Технологическая карта урока литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема: "Картины родной природы. Что такое творчество?"
Тип урока: "открытие" нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности младших школьников через знакомство с произведениями Б. Заходера «Что такое стихи», В. Берестова «Тучка»; ознакомление с новым разделом.
Задачи урока
Дидактические:
1. Познакомить учащихся с новым разделом «Картины родной природы», раскрыть основные понятия раздела.
2. Научить правильно читать стихотворения;
3. Научить выполнять анализ лирического произведения;
Развивающие:
1. Развивать устную речь, навыки выразительного чтения;
2. Развивать читательскую компетентность учащихся.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
2. Воспитывать любовь к чтению лирических произведений;
3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Картины родной природы" | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дата: 04.05.2021 г. Школа: МАОУ СОШ № 104 Класс: 3б Урок: 5 Время: 11:40 – 12:20 Кабинет: 203 | Студент: Иванова Дарья Группа: 31 Учитель: Артемьева Ирина Эдуардовна Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна |
Тема урока «Картины родной природы. Что такое творчество?»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование читательской компетентности младших школьников через знакомство с произведениями Б. Заходера «Что такое стихи», В. Берестова «Тучка»; ознакомление с новым разделом.
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить учащихся с новым разделом «Картины родной природы», раскрыть основные понятия раздела.
- Научить правильно читать стихотворения;
- Научить выполнять анализ лирического произведения;
Развивающие:
- Развивать устную речь, навыки выразительного чтения;
- Развивать читательскую компетентность учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
- Воспитывать любовь к чтению лирических произведений;
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы.
Оборудование: учебник Литературное чтение Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская УМК «Перспектива» 3 кл., 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: психологический настрой
|
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. – Прочитайте высказывание на слайде. Как вы его понимаете? «Не красна книга письмом, красна умом». -Как вы его понимаете? -Мы отправляемся с вами в удивительный мир литературного чтения. Удачи вам и новых открытий! | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Высказывают свое мнение. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: включение в учебную деятельность. | Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивация 6 мин | Готовность мышления и осознание | Словесный: беседа Практический: речевая разминка Фронтальная | 1. Проводит обобщающую беседу по пройденному материалу. - Какой раздел мы закончили изучать? - А какие бывают еще сказки? - Какие произведения, с которыми вы познакомились в предыдущем разделе, вам больше всего понравились? - На ваш взгляд нужно ли ораторское искусство, умение красиво говорить при чтении сказки? Почему? 3. Проводит речевую разминку. Прочитайте чистоговорку про себя.
- Молодцы! | Отвечают на вопросы: «Литературная сказка» - Сказки, написанные автором. - Высказывают свое мнение («Братья Маугли», «Винни-Пух») Читают чистоговорку про себя. - Звук [р]. Чтение чистоговорки | Предметные: повторить уже имеющиеся знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности. | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Практический: работа с учебником Словесный: беседа Фронтальная Наглядный: | 1.Подводит к постановке темы урока и цели урока. Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. - Откройте учебник на с. 135 и прочитайте название раздела. - Как вы думаете, о чем будет этот раздел, какие произведения нам здесь встретятся? -Прочитайте диалог Ани и Вани на стр. 135 учебника. Что вы из него узнали? - Какие слова будут главными на нашем уроке?
- Давайте прочитаем, что о творчестве нам расскажет профессор Самоваров. Прочитайте его высказывание на стр. 136. -Предположите тему нашего сегодняшнего урока.
2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке
Составим план, используя слова на доске. Узнаем, … Познакомимся … Сделаем … 3. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. - А для того, чтобы отслеживать работу на уроке, после каждого задания, вы будете оценивать свою деятельность в «Речевых картах». Они лежат у вас на парте. Ознакомьтесь с критериями оценивания: 2 балла – справился с заданием на отлично 0 баллов – с заданием не справился. - Оцените свои умения в произношении чистоговорок в «Речевой карте» | Отвечают на вопросы: - «Картины родной природы» Высказывают свое мнение. - Творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Высказывают свое мнение. - Творчество – это значит творить, создавать, что-то новое. -«Картины родной природы. Что такое творчество?» Узнаем, что такое творчество. Познакомимся с новыми произведениями. Оценивают свои умения в «Речевой карте». | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Учебник стр. 135 Учебная презентация «Речевая карта» |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: беседа Практический: выполнение задания Практический: Работа с учебником, чтение стихотворения Фронтальная | 1.Организует работу с языковым материалом по теме. - Ребята, оказывается, что поэта и настоящего читателя объединяет творчество. А для того, чтобы узнать, как это происходит, нам поможет один писатель. Посмотрите на слайд, кто на нем изображен? – Вы знакомы с творчеством писателя Б. Заходера? Давайте проверим, что вы уже знаете, а что для вас окажется новым. 2. Организует работу в паре - Вам необходимо будет восстановить биографию Б. Заходера, используя слова для справок. Работать будете в паре. Вспомним правила работы в паре. Борис Владимирович Заходер. (9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 гг.) В детстве самым главным увлечением Заходера были животные. Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки. Борис Заходер не только поэт, но еще и сказочник. Героями его сказок становятся “Братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы. Борис Заходер еще и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как: А. Милн “Винни-Пух и Все-Все-Все”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, Л. Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”, П. Треверс “Мэри Поппинс”. За перевод книги Л. Кэрролла “Алиса в Стане Чудес” Борис Заходер был награжден почетным дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя. Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из них – это песенки Винни–Пуха, Мэри Поппинс, Алисы из Страны Чудес. А знаете ли вы, что в доме Заходера очень много книг – 60 полок! Читайте книги Бориса Заходера. Это полезное и увлекательное занятие. 3. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. - Вы закрепили свои знания о биографии Б. Заходера. Кто желает нам ее рассказать. Что стало для вас новым? - Оцените свои знания в «Речевой карте». 4. Организует работу со стихотворением. -Б. Заходер очень много произведений написанных в прозе, но так же много он написал и стихотворений. С одним из них мы с вами сейчас и познакомимся, оно называется «Что такое стихи?».
