основе темы «Осень».Расширить з...

Технологическая карта урока ИЗО"Пейзаж родной земли" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий в изобразительных и выразительных возможностях цвета в изображении пейзажаЗадачи урока:Дидактические:1.Познакомить обучающихся...