Конспект урока "Мелодия- душа музыки"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Сабирзанова Динара Ильсуровна

Конспект урока "Мелодия- душа музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melodiya-_dusha_muzyki.docx15.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Россия – Родина Моя»

 «Мелодия – душа музыки»

Задача: продолжить формирование представления о мелодизме как основном свойстве русской музыки, на примере знакомства с произведениями С. Рахманинова.

                                

- «Камаринская»

  «Светит месяц» и др

 игра на ДМИ

- М. Глинка Ария Ивана Сусанина

  хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

  М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

  из оперы «Хованщина»

  П. Чайковский «Симфония № 4 II ч.»

  Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

вокализация тем,

слушание фрагментов

- С. Рахманинов Концерт № 3 I ч.

вокализация главной темы, слушание

- «Ты, река ль, моя реченька» р.н.п.

разучивание

- В. Локтев «Песня о России» (сл. О. Высоцкой)

разучивание

С. Рахманинов «Вокализ»

вокализация темы, пластическое интонирование, слушание

        Беседуем о летних «встречах» с музыкой, исполняем знакомые песни о России, русские народные песни, народные инструментальные наигрыши.

        Предлагаем задуматься над смыслом эпиграфа к этому разделу учебника: «Вся Россия просится в песню…»

        Читаем текст с. 8 (1 абзац), вспоминаем (темы произведений играет учитель) и поём  мелодии знакомых произведении. Все они обладают общим качеством – песенностью.

        Предлагаем познакомиться с музыкой ещё одного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943). Читаем текст на с. 8-9.

Учим главную тему концерта № 3 (с. 9).

        Обращаем внимание на небольшой диапазон, поступенное движение, минорный лад, остановки на длинных звуках в конце фраз, на широту, певучесть. Сначала поём мелодию a`cappella, затем под аккомпанемент учителя (сопровождение не поддерживает главную тему).

        Сравниваем мелодию Рахманинова с уже звучавшими мелодиями, подчеркиваем их интонационное единство, родство с народными напевами.

        Вспоминаем, что слово «концерт» - в переводе с латинского означает – состязаться, а с итальянского – согласие.

        Слушаем I часть «Концерта № 3» в исполнении автора и Филадельфийского симфонического оркестра.

        Выясняем, что главная мелодия звучит сначала у солиста – пианиста, а затем её «подхватывает» и «распевает» весь оркестр. Солист, соревнуясь с оркестром, в то же время согласует с ним свою игру. В этом – особенность жанра концерта.

        Разучиваем песни, мелодии которых интонационно близки теме концерта.

        «Ты река ль, моя реченька» - в этой песне образ девушки – невесты, которая грустит при мысли о предстоящем замужестве, печалится потому, что ей придётся покинуть отчий дом, родителей. Характер звучания – негромкий, сдержанный, словно затаённый. Трудность – распевы.

        В «Песне о России» - необходимо стремиться к кантилене, устремленности каждой фразы к кульминации, мягкому нефорсированному звучанию высоких звуков. Можно в припеве использовать терцовое двухголосие только фрагментарно, а не целиком (в каденциях, на кульминациях фраз).

        В вокальной музыке передать разнообразные чувства человека может не только пение со словами, но и пение без слов.

        Читаем текст на с. 12. Пропеваем мелодию вокализа на какой-либо слог (лё, лю), следя по нотной записи. Вслушиваемся в сопровождение (играет учитель), в нём выделяются два «пласта» - мерно повторяющиеся аккорды и выразительный нисходящий подголосок. Исполняем группами класса мелодию на воображаемых скрипках, подголосок – на виолончели, аккорды – на «немой» клавиатуре воображаемого пианино.

Слушаем «Вокализ».

        Какие чувства передает эта музыка? (печаль и радость, покой и взволнованность, тревога и умиротворение).

        В чём красота этого сочинения?

        В какой части «Вокализа» слышен диалог между голосом и фортепиано?

        Чем жанр вокализа отличается от жанров песни и романса?

        Каким человеком предстает перед слушателями создатель «Вокализа» - композитор Рахманинов?

        

        Просматриваем портреты Неждановой и Рахманинова (одухотворенность, сосредоточенность на своём творчестве, погружённость в мир человеческих чувств и эмоций).

        Читаем рассказ «Русь» (тетрадь с. 3) на фоне звучания I ч. Концерта № 3.

Д/з:

        Выполнить задания в тетради на развороте «Мелодия – душа музыки» (с. 4-5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мелодия - душа музыки". урок музыки - 3 класс

На уроке музыки учитель обращается к разным видам искуства, используя современные образовательные технологии, в том числе, информационно - коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупно...

урок музыки "Мелодия-душа музыки"

урок музыки "Мелодия-душа музыки", 2 класс...

1 класс урок №4 "Мелодия - душа музыки" конспект и презентация

1 класс урок "Мелодия - душа музыки" конспект и презентация...

Урок в 3 классе по музыке "Мелодия - душа музыки"

"Мелодия- душа музыки". Урок в 3 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной...

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...

Конспект урока по музыке. Мелодия-душа музыки

Конспект урока по музыке. Мелодия-душа музыки...

Конспект урока по музыке 4 класс "Исповедь души. Революционный этюд".

Выбранная тема урока актуальна, поскольку раскрывает эффективное приёмы работы учителя и учащихся на уроке музыке в начальном звене, которые опираются на наглядно - образное воспитание малдших школьни...