- Все ли словам вам были понятны. - Какие средства выразительности есть в тексте, прочтите их.
- Кто отвечает автору?
-Какой вывод мы можем сделать, что необходимо писателю, его творчеству? 5. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. Оцените свои успехи в «Речевой карте». Физминутка - А теперь давайте позволим нашим глазкам отдохнуть. - Посмотрите в левую сторону, теперь в правую сторону, теперь круговые движения. Разотрите свои ладони, и приложите их к глазам. Быстро-быстро поморгали глазками. А теперь потрясли руками. - Мы отдохнули, и можем продолжать урок. | Отвечают на вопросы: - Борис Заходер. - Да.
Вспоминают правила работы в паре. Высказывают свое мнение. Оценивают свои знания в «Речевой карте». Читают стихотворение жужжащим способом. Высказывают свое мнение. - Музыка сердцебиения, разума и тайное пение, танец. -Лишь бессмысленная болтовня, Если читателя нет у меня. - стихотворение. -Но я Если Читателя нет у меня. - Ты, мой читатель, Жду. Приходи. Оценивают свою деятельность в «Речевой карте».
| П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план. Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. | Раздаточный материал «Биография Б. Заходера» «Речевая карта» Учебник стр. 136 «Речевая карта» |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий |
Практический: работа в паре, чтение стихотворения Словесный: беседа Фронтальная Индивидульная | 1.Организует первичное закрепление знаний учащихся. - Сейчас одна пара прочитает нам стихотворение. -Ребята, как вы поняли, что же такое стихотворение? 2. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. Оцените свои успехи в «Речевой карте». | Читают по ролям в парах. Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. -Да. Высказывают свое мнение.
| Метопредметные: П: структурирование знания К: умение высказывать и аргументировать свои мысли К: инициативность в общем поиске нового знания П: работать по предложенному плану; П: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. | Учебник стр. 136 «Речевая карта» |
Самостоятельная работа с самопроверкой 7 мин | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная Практический: работа с учебником, выполнение задания Словесный: беседа Индивидуальная | 1.Организует самостоятельную работу учащихся. Ребята, поднимите руку те, кому было легко читать предыдущее стихотворение. - Как вы думаете, почему? Что есть в этом стихотворении?
- Получилось ли у ребят сохранить рифму в данном стихотворении? - Какие эмоции у вас возникают после данного стихотворения? 3. Организует самооценивание. Оцените свои успехи в «Речевой карте». |
-Да. Высказывают свое мнение.
| Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям | Учебник стр. 137 «Речевая карта» |
Включение в систему знаний, повторение 1 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Индивидульная Словесный: беседа Практический: работа с учебником, чтение стихотворения | 1.Организует работу со стихотворением. Что необходимо сделать? -Давайте прочитаем стихотворения. -Какая тема объединяет стихотворения школьницы? - Какое слово придумала школьница? - Я вам даю 1 минуту, чтобы вы подготовились к выразительному чтению стихотворений.
Оцените свои результаты в «Речевой карте». - А вашим домашним заданием будет: составить четверостишие о природе. |
Читают стихотворения.
Оценивают свою деятельность в «Речевой карте». | П: обобщение и структурирование знаний в речи Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности | Учебник стр. 137 «Речевая карта» |
Рефлексия деятельности 2 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания |
Фронтальная Словесный: обобщающая беседа | 1. Организует беседу, связывая результаты урока с целями.
- Какой вывод мы можем с вами сделать: важно ли творчество в жизни каждого из нас? Почему?
2. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. А теперь проанализируем результаты вашей деятельности на уроке. Те, у кого 12-11 баллов, вы большие молодцы, хорошо поработали на уроке и усвоили тему. Поднимите руку, у кого 10-9 баллов. Хорошо опустили. | Отвечают на вопросы: -«Картины родной природы. - «Картины родной природы. Что такое творчество?» Узнаем, что такое творчество. Познакомимся с новыми произведениями. Высказывают свое мнение. - Б. Заходер «Что такое стихи?», В. Берестов «Тучка». - Ритм, рифма. Оценивают работу на уроке. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К: построение речевого высказывания Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности | Учебная презентация «Речевая карта» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока литературного чтения В. Осеева "Волшебное слово" 3 класс УМК «Гармония»
Урок литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Волшебное слово"...
Технологическая карта урока литературного чтения С. Михалков «Сила воли» 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: С. И. Михалков «Сила воли» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Михалкова; воспитывать положительные качеств...
Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следу...
Технологическая карта урока истории Тема: "Родной дом - уголок Отчизны" (3 класс)
Цели деятельности учителя: познакомить со значениями слов «мир», «экос», «ойкос», «ойкумена»; с трёхчастной структурой старинного дома как о...
Технологическая карта урока литературного чтения «Люблю природу русскую. Осень» 2 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения раздела «Люблю природу русскую. Осень» и стихотворения И. Бунина «Лес, точно терем распи...
Технологическая карта урока ИЗО "Ритм в природе" УМК "Перспектива" (4 класс)
Цель урока: формирование представления о значении и роли ритма в природе, в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомиться с работами художников, на основе темы «Осень».Расширить з...
Технологическая карта урока ИЗО"Пейзаж родной земли" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий в изобразительных и выразительных возможностях цвета в изображении пейзажаЗадачи урока:Дидактические:1.Познакомить обучающихся...